Акмеологические технологии обучения. Методическая разработка
методическая разработка на тему

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, качества образования-одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образования .Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В основе многих из них- принцип гуманизации  образования, обращение к личности и индивидуальности каждого ученика. Как сформировать у растущей личности умение  жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстроменяющемся современном социуме? Необходимо  отказаться от репродуктивного  усвоения знаний, перейти от информационно-накопительного обучения  к личностно-ориентированному, в  основе которого- создание ценностного и конструктивного стиля мышления, мотивация достижения высоких результатов, что и составляет «фундамент» готовности  каждого ученика к самообразованию, к самостоятельному добыванию нужной информации из различных источников. Кроме того, принцип  гуманизации  предполагает  переход к такой образовательной системе современной школы, где педагог (взрослая личность) и ученик (растущая личность) выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего  цели гуманизации, и повышает качество образования, позволяют акмеологические технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Акмеологические технологии обучения. Методическая разработка.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, качества образования-одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образования .Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В основе многих из них- принцип гуманизации  образования, обращение к личности и индивидуальности каждого ученика. Как сформировать у растущей личности умение  жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстроменяющемся современном социуме? Необходимо  отказаться от репродуктивного  усвоения знаний, перейти от информационно-накопительного обучения  к личностно-ориентированному, в  основе которого- создание ценностного и конструктивного стиля мышления, мотивация достижения высоких результатов, что и составляет «фундамент» готовности  каждого ученика к самообразованию, к самостоятельному добыванию нужной информации из различных источников. Кроме того, принцип  гуманизации  предполагает  переход к такой образовательной системе современной школы, где педагог (взрослая личность) и ученик (растущая личность) выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего  цели гуманизации, и повышает качество образования, позволяют акмеологические технологии.

Акмеология в образовании-это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития человека.  Акмеологические технологии  направлены на целостное и устойчивое развитие обучающихся, на достижение успеха каждым учеником, на формирование устойчивой внутренней мотивации. Акмеологические технологии «созвучны» многим другим современным педагогическим технологиям ( в частности, технологии развивающего обучения), поскольку её несомненными сильными сторонами является следующее:

- ориентация на достижение личностного успеха;

-развитие и воспитание ученика на основе устойчивой внутренней мотивации, приоритета

духовных и нравственных ценностей;

-саморазвитие ученика как субъекта познавательной деятельности, способной к сотрудничеству;

-тактика наращивания  успешности в обучении с опорой на опережающее обучение.

Отличительной особенностью акмеологических технологий являются специфические  структурные компоненты - стадии саморазвития ученика:

-самоактуализация,  потребность в достижениях;

- самоанализ своих проблем и достижений;

-самооценка своих результатов;

-самореализация в творчестве;

-саморегуляция своей работы;

-развитие самосознания ученика как субъекта образования

И блоки параллельного педагогического воздействия, а именно:

-развитие творчества;

-рефлексия;

-сохранение работоспособности;

-общение и сотрудничество.

Акмеологическая технология особенно эффективно «работает» в рамках определённой учебной темы,  раздела программы по конкретному предмету, позволяя выделить блоки уроков по каждому этапу саморазвития обучающихся. В качестве наглядного примера предлагается авторская  методическая разработка «Проектирование акмеологических технологий в учебной теме», которая включает  приёмы работы и творческие задания для обучающихся 11-х классов в процессе изучения творчества И.А.Бунина  (количество уроков в теме-14).

Кол-во и темы уроков по  блокам

Стадии саморазвития ученика

Задачи

Задачи урока с учётом дифференцированного уровня усвоения

Методы и приёмы работы

Результат

Развитие творчества

Рефлексия

Сохранение работоспособности

Общение и сотрудничество

Урок 1. «Последний луч уходящего русского дня»

Урок 2. «Лирика Бунина»

1

Самоактуали-зация

Пробудить у обучающихся устойчивое желание, потребность  знакомства  с творчеством И.А.Бунина, величайшего художника слова 20- уходящего- столетия. Мотив: «Я хочу стать подлинно духовной личностью, соответствующей статусу гражданина 21 века»

Познакомить обучающихся с личностью и художественным наследием И.А.Бунина, пробудить интерес к творчеству выдающегося художника слова, желание изучать произведения писателя.

Самостоятельная поисковая работа (материалы о жизни и творчестве); подбор любимых фрагментов прозы( с обоснованием выбора, «анонс»); поиск ключевых строк, метафор обобщённого характера (лирика).

Письменная работа «Слово о Бунине» (возможна работа в паре); чтение наизусть «Моё любимое стихотворение»

Создание эмоционально-психологическо-го настроя  посредством чтения стихотворения или отрывка прозы; использование репродукций живописи; музыкальный лейтмотив.

Взаимообмен материалом; обсуждение наиболее интересного, значимого; групповой семинар.

Осознание роли урока в процессе духовно-нравственного становления личности, интерес к предмету.

Урок 3.

Анализ стихотворе-ния «Молодость».Урок 4-5. Книга «Тёмные аллеи».

Урок 6-7. Мастерская письма «Что такое Натали».

Урок 8-9.»Лишь слову жизнь дана». Художествен-ное мастерство Бунина.

 Урок 12. Подготовка к домашнему сочинению. Урок 13-14.КДР.

2.Самоанализ своих проблем.

Создание условий для самоанализа результатов (достижений и неудач); способность соотносить желаемое с результатом- что и почему не удалось. Самоанализ письменной работы на основе «Требований к написанию сочинения».

Развитие речевых навыков, монологической речи. Навыки анализа художественного текста. Работа с литературоведчес-кими понятиями.

Написание  сочинения-миниатюры на уроке. Домашнее сочинение.

Размышления, выраженные в слове; самоанализ результатов КДР, анализ письменных работ.

Размышления на уроке.

Обмен материалом, выбор лексики из предложенного, совместное творчество; совместная исследовате-льская групповая работа.

В процессе работы.

Урок 6-7. Урок 8-9. Урок 4-5.

3 Самооценка своих результатов.

Учить оценивать свою (и одноклассника ) работу. Самооценка письменных работ по данному образцу (критерии  оценки).

Погружение в Слово  писателя. Написание и оценка своих работ.

Написание рецензии. Саморецен-зия.

Выбор заданий к следующим урокам по желанию;  выбор дальнейшего задания в соответствии с достигнутым.

Группа «аналитиков» оценивает работы выступающих, письменные работы некоторых обучающихся и групп.

В процессе работы.

Уроки 1, 2,3,7,9.

4 Самореализа-ция.

Развитие навыков самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Потребность в данных видах деятельности   на уроке.

Лингво-речевое развитие обучающихся, духовно-нравственное становление растущей личности; удовлетворение от собственной деятельности.

Устное сообщение; художественный  пересказ произведе-ния. Фрагмента, групповая работа с ролевым заданием, художественное исследование текста, литературные реминисценции.

Групповая творческая работа. Психологический тест «Оцени своё настроение» (3 фазы: начало урока, середина,

конец.

Чередование различных видов деятельности;  валеологическая пауза.

Сотрудничес-тво и сотворчество в решении задач проблемного характера; совместный анализ ситуации.

Уроки 1,2,3,4,5,6,8.

5 Саморегуляция самостоятельной работы.

Развитие навыков самостоятельной  ( в том числе и домашней) деятельности.

Умение работать с различными источниками информации, отбирать материал для работы, выступлений и т. п

Устное сообщение, доклад; поисковая деятельность;составление плана, подбор литературы.

Удовлетворён-ность от проделанной работы.

Групповой семинар.

Умение отбирать материал; сформирован-ность навыка работы с литературным источником.

Урок 13-14.КДР Урок 12. Подготовка к домашнему сочинению.

6 Развитие самопозна-ния ученика.

Диагностика достижений обучающихся, мотивация достижения успеха в освоении темы; духовно-нравственное становление, речевое развитие обучающихся.

Подготовка урока-конференции, урока-презентации; посещение театра, музея.

Задания КДР; тестовые задания (совместно с психологом школы).

Приложение к методической разработке «Проектирование акмеологических технологий» в учебной теме «Творчество И.А.Бунина.

Стадия саморазвития ученика №5: саморегуляция самостоятельной работы.

Методы и приёмы работы

Тема и форма урока

Содержание

Диагностика результата

Развитие творчества

Урок 1-2. «Последний луч уходящего русского дня» (уроки по лирике И.А.Бунина). Форма урока: урок-презентация (возможна литературная гостиная)- по материалам самостоятельно-поисковой работы обучающихся.

Рефлексия

Общение и сотрудничество

1.Поиск ключевых строк, метафор обобщающего характера: обучающимся предлагается перечитать стихотворения  И.А.Бунина 1889-1891 годов, выбрать 1-2 понравившихся, аргументируя свой выбор.2. Подготовить презентацию одного из них, выразительное прочтение, анализ (по плану). 3.Выбрать ключевую метафору, позволяющую представить специфику мировосприятия поэта, философские взгляды. Этическую позицию, особенности художественного мастерства, «живописание» поэта как человека, личности.  4.Прочитать выбранное стихотворение с точки зрения ключевой метафоры (о чём оно, в чём заключается диалог поэта с миром; о каких чувствах и почему идёт речь и т.п) В ходе презентации обучающиеся записывают в тетрадь наиболее  важное,  интересное, понравившееся из выступлений одноклассников, накапливая материал для письменной  работы (рефлексия).  5.Размышление: о каких литературно-поэтических  реминисценциях можно говорить, читая и слушая стихи И.А.Бунина? Традиции и новации в лирике поэта.

Письменная работа в жанре и стиле эссе ( 15-20 минут в  конце 2 урока с обязательным чтением в классе) «Мой Бунин», «Слово о Бунине», «Последний луч уходящего русского дня» (название выбирает обучающийся).Выбранное название должно быть связано с содержанием и стилем работы. Кроме того, обучающийся может дать своё название работе.

В ходе работы обучающиеся обмениваются материалами, ассоциациями, лексическим словорядом, дополняя друг друга. Возможно написание работы в паре.

Умение отбирать материал; способность к  ассоциативному, творческому, аналитическому мышлению; готовность к сотрудничеству, желание творчества.

Методы диагностики:

-метод наблюдения;

-анализ письменных работ;

-анализ «шкалы настроения»: обучающиеся в ходе урока ( в начале, середине, конце, при смене видов деятельности на разных этапах урока) отмечают своё настроение в виде символического знака, рисунка. Полученную шкалу настроений анализирует школьный психолог.

Иногда, при наличии времени, обучающимся предлагается написать миниатюру (3-5 предложений) «Сегодня на уроке». Анализ работ позволяет сделать определённые выводы.