Выступление "Семья и школа в век образования"
статья по теме

Чикишева Ирина Геннадьевна

Статья о необходимости взаимодействия школы и семьи  в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_v_vek_obrazovaniya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

      Публичная лекция: « Семья и школа в век образования».

                   «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей» - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

        Под этими строчками могут подписаться не только писатели и поэты, ученые, музыканты и политики, но и сотни миллионов граждан планеты Земля.

        Что же такое семья? По мнению А.В.Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (А.В.Мудрик. Социальная педагогика. М,1999).

Семья – это ячейка общества. С одной стороны, она отражает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, так как существенно влияет на  формирование личности растущего гражданина.

Издавна семья выполняла три основные функции:

  1. Продолжение человеческого рода;
  2. Воспитание детей;
  3. Совместное ведение хозяйства.

Сегодня к основным функциям семьи относят:

  1. Сохранение жизни и здоровья всех членов семьи
  2. Удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;
  3. Рождение и воспитание детей;
  4. Создание условий  благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;
  5. Воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов.

Семьи очень разные. В современном обществе ценностные ориентации, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей существенно изменились

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой, как известно, значительно ниже. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Особые проблемы возникают в неполных семьях. Их число в нашей стране увеличивается.

Еще в XIX веке русский историк  Николай Михайлович  Карамзин  говорил: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы».

         Отцы стали принимать все большее  участие в воспитании детей со времен второй мировой войны.  Английские ученые в 1965 – 1970 гг. по результатам опроса заключили, что больше 75 % отцов  детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в их воспитании, включая купание, пеленание и т.д. В 1998 году другие ученые, основываясь на серии исследований, также выяснили тенденцию к возрастанию роли отцов в воспитании детей. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя ответственности в уходе и воспитании детей и в  старшем возрасте. Например, у меня в классе, где я являюсь классным руководителем, из 28 детей – 11 воспитываются только мамами, отцы не принимают никакого участия в воспитании, причем развод родителей очень часто  становится «полем битвы» родителей и все это происходит на глазах ребенка.  

Себастьян Брант, немецкий гуманист XV века говорил:

                                Ребенок учится тому.

                                Что видит у себя в дому,

                                Родители - пример тому.

                                Кто при жене и детях груб,

                                Кому язык распутства люб,

                                Пусть помнит, что с лихвой получит

                      От них все то, чему их учит.

Сегодня среди типичных причин разводов – бездумность в выборе супругов, низкая культура чувств. Этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, вести семейное хозяйство, душевная глухота и моральное иждивенчество. Социологические исследования фиксируют: благополучие в родительских семьях способствует созданию счастливых браков  у детей.        Семья и школа призваны помочь ребенку в успешном развитии необходимых нравственных качеств для будущей счастливой семейной жизни.

 Кстати, каждый из вас знает, что в конце ноября празднуется международный день матери, а у меня возникает вопрос: «А почему же нет праздника, посвященного отцам»?                                        

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

«Семья – это компас для младенца.  Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших, полигон взаимоотношений для каждого»  Иоганн  Шиллер (немецкий литератор 17 века).

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда  старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт старших поколений, деятельности, привычек, отношений.

        Уважаемые коллеги! Каждый из вас понимает, что взаимодействие с семьей – одна из сложных и актуальных проблем в работе школы и каждого педагога.

По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В семье растет ребенок, и с первых дней своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Часто родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок.

 В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете,  к безнравственности.

И в такой ситуации   педагогу все труднее находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем  в воспитании ребенка, но тем не менее, когда становиться невмоготу  родители все таки  приходят к учителю. Правда, порой бывает уже поздно.

        Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

А главным, связующим звеном между школой и семьей обычно становится  классный руководитель.

Поэтому, очень важно, чтобы классный руководитель и родители нашли общий язык, а родители принимали активное участие в жизни школы и класса. 

Классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями  школы, ее историей, достижениями в  обучении и воспитании учащихся; информировать родителей о процессах, происходящих в школе; родители должны знать какими учителями гордиться школа. Общение родителя и педагога не должно сводиться только к индивидуальному обсуждению успеваемости ученика и родителей, а также родительскому собранию. Родители, дети, классный руководитель должны планировать как можно больше совместных мероприятий различного характера.

2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Сейчас много что делается для укрепления семьи. Государство провозгласило и реализует множество программ, которые должны поднять и укрепить престиж семьи: это и материнский капитал, и программа обеспечения жильём молодых семей и другие. В нашей школе проводится множество творческих конкурсов и мероприятий; ученики участвуют и в городских мероприятиях, посвященных году семьи.  Но хочется надеется, что все то, что проводится не будет мероприятиями одного дня, так как все мы понимаем важность данной работы.

А своё выступление мне хотелось бы закончить словами Максима Горького: «Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь.

… мы живём для тех, кто сегодня идет сзади нас, а  завтра обгонит нас на пути к счастью.

Мы уйдём с земли, дети останутся. Позаботимся же о том, чтобы их жизнь стала легче нашей…

        Оставим в наследство детям лучшее наше – наши чарующие мечты, наш идеализм, нашу любовь к разуму и красоте».

        Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

Семья и школа в век образования

конкурсное выступление...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Семья и школа в век образования

выступление для родительского собрания...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...