учитель исследователь
статья по теме

Активные процессы социальных преобразований в стране требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся,  то есть,  учителя нового поколения – учителя - исследователя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel-issledovatel.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – УЧИТЕЛЬ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Аннотация

  Активные процессы социальных преобразований в стране требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся,  то есть,  учителя нового поколения – учителя - исследователя.

  Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», вспомнилась недавно прочитанная фраза В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» (1, с.70). Где найти эту счастливую тропинку? Кто он учитель-исследователь?

  На современном этапе развития общества, характеризующемся процессами демократизации, интеграции культур, усилением позиции России в мировом пространстве, реформированием системы образования, изменением структуры и содержания деятельности образовательных учреждений в соответствии с запросами постоянно обновляющегося рынка образовательных услуг необходим «новый» учитель. Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемых.

  По результатам анкетирования учащихся, родителей нашей школы, жителей микрорайона 75% респондентов считают, что учитель - исследователь занимается практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск путей и способов совершенствования образования, обладает высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включается  в инновационные процессы,
имеет яркую творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию, отличается чувством ответственности, способен созидать новое на основе глубокой любви к детям. Остальная четвертая часть опрошенных полагает, что этот педагог довольствуется узкими экспериментами и исследованиями в своем предметном поле.

  На мой взгляд, учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, высокой инновационной готовностью. Его задача научить обучающегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали):

я-самоизучение-самовоспитание-самообучение-самоутверждение-самоопределение-саморегуляция саморазвитие-самопознание-самоактуализация-самореализация.

  Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа. Этот тезис, однажды осознанный нашим общеобразовательным учреждением, заставил пересмотреть содержание деятельности методической службы школы и произвести необходимые преобразования в системе управления.

  Создание  условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, формирования их ключевых компетенций осуществляется через реализацию в школе программы  «Одаренные дети», работу ШНОУ, организацию научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся, действие экспериментальных площадок областного уровня «Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях современной школы», «Общественно-активная школа: новое поколение».

  За последние три года   деятельность ОУ дала следующие положительные результаты:

  1. разработаны и апробированы учебные и педагогические проекты;
  2. ежегодно школьники принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и
    творческих работ «Портфолио»;
  3. учащиеся школы – победители и призеры областных научно - практических конференций школьников «Путь в науку», «Грани творчества»;
  4. учащиеся школы – лауреаты Российского заочного конкурса «Первые шаги в науку», «Познание и творчество», обладатели  дипломов I и II степени «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально - творческий потенциал России» (г. Обнинск);
  5.  Intel-проект «Наибольшие и наименьшие значения величин»   стал победителем областного конкурса
    «Организация проектной деятельности в профильном обучении» (2009 год);
  6.  роект «Задачи оптимизации и математические модели» - призер III Международного конкурса
    «Математика и проектирование» ( 2009 год);
  7. VCT-проект «Страницы прошлого листая» стал победителем в региональном этапе и был представлен на федеральном этапе Всероссийского конкурса (2009 год);
  8. Социальный проект «Без прошлого нет будущего» в областном конкурсе  «Добровольческие молодежные проекты»  выиграл грант для ухода за военно-мемориальным объектом (2009 год);
  9. VCT-проект «Великая война. Великая Победа» стал лауреатом в региональном этапе Всероссийского конкурса. Данный проект посвящен изучению мужества и героизма земляков –  на фронте и в тылу, которые защищали свою страну, приближая Великую Победу. Работая над проектом, обучающиеся изучали архивные материалы, документальную литературу, встречались с участниками Великой Отечественной войны. В результате проделанной работы они подготовили  материалы для экспозиции, посвященной 65-летию Победы. Среди обучающихся 6-9 классов созданы волонтерские отряды для оказания помощи землякам-ветеранам и для ухода за военными мемориальными памятниками
    (2010 год); 
  10. VCT-проект «Экология социума: проблемы, поиски, решения» - победитель  регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса, достойно представленный  в Германии. Данный проект рассчитан на обучающихся 9, 11 классов. В ходе его реализации учащиеся выяснили актуальные проблемы Никифоровского района, используя математические методы теории принятия решений и методы социального проектирования (2010 год).

  Работа по данным  направлениям  позволила обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, стала шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  Может быть, мы нашли эту «счастливую тропинку исследования»?! На мой взгляд, надо идти дальше, потому что не идти вперёд, значит идти назад.  Учитель-исследователь – это новое качество педагога, который необходим современной школе и современному обществу. Быстро меняющийся мир ставит перед учителем задачу дать школьникам не только конкретную сумму знаний, но и эффективно создать мотивационную базу для осознанного восприятия  этих  знаний в ходе исследовательской и творческой деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.
Учитель-исследователь, владеющий методами научного познания мира, этому  должен научить  детей и коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

Как мы стали исследователями

Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы...

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Выступление на седьмой региональной научно-методической конференции учителей Московской области "Педагог-исследователь" с докладом "Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз.

Колганова А.С. Исследование роли здоровьесберегательных технологий на уроках англ.яз. Выступление на научно-практической конференции "Педагог-исследователь"....

Научная конференция "Современные проблемы социально-экономического и политического развития: взгляд молодых исследователей". Научный руководитель-учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Семикина Елена Ивановна

Учащиеся нашей школы получили богатый и бесценный опыт исследовательской работы в области социологии и истории. Также такого рода мероприятия помогают учащимся школ в их профессиональном самоопределен...