Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
методическая разработка по теме

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл POVYShENIE_MOTIVACII_UChAShchIHSYa.rar24.66 КБ

Подписи к слайдам:


ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Доклад на методическом семинаре заместителя директора по УВР Кулевой Н.В.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства:

мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

то, чему учат, можно выучить,

преподавание - это наше профессиональное занятие.

Поэтому мы должны хорошо знать методы и

приемы, которые способствуют росту

мотивации учащихся и их желания учиться, а

также уметь эти методы применять на

практике.

I. Уровень озабоченности (стремление добиться успеха в учебе).

Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.

Типичные эпизоды:

а. Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке, и тем самым повышаете его беспокойство; или, наоборот, отходите от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его тревоги.

б. Вы грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" или, наоборот, подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".

в. Вы проводите контрольную на отметку или устраиваете тест и тут же даете правильные ответы, чтобы учащиеся могли сами проверить свои знания.

г. Вы объявляете: "Это трудный раздел; вам надо сосредоточиться и изрядно попотеть", или наоборот: "Да, это трудная тема, но мы будем работать над ней несколько дней, чтобы дать вам возможность основательно выучить ее".

д. Вы даете "решающий" экзамен, который определит итоговую оценку, либо вы даете множество мини тестов, где одна низкая оценка не скажется на итоговом результате.




Разница между расчетливым, умелым преподавателем и учителем,

работающим по интуиции, состоит в том, что первый сознательно и

целенаправленно повышает и снижает озабоченность класса или

отдельных учеников, используя эти изменения для повышения

эффективности занятий.

II. Оттенки чувств.

От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения.

Приятные чувства, ожидание успеха

Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.

Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха.

Негативные чувства

тоже активизируют учащегося,

побуждают его к действиям. ("Если не

приготовишь урок, тебя ждут

неприятности"). Н О !

Хотя эти чувства стимулируют учащегося к

активным действиям, они порой вызывают

нежелательные побочные осложнения.

Учащийся приложит больше стараний, но затем

будет избегать преподавателя, который

заставил его пережить неприятные минуты, и

его уроков.




Старайтесь напомнить учащемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности

"Я действительно оказывал на тебя сильное давление, но ты блестяще справился с ситуацией".

"Хотя тебе с трудом давались эти правила, в конце концов, ты их хорошо усвоил".

"Я знаю, ты сердился на меня за те требования, которые я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями".

"Многие из вас приуныли и уже хотели сдаться, но, в конце концов, ваше упорство было вознаграждено".

Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие)

не способствуют мотивации. Однако они бывают

полезны для ликвидации непродуктивной или

неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то

время вернуться к тому же материалу с более

приятным настроем, например:

"Да, все устали, всем надоело; поэтому давайте оставим этот материал сегодня и поработаем над ним в другой раз со свежей головой".

"Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли; это не повлияет на вашу оценку. Теперь вы знаете, чем вам надо заниматься".

"Это наша первая попытка; поэтому не огорчайтесь, если вы не все поняли. Вам надо будет повторить несколько раз этот материал, чтобы хорошо запомнить его".

Ваша профессиональная задача

- определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной.

Знание этих трех видов чувств и умение мобилизовать каждое из них при необходимости, - вот что отличает учителя, активно стремящегося создать мотивацию у своих учеников, от учителя, который лишь реагирует на ее отсутствие.

III. Успех.

Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения цели.

Если задание простое и не требует серьезных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учебу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старание и не будучи уверенными в благополучном результате, тогда мы рады успеху и стремимся к новым свершениям.

Два важных фактора:

Первый фактор - это степень трудности учебного задания. Трудность определяете вы, когда формулируете задание.

Вторым фактором является ваше педагогическое умение, с помощью которого вы можете сделать задачу более трудной для ученика.

Успех - это умение преодолевать планку в "интеллектуальных" прыжках.

Степень трудности прыжка в высоту можно увеличить или уменьшить, если поднимать или опускать планку.

Чемпионы не прыгают через низкую планку, которую "может взять любой".

Не слишком успешный «прыгун», добившись успеха в малом, испытав радость достижения, возможно, попросит поднять планку и продолжит участие в прыжках.




!

Чем чаще ваши ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки.




Чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку их прогноз неутешителен - "у меня опять не получится". И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики "немотивированны".

Если вы научитесь целенаправленно использовать озабоченность для стимуляции (в достаточном объеме, чтобы побудить учащихся приложить усилия, но не истощая их энергию), если вы сможете вызывать у них приятные ощущения (когда они не работают, вы включаете слегка неприятные ощущения и, зарядив учащихся энергией, возвращаетесь к приятным оттенкам чувств), и если вы будете учить так, что приложенные вашими питомцами усилия превратят успех не только в возможный, но и вполне вероятный итог их деятельности, - то в результате вы сумеете взять под свой прочный контроль мотивацию учеников к учебе.

IV. Интерес.

С интересом не рождаются - его приобретают.

Учитель может развить это качество в своих питомцах двумя путями:

использование интереса учащегося к самому себе; привлечение материала из жизни самого учащегося, использование его имени и примеров, относящихся к его учебе и накопленному опыту, позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях;

выделение нового или яркого элемента в учебном материале; все, выходящее за рамки привычного, включает "рефлекс внимания" в сознании учащихся, побуждает их вдумчивее относиться к занятиям.

НО!

ничто не остается долго "новым"; очень скоро учащийся перестает реагировать на "новизну". Надо успеть использовать "рефлекс внимания", чтобы за это время обучить учащегося материалу, и чтобы этот материал стал представлять для него самостоятельную ценность, а не только потому, что он новый.

обилие яркой мишуры лишь отвлечет его от учебы

Главный принцип: используйте новизну и яркость

впечатлений, чтобы привлечь учащихся к учебе, а

не отвлекать их от нее.

V. Знание результатов.

Когда мы постоянно делаем одно и то же дело, не зная, как оно получается, мы не испытываем удовлетворения. НО!

Если мы знаем, что нам сопутствует успех,

если нам известно, где конкретно надо внести исправления и улучшения, и главное, что делать, чтобы их внести, - тогда мы приобретаем мотивацию и стремимся к прогрессу.




VI. Внутренняя и внешняя мотивации -

это противоположные стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель.

Абсолютная внутренняя мотивация возникает в тех случаях, когда главной целью ученика является получение удовлетворения от самой учебы. Ученик совершает какую-то работу, чтобы насладиться ею.

Если же он учится, чтобы добиться какого-то результата, получить конкретную пользу от своей учебы (заслужить хорошие отметки, завершить курс, выполнить поставленные требования, приобрести знания в данной области), это значит, что на него действует более внешняя по своему характеру мотивация.

Внутренняя мотивация

побуждает вас к действиям, потому что вы хотите учиться;

сам учебный процесс доставляет вам радость;

чем больше вы учитесь, тем больше удовольствия получаете и тем больше вам хочется учиться;

внутренняя мотивация сама себя

укрепляет.

Под действием внешней мотивации

цель исчезает после ее достижения; она перестает вас

мотивировать, и вы больше не стараетесь. Н О ! Если, прилагая усилия,

1) вы были в какой-то мере озабочены конечным результатом,

2) испытывая при этом приятное чувство,

3) что вы добиваетесь успеха,

4) если материал был для вас интересен, нов и связан с вашей жизненной ситуацией.

5) если учитель дал вам оперативную и специфическую информацию о результатах вашей работы, помог вам и дальше улучшать ваши учебные результаты,

есть большая вероятность, что вам понравится

весь процесс и ваша мотивация переместится с внешней

стороны на внутреннюю.

Мотив -
это то, что побуждает человека к действию.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:

Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых, организацией образовательного процесса;

в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Пять уровней учебной мотивации:


Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причина спада школьной мотивации:

1.   У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.   Отношение ученика к учителю.

3.   Отношение учителя к ученику.

4.   У подростков 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5.   Личная значимость предмета.

6.   Умственное развитие ученика.

7.   Продуктивность учебной деятельности.

8.   Непонимание цели учения.

9.   Страх перед школой. 

Развитие мотивов учения
идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

Способ раскрытия учебного материала.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

3. Отношение между мотивом и целью.

4.   Проблемность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики

     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...

доклад Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации учащихся

доклад по теме "Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению в средней школе"....

Доклад "Создание ситуации успеха как один из способов повышения мотивации учащихся"

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка...