Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"
методическая разработка (6 класс) по теме

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуализированный подход, самообразование и самообучение, информатизацию сферы образования нашло отражение в разработке федеральных и региональных целевых программ и проектов. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы. Каждая школа должна иметь собственную модель информатизации, информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.    Именно на это нацелен наш проект « Создание новой информационной среды саморазвития». Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной  школы,  окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»                                       

Его основная идея- создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»),  информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.

Под созданием новой информационной средысаморазвития в проекте понимается «…процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, сопровождение и развитие, замену традиционных технологий на более  эффективные информационные  во всех видах деятельности в системе образования» (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., МИнобразования РФ, 1998).

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eok_proekt_kuzmina.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

Ямало-Ненецкий автономный округ

Создание новой информационной среды саморазвития (Электронный образовательный комплекс - «Живой урок»)

                 

Инновационный проект

  Автор:   Кузьмина В.Ф., зам. директора по учебной работе

г. Губкинский

2012

                                                            Информационная карта

проекта

        

__Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»__

                                    наименование образовательного учреждения

№ п/п

Параметры информации

Содержание  информации

1. Данные об образовательном учреждении

1.1

Регион, в котором находится ОУ

Ямало-Ненецкий автономный округ

1.2

Полное наименование ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

1.3

Вид ОУ

Общеобразовательная школа

1.4

Тип ОУ

Городская школа

1.5

Количество учащихся

965

1.6

Почтовый адрес ОУ

ЯНАО, г. Губкинский, мкр. 9 дом 67

1.7

Контактные телефоны

8 (34936) 3-38-20

1.8

Электронный адрес

s4-secretar@yesnet.purpe.ru

2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении

2.1

Фамилия, имя, отчество

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2.2

Должность

Зам. директора по учебной   работе

2.3

Телефон

3-38-17

2.4

Электронный адрес

s4sc@yesnet.purpe.ru

3. Данные о масштабе экспериментальной работы

3.1

Масштаб эксперимента

Муниципальный (МЭП)

3.2

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки

 Приказ УО  № 487

от 07ноября 2011г.

3.3

Статус экспериментальной площадки

В рамках   программы Развития школы.

3.4

Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент

Вторая ступень , Основная  школа

Параллель 6х  классов

3.5

Количество участников эксперимента

Отдельные педагоги

3 учителя ; 110 учащихся

4. Данные о содержании экспериментальной работы

4.1

Тема эксперимента

«Электронный образовательный комплекс. «Живой урок» в рамках программы «Создание новой информационной среды саморазвития»

4.2

Сроки эксперимента

2011-2015гг.

4.3

Цель эксперимента

  Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования.

4.4

Руководитель эксперимента

Захарова Ольга Александровна ,директор по развитию  Издательства "Академкнига/Учебник".

4.5

Направление экспериментальной работы

Развитие информационной среды образовательного учреждения ,  организация  учебного процесса на современном техническом и методическом уровне, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.

5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

5.1

Характеристика полученных результатов экспериментальной работы

(указать кратко)

100% успеваемость учащихся 6-х классов по биологии, обществознанию, географии.

высокое качество знаний 71%

дистанционное обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет»- 17 учеников ;

60% учащихся являются участниками национально – образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;

Всероссийская олимпиада по основам наук

 г Москва, 12участников; 4 сертификата призёров;

Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур)- 27участников прошли во второй тур .

5.2

Где осуществляется апробация или внедрение полученных результатов экспериментальной работы

МОУ СОШ №4

5.3

Где можно познакомиться с результатами экспериментальной работы

Сайт школы

Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный  образовательный комплекс- « Живой урок».

Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор».

Транслировались передачи по  региональному телевидению, Тюменскому  телевидению.

5.4

Характеристика полученных тиражируемых продуктов

Нормативные документы

Методическое пособие «Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учителей.

Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для учащихся»

Методическое пособие«Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок» -для родителей»

5.5

Специальные условия использования продукта

Курсовая подготовка учителей

« Апробация электронного образовательного комплекса (Э-ОК) «Живой урок»в ОУ  РФ. по реализации проекта .

Оборудованный кабинет ,  технические , информационные средства обучения

6. Данные о связях с другими учреждениями

(сетевое взаимодействие, совместные программы)

6.1

Партнерство в рамках данной экспериментальной работы

(указать партнеров)

Издательство"Академкнига/Учебник".

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г. Губкинский

Ямало-Ненецкий автономный округ

Инновационный проект


«Создание новой информационной среды саморазвития»


1. Введение

1.1. Обоснование актуальности проекта

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуализированный подход, самообразование и самообучение, информатизацию сферы образования нашло отражение в разработке федеральных и региональных целевых программ и проектов. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы. Каждая школа должна иметь собственную модель информатизации, информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.    Именно на это нацелен наш проект « Создание новой информационной среды саморазвития». Проект реализует установки, заявленные в документах «Концепция модернизации российского образования», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; проект ФГОС для основной  школы,  окружная целевая программа «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»                                      

Его основная идея - создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» ( в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»),  информационных и коммуникационных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.

Под созданием новой информационной среды саморазвития в проекте понимается «…процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, сопровождение и развитие, замену традиционных технологий на более  эффективные информационные  во всех видах деятельности в системе образования» (Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М., МИнобразования РФ, 1998).

Актуальность проекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Изучение документов, касающихся   формирования современных общих и предметных компетенций, ИКТ-компетентностей  обучающихся, а также навыков использования ИКТ в школе, анализ существующего передового и массового опыта  по созданию новой информационной среды саморазвития обучающегося позволили выявить следующие противоречия:

  1. между потребностями меняющегося общества и традициями сложивщейся системой образования;
  2. между потребностью учителя в использовании ИКТ и несформированностью информационной компетентности;
  3. между необходимостью использования учителем ИКТ и неразработанностью методики обучения с использованием информационных технологий, основанной на активизации учебной деятельности учащихся;
  4. между увеличением из года в год потоком информации и неумением детей её анализировать, выделять полезное для себя, вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации

Это несоответствие порождает проблему включения школы в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества с сохранением при этом  индивидуально дифференцированного подхода к обучению.

 Решению поставленной проблемы будет способствовать создание новой информационной среды саморазвития обучающегося, специально сформированной в соответствии с социальной парадигмой информационного общества на основе использования Э-ОК «Живой урок» в образовательном процессе.

Программа реализации проекта

Объект исследования — участники проекта, 110 учащиеся 6-х классов.

Предмет исследования — влияние информационной среды на эффективность обучения.

Гипотеза исследования, заключается в том, что развитая информационная среда образовательного учреждения позволит  организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне, повысит  качество  обучения и  подготовит школьников к жизни в условиях информационного общества, если:

  1. будет разработана система управления формированием единой информационной образовательной среды в аспекте школы;
  2. содержание образования в  школе будет основано на проектном подходе и  интерактивных формах взаимодействия человека и компьютера;
  3. информационные коммуникационные технологии будут внедрены в образовательный процесс;
  4. будет сформирована информационная и проектная культура у всех участников образовательного процесса;
  5. будет создана система психолого-педагогических условий, позволяющих строить образовательный процесс с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов учащихся;
  6. учитель овладеет диагностическим инструментарием для наблюдения за развитием учащихся

Продукт проекта: 

сроки

Прогнозируемые продукты

2011-2015

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей.

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся»

Разработка Руководства пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей»

Мониторинговые исследования в рамках эксперимента.

Методические рекомендации по составлению рабочих программ с применением Э-ОК «Живой урок»

Сборник методических разработок по применению Э-ОК «Живой урок»

1.2. Цель и задачи проекта

Цель : научно обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить условия эффективного использования новой  информационной образовательной среды как средства обучения и развития всех участников образовательного процесса. Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования.

Задачи проекта:

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Создать информационное образовательное пространство, направленное  на индивидуализацию обучения, интенсификацию учебной деятельности учащихся, формирование современных общих и предметных компетенций;
  3. Апробировать  электронный  образовательный комплекс «Живой урок» в параллели учащихся 6-х классов;
  4. Интегрировать мобильный цифровой образовательный   комплекс      в реальный  учебный процесс.
  5. разработать методические рекомендации по преподаванию школьных дисциплин в условиях Электронного образовательного комплекса информационной образовательной среды школы;
  6. экспериментально проверить действенность разработанных методических рекомендаций;
  7. Разработать систему мониторинга .
  8. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения внедрения ИКТ в образовательный процесс.
  9. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  10. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень .
  11. Создать информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях обществознание, биология, география, литература, история).
  12. создать техническую базу информационной образовательной среды школы;

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы исследования

Эмпирические методы:

  1. изучение литературы по теме исследования,
  2. изучение документов,
  3. анализ школьной документации,
  4. педагогическое наблюдение,
  5. опрос,
  6. тестирование,
  7. изучение и обобщение опыта,
  8. мониторинг,
  9. эксперимент.

Теоретические методы:

  1. теоретический анализ;
  2. сравнение;
  3. классификация.    

2.Научная новизна проекта.

Электронный Образовательный Комплекс "Живой Урок" - это индивидуальный учебник по всем предметам, интегрированный в специально созданный интернет-портал, разработанный российской компанией - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник". Уроки разрабатывают авторы Издательства.  Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Данный образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) дает возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. Информационное общество требует от своих участников умения работать с огромным потоком информации, с несколькими ее источниками одновременно. Оно требует умения вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации (визуальную, текстовую и т.д.). Именно на это нацелен портал Электронного Образовательного Комплекса. Он становится подлинно инновационным инструментом подготовки субъекта к таким высоким требованиям информационной среды. В техническом плане    двухэкранное планшетное устройство состоит из устройства с двумя сенсорными экранами, один из которых - электронная бумага (для чтения и письма), другой - жидкокристаллический, полноцветный (для работы в образовательном интернет-портале). Все, что школьник пишет на сенсорном экране, сохраняется в образовательном портале в его личном кабинете. Устройство- девайс- использует операционную систему Android, воспроизводит большинство распространенных на сегодняшний день форматов файлов как медиа-, так и текстовых документов. Заряда батареи хватает на весь учебный день (6 часов автономной работы). Диагонали экранов – 10,1 дюйма у цветного экрана и 9,7 у e-Ink-экрана. Устройство имеет как USB, так и SD-входы, что позволяет подключать внешние запоминающие устройства, при этом объем внутренней, встроенной памяти – 4 GB. Для работы внутри «Э-ОК» необходимо подключение по wi-fi. В процессе самостоятельной работы в портале дети двигаются разными образовательными маршрутами (в зависимости от уровня подготовки и типа восприятия). Тех, для кого текстовая информация сложна, побуждают работать с видеорядом — отправляют на виртуальную выставку фотографий, дают посмотреть видеофрагменты... Появится возможность подтянуть к системе образования весь арсенал средств, накопленный в интернете (сайты библиотек и государственных музеев), которые, пока мы работаем на бумажном носителе, не могут быть использованы. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, расписание уроков, развернутые отчеты о выполнении учеником тестирований и другие полезные сведения.

Заказчик проекта: Департамент образования администрации ЯНАО

Основные разработчики проекта: российская компания - ООО "РФТехно" по заданию Издательства "Академкнига/Учебник", руководитель проекта Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник»

Куратор  : Управление образования г. Губкинский, начальник отдела мониторинга образования  Садыкова Г.Ш.

Исполнители проекта:  МОУ СОШ №4.

Сроки эксперимента: 2010-2015 годы.

Этапы эксперимента:

№ п/п

Основные направления деятельности по реализации проекта

Сроки выполнения

документация

Подготовительный этап 2011/2012 учебный год

Анализ  состояния материально-технической базы , условий и факторов, воздействующих на реализацию проекта.

Май 2011г.

Справка

Создание рабочей группы по реализации проекта.

Май 2011г.

Приказ

Определение образовательных дисциплин по реализации проекта.

Май 2011г.

приказ

Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс»

Июнь-август 2011г.

Протокол М/С

Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта.

Сентябрь,октябрь 2011г.

протокол

Создание системы психолого-педагогического сопровождения проекта

октябрь –ноябрь

2011г.

Обучение педагогов на курсах.

Сентябрь 2011г.

Удостоверения

Составление Программы психолого-педагогического сопровождения

Ноябрь 2011г.

Он-лайн  конференция  г. Москва

Декабрь 2011г.

Анализ результатов I этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента.

Октябрь 2011г.

Протокол М/С

Практический этап  2011-213 уч.год

Установка высокоскоростного беспроводного интернета,

Октябрь 2011

Приобретение электронного образовательного комплекса    

Сентябрь 2011

Приобретение оборудования  кабинетов   для использования  электронного образовательного комплекса (шторы затемнения,  мобильный класс)

Ноябрь 2011

Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок»

Январь 2012г.

Приказ

Удостоверения с курсов

Участие во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития»

май 2012 г.

Выпуск брощюры

Проведение выездного семинара для учителей – предметников, август- сентябрь

август- сентябрь

2012г.

Приказ

Удостоверения

Введение новых учебных дисциплин для использования ЭОК

Сентябрь 2012г.

Протокол педсовета

приказ

Оборудование второго  кабинета   для использования  электронного образовательного комплекса  (к.308)

Сентябрь 2012г.

Организация мастер-классов, семинаров

ноябрь 2012.

Выпуск брошюры

Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках проекта.

Декабрь 2012г.

КИМЫ

Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга.

январь2013г.

Справка

Анализ результатов II этапа эксперимента и внесение коррективов в содержание программы эксперимента.

Справка

приказ

Аналитический этап: анализ мониторинга, корректировка проекта, и проектирование на новый период 2013-2014чебный год

 Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.

Январь-февраль

2014г.

Справка

приказ

Обобщение и закрепление опыта, позитивных изменений

Март-апрель 2014г.

Оформление результатов эксперимента  аналитический отчет, авторские учебные программы, статьи, сборники разработок уроков, методические рекомендации

Апрель- Май

Справка

приказ

Разработка нового этапа проекта как стажировочной площадки

Май-июнь

2014г.

Завершение реализации проекта .Прогнозирование путей дальнейшего инновационного развития школы и создание условий для их реализации

Ноябрь 2014 г.

Проведение общественных экспертиз по реализации проекта. Публикация результатов мониторинга.

Декабрь-январь 2014/2015 г.

Ожидаемые  результаты эксперимента.

  1. Организация  учебного процесса  на современном техническом и методическом уровне
  2. повышение  результативности  обучения учащихся и профессионализма  педагогов.
  3. повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и  педагогического состава школы.
  4.  Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
  5. Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
  6. Переход к дистанционному обучению.

Критерии результативности

 Количественные показатели

  1. доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
  2. Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
  3. доля обучающихся обучающих  по Э-ОК «Живой урок»
  4. количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
  5. Показатели диагностики  удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.

Качественные показатели

  1. Эффективное применение электронного образовательного комплекса

« Живой Урок»

  1. Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
  2. Степень открытости образовательной среды.
  3. Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .

Мониторинг и оценка процесса реализации программы

  1. создание базы данных;
  2. общественные экспертизы, публичные слушания;
  3. составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.

Риски проекта:

  1. Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного проекта;
  2. инертность педагогического коллектива школы
  3. Недостаток опыта, искажение смысла ЭОК в случае формального понимания и применения педагогами информационных технологий.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента:

  1. Мониторинг здоровья;
  2. Мониторинг учебных достижений обучающихся;
  3. Психолого-педагогический мониторинг.
  4. Мониторинг качества преподавания.

Результаты опытно-экспериментальной работы будут представлены в форме:

  1. отчетов
  2. методических рекомендаций
  3. Сборника  материалов из опыта работы

Кадровое обеспечение проекта:

Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, отличник образованиия

Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ

Учитель  обществознания  высшей категории  - В.Ф. Кузьмина, Почётный работник общего образования РФ

Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ

Учитель биологии высшей категории  –Гончарова М.И.

Системный администратор –Олейников А.П.

Материально- техническое обеспечение проекта

  1. 2 компьютерных класса
  2. локальная сеть, АИУС «Сетевой город»
  3. ресурсный центр с мобильным компьютерным классом
  4. видеоконференц-связь
  5. 75 девайсов- двухэкранных  планшетных устройств : Э-ОК   «Живой урок»
  6. сайт школы
  7. электронные журналы и дневники

 

Приложение 1

Смета расходов по реализации Проекта

Направления расходования инвестиций

Объемы финансирования

Источник финансирования:

ФБ-федеральный бюджет;

Ок- окружной

бюджет;

ГБ-городской бюджет;

ДИ-другие источники

Стои-мость еди-ницы, тыс. руб

Необходимое кол-во по годам

Полная стоимость тыс. руб

2011

2012

2013

2014

2015

Модернизация технологической базы

Мобильный класс класс

1100000

1

1100000

ДИ

Принтер

(МФУ)

6207

4

24828

ДИ

столы ученические

4000

30

120000

ОБ

Приобретение двухэкранного планшетного устройства  Э-ОК   «Живой урок»

22000

75

1500000

ОК

Приобретение Wi – Fi точка доступа

4028

3

    12064

ДИ

Интерактивная доска со встроенным проектором

270000

2

540000

ДИ

Приобретение запчастей и комплектующих для компьютерной техники

11000

1

1

1

1

55000

ДИ

Приобретение рулло – жалюзи для кабинетов

30000

3

3

60000

ДИ

Обучение педагогического состава

участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах                                    

50000

3

4

3

4

3

250000

ДИ

Участие во Всероссийской конференции г. Москва

50000

100000

ДИ

участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах, семинарах                        

15000

2

2

30000

ДИ

Итого:

3791892


Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта

  1. Кисель, Н.В.Влияние новых информационных технологий и психолого-педагогического мониторинга на эффективность управления / Н.В. Кисель // Эффективность управленческой деятельности в образовании. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования 2003. — С. 33–35.
  2. Кисель, Н.В. Единое информационное образовательное пространство как средство развития всех участников образовательного процесса / Н.В. Кисель // Место и роль цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих педагогов. Сборник статей. — Калуга: Издательство КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008.
  3. Кисель, Н.В. Информационная компетентность учителя как условие повышения эффективности управления учебной деятельностью: дис. канд. пед. наук: защищена 25.12.02 / Н.В. Кисель. — Калуга: КГПУ, 2002.
  4. Кисель, Н.В.Инновационная деятельность — стимул развития образовательного учреждения / Н.В. Кисель. — Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2007.
  5. Кисель, Н.В.Повышение эффективности управления школой на основе достижении науки и информационных технологий / Н.В. Кисель // Развитие школы через совершенствование организации управления: проблемы и подходы. — Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. — С. 155–169.

Приложение 2.

Самоанализ эксперимента« Создание новой информационной среды саморазвития»

За период май-декабрь 2011год.

С  ноября 2011 года    МОУ СОШ № 4 является экспериментальной  площадкой Муниципального уровня по проблеме « Создание новой информационной среды саморазвития»

          Данная программа «Создание новой информационной среды саморазвития»  -  одно из основных направлений программы развития школы в период до 2015 года,  которая является руководством в работе администрации и педагогического коллектива МОУ СОШ №4 г. Губкинский    

Суть проекта        

Принципиально новая концепция единой образовательной среды на базе интерактивного учебника (являющегося индивидуальной электронной книгой школьника), подключенного к специально созданному учебному Интернет-порталу, гарантирует глобальное повышение эффективности обучения. Оно обеспечивается не только за счет увеличения информационной емкости учебного материала и подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, но и благодаря высокой степени интерактивности образовательного процесса и осуществления регулярного контроля за его ходом. Предлагаемый образовательный модуль (учебник + портал + система электронной связи между учителем и учащимися) даст возможность: обновлять содержание учебного процесса в режиме on-line; проводить мониторинг всех участников образовательного процесса; создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - он-лайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов. В числе функциональных новинок – интерфейс родителя. Доступ родителей осуществляется по индивидуальному логину и паролю с обычного компьютера. На персональной странице родители могут посмотреть дневник своего ребенка, развернутые отчеты о выполнении учеником

Цель эксперимента

Апробация Электронного образовательного комплекса  как технологии обучения и метода электронного образования 

Задачи:

повышение способности эффективно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы .

внедрение информационных технологий в образовательную и деятельность;

внедрение в образовательный процесс современных электронных учебных материалов, интеграция их с традиционными учебными пособиями;

Ожидаемый результат:

  1. Организация  учебного процесса  на современном техническом и методическом уровне
  2. повышение  результативности  обучения учащихся и профессионализма  педагогов.
  3. повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учащихся и  педагогического состава школы.
  4.  Сформированность информационной и проектной культуры учащихся и педагогов
  5. Создание оптимальной модели единой информационной образовательной среды, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучения.
  6. Переход к дистанционному обучению.

Для учащихся: раскрытие личностного потенциала и реализация индивидуальных образовательных траекторий, повышение результативности обучения

Для педагогов: освоение новых современных форм и методов организации образовательного процесса, расширение возможности выхода на творческий уровень в профессиональной деятельности.

ведение электронного классного журнала;

автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;

ведение календарно-тематических планов;

подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;

Для администрации: новые возможности в организации управления

Для родителей: возможность дистанционного участия в жизни ребёнка оперативный контроль по Интернет за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);

Критерии оценивания Проекта:

Количественные показатели

  1. доля учителей школы, осваивающих Э-ОК «Живой урок».
  2. Количество предметных областей, реализующих Э-ОК «Живой Урок»
  3. доля обучающихся обучающих  по Э-ОК «Живой урок»
  4. количество семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
  5. Показатели диагностики  удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.

Качественные показатели

  1. Эффективное применение электронного образовательного комплекса

« Живой Урок»

  1. Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
  2. Степень открытости образовательной среды.
  3. Общественные представления о месте школы в информационном пространстве города .

Мониторинг и оценка процесса реализации программы

  1. создание базы данных;
  2. общественные экспертизы, публичные слушания;
  3. составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.

Приказ  УО  № 487 от 07.11.11г.  «Об открытии городской экспериментальной площадки « Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок») в образовательном процессе на  базе МОУ «СОШ №4»

 Тема эксперимента: Создание новой информационной среды саморазвития»( Э-ОК «Живой урок»)

 Научный руководитель эксперимента : Захарова О.А., зам. директора по развитию ООО « Издательства «Академкнига/ учебник», г. Москва Российская Академия наук,

 Куратор  : начальник отдела мониторинга образования  Садыкова Г.Ш.

Управление образования г. Губкинский

Кадровое обеспечение:

Руководитель(проекта)- Т.Ю. Полякова , директор школы, заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования»,отличник просвещения.

  1. Руководство  экспериментом  по организации деятельности уч-ся

Координатор проекта –В.Ф. Кузьмина, зам. директора по УР, почётный работник общего образования РФ

  1. Организация мониторинга деятельности учащихся
  2. Своевременное и качественное  оформление  учетно- отчетной документации  
  3. Организация экспериментальной работы  с учителями
  4. Организация  и отслеживание результатов .

Учителя , преподающие предметы   (обществознание, биология, география)

Участвуют в экспериментальной работе – 3  педагога , из них имеют

высшую квалификационную категорию – 3педагога;

1 психолог, имеет  первую  квалификационную категорию

Имеют почетные звания

-«Почетный работник общего образования РФ»

Кузьмина В.Ф. , Шульга И.В.

Учитель  обществознания  высшей категории  - В.Ф. Кузьмина, почётный работник общего образования РФ

Учитель географии высшей категории И.В.Шульга, Почётный работник общего образования РФ

Учитель биологии высшей категории  –Гончарова М.И.

Системный администратор –Олейников А.П.

Психолог 1 категории –Митрофанова Т.С.

  1. Реализация эксперимента  по организации деятельности .
  2. Преподавание предметов с использованием электронных образовательных комплексов(ЭОК), двухэкранных электронных устройств (девайсов)
  3. Инновационная деятельность ( разработка методических , дидактических материалов )
  4.  Организация исследовательской деятельности с учащимися

( консультирование, рецензирование рефератов, творческих работ,  составление проектов , подготовка к олимпиадам)

Классный руководитель

  1. Выполнение обязанностей  не входящих в должностные обязанности
  2. Организация воспитательного процесса.

Ученический коллектив

  1. 110 учеников 6абвг классов.
  2. Родители учащихся

 

Организация и контроль  за направлениями работы

Контроль за  состоянием  инновационной ,  методической работы учителей

октябрь

Анализ итогов входных контрольных срезов

в рамках проекта «Электронный учебник»

6

Тематический

тестирование

Кузьмина ВФ

МО

Справка

приказ

декабрь

Новые информационные  подходы в обучении школьников  в рамках проекта

««Электронные образовательные комплексы, как средство информатизации общества   »

6

Тематический

Посещение уроков

Кузьмина ВФ

МС

Справка

приказ

апрель

Анализ итогов контрольных срезов на выходе

в рамках проекта «Электронный учебник»

6

Тематический

тестирование

Кузьмина ВФ

МО

Справка

приказ

Повышение  уровня  компетентности в рамках

реализации программы  экспериментальной работы

осуществлялось в рамках курсов

Название мероприятия

Время проведения

ФИО педагога

Город

Курсы подготовки  специалистов  по  вопросу

«Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ.

2011 сентябрь

Кузьмина В.Ф.

Москва

Курсы подготовки  специалистов  по  вопросу

«Апробация электронного образовтельного комплекса (ЭОК) «Живой урок» в общеобразовательных учреждениях РФ.

2011 сентябрь

Гончарова М.И.

Москва

 Положительные стороны эксперимента за истекший период   :

1.Повышение качества знаний на 10% по биологии, обществознанию, географии

с 61% до 71%.

2.Абсолютная успеваемость составляет стабильно -100%

3. По результатам диагностики познавательных процессов наблюдается

увеличение объёма  и концентрации  внимания учащихся.

