театр "Гонзики"
занимательные факты по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Кто живет в стране чудесной?» (для вступления)
Живут в стране чудесной веселые друзья.
Их любят ребятишки и в гости ждут всегда.
У них большие глазки, кругляшки, как орех.
Когда приходят в гости, звучит задорный смех.
Ну что ж, пора представить – цветных артистов шесть:
Зеленый, красный, алый и желтый тоже есть.
А вот и фиолетовый с голубым присели.
И на ребяток милых задорно поглядели.
У них талант особый – волшебный, не простой:
Они играют в сказки с любимой детворой.
То ежики, то зайки, то пляшут, то поют,
То птичками летают, то зернышки клюют.
И как приятно видеть довольный взгляд ребят –
Ведь с ними снова вместе шесть Гонзиков шалят!
«Дружные Гонзики»
Дружно все мы вшестером
В малой рощице живем,
Нам там очень хорошо –
Радостно, светло, свежо.
Есть у нас там теремок –
Теремком зовем пенек,
А пенечек старенький,
Не большой, не маленький.
Красный Гонзик – очень добрый,
Любит всем он помогать,
Синий Гонзик – очень ловкий,
Может ягоды собрать.
Гонзик розовый у нас –
Любит он пускаться в пляс,
Фиолетовый – он тоже
И сплясать, и спеть нам сможет!
Ну, а желтый и зеленый –
Это наши астрономы,
Любят звезды наблюдать,
Вечером идут гулять.
Так и дальше жить хотим,
Не скучаем, не грустим!
Вы похлопайте-ка нам,
Вашим Гонзикам – друзьям!
«Встреча Гонзиков» (диалог)
- С добрым утром! Как дела?
- Как всегда, жизнь весела!
Утром очень много дел,
Все, что раньше не успел:
Приберу и постираю,
Вечерком в лото сыграю.
А твои-то как дела?
- На концерт ходил вчера,
Посмотрел, певцов послушал,
Мы с тобой бы спели лучше,
Потому что мы вдвоем
Замечательно поем!
А давай с тобою вместе
Мы пойдем на конкурс песни!
Завоюем приз большой –
И прославимся с тобой!
«Скрут» (Саша Черный)
При исполнении этого стихотворения нужно научиться выполнять пальчиком утвердительные (да) и отрицательные (нет, никогда) движения.
Начинать лучше с варианта, когда вопрос задает взрослый, а ребенок отвечает. Затем ребенок и взрослый могут поменяться ролями.
- Кто живет под потолком?
- Гном.
- У него есть борода?
- Да.
- И манишка, и жилет?
- Нет...
- Как встает он по утрам?
- Сам.
- Кто с ним утром кофе пьет?
- Кот.
- И давно он там живет?
- Год.
- Кто с ним бегает вдоль крыш?
- Мышь.
- Ну, а как его зовут?
- Скрут.
- Он капризничает, да?
- Ни-ког-да!..
Стихи-диалоги помогают почувствовать общение с конкретным лицом – партнером, куклой, сказочным персонажем, побуждают детей к творчеству.
«Киска» (Настя Емельяненко)
- Здравствуй, киса!
Как дела?
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете…
На хвостик наступаете.
Совместное исполнение стихов-диалогов создает благоприятный эмоциональный фон, развивает чувство юмора. Важно так и то, что при этом ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
«Разговор лягушек» (чеш.н.песенка в переводе С. Маршака)
- Кума,
Ты к нам?
- К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
- А кого, кого, кума?
- Карпа, рака и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!
«Свинка» (О. Александрова)
- Хрю-хрю-хрю! – сказала свинка,
Зачесалась что-то спинка.
Как бы мне не стало хуже!
Ну-ка, выкупаюсь в луже!
«Теленок» (О. Александрова)
Загрустил Теленок: «Му-у!
Как же скучно одному-у.
Здесь торчать у колышка
До захода солнышка»
«Поссорились» (Ф. Бобылев)
- Что ты прячешься, косой?
- Я поссорился с лисой.
Не хочу теперь встречаться:
Вспыльчив я, могу подраться.
«Барашки» (Марина Дружинина)
- Приходите к нам, Барашки!
Мы расчешем вам кудряшки!
- Нет, спасибо, Бе-бе-бе-е-е!
Расчешите их себе-е-е!
