Создание информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - "Живой урок")
статья по теме

 Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной  школы,  окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»                                       
 Его основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»),  информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eok_proekt_kuzmina.doc473 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

Ямало-Ненецкий автономный округ

Создание новой информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - «Живой урок»)                 

                 

Инновационный проект

  Автор:   Кузьмина В.Ф., зам. директора по учебной работе

г. Губкинский

2012

                                                            Информационная карта

проекта

        

__Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»__

                                    наименование образовательного учреждения

№ п/п

Параметры информации

Содержание  информации

1. Данные об образовательном учреждении

1.1

Регион, в котором находится ОУ

Ямало-Ненецкий автономный округ

1.2

Полное наименование ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

1.3

Вид ОУ

Общеобразовательная школа

1.4

Тип ОУ

Городская школа

1.5

Количество учащихся

965

1.6

Почтовый адрес ОУ

ЯНАО, г. Губкинский, мкр. 9 дом 67

1.7

Контактные телефоны

8 (34936) 3-38-20

1.8

Электронный адрес

s4-secretar@yesnet.purpe.ru

2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении

2.1

Фамилия, имя, отчество

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2.2

Должность

Зам. директора по учебной   работе

2.3

Телефон

3-38-17

2.4

Электронный адрес

s4sc@yesnet.purpe.ru

3. Данные о масштабе экспериментальной работы

3.1

Масштаб эксперимента

Муниципальный (МЭП)

3.2

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки

 Приказ УО  № 487

от 07ноября 2011г.

3.3

Статус экспериментальной площадки

В рамках   программы Развития школы.

3.4

Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент

Вторая ступень , Основная  школа

Параллель 6х  классов

3.5

Количество участников эксперимента

Отдельные педагоги

3 учителя ; 110 учащихся

4. Данные о содержании экспериментальной работы

4.1

Тема эксперимента

«Электронный образовательный комплекс. «Живой урок» в рамках программы «Создание новой информационной среды саморазвития»

4.2

Сроки эксперимента

2011-2015гг.

4.3

Цель эксперимента

  Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования.

4.4

Руководитель эксперимента

Захарова Ольга Александровна ,директор по развитию  Издательства "Академкнига/Учебник".

4.5

Направление экспериментальной работы

Развитие информационной среды образовательного учреждения ,  организация  учебного процесса на современном техническом и методическом уровне, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.

5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

5.1

Характеристика полученных результатов экспериментальной работы

(указать кратко)

100% успеваемость учащихся 6-х классов по биологии, обществознанию, географии.

высокое качество знаний 71%

дистанционное обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет»- 17 учеников ;

60% учащихся являются участниками национально – образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;

Всероссийская олимпиада по основам наук

 г Москва, 12участников; 4 сертификата призёров;

Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур)- 27участников прошли во второй тур .

5.2

Где осуществляется апробация или внедрение полученных результатов экспериментальной работы

МОУ СОШ №4

5.3

Где можно познакомиться с результатами экспериментальной работы

Сайт школы

Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный  образовательный комплекс- « Живой урок».

Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор».

Транслировались передачи по  региональному телевидению, Тюменскому  телевидению.

5.4

Характеристика полученных тиражируемых продуктов

Нормативные документы

Методическое пособие «Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учителей.

Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учащихся»

Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для родителей»

5.5

Специальные условия использования продукта

Курсовая подготовка учителей

« Апробация электронного образовательного комплекса (Э-ОК) «Живой урок»в ОУ  РФ. по реализации проекта .

Оборудованный кабинет ,  технические , информационные средства обучения

6. Данные о связях с другими учреждениями

(сетевое взаимодействие, совместные программы)

6.1

Партнерство в рамках данной экспериментальной работы

(указать партнеров)

Издательство"Академкнига/Учебник".

МОУ гимназия №23 г.Челябинска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г. Губкинский

Ямало-Ненецкий автономный округ

Инновационный проект


«Создание новой информационной среды саморазвития»


1. Введение

1.1. Обоснование актуальности проекта

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуализированный подход, самообразование и самообучение, информатизацию сферы образования нашло отражение в разработке федеральных и региональных целевых программ и проектов. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы. Каждая школа должна иметь собственную модель информатизации, информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.    Именно на это нацелен наш проект « Создание новой информационной среды саморазвития». Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной  школы,  окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»                                      

Его основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»),  информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.

Под созданием новой информационной среды саморазвития в проекте понимается «…процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, сопровождение и развитие, замену традиционных технологий на более  эффективные информационные  во всех видах деятельности в системе образования» (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., МИнобразования РФ, 1998).

Актуальность проекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Изучение документов, касающихся   формирования современных общих и предметных компетенций, ИКТ-компетентностей  обучающихся, а также навыков использования ИКТ в школе, анализ существующего передового и массового опыта  по созданию новой информационной среды саморазвития обучающегося позволили выявить следующие противоречия:

  1. между потребностями меняющегося общества и традициями сложивщейся системой образования;
  2. между потребностью учителя в использовании ИКТ и несформированностью информационной компетентности;
  3. между необходимостью использования учителем ИКТ и неразработанностью методики обучения с использованием информационных технологий, основанной на активизации учебной деятельности учащихся;
  4. между увеличением из года в год потоком информации и неумением детей её анализировать, выделять полезное для себя, вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации

Это несоответствие порождает проблему включения школы в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества с сохранением при этом  индивидуально дифференцированного подхода к обучению.

 Решению поставленной проблемы будет способствовать создание новой информационной среды саморазвития обучающегося, специально сформированной в соответствии с социальной парадигмой информационного общества на основе использования Э-ОК «Живой урок» в образовательном процессе.

Программа реализации проекта

Объект исследования — участники проекта, 110 учащиеся 6-х классов.

Предмет исследования — влияние информационной среды на эффективность обучения.

Гипотеза исследования, заключается в том, что развитая информационная среда образовательного учреждения позволит  организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне, повысит  качество  обучения и  подготовит школьников к жизни в условиях информационного общества, если:

  1. будет разработана система управления формированием единой информационной образовательной среды в аспекте школы;
  2. содержание образования в  школе будет основано на проектном подходе и  интерактивных формах взаимодействия человека и компьютера;
  3. информационные коммуникационные технологии будут внедрены в образовательный процесс;
  4. будет сформирована информационная и проектная культура у всех участников образовательного процесса;
  5. будет создана система психолого-педагогических условий, позволяющих строить образовательный процесс с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов учащихся;
  6. учитель овладеет диагностическим инструментарием для наблюдения за развитием учащихся

Продукт проекта: 

сроки

Прогнозируемые продукты

2011-2015

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей.

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся»

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей»

Мониторинговые исследования в рамках эксперимента.

Методические рекомендации по составлению рабочих программ с применением Э-ОК «Живой урок»

Сборник методических разработок по применению Э-ОК «Живой урок»

1.2. Цель и задачи проекта

Цель : научно обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия эффективного использования новой  информационной образовательной среды как средства обучения и развития всех участников образовательного процесса. Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования.

Задачи проекта:

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Создать информационное образовательное пространство, направленное  на индивидуализацию обучения, интенсификацию учебной деятельности учащихся, формирование современных общих и предметных компетенций;
  3. Апробировать  электронный  образовательный комплекс «Живой урок» в параллели учащихся 6-х классов;
  4. Интегрировать мобильный цифровой образовательный   комплекс      в реальный  учебный процесс.
  5. разработать методические рекомендации по преподаванию школьных дисциплин в условиях Электронного образовательного комплекса информационной образовательной среды школы;
  6. экспериментально проверить действенность разработанных методических рекомендаций;
  7. Разработать систему мониторинга .
  8. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения внедрения ИКТ в образовательный процесс.
  9. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  10. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень .
  11. Создать информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях обществознание, биология, география, литература, история).
  12. создать техническую базу информационной образовательной среды школы;

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы исследования

Эмпирические методы:

  1. изучение литературы по теме исследования,
  2. изучение документов,
  3. анализ школьной документации,
  4. педагогическое наблюдение,
  5. опрос,
  6. тестирование,
  7. изучение и обобщение опыта,
  8. мониторинг,
  9. эксперимент.

Теоретические методы:

  1. теоретический анализ;
  2. сравнение;
  3. классификация.    

2.Научная новизна проекта.

Электронный Образовательный Комплекс "Живой Урок" - это индивидуальный учебник по всем предметам, интегрированный в специально созданный интернет-портал, разработанный российской компанией - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник". Уроки разрабатывают авторы Издательства.  Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Данный образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) дает возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. Информационное общество требует от своих участников умения работать с огромным потоком информации, с несколькими ее источниками одновременно. Оно требует умения вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации (визуальную, текстовую и т.д.). Именно на это нацелен портал Электронного Образовательного Комплекса. Он становится подлинно инновационным инструментом подготовки субъекта к таким высоким требованиям информационной среды. В техническом плане    двухэкранное планшетное устройство состоит из устройства с двумя сенсорными экранами, один из которых - электронная бумага (для чтения и письма), другой - жидкокристаллический, полноцветный (для работы в образовательном интернет-портале). Все, что школьник пишет на сенсорном экране, сохраняется в образовательном портале в его личном кабинете. Устройство- девайс- использует операционную систему Android, воспроизводит большинство распространенных на сегодняшний день форматов файлов как медиа-, так и текстовых документов. Заряда батареи хватает на весь учебный день (6 часов автономной работы). Диагонали экранов – 10,1 дюйма у цветного экрана и 9,7 у e-Ink-экрана. Устройство имеет как USB, так и SD-входы, что позволяет подключать внешние запоминающие устройства, при этом объем внутренней, встроенной памяти – 4 GB. Для работы внутри «Э-ОК» необходимо подключение по wi-fi. В процессе самостоятельной работы в портале дети двигаются разными образовательными маршрутами (в зависимости от уровня подготовки и типа восприятия). Тех, для кого текстовая информация сложна, побуждают работать с видеорядом — отправляют на виртуальную выставку фотографий, дают посмотреть видеофрагменты... Появится возможность подтянуть к системе образования весь арсенал средств, накопленный в интернете (сайты библиотек и государственных музеев), которые, пока мы работаем на бумажном носителе, не могут быть использованы. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, расписание уроков, развернутые отчеты о выполнении учеником тестирований и другие полезные сведения.

Заказчик проекта: Департамент образования администрации ЯНАО

Основные разработчики проекта: российская компания - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник", руководитель проекта Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник»

Куратор  : Управление образования г. Губкинский, начальник отдела мониторинга образования  Садыкова Г.Ш.

Исполнители проекта:  МОУ СОШ №4.

Сроки эксперимента: 2010-2015 годы.

Этапы эксперимента:

№ п/п

Основные направления деятельности по реализации проекта

Сроки выполнения

документация

Подготовительный этап 2011/2012 учебный год

Анализ  состояния материально-технической базы , условий и факторов, воздействующих на реализацию проекта.

Май 2011г.

Справка

Создание рабочей группы по реализации проекта.

Май 2011г.

Приказ

Определение образовательных дисциплин по реализации проекта.

Май 2011г.

приказ

Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс»

Июнь-август 2011г.

Протокол М/С

Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта.

Сентябрь,октябрь 2011г.

протокол

Создание системы психолого-педагогического сопровождения проекта

октябрь –ноябрь

2011г.

Обучение педагогов на курсах.

Сентябрь 2011г.

Удостоверения

Составление Программы психолого-педагогического сопровождения

Ноябрь 2011г.

Он-лайн  конференция  г. Москва

Декабрь 2011г.

Анализ результатов I этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента.

Октябрь 2011г.

