Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".
статья по теме

Аннотация.

      В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и психолого-педагогические принципы становления субъектности: идентификация, интериоризация, экстериоризация, самореализация. Предложены пути  практического использования данных принципов в практике преподавания в школе в русле психодидактики для парадигмы развивающего образования.

  

      Ключевые слова:взаимодействие в системе новых отношений;  развивающее образование; становление субъектности; идентификация, интериоризация, экстериоризация, самореализация.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perepelkina_2.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Методы и приемы организации взаимодействия в системе новых отношений                         «Учитель – Ученик».

Меthods  of  organization interaction in sustem new attitudes of «Teacher – Pupil.»

                                                         Перепёлкина Наталья Александровна канд. пед. наук,

                                                         учитель высшей категории школы №75.

                                                                                     E mail: 

 

Аннотация.

      В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и психолого-педагогические принципы становления субъектности: идентификация, интериоризация, экстериоризация, самореализация. Предложены пути  практического использования данных принципов в практике преподавания в школе в русле психодидактики для парадигмы развивающего образования.

   

      Ключевые слова: взаимодействие в системе новых отношений;  развивающее образование; становление субъектности; идентификация, интериоризация, экстериоризация, самореализация.

     Для обеспечения «формулы успеха» в развивающем образовании следует реализовать принципы-

-мотивационно – целевой;

-содержательно – информационный

-организационно - планирующий

-нравственно  - этический

-эмоционально – волевой

-креативно – продуктивный

-оценочно – рефлексивный.

 МОТИВАЦИОННО – ЦЕЛЕВОЙ  принцип  взаимодействия  в системе

отношений «Учителя – Ученика – Учебной книги» при развивающем  образовании (РО).

    Итак, «формула  успеха» в РО складывается из: 1) условий, 2) пед. влияний,    3) принципов взаимодействия.

    Согласно положений психодидактики («Психодидактика в теории и практике развивающего образования».)[1], МОТИВАЦИОННО – ЦЕЛЕВОЙ  ПРИНЦИП  раскрывает:

1.мотивы;

2. цели;

3. интересы;

4. потребности

субъектов познавательного процесса, то есть Учителя и Ученика.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

1.ОБЕСПЕЧИВАЕТ  формирование положительной мотивации  в

   а) обучении;

   б) воспитании и самовоспитании;

   в) в развитии   и саморазвитии.

2.ПРОВОДИТ согласование целей Учителя и Ученика.

3.ОБУЧАЕТ:

 а) целеполаганию;

 б) технологии достижения целей.

 

   

УЧИТСЯ:

  а) ставить цели;

  б) управлять их реализацией;

  в) выявлять причины, мешающие их  

  достижению;

   г) ищет способы их преодоления и т.д.

     У подростков развивается познавательная активность, любознательность - особенно в 5 классе - в предподростковый период развития. Учителю представляется благодатная возможность, опираясь на эти особенности, обеспечить ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ в обучении. Например, на первых же уроках русского языка  вместе с учениками поставим ЦЕЛЬ – овладеть всем богатством русского языка,  предлагаемым учебником (под ред. М.М.Разумовской - премия Правительства РФ). Этому поможет работа с оглавлением, когда ученики под руководством учителя выясняют, что они знают по данным параграфам, а что для них является новым (имеет место пропедевтика знаний).

    МОТИВАЦИЯ – окажется, что многое надо повторить, закрепить, узнать. Кроме того, учитель психологически готовит учеников к тому, что всё это, изучаемое в 5 классе, будет востребовано на экзамене в 9 и даже в 11 классе - покажет задания 9 класса и ЕГЭ в 11.  А многое пригодится  на других предметах и в жизни: в общении- темы «Речь», «Текст» ( стили, типы речи, строение текста и т. д.)  Помогают мотивировать  обучение и учение  сами заголовки параграфов: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?», «Оценка действительности» и др.

Эта работа уже ВОСПИТЫВАЕТ учеников – они также понимают, что без САМОВОСПИТАНИЯ результаты будут слабыми. РАЗВИТИЕ и САМОРАЗВИТИЕ  появятся только в результате  большой самостоятельной работы, а это регулярное выполнение домашних работ, пересказ лингвистических текстов, заучивание определений, воспитание у себя умения  активно слушать, из урока в урок активно участвовать в комплексном разборе текстов, готовить диктанты, работать со словарями (

в учебнике их 4 вида)  и пр.

При условии СОГЛАСОВАННОСТИ ЦЕЛЕЙ Учителя и Учеников видно будет, как идёт развитие и саморазвитие и всего класса и отдельных учеников.

С первых уроков  Учитель обучает ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ: 1) выучить наизусть слова из «Орфографического  и орфоэпического минимума»; 2)обогатить свою речь наиболее важными словами из «Толкового словарика» учебника -  решить для себя, какие именно это слова и почему; 3).усвоить  основные значения  приставок и суффиксов (словарь учебника); 4) запомнить основные синонимы (словарь учебника).

При этом даётся соответствующая мотивация этих заданий.

Учитель предлагает и ТЕХНОЛОГИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ: он распределяет предложенный материал по частям (по неделям, четвертям), предупреждает о годовом контроле и сроках поэтапной и итоговой проверки; рассказывает, как лучше учить, запоминать, усваивать данный материал.

