«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitsya_dumat.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. 

Уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо можно дать почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Но как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, – надо писать.

 Сейчас мы имеем скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями исконно русских слов отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ. Отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию.

А чтобы, например, написать сочинение самостоятельно, нужен систематический, кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение - всё это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

«Умение писать — столь же важное качество учёного, как умение читать и думать. И всем этим качествам надо учить специально, для этого есть особые методы. В России этого ещё не поняли, здесь многие учёные продолжают писать на искусственных, птичьих языках. Кто-то даже гордится этим», - Александр Эткинд

А что такое думать? Что значит, когда говорят, «надо подумать» или «подумай, прежде чем что-то сделать»?

Думать — это значит разговаривать, то есть, общаться с помощью слов. И когда говорят, что человек не думает, или не хочет думать, или не умеет думать — это значит, что человек не разговаривает, не умеет разговаривать, или не хочет разговаривать. 

Мысль — это всегда какое-то слово, смысл которого понятен. Нет слова, смысл которого понятен, — нет и мысли на эту тему. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен.

В отличии от животного человека можно научить разговаривать. Человека можно не просто научить произносить слова, но и сделать так, чтобы смысл, произносимых им слов, был ему понятен. Что значит разговаривать? Разговаривать — это значит сообщать что-то, давать совет, получать совет, задавать вопросы и получать на них ответы. Интересный разговор — это интересные сообщения, полезные советы, интересные вопросы и интересные ответы.

Думать можно самостоятельно и не самостоятельно, а с чьей-то помощью. Думать самостоятельно — это значит разговаривать с самим собой.   Разговаривать с самим собой — это значит сообщать что-то самому себе, самому себе давать совет, задавать самому себе вопросы и самому же на них отвечать.  

Думать, разговаривая с кем-то, тоже можно, но это уже несамостоятельное думание. Несамостоятельное думание — это разговор с кем-то, но только здесь уже сообщения, советы, вопросы и ответы даются не одним и тем же человеком, а разными людьми, и, если один спрашивает, то отвечает обязательно кто-то другой.

С чего начинать учиться думать? Начните с увеличения своего словарного запаса. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, смысл которых ему понятен. Словарный запас — это не количество слов, которые вы слышали и способны произнести, а это те слова, значение которых вы понимаете.

Учиться думать — это значит постоянно расширять свой словарный запас. Чем больше Вы знаете слов, значение и смысл которых Вам понятен, тем больше у Вас мыслей и тем больше Вы можете что-то сообщить, что-то спросить, на что-то ответить.

Учиться думать — это учиться быть правильно понятым тем человеком, кому мы задаем свой вопрос, если задаём его не самому себе. Невозможно быть понятым, если человек, которому что-то сообщается, не понимает значение тех слов, которые используются в сообщении. 

Мыслительная способность человека напрямую завит от количества слов, которые ему понятны, но ничто так пагубно не влияет на мыслительную способность человека, как неверное понимание используемых им в разговоре слов.

Кроме словарного запаса для того, чтобы уметь думать, необходимо не лениться, сообщать самому себе что-то новое и интересное, не лениться задавать самому себе вопросы и давать на них ответы.

Без умения думать вы становитесь неинтересным человеком. Неинтересных людей не уважают, у них нет друзей, они не знают, что такое любовь и они поэтому не становятся свободными. Можно быть интересным человеком и не иметь друзей или любовь, но не бывает так, чтобы у неинтересного человека были друзья и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются  структура и требования к оформлению реферата....

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

«Учить значит учиться или Три истории о главном»

Творческая работа представляет собой обобщение опыта работы районного методического объединения учителей английского языка. В центре внимания - основные направления работы и достижения учителей. Автор...

Родителдьское собрание в 10 классе "Мотивация. Обещать - не значит учиться"

Родительское собрание в 10 классе "Мотивация. Обещать - не значит учиться"...

классный час"«Учимся думать о себе и о других»"

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать восп...