«Козленок» (Марина Дружинина)
Шел Козленок по дорожке,
У него устали ножки.
Закричал Козленок: «Ме-е-е!
Постелите коврик мне-е-е!»
«Воробьишка» (Марина Дружинина)
- Не замерзнешь, Воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
- Не волнуйтесь! Я привык!
- Чик-чирик! Чик-чирик!
«Машина» (Марина Дружинина)
- Ты чего стоишь, машина?
- Би-би-би, спустилась шина,
- Умоляю, выручайте,
- Поскорее накачайте.
«Веселые встречи»
- Здравствуй, Кошечка!
- Привет.
- Что сегодня на обед?
- Полакала молочка,
Рыбку съела.
- Все, пока.
- Здравствуй, Курочка!
- Привет.
- Что сегодня на обед?
- Поклевала я пшена
И водичкой запила.
- Здравствуй, Лошадь!
- Ну, привет.
- Что сегодня на обед?
- Вот поела я овса, сено пожевала
И на луг зеленый
Быстро поскакала.
- Здравствуй, Заинька!
- Привет.
- Что сегодня на обед?
- Ем морковку, и капусту,
И кору с деревьев.
- Вкусно!
- Здравствуй, Мишенька!
- Привет.
- Что сегодня на обед?
- Мед у пчелок одолжил,
В речке рыбки наловил.
- Здравствуй, Белочка!
- Привет.
- Что сегодня на обед?
- Ягоды, грибы, орешки –
Поедаю все без спешки.
- Здравствуй, Ежик!
- Ну, привет.
- Что сегодня на обед?
- Моя любимая еда:
Яблоки, грибы всегд!
- Здравствуй, Петя-петушок,
Что ты свесил гребешок?
- На заборе я сидел,
Песню солнышку я пел.
- Что же там произошло?
- В тучи солнышко ушло,
Дождь пошел, и я промок.
- Бедный, бедный Петушок!
- Котик-котик, где ты был?
- Мышку я в лесу ловил.
- Ты поймал её, дружок?
- Убежала под пенек, мяу!
- Ой ты, Зайка-заинька!
Что дрожишь ты, маленький?
- По лесочку я бежал
И Лисичку увидал.
- Что, обидела плутовка?
- Убежал я очень ловки!
«Крабик»
«Глазки» надеты на указательный палец пр. руки. Дети изображают «крабика», растопырив свободные пальцы в стороны. По поверхности стола дети быстро передвигают своих «крабиков», активно шевеля пальцами (указательный палец с «Гонзиком» все время вытянут и слегка приподнят вперед и вниз). Педагог говорит первые две фразы, после чего легонько дотрагивается до одного из детей, который останавливает движения руки и произносит остальной текст.
Педагог: Крабик весело бежал,
Крабик братика искал.
Крабик: Братец-крабик, где ты, где?
Может, спрятался в песке?
Лежишь и отдыхаешь,
Лето вспоминаешь?
«Письмо Деду Морозу»
Двое (или несколько) детей с Гонзиками на указательных пальцах ведут диалог.
- Дед Мороз на Новый год
Всем подарки принесет.
- Мы ему письмо писали
И подарки заказали:
Папе – двадцать пять газет,
Чтоб хватило на обед,
Маме – двадцать пять помад.
(Папа будет очень рад!)
- Ну а мне пришли, Дедуля,
Не конфеты, не пирог,
Мне пришли на каждый пальчик
Удивительный «глазок»!
- С Новым годом всех поздравлю
и друзей всех позабавлю!
«Мячики»
На указательные пальцы детей надеты Гонзики разных цветов. Педагог раздает небольшие шарики разных цветов. Цвет шарика должен соответствовать цвету Гонзика в руках ребенка; дети берут шарики большим и средним пальцами.
Педагог. Синий – синему даю,
Красному – в полоску,
А зеленому дарю –
Как листок березки.
Посчитаю: раз, два, три –
Быстро шарики кати!
Дети бросают шарики так, чтобы они покатились по столу. После этого, действуя теми же большим и средним пальцами, нужно собрать шарики в коробку.
«Пробуждение»
Гонзик надет на указательный палец правой руки. Вначале пальцы сжаты в кулак. Ребенок (или взрослый) произносит текст, импровизируя движения пальцами в соответствии с его содержанием.
