Урок - реадаптация в 4 классе : "Наша слава - Русская держава"
план-конспект урока по музыке
Методический материал содержит текст урока, тексты песен, кантов и энциклопедические сведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.83 КБ | |
| 12.58 КБ | |
| 13.54 КБ | |
| 89.92 КБ | |
| 13.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе. Реадаптация: 21.02.25г.
Тема: « Наша слава-русская держава».
Цель: - познакомить и побудить интерес учащихся к истории России на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В. Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г; героях Великой Отечественной войны и СВО.
Задачи:
- закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
- дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;
- научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.
- продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
- развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)
- воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.
- воспитывать умение работать в группах.
Используемое оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие. Упражнение- распевание.
2. Актуализация. Постановка темы урока.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в музыкально-историческое путешествие в прошлое. Узнаем, какие слагали песни во времена правления царя Петра I, какая музыка посвящалась героям войны 1812 года. Послушайте р.н.песню. Что вы можете о ней сказать?
Звучит песня «Солдатушки». *Слушаем и поём песню «Солдатушки - бравы ребятушки.
Исполняем песню, делимся на 2 группы-вопрос и ответ.
Как такие песни называются? (Солдатские)
-О чём эта песня, кому она посвящена? (героям, защитникам Родины, славным победам над врагами).
Да, 2025 год объявлен президентом нашей страны Годом Защитников Отечества.
На Руси всегда с любовью, почитанием и благодарностью относились к защитникам Родины. Воспевали их подвиги и прославляли ратный труд в песнях, сказках, легендах, стихах, картинах.
Неслучайно темой урока сегодня послужит строчка из этой народной песни: «Наша слава – русская держава».
Ребята. А что такое держава? Держава – это сильное и независимое государство.
А сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром народной старинной песни.
*Слушание канта неизвестного автора XVIII века «Орле Российский» (1-ая часть)
«Мозговой штурм» (вопросы – ответы)
- Что можно сказать об этом музыкальном произведение?
- Какие чувства вызывает?
- Определите жанр (песня)
- Какой характер? (торжественный)
- Кто исполнял? (мужской хор)
- Это одноголосное или многоголосное произведение? (многоголосное)
- Музыка написана в наше время или давно?
- Русская она или зарубежная?
- О чем поется? (о России)
- По каким словам определили?
- На каком языке исполняется песня? (старорусском)
- Знакомо ли слово «Виват»?
- Чтобы это значило: «Виват, Россия»?
- Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.
- Это заздравное приветствие «да здравствует, пусть живет». Радостный возглас, наподобие «УРА!»
- Песня называется «Орле Российский», где мы можем увидеть орла? (Не только в лесу, на гербе: на красном щите золотой двуглавый орел под тремя коронами. Они соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона- Георгий Победоносец).
Герб - это один из символов нашего государства.
- Какие символы нашего государства вы знаете? (герб, флаг и гимн).
Что такое гимн? (торжественная песня)
Как слушают гимн на церемониях? (все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь)
В XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои государственные символы
III. Открытие новых знаний.
- Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения врагов, отстаивать свою независимость. История России отражена не только в песнях - гимнах, но и в музыке других жанрах. Мы сможем узнать название этого жанра, отгадав кроссворд.
1. На военных парадах солдаты шагают под звучание духового..
2. Какой музыкальный жанр основан на шаге?
3. В каком жанре главное –певучая мелодия?
4. Какой медный духовой инструмент есть в военном оркестре?
(дети узнают название нового жанра-кант)
п | ||||
О | Е | |||
Р | М | С | ||
К | А | Н | Т | |
Е | Р | Я | Р | |
С | Ш | У | ||
Т | Б | |||
Р | А | |||
- Давайте прочитаем, что такое кант (рабочий лист)
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня-кант. Слово это в переводе с латинского означает песня, пение и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою.
- Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)
Кто и в какой момент может кант исполнять?
