Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Выполнение задания С2.1  (сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?")

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kakpisatsochinenie-rassuzhdenienalingvisticheskuyutemu.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 2

9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ) Зачем нужна пунктуация?

Слайд 4

Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

Слайд 5

Как передать читателю разные сообщения и разные чувства? Только словами здесь не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. И уж совсем огорчаетесь, если из-за знаков препинания получаете “ двойку ” . Может, они и не очень нужны? Решайте сами .

Слайд 6

Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Слайд 7

Повторим теорию! Синтаксис Пунктуация

Слайд 10

Из истории знаков препинания

Слайд 13

Знаки препинания «существуют , чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский

Слайд 14

Конечно, записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что есть в живой речи. Однако знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем записано буквами. Знаки мы читаем вместе со словами. А иногда... даже вместо слов.

Слайд 15

Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Слайд 16

Это интересно! Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов: Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Попробуйте сами решить его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.

Слайд 17

А еще существует рассказ о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения “ поставить статую золотую, пику держащую ” . Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: “ Поставить статую, золотую пику держащую ” . Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто переставил запятую на другое место. Хуже тому, кто не в ладу со знаками препинания. ,

Слайд 18

Всего в русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

Слайд 19

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Слайд 20

Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

Слайд 21

Типы и функции знаков препинания. В современной кириллической письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции: выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие); указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире); выделение прямой речи, цитат (кавычки); указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки); указание на пропуски текста (многоточие).

Слайд 22

Знаки препинания бывают одиночными и парными . К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки. В качестве особого знака препинания выделяется красная строка , служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.

Слайд 23

Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания Общие замечания о роли знаков препинания ( возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Передают логику предложения, связь между частями предложения. Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. Передают на письме оттенки смысла. Могут быть средством выражения состояния пишущего. Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Слайд 24

Запятая Указывает на следование объектов и событий друг за другом. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. Точка Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Указывает на завершённость высказывания. Указывает на законченность мысли. Вопросительный знак в конце предложения Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. Указывает на ожидание ответа.

Слайд 25

Двоеточие Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. Тире Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. Указывает на следование событий друг за другом. Указывает на временной интервал. В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. Указывает на варианты названия. Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся). Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми ).

Слайд 26

Восклицательный знак в конце предложения Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. Указывает на эмоциональная напряжённость Кавычки Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. Обозначают границы прямой речи или цитаты. Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься». Скобки Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. Указывают на вспомогательный характер информации.

Слайд 27

Точка с запятой Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя Многоточие Передаёт недосказанность, недоговорённость. Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. Указывает на неполноту информации. Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Слайд 28

Предлагаю несколько опорных схем, которые помогут писать сочинение.

Слайд 29

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (1) Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться. В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания. Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

Слайд 30

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (2) Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая… Обратим внимание на предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого. Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – эмоционально-экспрессивную. Предложение № __ заканчивается многоточием, которое наряду с разделительной функцией передаёт недосказанность, недоговорённость, прерванность мысли. Мы видим, что знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять прочитанное.

Слайд 31

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (3) Я считаю, что знаки препинания в письменной речи просто необходимы. Пробовали ли вы когда-нибудь читать текст без знаков препинания? Для того чтобы понять его смысл, уйдёт очень много времени. Расставив же грамотно знаки препинания, вы без труда поймёте, что хотел передать нам автор. Разнообразные функции знаков препинания помогают нам быстро и правильно понимать любой текст. Предложение № __ заканчивается точкой. Этот одиночный знак служит для разделения предложений в тексте. Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – смысловую. Двоеточие в предложении № __ не только разделяет части сложноподчинённого предложения, но и предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания на письме необходимы.

Слайд 32

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (4) Знаки препинания на письме необходимы. Они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях, передают авторские чувства. Знаки препинания выполняют разные функции: выделительную, разделяющую, эмоционально-экспрессивную… Рассмотрим некоторые из них. Обратим внимание на предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого. Тире – знак очень широкого употребления. Одной из его функций является смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия. В предложении № __ тире выполняет именно эту функцию. Да, знаки препинания важны для правильного и быстрого понимания смысла написанного.

Слайд 33

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (5) К.Г.Паустовский говорил, что знаки препинания подобны нотам, потому что они не дают тексту «рассыпаться». Разве можно с ним не согласиться? Пожалуй, нет. Без знаков препинания мы будем испытывать затруднения при прочтении текста, понимании его смысла. Не случайно у знаков препинания так много разных функций. Вот предложение № __ из текста: «_______________». В нём запятая выделяет вводное слово. Выступая в выделительной функции, знаки препинания служат для выявления границ определённой синтаксической структуры. Обратимся к предложению №__ . Знаком его завершения является восклицательный знак. Однако он выполняет не только разделительную функцию, но и эмоционально-экспрессивную. Восклицательный знак помогает нам понять чувства автора. Мы ещё раз убедились в необходимости знаков препинания в письменной речи.

Слайд 34

Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения ; 2)внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения , вторые – знаками выделения .

Слайд 35

Знаки завершения – это знаки в конце предложения. Знаки разделения – при ОЧП, между простыми предложениями в сложном, перед обобщающим словом и после него. Знаки выделения – при обращении и вводных словах.

Слайд 36

И т а к, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом , поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Слайд 37

Интернет-ресурсы www.it-n.ru/. http://znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html www.edu-chita.ru/Интенсивная подготовка девятиклассников к написанию сочинения на лингвистическую тему. festival.1september.ru/.. ttp://metodistsv.org/ychitru.htm http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp metodistsv.org/doc/rus2

Слайд 38

Желаем успеха на ГИА!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Материал для подготовки и алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)...

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста....