Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_GOTOVYY.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Орг. момент

Рада вас всех видеть. Здравствуйте. Присаживайтесь.

Учащиеся занимают свои места.

1 мин.

2

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на занятии мы продолжим подготовку к ГИА, будем учиться писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания».

1 мин.

3

Вступительное слово.

Препинание – в церковнославянском языке значит буквально задержка – это слово родственно таким словам, как препятствие, пнуть, пинать. Знак остановки, задержки речи, паузы.

Вот тут начинается что- то интересное! Препятствие- то, что мешает, задерживает. Что же это получается – знаки препинания – это знаки помехи? Да, помехи торопливости, бездумному чтению.

Если мы посмотрим на древние рукописные книги, то привычных знаков препинания не обнаружим. Многие думают, что до XV века знаков препинания вообще не было. Знаков, подчиняющихся пунктуационным правилам    ( например, запятая при однородных членах ), действительно, не было. Но знаки паузы были.  В рукописи древней книги можно рассмотреть точки. Они разные: иногда их четыре (ромб), три (треугольник), две (похоже на двоеточие), одна (не внизу строки, а посередине). Они заставляют остановиться, о чём – то или о ком – то подумать, что- то сделать. Это знаки не препинания - препятствия, а поддержки, помощи в трудном деле – чтении и осмыслении текста.

 В настоящее время знаки препинания – это условные графические обозначения, которые используются как средство интонационно-смыслового и грамматического членения письменной речи.

А насколько важны они, знаки препинания, в тексте?

Именно о значении знаков препинания идёт речь в рассказе К.Г.Паустовского «Случай в магазине Альшванга».

 

Знаки препинания помогают понять текст.                                                                      

2 мин.

4

Чтение и анализ текста.

Прочитайте самостоятельно отрывок из этого рассказа (приложение 1).

Какую проблему поднимает автор?

Слайд 2 (Похвальное слово…)

Чтение текста.

Основная мысль данного текста заключается в том, что знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2 мин.

1 мин.

5.

Повторение изученных знаков препинания и их функциональных особенностей.

Сколько всего знаков препинания в русском языке? Какие знаки препинания известны вам? Назовите.

Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?

Давайте вспомним функции знаков препинания, а помогут нам Лера и Витя. Презентация.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Попробуйте и вы исправить текст, расставив в нём знаки препинания. (Приложение 3).

Прочитайте, соблюдая интонацию.

Хорошо, продолжаем работу.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20.

Спасибо, ребята.

Слайд 21.

Я хочу вам напомнить, что знаки препинания выполняют функции разделения и выделения (найдите подсказки у себя на партах), ну и , конечно же, помогают понимать смысл высказывания и передавать эмоции.

Давайте потренируемся.

Найдите в тексте предложение 11. Прочитайте его.

Почему в этом предложении стоит запятая?

Верно, значит какую функцию она выполняет?

Найдите в тексте предложение 41. Прочитайте.

Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Верно, какую функцию он выполняет.

Хорошо, а ещё что помогает передать  этот знак?

Почему в 4 предложении слово «безусловно» обособлено с двух сторон запятыми?

Какую функцию выполняют запятые в этом предложении?

Хорошо, спасибо.

Всего знаков препинания 10: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

Знаки препинания изучает пунктуация.

Ученики рассказывают о знаках препинания:

Знаки препинания

 - помогают членить текст на предложения;

 - устанавливать связи и отношения между ними;

 - помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Знаки препинания « существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский

Знаки препинания дают возможность  сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

А иногда мы читаем их …  даже вместо слов!

Известен  факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Если  знак пропущен или поставлен неправильно, то  это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Значение знаков препинания складывалось в течение столетий.

Точка  обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».

Ставя восклицательный знак         пишущий показывает,  насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

А вы помните эту историю?

Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов: казнить нельзя помиловать…

Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Решите его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.

Ученики читают исправленный текст, соблюдая интонацию.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть ещё раз.

Эта запятая разделяет простые предложения в составе сложного.

Запятая выполняет разделительную функцию.

Ложь,- крикнул Соболь,- брехня, я всё равно узнаю, кто трогал!

Этот знак ставится в конце предложения, обозначая его границу.

Восклицательный знак выполняет разделительную функцию.

Восклицательный знак  помогает герою передать эмоции, это восклицательное предложение.

Это вводное слово.

В этом предложении запятые – выделяющий знак.

1 мин.

10 мин.

6.

Физпауза.

Немножко отдохнем.

1 мин.

7.

Работа над сочинением –рассуждением.

Слайд 22.

Задание С2.1 – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Прочитайте задание, которое вам предстоит выполнить.

Слайд 23.

Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

Антон утверждает, что без правил пунктуации обойтись невозможно.

Кирилл говорит: «Зачем нужна пунктуация?  Неужели без неё нельзя обойтись? Попробуй разберись, где какой знак ставить!»

Слайд 24.

Помогите Антону доказать  его точку зрения. Напишите сочинение – рассуждение

«Зачем нужна пунктуация?»

Слайд 25.

Вспомните, как строится сочинение- рассуждение?

Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. ( «Без знаков препинания обойтись нельзя»). Это тезис, который вам предстоит доказать.

Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, их надо искать именно в сфере лингвистических знаний. Не забывайте, что аргументы – это функции (это то, что делают знаки препинания в данном предложении).

Перечитайте текст.

 Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Не забывайте о том , что включение примеров не должно нарушать требования связности.

В помощь у вас есть шаблоны для написания сочинения.

Приступайте к работе.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

Композиция сочинения –рассуждения должна быть следующей:

тезис, 2 доказательства, примеры, иллюстрирующие доводы, и вывод.

20мин.

8.

Проверка и оценивание работ.

Проверим, прочитайте сочинения, которые вы написали.

Для оценивания передайте работу другой группе.

Оцените работу товарищей по критериям оценивания сочинения рассуждения на лингвистическую тему.

К каким выводам вы пришли?

Спасибо!

Чтение сочинений 1, 2, 3 группы.

5 мин.

9.

Подведение итогов.

У вас есть карточки рефлексии и самооценки.

Заполните их , пожалуйста, подведя тем самым итог урока.

Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации- залог осуществления главной функции языка – успешного общения людей.

Спасибо за работу,  досвидания.

Ученики заполняют листки самооценки.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Материал для подготовки и алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Выполнение задания С2.1  (сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?")...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)...

Рабочая программа "Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

Рабочая программа (предпрофильный курс) "Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" + презентации....