"Одаренные дети"
методическая разработка на тему

Бочарова Любовь Анатольевна

Готовый материал для проведения педсовета в общеобразовательной школе. Представлены основные понятия одаренности, виды, подходы к классификации одаренности, формы  и методы работы с одаренными детьми, качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_-_pedagogicheskiy_sovet_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

 "Человечество движется вперед благодаря избранным"  

Альфред Бине (французский психолог)

  Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

 

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

  Для начала необходимо разобраться в понятиях: ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТИ, ТАЛАНТ, ОДАРЁННОСТЬ ? (попробуйте вставить эти понятия!)

 

  1. Способности  - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
  2. Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
  3. Одарённость - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
  4. Талант -  сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Слайд  Более полное определение одаренности:

 Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Особенности познавательной сферы одаренных детей  

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

  1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
  3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
  7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
  9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
  11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

  Проблемы одаренных детей.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

  1. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  5. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  6. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  7. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  8. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  9. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  10. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
  11. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Существует множество подходов и соответственно классификаций детской одаренности:

 Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

  1. «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»
  2. «степень сформированности одарённости»
  3. «форма проявления»
  4. «уровень достижений»
  5. «широта проявлений в различных видах деятельности»
  6. «особенности возрастного развития»

На  9 слайде представлены виды одаренности в различных видах деятельности:

Так, например, говоря о широте проявления в различных видах деятельности, выделяют:

  1. Общая  (или интеллектуальная) одарённость
  2. специальная одарённость

по критерию “особенности возрастного развития”:

  1. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); 
  2. поздняя одарённость

Музыкальная одаренность:  у В.А. Моцарта в 3 года, у Ф.Й. Гайдна – в 4 года,  у Я.Л.Ф. Мендельсона – в 5 лет, у С.С. Прокофьева – в 8 лет, у Ф. Шуберта - в 11 лет, у К.М. Вебера – в 12 лет, у Л. Керубини - в 13 лет.

Художественная одаренность: у И.Е. Репина и В.А. Серова- в 6 лет, у С. Рафаэля и Ж.Б. Греза - в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Математическая одаренность:  у Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Ж.Л. Лагранжа, К.Ф. Гаусса, Э. Галуа  - в 20 лет.

Психофизиологическая основа одарённости

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся).

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.

Левое полушарие:
Логика.
Обработка вербальной информации:
Языковые способности. Это полушарие отвечает за речь, способности к письму и чтению, а также за запоминание фактов, имён, дат и их написание.
Аналитическое мышление:
Логика и анализ. Если точнее – анализ всех фактов. Также здесь распознаются числа и математические символы.
Последовательная обработка информации.

Правое полушарие:
Чувства.
Обработка невербальной информации:
Обработка информации, которая выражена в
символах и образах.
Воображение:
Мечты и фантазии. Именно это полушарие помогает нам сочинять истории, а также отвечает за наши способности к музыке и рисованию.
Параллельная обработка информации:
Одновременная обработка разнообразной информации. Даёт возможность рассмотреть проблему в целом, без применения анализа

Правополушарные художники: В.В. Ван-Гог, М.А. Врубель, Ф.В.Э. Делакруа, К.А. Коровин, М.Ф. Ларионов, И.И. Левитан, О.К. Моне, Э. Мунк, Х. Рембрандт, П.О. Ренуар, М.С. Сарьян, В.И. Суриков, Д.М.У. Тернер.

Левополушарные художники: Ф.А. Бруни, Г. Гольбейн, Ж.Л. Давид, А.А. Дейнеки, А. Дюрер, Р. Кент, Ж. Клуэ, К.С. Малевич, Г.Г. Нисский, В.Г. Перов, К.С. Петров-Водкин, Н. Пуссен.

Правополушарные композиторы: Г.Л. Берлиоз, В.Р. Вагнер, А.К. Дебюсси, Г. Малер, А.Н. Скрябин, П.И. Чайковский, Р.А. Шуман.

Левополушарные композиторы: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Я.Л.Ф. Мендельсон, С.С. Прокофьев, Ж.Ф. Рамо, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит.

Правополушарные артисты театра и кино: В.С. Высоцкий, Е.А. Евстигнеев, А.А. Миронов, А.Д. Папанов, А.И. Райкин, О.В. Басилашвили, Г.И. Бурков, О.П. Табаков, Ю.В. Яковлев, Л.А. Якубович.

       Таким образом, одарённость оказывается многомерным по своему характеру явлением.  

Обучение интеллектуально одарённых учащихся

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

Целями работы учителей с одаренными детьми являются:

  1. выявление одаренных детей;
  2. создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Принципы обучения интеллектуально одаренных учащихся

- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

- Принцип учета возрастных особенностей.

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся

Ускорение обучения

Углубление обучения

Проблематизация обучения

Обогащение обучения

- ранее поступление в школу,

- ускорение в обычном классе,

- занятия по некоторым предметам в старших классах,

-  «перепрыгивание» через класс,

- профильные классы,

- радикальное  ускорение  (возможность  заниматься  по университетской программе),

- частные школы,

- раннее поступление в высшие учебные заведения. 

школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и т.д

предполагает стимулирование личностного развития одаренных учащихся через использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся  сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, рефлексивного плана сознания

- вертикальное обогащение (соответствует ускорению обучения);    

- горизонтальное обогащение (учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, летние школы и т.д.);

- научно-исследовательская и проектная деятельность;

- использование активных форм организации обучения (тренинг, мозговой штурм и т.д.).

Работать с одаренными детьми может педагог, имеющий определенный уровень компетентности.

Результаты

 Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» (слайд)

Результаты: 

  1. 49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.  
  1. От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.  
  2. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.  

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:

- желание работать нестандартно,

- увлеченность своим делом,

- поисковая активность,

- любознательность,

- интеллектуальность,

- нравственность,

- эрудированность,

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

И еще: важно помнить, что «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»

  “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”

          Бочарова Любовь Анатольевна,

  МОУ СОШ №5 г.Ржева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...