Педагогические технологии.Характеристика ПТ.
статья по теме

Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок,определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii.harakteristika_pt..doc728 КБ

Предварительный просмотр:

Технология − это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Технология − это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  1. Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  2. Педагогическая технология − это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  3. Педагогическая технология − это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПТ

  1. научная: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательная: : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенная: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология.

УРОВНИ

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень
  2. Частнометодический (предметный) уровень
  3. Локальный (модульный) уровень

общепедагогическая, общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметом, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя).

локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).


Ключевые понятии

Инновация -[1] (innovations) нововведение, новшество.

Инновация[2] − нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качество продукции. Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. Это такой процесс (или результат процесса), в котором:

  1. используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
  2. обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  3. обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню

Инновация[3] − конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Инноватика[4] − теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. Одна из новых экономических специальностей высших учебных Заведений "Менеджмент", "Инноватика", "Инвестиции", "Антикризисное управление". Интегрирует идеи кибернетики, новейших информационных и социальных технология, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, одна из новых функций управления.

Педагогическая инноватика[5] − наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Инноватика в образовании[6] − находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании. Подразделяется на педагогическую инноватику и инновационное обучение. Отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями.

Педагогическая инновация (нововведение)[7] - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческие переосмысление.

Инновационная деятельность[8], [9] − это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инновационная деятельность учителя[10] − в широком смысле − это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.).

Инновационный процесс в образовании[11] − совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений в образовании. Направлен на целенаправленное изменение элементов образовательной системы с целью её качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации образования.

Инновационная разработка[12] − оформленная в соответствии с требованиями к принятому жанру (проект, программа, концепция, учебник, учебное пособие, методические рекомендации) инновация. Содержит описание основных инновационных изменений, предлагаемых к внесению в образование на разных уровнях или внесенных и экспериментально апробируемых.

Инновационный образовательный проект[13] − замысел инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для обучающихся, образовательного учреждения и его работников, образовательной системы институционального, муниципального, регионального, федерального уровня. Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения новых образовательных эффектов.

Инновационная программа в образовании[14] (программа деятельности или развития) − комплекс инновационных проектов, сориентированных на обоснование эффективности новых способов достижения образовательным учреждением актуальных для них целей, совокупность мероприятий, предусмотренных общим для всех проектов механизмом достижения образовательным учреждением нового качественного уровня, на основе созданной или создаваемой целевым назначением ресурсной базы в установленные сроки.

Инновационная образовательная программа[15] − документ, в соответствии с которым реализуется новое содержание образования.







 


[1] Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. − М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ». 2000. С. 237.

[3] Слободчиков В.И  Инновации в образовании: основания и смысл

[4] Нестеров Л.В. Инновации: системный подход // Компетентность М., 2007. - №6. - С.3-13

[6] Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смыл

[7] 

[8] 

[9] 

[10] Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование  инновации и эксперимент. М., 2008. − №3.

[11] Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. М., 2007. − №3. С. 4-11.

[12] http://www.fio.ru/about.html.

[13] Тараборданова Т.Б. Инновации: классификация, источники, функции // Муниципальное образование, инновации и эксперимент. М., 2008. − №4. − С.18-29.

[14] Тараборданова Т.Б. Инновации: классификация, источники, функции// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М., 2008. -№4. − С 18-29

[15] Лобок А.М  Проблематика образовательной программы и инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М., 2008. − №4. − С.11-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...