Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Шевченко Ольга Леонидовна

Материал для подготовки и алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 в формате ГИА 2013

  1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? ( Слайд № 2)

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

  1. Как может быть сформулировано задание С2? ( Слайд № 3) 

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.

В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.  

! В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.

  1. Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ? ( Слайд № 4)

  1. Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

  1. Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  1. о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  2. о средствах выражения мыслей;
  3. о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  4. о взаимосвязи лексики и грамматики;
  5. о роли синтаксиса в человеческом общении;
  6. о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление ( Слайд №  5)

Во вступлении необходимо:

  1. сформулировать позицию автора высказывания;
  2. выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: ( Слайд № 6)

Автор: анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...

останавливается на ...

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что ...

и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: ( Слайд № 7)

действительно

на самом деле

не могу не согласиться с автором высказывания

я полностью согласен с ...

вынужден согласиться с ...

я разделяю точку зрения автора высказывания

я поддерживаю мнение автора

бесспорно мнение автора о том, что ...

и т.д.

Можно применить цитирование, например: ( Слайд № 8)

        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".  Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например: ( Слайд №  9)

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или: ( Слайд № 10 )

        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или: ( Слайд № 11 )

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть ( Слайд №12 )

Основную часть можно начать следующими фразами:

  1. Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

  1. Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

  1. Докажем эту мысль на примерах из текста...

  1. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

- Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: (Слайд №13)

Таким образом, общие требования к аргументам таковы: ( Слайд №14 )

  1. примеров должно быть 2;
  2. примеры должны быть из указанного текста;
  3. приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:  ( Слайд № 15 )

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

( Слайд № 16) Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

- При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение ( Слайд № 17)

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

  1. Таким образом, ...
  2. Итак, ...
  3. Следовательно, ...
  4. В итоге можно прийти к такому выводу: ...
  5. В заключение можно сказать, что ...
  6. Мы убеждаемся в том, что ...
  7. Обобщая сказанное, ...
  8. Из этого следует, что ...
  9. и т.д.

Например:

( Слайд № 18)

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

( Слайд № 19)

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

( Слайд № 20)

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

( Слайд № 21) Каждую часть начинаем с красной строки.  То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

! За отсутствие абзацев снимают баллы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Слайд 2

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Слайд 3

Как может быть сформулировано задание С2? В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке . Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? ! Данная информация оглашению не подлежит.

Слайд 4

Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?

Слайд 5

Вступление ( 2-3 предложения) сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.

Слайд 6

Позиция автора Автор : анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет разбирает подчёркивает ссылается на... останавливается на ... раскрывает содержание отмечает важность утверждает считает, что ... и т.д.

Слайд 7

Своё отношение Действительно, Н а самом деле, Н е могу не согласиться с автором высказывания в том, что … Я полностью согласен с ... В ынужден согласиться с ... Я разделяю точку зрения автора высказывания о … Я поддерживаю мнение автора о том, что … Б есспорно мнение автора о том, что ... и т.д.

Слайд 8

Можно применить цитирование, например : К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Слайд 9

Можно обойтись и без цитирования, например : Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Слайд 10

или Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Слайд 11

или В высказывании К.Г.Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека .

Слайд 12

Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Слайд 14

Требования к аргументам примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Слайд 15

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение) . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Слайд 16

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ечк -, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Слайд 17

Заключение – вывод Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

Слайд 18

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Слайд 19

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Слайд 20

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1 . Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2 . Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3 . Вывод.

Слайд 21

Помните! Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. ! За отсутствие абзацев снимают баллы.

Слайд 22

У спехов вам на ГИА!



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

1. Тезис

2. Основная часть

3. Заключение

позиция автора

своё отношение

1-й аргумент

2-й аргумент

Автор: анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...

останавливается на ...

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что ...

и т.д.

Действительно, …

На самом деле,…

Не могу не согласиться с автором высказывания…

Я полностью согласен с ...

Я разделяю точку зрения автора высказывания…

Я поддерживаю мнение автора в том, что …

Бесспорно,  мнение автора о том, что ...

и т.д.

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.

  1. Каждую часть начинаем с красной строки.  То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
  2. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
  3. ! За отсутствие абзацев снимают баллы.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).

А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет  градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Выполнение задания С2.1  (сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?")...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)...

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста....