Работа над проектами.
статья (11 класс) по теме

Пеньковская Татьяна Викторовна

    Выполнение учащимися интегрированных естественнонаучных проектов обеспечива­ет формирование умений не только общеучебных, но и естественнонаучных. Идеальным источником тем служит материал современных учебников физики. Любой проект предполагает, как правило, экспериментальные исследования. Организовать и систематизи­ровать работу над проектами (и не только по физике) позволяют разработанные с участием ребят документы: памятка для работы над проектом, порядок защиты проектов, протокол защиты про­екта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_proektami.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Муниципальное образовательное учреждение

                     «Красноярская СОШ №2» Жирновского раййона, Волгоградской области  

                                Пеньковская Т. В. – учитель физики и информатики                              

                                       

                                          Работа над проектами.

В течение последних трех лет учащимся 8-11-го классов нашей школы предоставляется воз можность писать научно-исследо вательские проекты по разным предметам. Темы проектов (вы ходящие за рамки учебника) объявляются в сентябре (но уче ники могут предложить и свою тему), защита проводится в марте-апре ле. Вот примеры тем:

 Физические процессы и явления в условиях невесомо сти;

  1. Магнитное поле Земли, его аномалии, действие на жи вые организмы;

 Движение тел перемен ной массы;

 Кристаллы, жидкие кри сталлы;

 Человек в мире звуков;

 Экологические аспекты физики;

 Оптические явления в атмосфере;

  1. Физические основы зву чания музыкальных инструмен тов;
  2. Энергоресурсы: запасы и потребление. Экологические проблемы;
  3. Атомная энергетика и экология. Биологическое действие радиоактивных излучений;
  4. Автомобиль и экология;
  5. Фракталы.

    Любой проект предполагает, как правило, экспериментальные исследования. Например, в про екте «Кристаллы, жидкие крис таллы» мы провели наблюдения за изменением прозрачности ис следуемых объектов, помещая пробирку с кристаллом в пламя спиртовки, в сильное звуковое поле перед динамиком, в элект рическое поле электрофорной ма шины.

   Целый ряд статистических исследований был проведен в проекте «Человек в мире звуков» для определения:

а)        скорости реакции на звук: испытуемый и контролер распо лагались так, чтобы не видеть се кундомеры друг друга. Испытуе мый запускал секундомер в тот момент, когда слышал щелчок секундомера контролера, после чего они обменивались секундо мерами и останавливали их в том же порядке. Время реакции на звук определяли по формуле

dt = (t1+t2)/2

 где t2 и t1 - показания секундо меров. В среднем dt ~ 0,4 с;

б)        поля слышимости звука: слушали из разных мест тикаю щий будильник.

Спереди радиус слышимости в среднем 40 см, сзади - 80 см, справа и слева - около 70 см; результат совершенно неожиданный –  сзади область слышимости в 2 раза больше, чем спереди!

   При работе над проектами по экологическим проблемам учащиеся обращались за помощью в Районный Экологический Центр, в лесничество, поликлинику, автозаправку и провели целый ряд исследований: заболеваемость населения поселка, экологические проблемы Жирновского района и Волгоградской области, анализ выбросов на ближайшей автозаправке. Были разработаны обращения с конкретными предложениями к жителям поселка и автомобилистам по улучшению экологической обстановки в поселке.

   В проекте «Физические осно вы звучания музыкальных инст рументов» экспериментально ис следовалось звучание гитары,  электрогитары, фортепи ано, с помощью осциллографа и с помощью ком пьютера. Анализ полученных ос циллограмм позволил установить связь между физическими и фи зиологическими характеристика ми звука, увидеть особенности тембра этих музыкальных инстру ментов.

  1. К сожалению возможности школьных фи зических кабинетов для проведе ния серьезных эксперименталь ных исследований весьма огра ничены.
  2. Для успешной защиты проек та требуется серьезная теоретиче ская подготовка, которая занима ет не менее двух-трех месяцев. В качестве дополнительной литера туры,  прежде всего, рекомен дуем «Факультативный курс фи зики» О. Ф. Кабардина, С. И. Кабардиной и «Элементарный учеб ник физики» под ред. Г. С. Ландсберга. Специальную литературу чаще всего можно найти только в библиотеке, но и в своем фи зическом кабинете мы тоже со здали небольшую техническую библиотеку. Кроме того, уче ники все шире используют ин формацию, полученную по сети Интернет, материалы компьютерных энциклопедий. Работа над проектами в те чение года - это кропотливый труд, в ходе которого учени ки сотрудничают и друг с дру гом, и с учителем, причем за помощью ученик может обра титься в любое время. Если одну тему выбрали несколь ко учащихся, важно на на чальных этапах помочь им распределить задачи. Так, в проекте «Физические основы звучания музыкальных инст рументов», который выбрали 6 учащихся, естественным образом возникло 4 направле ния: струнные, клавишные, духовые и электромузыкаль ные инструменты.

Для того чтобы работа шла в нужном русле и была законче на в срок, организуем работу в несколько этапов:

  1.  Постановка задачи проекта;
  1.  Знакомство с литературой по теме;
  2.  Проведение эксперимен тальных исследований;
  3.  Составление развернутого плана работы;
  4.  Подготовка чернового тек ста;
  1.  Оформление работы;
  1.  Подготовка текста выступ ления;
  1.  Защита проекта.

Организовать и систематизи ровать работу над проектами (и не только по физике) позволяют разработанные с участием ребят документы: памятка для работы над проектом, порядок защиты проектов, протокол защиты про екта.

                 ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

     Проект — творческая работа учащихся по выбранной теме.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

  1. Постановка задачи: чет кость формулировки цели и при чин выбора темы, пути достиже ния цели        5 баллов.
  2. Решение задачи: четкость формулировок, логичность изло жения, самостоятельность сужде ний, оригинальность, творческий подход, личное отношение к дан ному вопросу, возможность ис пользования идей и результатов проекта в разных областях зна ния        25 баллов.
  3. Оформление 10 баллов.

4.        Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более10 мин), владение словом, уме ние заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение        10 баллов.

                     ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМ ЛЕНИЮ:

1. Проект должен содержать вступление, основную часть, за ключение. Во вступлении форму лируется основная задача проек та и намечаются пути ее решения. В основной части раскрывается содержание работы. В заключи тельной части подводятся итоги работы над проектом, намечают ся возможные направления даль нейших исследований.

  1.  Обязательными элементами исследовательских и информаци онных проектов являются титуль ный лист, нумерация страниц, список литературы в алфавитном порядке, ссылки на цитируемую литературу, пояснительный мате риал (рисунки, диаграммы, схе мы, таблицы, чертежи, приложе ния и т.п.). Обязательными эле ментами практических проектов является сам продукт (компью терная программа, альбом, сбор ник задач и т.п.) и пояснитель ная записка к нему. В пояснитель ной записке должны содержать ся руководство по применению продукта и информация, позволя ющая оценить постановку задачи проекта и ее решение.
  2.  Текст проекта должен быть структурирован, аккуратно оформлен, грамотно напечатан через два интервала на листах формата А4 с отступом слева не менее 2 см.

СРОКИ:

10, 11-й классы - защита проектов с ... по ... декабря.

8-й, 9-й классы - с ... по ... марта.

В соответствии с этими срока ми ученики должны запланиро вать даты, к которым они пред ставят научному руководителю:

                              ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.

  1. СОСТАВ СЕКЦИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ.

 На секции присутствуют  учащиеся,  работающие над проектами по  учебным предметам   и оценоч ная комиссия.

 В оценочную комиссию входят:  один из научных  руко водителей научного общества учащихся (НОУ) президент или  вице-президент НОУ: научный руководитель проекта; оппонент (ученик или учитель, предварительно изучивший за щищаемый проект); специалист по данному предмету (учитель студент, родитель и т.п.).

 Заседание секции ведет ее председатель – член совета НОУ.

Ilpимечание: В оценочной комиссии научного руководителя имею право замещать заве дующие учебной частью; президента или вице-президента НОУ - члены совета НОУ.

II.        ПОРЯДОК ПРОВЕДЕ НИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ.

  1.  Представление проектов председателем секции (названия работ, очередность и условия за щиты).
  2.  Защита проектов в объяв ленном порядке:

 выступление ученика -10 мин;

 выступление научного руководителя — 2 мин;

 выступление оппонента -3 мин;

 обсуждение (выступления присутствующих, вопросы к вы ступающему).

3. Выступление члена оценоч ной комиссии с обоснованием оце нок.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Проекты, не представлен ные к защите, оцениваются науч ным руководителем, при этом в протоколе защиты проекта на сек ции в графе «Защита» выставля ется 0 баллов.

  1. Оценки вносятся в оценоч ные листы и зачетные книжки учащихся.
  2. В случае конфликтных си туаций ученик может обратиться к президенту НОУ, и его вопрос рассматривается на совете НОУ.

III. УСЛОВИЕ ОТБОРА НА КОНФЕРЕНЦИЮ.

!   На конференцию выдвигаются проекты,    набравшие не менее 45    баллов по данному предмету.

ПРОТОКОЛ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА НА СЕКЦИИ

Дата:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Фамилия, имя, класс

 1. Постановка задачи

2. Решение задачи

3. Оформление

4. Защита

Итого:

Оценка

Подпись ученика

PS. Ниже дан образец сертификата, который был выдан учащимся.

                                               Муниципальное образовательное учреждение

                                    «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2».

                                         

 Настоящий сертификат подтверждает, что  

Плотников Сергей,

учащийся 10 класса МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

     участвовал в научно – практическом семинаре «Экологические проблемы современного мира» и защитил проект на тему:

 «Энергоресурсы: запасы и потребление. Экологические проблемы»

                                                                      Количество баллов:   45

                                                                      Оценка:  5 (отлично)

                       Председатель

                       оргкомитета семинара:  ____________ / Пылина В. В.

         

                       Научный руководитель: ___________ / Пеньковская Т. В.

                       Директор школы: _________________ / Белицкая Т. Ф.

        2010 – 2011 учебный год

                            ТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ.

ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ. 7-й КЛАСС. БАЗОВЫЙ КУРС

Выполнение учащимися интегрированных естественнонаучных проектов обеспечива ет формирование умений не только общеучебных, но и естественнонаучных. Идеальным источником тем служит материал современных учебников физики.

Тема урока

Примерная тема проекта

Что изучает физика

Виды движения материи в живых организмах

Рычаги

Предельный выигрыш в силе опорно-двигатель ного аппарата человека

Диффузия

Диффузия в живой природе                                    |

Давление в природе и технике

Режущие и колющие приспособления в живой природе

Давление газа

Создание аппаратов для измерения давления. Конструирование опрыскивателя для растений

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин

Влияние перепадов давления на человеческий организм и глубоководных животных

Атмосфера и атмосфер ное давление

Проблемы дыхания живых организмов

Плавание животных и че ловека

Виды плавания живых организмов и их ис пользование в быту и технике

Как физики получают и проверяют знания

Проблема наблюдений явлений природы с исполь зованием органов осязания. Выявление влияния различных факторов на протекание физического явления

Измерение физических величин

Измерение параметров человеческого организма. Методы измерений малых величин в природе

Измерение больших расстояний

Способность человека оценивать расстояние и ее применение

Измерение времени

Необратимость биологических явлений. Биологи ческие ритмы и учет их влияния

Измерение массы

Проектирование кормушек для разных видов птиц

Измерение силы

Учет суточных деформаций человеческого тела

Движение, скорость

Факторы влияния на мышечные движения чело веческого организма

Вещество и плотность

Определение средней плотности человека

Сила, площадь и дав ление

Создание большого давления небольшим усили ем в быту и технике по аналогии с живой приро дой

Механическая работа и мощность

Физическая нагрузка учащихся дома и в школе

Изучение силы трения

Использование «живого трения» на даче

Самые простые меха низмы

Возможности человеческого опорно-двигательно го аппарата

Архимедова сила

Физические основы обучения плаванию

Предсказание будущего

Составление задач на расчет скорости, пути и времени движения с биологическим содержанием

Свободное падение тел

Мечты о полете человека и физические основы полета

Рычаги Давление

Рычаги в природе и технике. Самозатачивающиеся острые предметы

Закон Архимеда

Физические основы моделирования аквариума

Плавание тел. Подъем ная сила

Использование флотации в живой природе

Атмосферное давление

Роль атмосферного давления в жизни на Земле

Что изучает физика

Физические явления в живой природе и их ис пользование

Плавание тел

От чего зависит глубина погружения тела в жид кость?

Что такое конвекция?

Можно ли летать, не взмахивая крыльями?

Сила тяжести

Геотропизм растений

Давление жидкостей и газов

Влияние на живые организмы изменений давле ния

Работа и мощность

Энергетические затраты человеческого организма и их восполнение

Наиболее актуальны в системе современного образования экологические проекты, само название которых предполагает интеграцию минимум двух наук - экологии и фи зики. При расширении тематики привлекаются химия, биология и география.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Проект кружка «Мойдодыр». Кружок, в рамках которого проводится работа по проекту «Твое здоровье» для начальной ступени 1-4 классы образования МБОУ «Ак-Дашской СОШ» на 2011-2016уч.г

Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения....

Учимся работать над проектами. (главы из книги Марии Ступницкой «Учимся работать над проектами»)

Учимся работать над проектами. (главы из книги Марии Ступницкой «Учимся работать над проектами»)...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...

Работа по проекту «Читаем книги на языке оригинала» (из опыта работы)

В данной статье речь пойдёт об опыте работы над интегрированным проектом "Читаем книги на языке оригинала",в ходе которого учащиеся не только знакомились с литературой англоязычных стран и у...

Внеклассная работа по литературе. 5 класс. Работа над проектом Что за прелесть эти сказки!

Изучением  сказок как народных, так и литературных  начинается знакомство пятиклассников с огромным миром литературы. К этому времени у ребят  уже накоплен опыт прочтения разнообразных ...