Протокол М/С

Практический этап  2011-213 уч.год

Установка высокоскоростного беспроводного интернета,

Октябрь 2011

Приобретение электронного образовательного комплекса    

Сентябрь 2011

Приобретение оборудования  кабинетов   для использования  электронного образовательного комплекса (шторы затемнения,  мобильный класс)

Ноябрь 2011

Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок»

Январь 2012г.

Приказ

Удостоверения с курсов

Участие во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития»

май 2012 г.

Выпуск брощюры

Проведение выездного семинара для учителей – предметников, август- сентябрь

август- сентябрь

2012г.

Приказ

Удостоверения

Введение новых учебных дисциплин для использования ЭОК

Сентябрь 2012г.

Протокол педсовета

приказ

Оборудование второго  кабинета   для использования  электронного образовательного комплекса  (к.308)

Сентябрь 2012г.

Организация мастер-классов, семинаров

ноябрь 2012.

Выпуск брошюры

Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках проекта.

Декабрь 2012г.

КИМЫ

Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга.

январь2013г.

Справка

Анализ результатов II этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента.

Справка

приказ

Аналитический этап: анализ мониторинга, корректировка проекта, и проектирование на новый период 2013-2014чебный год

 Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.

Январь-февраль

2014г.

Справка

приказ

Обобщение и закрепление опыта, позитивных изменений

Март-апрель 2014г.

Оформление результатов эксперимента  аналитический отчет, авторские учебные программы, статьи, сборники разработок уроков, методические рекомендации

Апрель- Май

Справка

приказ

Разработка нового этапа проекта как стажировочной площадки

Май-июнь

2014г.

Завершение реализации проекта .Прогнозирование путей дальнейшего инновационного развития школы и создание условий для их реализации

Ноябрь 2014 г.

Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга.

Декабрь-январь 2014/2015 г.

Ожидаемые  результаты эксперимента.

  1. Организация  учебного процесса  на современном техническом и методическом уровне
  2. повышение  результативности  обучения учащихся и профессионализма  педагогов.
  3. повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и  педагогического состава школы.
  4.  Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
  5. Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
  6. Переход к дистанционному обучению.

Критерии результативности

 Количественные показатели

  1. доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
  2. Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
  3. доля обучающихся обучающих  по Э-ОК «Живой урок»
  4. количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
  5. Показатели диагностики  удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.

Качественные показатели

  1. Эффективное применение электронного образовательного комплекса

« Живой Урок»

  1. Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
  2. Степень открытости образовательной среды.
  3. Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .

Мониторинг и оценка процесса реализации программы

  1. создание базы данных;
  2. общественные экспертизы, публичные слушания;
  3. составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.

Риски проекта:

  1. Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного проекта;
  2. инертность педагогического коллектива школы
  3. Недостаток опыта, искажение смысла ЭОК в случае формального понимания и применения педагогами информационных технологий.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента:

  1. Мониторинг здоровья;
  2. Мониторинг учебных достижений обучающихся;
  3. Психолого-педагогический мониторинг.
  4. Мониторинг качества преподавания.

Результаты опытно-экспериментальной работы будут представлены в форме:

  1. отчетов
  2. методических рекомендаций
  3. Сборника  материалов из опыта работы

Кадровое обеспечение проекта:

Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, отличник образованиия

Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ

Учитель  обществознания  высшей категории  - В.Ф. Кузьмина, Почётный работник общего образования РФ

Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ

Учитель биологии высшей категории  –Гончарова М.И.

Системный администратор –Олейников А.П.

Материально- техническое обеспечение проекта

  1. 2 компьютерных класса
  2. локальная сеть, АИУС «Сетевой город»
  3. ресурсный центр с мобильным компьютерным классом
  4. видеоконференц-связь
  5. 75 девайсов- двухэкранных  планшетных устройств : Э-ОК   «Живой урок»
  6. сайт школы
  7. электронные журналы и дневники

 

Приложение 1

Смета расходов по реализации Проекта

Направления расходования инвестиций

Объемы финансирования

Источник финансирования:

ФБ-федеральный бюджет;

Ок- окружной

бюджет;

ГБ-городской бюджет;

ДИ-другие источники

Стои-мость еди-ницы, тыс. руб

Необходимое кол-во по годам

Полная стоимость тыс. руб

2011

2012

2013

2014

2015

Модернизация технологической базы

Мобильный класс класс

1100000

1

1100000

ДИ

Принтер

(МФУ)

6207

4

24828

ДИ

столы ученические

4000

30

120000

ОБ

Приобретение двухэкранного планшетного устройства  Э-ОК   «Живой урок»

22000

75

1500000

ОК

Приобретение Wi – Fi точка доступа

4028

3

    12064

ДИ

Интерактивная доска со встроенным проектором

270000

2

540000

ДИ

Приобретение запчастей и комплектующих для компьютерной техники

11000

1

1

1

1

55000

ДИ

Приобретение рулло – жалюзи для кабинетов

30000

3

3

60000

ДИ

Обучение педагогического состава

участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах                                    

50000

3

4

3

4

3

250000

ДИ

Участие во Всероссийской конференции г. Москва

50000

100000

ДИ

участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах                        

15000

2

2

30000

ДИ

Итого:

3791892


Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта

  1. Кисель, Н.В.Влияние новых информационных технологий и психолого-педагогического мониторинга на эффективность управления / Н.В. Кисель // Эффективность управленческой деятельности в образовании. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования 2003. — С. 33–35.
  2. Кисель, Н.В. Единое информационное образовательное пространство как средство развития всех участников образовательного процесса / Н.В. Кисель // Место и роль цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих педагогов. Сборник статей. — Калуга: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008.
  3. Кисель, Н.В. Информационная компетентность учителя как условие повышения эффективности управления учебной деятельностью: дис. канд. пед. наук: защищена 25.12.02 / Н.В. Кисель. — Калуга: КГПУ, 2002.
  4. Кисель, Н.В.Инновационная деятельность — стимул развития образовательного учреждения / Н.В. Кисель. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2007.
  5. Кисель, Н.В.Повышение эффективности управления школой на основе достижении науки и информационных технологий / Н.В. Кисель // Развитие школы через совершенствование организации управления: проблемы и подходы. — Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. — С. 155–169.

Приложение 2.

Самоанализ эксперимента« Создание новой информационной среды саморазвития»

За период май-декабрь 2011год.

С  ноября 2011 года    МОУ СОШ № 4 является экспериментальной  площадкой Муниципального уровня по проблеме « Создание новой информационной среды саморазвития»

          Данная программа «Создание новой информационной среды саморазвития»  -  одно из основных направлений программы развития школы в период до 2015 года,  которая является руководством в работе администрации и педагогического коллектива МОУ СОШ №4 г. Губкинский    

Суть проекта        

Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует глобальное повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Предлагаемый образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) даст возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, развернутые отчеты о выполнении учеником

Цель эксперимента

Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования 

Задачи:

повышение способности эффективно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы .

внедрение информационных технологий в образовательную и деятельность;

внедрение в образовательный процесс современных электронных учебных материалов, интеграция их с традиционными учебными пособиями;

Ожидаемый результат:

  1. Организация  учебного процесса  на современном техническом и методическом уровне
  2. повышение  результативности  обучения учащихся и профессионализма  педагогов.
  3. повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и  педагогического состава школы.
  4.  Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
  5. Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
  6. Переход к дистанционному обучению.

Для учащихся: раскрытие личностного потенциала и реализация индивидуальных образовательных траекторий, повышение результативности обучения

Для педагогов: освоение новых современных форм и методов организации образовательного процесса, расширение возможности выхода на творческий уровень в профессиональной деятельности.

ведение электронного классного журнала;

автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;

ведение календарно-тематических планов;

подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;

Для администрации: новые возможности в организации управления

Для родителей: возможность дистанционного участия в жизни ребёнка оперативный контроль по Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);

Критерии оценивания Проекта:

Количественные показатели

  1. доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
  2. Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
  3. доля обучающихся обучающих  по Э-ОК «Живой урок»
  4. количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
  5. Показатели диагностики  удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.

Качественные показатели

  1. Эффективное применение электронного образовательного комплекса

« Живой Урок»

  1. Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
  2. Степень открытости образовательной среды.
  3. Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .

Мониторинг и оценка процесса реализации программы

  1. создание базы данных;
  2. общественные экспертизы, публичные слушания;
  3. составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.

Приказ  УО  № 487 от 07.11.11г.  «Об открытии городской экспериментальной площадки « Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок») в образовательном процессе на  базе МОУ «СОШ №4»

 Тема эксперимента: Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок»)

 Научный руководитель эксперимента : Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник», г. Москва Российская Академия наук,

 Куратор  : начальник отдела мониторинга образования  Садыкова Г.Ш.

Управление образования г. Губкинский

Кадровое обеспечение:

Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования»,отличник просвещения.

  1. Руководство  экспериментом  по организации деятельности уч-ся

Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ

  1. Организация мониторинга деятельности учащихся
  2. Своевременное и качественное  оформление  учетно- отчетной документации  
  3. Организация экспериментальной работы  с учителями
  4. Организация  и отслеживание результатов .

Учителя , преподающие предметы   (обществознание, биология, география)

Участвуют в экспериментальной работе – 3  педагога , из них имеют

высшую квалификационную категорию – 3педагога;

1 психолог, имеет  первую  квалификационную категорию

Имеют почетные звания

-«Почетный работник общего образования РФ»

Кузьмина В.Ф. , Шульга И.В.

Учитель  обществознания  высшей категории  - В.Ф. Кузьмина, почётный работник общего образования РФ

Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ

Учитель биологии высшей категории  –Гончарова М.И.

Системный администратор –Олейников А.П.

Психолог 1 категории –Митрофанова Т.С.

  1. Реализация эксперимента  по организации деятельности .
  2. Преподавание предметов с использованием электронных образовательных комплексов(ЭОК), двухэкранных электронных устройств (девайсов)
  3. Инновационная деятельность ( разработка методических , дидактических материалов )
  4.  Организация исследовательской деятельности с учащимися

( консультирование, рецензирование рефератов, творческих работ,  составление проектов , подготовка к олимпиадам)

Классный руководитель

  1. Выполнение обязанностей  не входящих в должностные обязанности
  2. Организация воспитательного процесса.

Ученический коллектив

  1. 110 учеников 6абвг классов.
  2. Родители учащихся

 

Организация и контроль  за направлениями работы

Контроль за  состоянием  инновационной ,  методической работы учителей

октябрь

Анализ итогов входных контрольных срезов

в рамках проекта «Электронный учебник»

6

Тематический

тестирование

Кузьмина ВФ

МО

Справка

приказ

декабрь

Новые информационные  подходы в обучении школьников  в рамках проекта

««Электронные образовательные комплексы, как средство информатизации общества   »

6

Тематический

Посещение уроков

Кузьмина ВФ

МС

Справка

приказ

апрель

Анализ итогов контрольных срезов на выходе

в рамках проекта «Электронный учебник»

6

Тематический

тестирование

Кузьмина ВФ

МО

Справка

приказ

Повышение  уровня  компетентности в рамках

реализации программы  экспериментальной работы

 осуществлялось в рамках курсов

Название мероприятия

Время проведения

ФИО педагога

Город

Курсы подготовки  специалистов  по  вопросу

«Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ.

2011 сентябрь

Кузьмина В.Ф.

Москва

Курсы подготовки  специалистов  по  вопросу

«Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ.

2011 сентябрь

Гончарова М.И.

Москва

 Положительные стороны эксперимента за истекший период   :

1.Повышение качества знаний на 10% по биологии, обществознанию, географии

с 61% до 71%.

2.Абсолютная успеваемость составляет стабильно -100%

3. По результатам диагностики познавательных процессов наблюдается

увеличение объёма  и концентрации  внимания учащихся.