Гонзик:
Я проснулся, потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Эх, опять урок проспал, (я завтрак свой проспал)
Снова в школу опоздал (снова в садик опоздал)
«Веселый диалог»
Двое детей с Гонзиками на указательных пальцах ведут диалог.
- Милый Гонзик, где ты был?
- В детский сад гулять ходил.
- Что там делал?
- Развлекался!
- Как?
- Зарядкой занимался.
- А еще?
- Читал, писал и по мамочке скучал!
«Знакомство»
Стихи читает педагог и ребенок или двое детей с Гонзиками на указательных пальцах.
- Гонзик, Гонзик, где ты был?
- К детям в детский сад ходил.
- Что там делал?
- Я играл, малых деток забавлял.
«Встреча»
Гонзики одеты на обеих руках, инсценирует один ребенок.
- Здравствуй, Гонзик!
- Здравствуй, брат!
Очень видеть тебя рад!
- И я рад! Давай вдвоем
Мы играть с детьми начнем!
- Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел Гонзик погулять.
- А навстречу брат бежит
И обнять его спешит.
- Здравствуй, братец дорогой,
Хорошо нам жить с тобой
«Гонзик-весельчак»
Гонзик, Гонзик-весельчак
Учит деток танцевать.
- Ну-ка, ножки поднимайте,
Раз, два, три, четыре, пять
«Похвала»
У меня есть Гонзик, он хорош собой:
Красные ботинки, бантик голубой.
Он ботинками стучит,
Веселиться всем велит.
«Дразнилка»
Гонзик ты, Гонзик, коротенькие ножки,
А на этих ножках яркие сапожки.
«В гости»
Моется Гонзик в свежей водице,
К Гонзику в гости приедет сестрица,
Гонзик сестрицу ждет не дождется,
Чисто прибрал он дом, как ведется.
Выйдет с поклоном гостье навстречу,
С хлебом и солью, ласковой речью.
«Паучок»
Выбрав светлый уголок,
Притаился паучок.
Тонки сети расставляет,
В сети мошек поджидает.
- Мошки, мошки, улетайте,
В сети вы не попадайте!
«Сова»
На суку я сижу, во все стороны гляжу.
- Мышка тут не пробегала?
- Нет!
- Может, прячется она?
- Да!
- Полечу, поищу, найду мышку, проглочу!
- Мышка, мышка, не зевай,
Скорей в норку убегай!
Игровые упражнения для развития мелкой моторики
Упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на развитие речи, кроме того, кисти и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
«Крабики»
Надеть на указательный палец одной руки «глазки», соединить руки между собой большими пальцами. Остальные пальцы слегка согнуть и опустить вниз (это «лапки краба»). Желательно пальцы поставить на любую удобную поверхность (стол или на пол)
- Одной лапкой – раз, два, три! Стучать мизинцами обеих рук по столу или по полу
- Второй лапкой – раз, два, три! Стучать безымянными пальцами
- Третьей лапкой – раз, два, три! Стучать средними пальцами
- головою покрутили, покрутить указ. пальцем, на который надеты «глазки2
- Поклониться не забыли? Пальцем с «глазками» покачать вверх и вниз
- Раз, два, три, раз, два, три – стучать поочередно обеими мизинцами, затем безымянными,
Затем средними пальцами
- Лапкой, Крабик, помаши! Покачать указ. пальцем, на который надеты «глазки»
«Комарик»
Надеть «глазки» на средний палец руки. Вытянуть его вперед – это нос Комара. Остальные пальцы опустить вниз и поставить на ладонь другой руки (или на стол) – это лапки Комара.
- Мы шагаем, мы шагаем поднимаем по очереди по два пальца без «глазок»
- Лапки к верху поднимаем.
- Головою повертели сделать круговые движения средним пальчиком, на который
надеты «глазки»
- Оттолкнулись, полетели оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед «нос комара»,
покружить перед собой
«Задорные пальчики»
На каждый пальчик надет Гонзик, каждый пальчик по очереди загибается по ходу рассказывания стихотворения:
Этот Гонзик хочет спать,
Этот Гонзик – прыг в кровать,
Этот Гонзик прикорнул,
Этот Гонзик уж уснул.
Встали Гонзики – ура!
В садик нам уже пора! (В садик нам идти пора)
Поочередно показывая пальцы одной руки вместе с Гонзиками:
Гонзик, Гонзик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
А с этим братцем песню пел.
«Улитка»
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний, безымянный пальцы и мизинец соприкасаются кончиками. Указательный палец с глазками вытянут вперёд (рога улитки).
В домике она сидит, рожки высунув, молчит. "Улитка" раскачивается из стороны в
сторону.
Вот улиточка ползёт потихонечку вперёд. Продвигать руку вперёд по столу.
На цветочек заползёт, лепесточки погрызёт. "Улитка" заползает на "цветочек",
поочерёдно обхватывает пальцы
("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рожки в голову втянула, Рука ("улитка") сворачивается в кулак
("втягивает рожки").
В домик спряталась, заснула. Вторая рука ("цветочек") закрывается,
пряча "улитку" в "бутоне".
«Часы»
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки, на средних пальчиках – глазки-гонзики.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой.
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.
«Веселые гномики»
Надеть на указательные пальцы обеих рук глазки «Гонзики», остальные пальцы слегка согнуть и прижать, можно поставить пальцы на стол
Я весёлый гномик Дима! Показать палец с глазками правой руки
У меня подруга Нина! Показать палец с глазками левой руки
Дружно вместе мы играем!
Дружно песни распеваем! Покачать пальцами обеих рук влево и вправо
Ручками хлопаем! Средние и большие пальцы обеих рук
хлопают друг об друга, как в ладоши
И ногами топаем! Мизинцами и безымянными пальцами обеих
рук стучать по столу или коленям, и
повторить движения со слов:
Ручками хлопаем!
И ногами топаем!
«Жучок»
Надеть глазки на средний палец правой руки, слегка приподнять его, остальные пальцы — это лапки жучка. Руки должны находиться на столе.
Левая рука стоя, упирается локтем на стол, ладонь раскрыта к верху с широко расставленными пальцами (в виде дерева). Передвигать пальцами правой руки по столу.
Вот в лесу жучок живёт. Жучок ползёт к левой руке
Он на дерево ползёт. Жучок забирается по левой руке на ладонь
На листочек он забрался
И тихонько покачался. Покачать ладонь левой руки с жучком
«Одуванчик»
Надеть глазки «Гонзики» на указательный палец правой руки. Пальцем делать наклоны вправо и влево на слова.
Как воздушный шар на ножке
Одуванчик у дорожки. Левую руку, широко расставив пальцы,
подставить к правой руке. Изобразить
пушистый шарик
Одуванчик шарик белый. Покачать руками вправо и влево
Дунул я. Подуть на одуванчик
И улетел он. Пальцы левой руки поднять и показать, как
улетел шарик
Остались только глазки.
«Необычная планета» (перчаточная сценка).
На руках у детей надеты разноцветные перчатки. Чем перчатки пестрее и необычнее, тем интереснее окажется представление. В эту сказку можно ввести множество героев, которых дети уже самостоятельно и быстро могут изобразить пальцами рук. Перед детьми стоит ширма. Рассказчик рассказывает, дети показывают.
Рассказчик. Где-то далеко появилась необычная планета. На ней не было
ничего живого. По всей планете лежало множество камней…
Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.
Рассказчик. Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили её и
обогрели…
Одна красная или оранжевая рука в красной или оранжевой перчатке поднимаются над ширмой, пальцы растопырены.
Рассказчик. Солнце стало ласково гладить планету своими лучами. И камни
начали оживать…
Кулачки на ширме начинают двигаться. Рука, изображающая солнце, возвращается обратно на ширму.
Рассказчик. Это были не камни, а коконы, из которых стали появляться
необычные существа. Эти существа были похожи на земных
червяков.
Руки сжать в кулак, оставив только указательный палец, и изобразить ползающих червяков.
Рассказчик. Они весело огляделись, посмотрели друг на друга, и пошли
строить себе домики…
Руки опускаются вниз, за ширму. Это возможность дать рукам отдохнуть.
Рассказчик. А из других коконов вылупились существа похожие на земных
ёжиков.
Руки детей складываются в замок, а пальчики оттопырены вверх.
Рассказчик. Ёжики весело забегали по планете, им здесь понравилось, и они
тоже решили построить себе домики.
Руки опускают вниз.