4.Наблюдения на уроках показали:

  1. Достаточный уровень освоения учащимися  способов самопроверки и различных форм тестирования, освоение различных форм предметного общения.
  2. Обучающиеся научились алгоритму работы с девайсами, подчиняться регламенту урока с Э-ОК-« Живой урок»
  3. Научились самостоятельно работать с текстами разного характера, просматривать необходимую информацию, ориентироваться в ней,  выбирать ее из разных источников, удерживать тот аспект, который обсуждается на уроке

5.Участие в конкурсах

Название мероприятия

уровень

Кол-во участников

Количество победителей

Всероссийская олимпиада по основам наук

г Москва

12

4 сертификата

Международная олимпиада по основам наукУРФО(1 тур)

международный

27

Прошли во второй тур 27уч-ся

Обучение в НОУ «ОМУ», образовательного центра «Школьный университет»

17

6.Результаты анкетирования родителей по вопросу использования электронных учебников:

57%  опрошенных — полагает, что электронные учебники должны активно использоваться в школьном образовании. По мнению родителей, занятия ЭОК помогают учебному процессу

10% опрошенных родителей согласны с тем, что электронные учебники должны заменить обычные школьные учебники.

6% респондентов считают, что такую инновацию нужно вводить только в старших классах — прежде всего, это связано с тем, чтобы не было слишком большой нагрузки на глаза,  в связи с мелким шрифтом.

 12% родителей высказались за бумажные учебники.
5% опрошенных считают их неэффективными

6% равнодушны к их применением в школе

 4% считают технологии вредными и отвлекающими от учебного процесса.

9. Реализация проекта «« Создание новой информационной среды саморазвития»

 рассматривается  в аналитических материалах  Программы развития школы   на период

 до 2015 года .      

Программа эксперимента реализуется  через систему  мероприятий

№ п/п

Основные направления деятельности по реализации проекта

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный этап

Создание рабочей группы по реализации проекта.

Апрель-Май 2011г

Директор

Определение образовательных дисциплины по реализации проекта.

Апрель-Май 2011г октябрь

2011г.

Директор

Подготовка нормативно методических документов по реализации проекта.

Ноябрь- декабрь 2011

Участники эксперимента

Обучение педагогов на курсах.

Сентябрь- октябрь

2011г.

Учителя – предметники

Разработка проекта «Электронно-образовательный комплекс»

Сентябрь- октябрь

2011г.

Участники эксперимента

Практический этап

2011-212

Установка беспроводного интернета, высокоскоростного интернета

Октябрь 2011

Участники эксперимента

Приобретение двухэкранного планшетного устройства  Э-ОК   «Живой урок»

Сентябрь 2011

Участники эксперимента

Приобретение оборудования  кабинетов   для использования  электронного образовательного комплекса (шторы затемнения,  

Ноябрь 2011

Участники эксперимента

Участие учителей в дистанционных курсах, вебинарах по теме «ЭОК.Живой урок»

Февраль 2012г.

Участники эксперимента

Итоги выполнения плана реализации проекта:

  1. Подготовлены  педагогические кадры : прошли обучение на курсах  по теме эксперимента. Готовность 100 % педагогов к проведению занятий с использованием ЭОК.
  2.  Организована работа творческой группы;
  3. Проведена диагностика учащихся .
  4. Разработаны: Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учителей.;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для учащихся»;Руководство пользователя Э-ОК «Живой урок»для родителей»
  5. Участвовали  во Всероссийском НПК «Подведение итогов апробации электронного образовательного комплекса и перспективы его развития» май 2011 г.
  6. Проведен  выездной семинар  для учителей – предметников – сентябрь 2011г..
  7. Оборудован кабинет   для использования  электронного образовательного комплекса  
  8. Установлен беспроводной интернет, высокоскоростной интернет.
  9. Приобретен  электронного образовательный  комплекс в кол-ве 75 штук.  

Вопросы о результативности и целесообразности  эксперимента проходили через систему ВШК ,   полученная информация обсуждалась на заседании МС, совещании при директоре, административном совете  , педагогическом совете школы, общегородском семинаре учителей истории.

По результатам экспериментальной работы 

  1. Оформлена  Брошюра: Создание новой информационной среды саморазвития «Электронный  образовательный комплекс- « Живой урок».

Создан Документальный фильм ГТРК «Вектор».

Транслировались передачи по  региональному телевидению, Тюменскому  телевидению.