Главные вкладки

    Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."
    статья по теме

              В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление.

             Описываю приемы данной технологии, применяемые мной при работе с обучающимися. Правда, некоторые приемы пришлось немного подкорректировать под контенгент нашей школы.

            Ребятам очень нравится работать в данной технике: интересно и материал усваивается гораздо легче.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya1.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Смольянинова Наталья Николаевна

    Учитель истории, обществознания

    МОУ СОШ № 11

    «Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много….»

    Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

    Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний он превращается в дирижёра, режиссёра, организатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

    Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Придумана она американскими учёными в конце 20 века, реализуется в двадцати девяти странах мира, а на протяжении десяти лет - в шести Российских регионах.

    Технология развития критического мышления – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мылящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.

    Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию. Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?

    В своей статье я покажу возможности применения данной технологии на уроках истории и обществознания. Начиная изучение новой темы, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается). Педагог разочарован, и его можно понять. Дети тоже не удовлетворены: они не видят смысла в получении «готовых» знаний.

    Тогда как - же построить урок?  Здесь на помощь приходят приемы технологии развития критического мышления.

    Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

    В основе моей работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

    Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

    Каким же образом я внедряю эту систему на своих уроках ?

    Урок строится по схеме вызов – осмысление – рефлексия.

    Задачи первой стадии: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся , мотивация для дальнейшей работы.

    На этой стадии вызова предлагаю  ребятам поиграть.

    Например в 5-м классе начинать работу необходимо с самого понятия «ассоциации». Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашиваю детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций.  

    Кроме игры в ассоциации есть игра «Верные и неверные утверждения» (Например, началом уроков по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

    в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;

    это было время расцвета литературы и искусства;

    была восстановлена система ГУЛАГА;

    была ужесточена цензура;

    видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР. 

    Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и задача учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.), «Перепутанные логические цепочки», «Рассказ-предположение по ключевым словам» , нужно сказать, что очень часто ребята получают опережающее домашнее задание: познакомиться с дополнительным материалом, подготовить сообщение и эти наработки ребята приносят на урок – на стадии вызова ребята работают с ними, тем самым проверяя, а в том ли направлении шла работа по подготовке домашнего задания.

    Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально, парами и группами.  

    Задачи второй стадии осмысления – сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенной продвижение от знания «старого» к «новому». На этой стадии идет непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально, парами или группами. Использую метод активного чтения «Инсерт» - маркировка текст по мере его чтения  (Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это новое, неожиданное; «-» - думал иначе;  «?» - не понял, есть вопросы; ) , ведение различных записей типа  «Бортовой журнал» - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. (Бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
     

    Что мне известно по данной теме?

    Что нового я узнал из текста?

     

     

    Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным ),  «Дерево предсказаний»  (по названию темы учащиеся составляют несколько вопросов, затем, читая текст совершаются остановки и ребята отвечают на вопросы, ответы записываются на доске виде ответвлений от центра (вопросов) и постепенно получается своеобразное дерево ),  «Плюс. Минус. Интересно»  (Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии, таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»,  Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: 
     

     «П» 

    информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер, 

     «М»  

    негативный,

     «И» 

    наиболее интересные и спорные факты 

     «?» 

     «Есть вопросы»

    При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.)  и др.

    Третья стадия – это стадия рефлексии. Задачи этой стадии – вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. На данной стадии применяю такие методы и приемы как: «Кластер» ((«гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
    «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

    Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.), «Фишбоу» - рыбный скелет, эта работа нравится учащимся среднего звена - мы одеваем рыбку (голова рыбки это проблема или вопрос, который стоит перед нами, верхняя часть скелета- вопросы, предположения (можно термины), нижняя часть – ответы, факты, а хвост – это вывод, решение проблемы или ответ на поставленный вопрос), «Синквейн»  (это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
    1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание ;
    2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
    3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
    4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
    5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. ),  « Пятичастное  эссе»  (состоит из пяти предложений: 1. Введение (почему актуально); 2.) Тезис (главная идея или мысль, которую отстаиваем; 3. Три аргумента в защиту тезиса; 4. Перефразировка тезиса; 5. Выводы.)  и т.д. работа ведется индивидуально, в парах или группах.

    Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

    Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

    Литература:

    1. Загишев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. С изд-вом «Речь», 2003.
    2. Минкина Ф. Ф. .Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000
    3. Хедос Е. А. , Буденко А. В.. критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. – Красноярск, 2002

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация учащегося к уроку литературы по книге А.Герцена "Былое и думы"

    Презентация подготовлена ученицей 10 класса Рассохой А. для открытого урока по теме "Портрет поколения на фоне эпохи". Данный урок дает неограниченный возможности для проведения параллелей между покол...

    Дума как орган власти

    Презентавция по истории России 9кл....

    Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

    Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

    Когда мамы слишком много

    Все мы любим своих детей, даже не подозревая, что иногда нашей любви и заботы бывает слишком много. Давайте разберемся, что такое чрезмерная опека, и почему с ней нужно бороться. Постоянно одергиваете...

    «Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

    Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...