Рассказчик. Но вот наступила ночь. Черные тучи заволокли небо…
Над ширмой появляются руки в черных перчатках. Кисти рук делают движения, похожие на жест прощания. Пальцы плотно прижаты друг другу. Кисти рук качаются то вправо, то влево.
Рассказчик. Появилась на небе луна…
Над ширмой появляется рука в белой перчатке, пальцы сжаты в кулак.
Рассказчик. И рассыпались по небу пестрые звезды. Они икрились и
переливались, и каждая казалась лучше другой.
Все поднимают руки в разноцветных перчатках над ширмой. Пальцы то сжимаются в кулак, то разжимаются.
Рассказчик. И вот в этой ночной тишине…
Руки опускаются вниз за ширму, дети надевают на пальчики «Гонзики». (глазки).
Рассказчик. Среди мерцания ярких звезд, в этой таинственности и
загадочности, появились необычные существа - ни на кого не
похожие. Это были Гонзики.
На ширме появляются руки в разноцветных перчатках. Все пальцы, кроме среднего, подушечками упираются в край ширмы, средний палец, на который надеты «глазки», вытянут и покачивается из стороны в сторону.
Рассказчик. Гонзики долго бродили, с любопытством разглядывая свою
планету. Иногда они останавливались и смотрели на звездное
небо. А знакомились они друг с другом молча, глядя в добрые и
умные глаза друзей.
Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.
Рассказчик. Гонзики без слов понимали друг друга. Они захотели сделать эту
планету еще более прекрасной и доброй, и пошли искать себе
новых друзей.
Дети опускают руки вниз. Надевают «глазки» на указательный палец. Большими пальцами делают «замочек» и всеми остальными пальчиками ходят по ширме, как «лапками крабика».
Рассказчик. И встретили они необычных крабиков.
На ширме появляются «крабики», которые двигаются то в одну, то в другую сторону.
Рассказчик. Крабики тоже любили эту планету. Они все время трудились,
строили себе домики. А вечером уходили отдыхать.
Дети убирают руки вниз, за ширму и снимают «глазки».
Рассказчик. И вот все уснули.
Дети кладут руки в перчатках на ширму ладошками вниз.
Рассказчик. Если теперь посмотреть на Новую планету, то она будет
разноцветной. Все ее жители теперь знали, что завтра, когда они
проснутся, они увидят много друзей и наступит новая жизнь,
добрая, интересная и счастливая!
Вот и сказки конец, выступал кто – молодец!
«Молчаливые игры»
Эти игры проводятся по типу «Зеркало». В игре участвует педагог и один или несколько детей 5-7 лет. Используются разноцветные «Гонзики» и перчатки с разноцветными пальчиками. Педагог надевает на руки перчатки (такие же перчатки надевает ребенок). Педагог выполняет действия:
- Надевает одного, затем два, три, четыре «Гонзика» на пальцы, а ребенок повторяет;
- «Гонзики» поочередно «кивают», как бы говоря «да»;
- «Гонзики» говорят «нет»;
- «Гонзики» обнимаются, «целуются» и т.д.
В подобных играх можно импровизировать разнообразные движения, сочетая их с выбором определенных цветов «Гонзиков» и соответственно – цветов пальчиков на перчатках, что хорошо тренирует зрительное внимание.
Если играет группа детей, то можно устроить небольшое соревнование: «Кто меньше сделает ошибок». За каждую ошибку можно брать «фант».
Кто такие «Гонзики»?
Сказка адресована детям старшего дошкольного возраста для инсценирования в театре перчаток, где одной из главных задач является развитие интонационной выразительности. Использование сюжета сказки средствами музыкально-театрализованной игры позволяет расширить спектр задач: развитие звуковысотного слуха, певческого творчества, мелкой моторики, артикуляционного аппарата, внимания и памяти.
После знакомства со сказкой детям предлагается творческое задание: наделить персонажей певческими голосами. Начинается поиск нужных интонаций. Придать разнохарактерность голосам героев возможно, договорившись исполнять партии в разных регистрах: Заяц («Разыгрался аппетит!») – в верхнем, Ёж («У меня свело живот») – в среднем, Волк («Очень кушать я хочу, хоть корову проглочу!») – в нижнем. Диалоги пропеваются a cappella, в парах (педагог начинает, ребенок заканчивает), с использованием разных регистров, темпа и ритмического рисунка. Партию Гонзика-повара лучше исполнить речитативом, как скороговорку, для активизации артикуляционного аппарата.
На следующих занятиях к пропеванию импровизационных мелодий добавляется работа рук (дети учатся изображать с помощью пальцев Зайца, Ежа, Волка, Гонзика-повара). Когда дети научатся координировать пропевание мелодии с движением рук, можно начать работу за ширмой с использованием перчаток и «глазок».
Готовая сценка может использоваться в развлечении, на празднике или показана всем желающим.
Педагог:
Кто такие Гонзики?
С какой они планеты?
Добры иль злы они?
Где нам найти ответы?
Скажу вам по секрету:
В Выдумляндии они живут
Каких там сказок только нету!
Рассказ начну, и Гонзики придут.
Педагог обращает внимание детей на ширму, на которой крепится плоскостной домик.
Взрослый:
Жили-были Гонзики,
Поварами слыли.
В домиках уютных
Еду для всех варили.
Гонзик-повар, как дела?
Из домика появляется Гонзик
Гонзик-повар:
Обедать скора уж пора!
Взрослый:
Что сегодня на обед?
Гонзик-повар:
Ровно сто мясных котлет,
Суп, картошка и салат,
Гуляш, безе и виноград…
Гонзик-повар «убегает» в домик.
Взрослый:
На аппетитный запах –
Прыг да скок,
Зайчишка, серенький бочок,
Прискакал и говорит…
Заяц:
Разыгрался аппетит!
Взрослый:
Вышел Гонзик не спеша… появляется Гонзик-повар с тарелочкой
Угощает малыша
Салатом из капусты.
Заяц:
Ах, очень-очень вкусно!
Взрослый:
Поел Зайчишка – и в лесок
Припустился со всех ног. Заяц «убегает»
Тут на дорожке появился появляется Волк
Голодный, злющий Волк-волчище.
Волк:
Очень кушать я хочу,
Хоть корову проглочу!
Взрослый:
Вынес Гонзик пирожок,
Волку на один глоток.
В лапах волк его зажал,
Проглотил – и убежал! Волк «убегает». Появляется Ёж.
Ёжик к Гонзикам идет…
Ёж:
У меня свело живот!
Взрослый:
Гонзик угостил Ёжа.
Ёж:
Спасибо! Вкусная еда!
Взрослый:
С Гонзиками теперь знакомы вы.
Скажите, где живут они? Дети отвечают: «В Выдумляндии»
Там Гонзики могут быть поварами
И даже лесными зверями! Звучит веселая музыка
Практический материал для дошкольников с нарушением речи
Стихотворение с помощью Гонзиков.
Цвета Гонзиков выбраны в соответствии с временем года: Лето – Гонзик красного цвета, Осень – желтого, Зима – синего, Весна – зеленого.
Вот и Лето. Я пришло! На указ. палец пр. руки надет Гонзик красного цвета; при
Стало сухо и тепло. чтении стихотворения слегка покачивать фалангой пальца
Или дождик – теплый душ, вперед
Можно бегать среди луж!
А я – Осень, листопад, на средний палец надет Гонзик желтого цвета, слегка
Листья желтые летят, покачивать фалангой вперед в ритме читаемого
Урожай богатый ждет. стихотворения
Просим в сад и огород!
А Зима – снегами стелет, на безымянный палец надет Гонзик синего цвета, слегка
В поле вьюги и метели, покачивать фалангой вперед
Стужа щиплет щеки, нос –
И приходит Дед Мороз!
Я – Весна. Растает снег, на мизинец надет Гонзик зеленого цвета, и слегка покачивать
Ручейки начнут свой бег, фалангой пальца вперед
Лес покроется листвой.
Луг – цветами и травой.
Соблюдаем свой черед, на каждый ударный слог очередной Гонзик соединяется с
Вместе будем круглый год! большим пальцем, начиная с указательного пальца, и в
обратном порядке – от мизинца к указательному
«Солнышко встало – утро настало»
Педагог задает рифму, а ребенок, на руку которого надеты Гонзики, подбирает слово. Если дети затрудняются сразу на слух подобрать рифму, то можно предложить им выбрать картинки с изображением предметов, название которых подходит к рифме.
Взрослый:
Гонзики, Гонзики - утром оживают!
Гонзики, Гонзики - глазки открывают!