- При Петре (великий русский царь, живший 3оо лет назад ) канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означало « да здравствует»
- Какой должна быть музыка в таком приветствии? (торжественной, парадной)
- Кант «Орле Российский»- хвалебный кант, сочинен по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой.(1709г)
IV. Знакомство с кантами: «Орле Российский». Повторное слушание канта «Орле Российский» или Кант «Радуйся, росско земле», посвящённый победе России в Северной войне в 1721 году, заключённому Ништадскому миру между Россией и Швецией.
Учитель: Ребята, как вы поняли, кант- это тоже народная песня гимнического характера.
Очень часто воспевалась храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях.
Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20 - 25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.
Учащиеся слушают и исполняют песню “Славны были наши деды”.
V.Групповая работа по слушанию и анализу музыки.
Славны были наши деды (Рабочий лист)
Из старинной солдатской песни «Славны были наши деды» родился известный русский военный марш «Марш Преображенского полка» - слушание музыки. Что это за полк Преображенский ? Кто в нём служил? К этому маршу мы с вами вернёмся чуть позже…
Работа над песней: повторное слушание песни с текстом
- Какой характер имеет песня?
- Какой жанр песни?
Учащиеся выполняют практическую работу, определяют музыкальный язык песни, заполняют таблицу, работают в паре, в четвёрке.
- Какая из двух р. н. песен похожа на кант «Орле Российский»? («Славны были наши деды» или «Солдатушки»)
- Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако, многие дошедшие до нас канты остались безымянными. Этим они похожи на р. н. п.
Просмотр иллюстративого материала на слайдах
- Канты были элементом различного рода торжеств.
Например: По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)
- Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.
После победы над шведами под Полтавой (1709г.) по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины - победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.
- Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)
- Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты - инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.
Учитель: В 1812 г. в штате каждого русского полка были музыканты. Своей музыкой они подбадривали солдат во время боя, подавали им важные сигналы - такие, как пора строиться, тревога, отбой.
. В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии — трубачи, а в гренадерских полках еще и «флейтщики».
Давайте представим себя барабанщиками пехотного полка. Разучим барабанный ритм и исполним под музыку марша Преображенского полка.
Учитель: Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?
(Слайд)Александр Невский
(Слайд)Дмитрий Донской.
(Слайд) А. В. Суворов
(Слайд) М.И. Кутузов
Великий русский полководец А. Суворов писал, что “музыка удваивает, утраивает армию”.
- С древних времён все народы почитали и чествовали своих героев-защитников. Солдаты, которые проявляли особую храбрость и героизм, награждались орденами и медалями
У нас есть орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден маршала Жукова и др. Они даются офицерам и генералам за талантливое командование войсками, за победу над врагами.
Более двух веков тому назад в России был учреждён орден – Георгиевский крест. Он носил имя святого Георгия Победоносца, изображённого на гербе Русского государства в виде всадника, поражающего змея. Орденом награждались те, кто проявил особенную храбрость.
Первым полным Георгиевским кавалером был Михаил Илларионович Кутузов.
VI. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
- Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? Только ли из народных песен? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)
- С каким новым жанром мы сегодня познакомились? Кант.
О чем повествуют канты?
- Повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.
VII. Подведение итогов урока
Рефлексия деятельности.
- О какой музыке мы сегодня говорили на уроке? (Мы говорили о героической музыке, о подвигах русских героев, мужчинах, солдатах и полководцах. )
- Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)
- Какие исполняли песни? Русские народные песни «Славны были наши деды» и «Солдатушки, бравы ребятушки»
- Когда родились эти песни? (В 1812 году среди партизан, как призыв на защиту своей Родины. )
- Кто же главный герой Отечественной войны 1812года? (Русский народ во главе с полководцем Кутузовым. )
- Молодцы, ребята. В знаменитом Бородинском сражении участвовало около 3000 военных музыкантов.
-Кто из русских полководцев говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию». (А.В. Суворов)
- Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной
Думаю, что и будущее поколение тоже будет любить свою родину, свою Россию. И поэтому я говорю: «Виват, Россия!».
Давайте изучать историю России, её прошлое. , никому не позволять искажать её и переписывать в угоду себе, своим амбициям. А герои, которые воевали за свободу и независимость нашей Родины в разные времена, навсегда останутся в нашей памяти и в наших сердцах
Об этом и будет наша песня. А.Ольханский. «Бессмертный полк»
Дети исполняют песню., и выходят из класса поз музыку «Военного марша» Г.Свиридова
Предварительный просмотр:
Солдатушки, бравы ребятушки
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!
Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сёстры?
Наши сёстры - штыки сабли остры,
Вот где наши сёстры!
Наши сёстры - штыки сабли остры,
Вот где наши сёстры!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – Русская держава,
Вот где наша слава!
Наша слава – Русская держава,
Вот где наша слава!
Предварительный просмотр:
Славны были наши деды
Славны были наши деды. Помнит их и швед, и лях.
Их парил орел победы На полтавских, на полях
Знамя их полка пленяет, Русский штык наш боевой
Он и нам напоминает Как ходили деды в бой
Тверд наш штык четырехгранный. Голос чести не замолк
Как пойдем вперед мы славно Грудью первый русский полк!
Преображенцы удалые, Рады тешить мы Царя,
И потешные былые Славны будут ввек, Ура!
Солдатушки, бравы ребятушки
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды! (2раза)
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сёстры?
Наши сёстры - штыки сабли остры,
Вот где наши сёстры! (2 раза)
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – Русская держава,
Вот где наша слава! (2 раза)
Предварительный просмотр:
Что такое кант ?
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня-кант. Слово это в переводе с латинского означает песня, пение и созвучно итальянскому слову «кантаре» - пою.
- При ПетреI (великий русский царь, живший 3оо лет назад ) канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными. Как правило, в них было слово «виват», что в переводе означало « да здравствует»
История России отражена не только в песнях - гимнах, но и в музыке других жанрах. Мы сможем узнать название этого жанра, отгадав кроссворд.
1. На военных парадах солдаты шагают под звучание духового..
2. Какой музыкальный жанр основан на шаге? (песня, танец, марш ?)
3. В каком жанре главное –певучая мелодия? (песня, танец, марш)
4. Какой медный духовой инструмент есть в военном оркестре?
Предварительный просмотр:
Орле Российский
Орле Российский, торжествуй со нами
Яко днесь враг твой лежит под нами.
Оставльше вои, бежит невесть камо
Зряще по странам, семо и овамо.
Бежит в дубровы, бежит в лесы темны,
Просит дадут помощь звери темны.
Выше же стрелят стрелы запаленны
Да лев со волком будут пораженны.
Волк же безумный, проклятый Мазепа
Бежит от страха, ищущи вертепа.
Бо несть вертеп злу, несть вертеп прокляту
Несть здесь покрова диаволску брату
Виват, виват, виват, виват,
Виват, российский ... главный.
Царь Петр днесь виват, виват, победитель славный.
Виват, виват, виват, виват,
Виват, Россия, ...
.., виват, виват, ...
Радуйся, росско земле!
Радуйся, росско земле! (3 раза)
Ликуй, ликуй-ликуй, и веселися!
Ликуй, ликуй-ликуй, швед умирися!
Радуйся, росско земле! (3 раза)
Ликуй, ликуй-ликуй, грады прияша!
Ликуй, ликуй-ликуй, орел их взяша!
Виват! Виват! Виват! Виват!
Воспоем вси радость!
Виват! Виват! Виват! Виват!
А мир пришел в сладость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша слава - русская держава
в этой презентации хотела раскрыть связь литературы,музыки и истории...
Наша слава - русская держава
в этой презентации хотела раскрыть связь литературы,музыки и истории...

« Наша слава – Российская держава» (спортивно-патриотические мероприятия)
Данная работа представляется в номинации: Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

урок по математике "Класс нашей мечты"
Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...
Урок в 5 классе на тему: "Ассирийская держава"
Урок в 5 классе на тему: "Ассирийская держава"...

Презентация к открытому уроку для 5 класса на тему "Ассирийская держава"
Цели: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучение местоположения и природных условий, военные завоева...