4.Наблюдения на уроках показали:

  1. Достаточный уровень освоения учащимися  способов самопроверки и различных форм тестирования, освоение различных форм предметного общения.
  2. Обучающиеся научились алгоритму работы с девайсами, подчиняться регламенту урока с Э-ОК-« Живой урок»
  3. Научились самостоятельно работать с текстами разного характера, просматривать необходимую информацию, ориентироваться в ней,  выбирать ее из разных источников, удерживать тот аспект, который обсуждается на уроке

5.Участие в конкурсах

Название мероприятия

уровень

Кол-во участников

Количество победителей

Всероссийская олимпиада по основам наук

г Москва

12

4 сертификата

Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур)

международный

27

Прошли во второй тур 27уч-ся

Обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет»

17

6.Результаты анкетирования родителей по вопросу использования электронных учебников:

57%  опрошенных — полагает, что электронные учебники должны активно использоваться в школьном образовании. По мнению родителей, занятия ЭОК помогают учебному процессу

10% опрошенных родителей согласны с тем, что электронные учебники должны заменить обычные школьные учебники.

6% респондентов считают, что такую инновацию нужно вводить только в старших классах — прежде всего, это связано с тем, чтобы не было слишком большой нагрузки на глаза,  в связи с мелким шрифтом.

 12% родителей высказались за бумажные учебники.
5% опрошенных считают их неэффективными

6% равнодушны к их применением в школе

 4% считают технологии вредными и отвлекающими от учебного процесса.

9. Реализация проекта «« Создание новой информационной среды саморазвития»

 рассматривается  в аналитических материалах  Программы развития школы   на период

 до 2015 года .      

Программа эксперимента реализуется  через систему  мероприятий

№ п/п

Основные направления деятельности по реализации проекта

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный этап

Создание рабочей группы по реализации проекта.

Апрель-Май 2011г

Директор

Определение образовательных дисциплины по реализации проекта.

Апрель-Май 2011г октябрь

2011г.

Директор

Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта.

Ноябрь- декабрь 2011

Участники эксперимента

Обучение педагогов на курсах.

Сентябрь- октябрь

2011г.

Учителя – предметники

Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс»

Сентябрь- октябрь

2011г.

Участники эксперимента

Практический этап

2011-212

Установка беспроводного интернета, высокоскоростного интернета

Октябрь 2011

Участники эксперимента

Приобретение двухэкранного планшетного устройства  Э-ОК   «Живой урок»

Сентябрь 2011

Участники эксперимента

Приобретение оборудования  кабинетов   для использования  электронного образовательного комплекса (шторы затемнения,  

Ноябрь 2011

Участники эксперимента

Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок»

Февраль 2012г.

Участники эксперимента

Итоги выполнения плана реализации проекта:

  1. Подготовлены  педагогические кадры : прошли обучение на курсах  по теме эксперимента. Готовность 100 % педагогов к проведению занятий с использованием ЭОК.
  2.  Организована работа творческой группы;
  3. Проведена диагностика учащихся .
  4. Разработаны: Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей.;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся»;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей»
  5. Участвовали  во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития» май 2011 г.
  6. Проведен  выездной семинар  для учителей – предметников – сентябрь 2011г..
  7. Оборудован кабинет   для использования  электронного образовательного комплекса  
  8. Установлен беспроводной интернет, высокоскоростной интернет.
  9. Приобретен  электронного образовательный  комплекс в кол-ве 75 штук.  

Вопросы о результативности и целесообразности  эксперимента проходили через систему ВШК ,   полученная информация обсуждалась на заседании МС, совещании при директоре, административном совете  , педагогическом совете школы, общегородском семинаре учителей истории.

По результатам экспериментальной работы 

  1. Оформлена  Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный  образовательный комплекс- « Живой урок».

Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор».

Транслировались передачи по  региональному телевидению, Тюменскому  телевидению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...

Создание информационной среды в образовательном учреждении

Информационно-образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима пол...

Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 6 классов с использованием Электронного Образовательного Комплекса "Живой урок"

Аннотацияк рабочей программе по истории для 6 класса Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы...

Новые формы обучения учебных дисциплин с использованием Электронного образовательного комплекса «Живой урок»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....