Всем, кого увидят –
Шлют они «Привет!»,
И от вас, ребята, ждут они ответ!
Ребенок:
ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, шумный …ветерок!
ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, быстрый… катерок!
ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, тёплая… водичка!
ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, маленький… сверчок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, шустренький… зайчонок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, серенький …волчонок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, хитренький… лисёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, ласковый… котёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, маленький…козлёнок!
Здравствуй, шумная детвора!
Ура! Ура! Ура!
«Здравствуй, друг!» (коммуникативная игра)
В игре могут принимать участие взрослый и ребенок или двое детей. На руке одного играющего надеты Гонзики, на каждом пальце, у другого – персонажи согласно тексту. Взаимодействие строится в форме диалога.
Взрослый:
Гонзики, Гонзики, - смешные существа,
Гонзики, Гонзики – забавная игра!
Гонзики, Гонзики хотят с тобой дружить,
По утрам всем «Здравствуй» любят говорить!
Ребенок:
Чок – чок – чок - чок!
Здравствуй, друг наш…жучок!
Чок – чок – чок - чок!
Здравствуй, друг наш…светлячок!
Чок – чок – чок - чок!
Здравствуй, друг наш…морячок!
Чок – чок – чок - чок!
Здравствуй, друг наш…хомячок!
Чок – чок – чок - чок!
Здравствуй, друг наш…Пятачок!
«Большой и маленький» (игра)
Взрослый:
Гонзики, Гонзики, - смешные существа,
Гонзики, Гонзики – забавная братва!
Превратить большой предмет
Им поможет в маленький
Озорник – звук «Ж» -
Он такой удаленький!
Ребенок:
Гонзики надеты на одну руку
Был красный флаг, а стал…флажок
Был белый снег, а стал…снежок
Был синий круг, а стал…кружок
Был желтый стог, а стал…стожок.
В других словах он пошалил,
И вот такие получил:
Берег - …бережок, друг - …дружок,
Сапог - …сапожок, рог - …рожок,
Пирог - …пирожок, утюг - …утюжок.
«Жили-были у Гонзиков» (игра)
Взрослый:
Гонзики, Гонзики, - смешные существа,
Гонзики, Гонзики – забавная игра!
Живут со всеми дружно,
Им не бывает скучно!
Ребенок:
Жила-была у Гонзиков…кошка,
А на цветке сидела…мошка,
В аквариуме плавала…рыбешка,
А среди игрушек…матрешка,
Была у них к обеду…ложка,
На книжке у них…обложка,
А на платьице…брошка,
А для музыки…гармошка.
В гости забегал Алешка,
Приходил и друг Антошка,
На блюдце осталась…крошка,
По земле бежит…сороконожка.
«Гонзики-счетоводы»
Взрослый:
Гонзики, Гонзики, - смешные существа,
Гонзики, Гонзики – забавная игра!
Считают быстро все вокруг:
И стол, и стул, и даже круг!
Ребенок:
У двух Петрушек по пять…ватрушек.
У дяди Лёни пять ульев,
У дяди Пети пять…стульев.
У тети Маши пять коров,
У тети Даши пять…столов.
У тети Лены шесть ножей,
У трех мышек шесть…ушей.
У тети Даши пять внучат,
А у волчицы пять…волчат.
В детсад пришли пять малышей,
Им нужно пять…карандашей.
Надели дети пять шарфов,
У нас есть в группе пять…шкафов.
В зоопарке у зверей
Миша видел восемь…змей.
Сочинили мы пять песен,
Привезли нам восемь…кресел.
У пяти больших дроздов
Десять…крыльев, пять…хвостов.
У пяти красивых кукол
Есть пять пар красивых…туфель.
Во дворце проходит бал –
Там полным-полно…зеркал.
Труд астронома так непрост –
Он изучает много…звезд.
У двух свинок четыре пары…ботинок.
Посадил дед Гриша
Десять яблонь и пять…вишен.
Купили для ремонта кафель,
А к чаю взяли сто грамм…вафель.
У пяти коров – пять…голов.
У пяти быков-пять…лбов.
У пяти мужиков-десять…кулаков.
У пяти гостей-десять…локтей.
У пяти псов – пять…носов.
У пяти ребяток-десять…пяток.
У пяти малышей-пять…шей.
У всех людей по паре…бровей.