В процессе такой работы УЧЕНИК учится ставить цели – те, что предлагает учитель, или корректируя их (намеренно или невольно); учится  управлять их реализацией: видя, например, при опросе в классе или при проведении словарного диктанта, как он подготовился. Ученик выявляет причины того, почему, например, он из 25 слов написал неверно 10, выявляет причины неудачи (не понимал значения слова, неверно проверял его и т.д.) и  ищет способы их преодоления (придумывает словосочетания с синонимами, чтобы лучше запомнить их в контексте и пр.)  

 СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ИНФОРМАЦИОННЫЙ  принцип взаимодействия в  системе отношений «Учителя – Ученика – Учебной книги» в развивающем  образовании.

Этот принцип  психодидактики  [25] раскрывает:

   1. спектр предметных областей   осваиваемого знания;

2. объём и глубину изучаемой информации, определяющих выбор «учебных книг» - источников информации.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

руководствуется:  

1. выбирает:

а) гос. программами,

б) информационным минимумом и максимумом,  

в) стандартами,    

  г) познавательными  интересами обучающегося,      

  д) интеактивными источниками информации -  

а) глубину изучения предметной области , опираясь на поставленные  образовательные цели,

б) «образовательную траекторию», предметную область для глубокого основательного изучения,  

в) перерабатывает информацию, устанавливает новые функции   имеющихся знаний,

  2. учится:

а) создавать и извлекать знания    из полученной информации,

  б) на их основе проводить репродуктивную и продуктивную деятельность (диспуты, проекты, поисковые исследования).

УЧИТЕЛЬ.

Учитель вправе выбирать программу и учебник, при этом он может мотивировать перед учениками и родителями свой выбор или предложить им принять участие в нём.

Например, существует программа по литературе под ред. Г.И.Беленького классичес-кая. И есть программа под ред. А.Г.Кутузова («В мире литературы. Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 (12) классы …» Под ред. А.Г.Кутузова.  М., 2002) – в её пояснительной записке много инновационных идей: в основе – «концепция литературного образования на основе творческой деятельности» (стр.3).[37].

Цель – формирование читателя, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Среди средств достижения литературного образования - формирование   эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя.

Литературное образование рассматривается как единство трёх компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение. Авторы предлагают систему коммуникативно – творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения»,  ежегодная «Итоговая читательская конференция» и т.д. В итоге литературное развитие предполагает не только рост эмоционально – эстетической культуры и литературно – творческих возможностей, накопление читательского опыта, но и самореализацию в деятельностной сфере. Поэтому среди основных умений, на выработку которых направлена программа, названы и такие :

  - владение техникой грамотного и осмысленного чтения (5 – 7 классы);

  - владение умениями выразительного чтения (5 – 11 классы);

  - умение самостоятельно анализировать произведение (8 – 11классы)

  - умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её (9 -11  

  классы);

 - умение грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диа-       логической речи (5 – 11 классы);

   - умение выполнять работы творческого характера (5 – 11классы);

   - умение выполнять элементарные исследовательские работы (8 -11классы).

  То есть  мы видим, что Учитель осуществляет выбор (или даже синтез) программ по предмету, определяет, что именно будет являться минимумом, а что – максимумом, что из

стандарта лучше взять для конкретного класса исходя из их  познавательных интересов. Например, в гуманитарном классе желателен более глубокий обзор произведений 18 -19 века (см. статью Н.А.Перепёлкиной в журнале «Литература в школе» №2 2009 г.), а в обычном классе его приходится сокращать.

Например, многие Учителя берут не один, а два (три) учебника, варьируя занятия по ним, совмещают две программы по литературе, руководствуясь передовыми идеями, заложенными в них. Так что Учитель проделывает большую работу, а не просто берёт существующий инструментарий (программы и пр.)

УЧЕНИК.

Ученик, выбирая для себя глубину изучения предметной области, руководствуется опорой на поставленные образовательные цели: ориентируется на 1)просто положительную отметку, чтобы перейти в следующий класс, работая по минимуму; 2) изучает предмет более глубоко, чтобы, например, в будущем хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз, 3) работает дополнительно, потому что ему интересно (например, ученица 9 класса пишет, что хочет прочитать «Божественную комедию» Данте целиком, потому что  отрывки её поразили, хотя она, как и мы, понимает, что в школе вряд ли это произведение, на которое понадобится огромное количество времени и большой труд души, будет востребовано, разве что в сочинении, но не ради этого собирается девочка его читать); 4)Ученик готовится профессионально продолжить образование, и этот предмет ему нужен и интересен (например, ученица углублённо занималась литературой, поступила на филологический факультет университета, закончив его с красным дипломом и поступила в аспирантуру).  

 Примером того, что Ученик перерабатывает информацию, устанавливая новые функции имеющихся знаний, может служить пример творческой работы ученицы 6 класса: после изучения былин было задано задание: по желанию попробовать написать  былинную стилизацию или свою былину. Обычно это делают 3 – 7 учеников.

На основе знаний Ученик проводит репродуктивную и продуктивную деятельность.

Например микропроект ученика 6 класса «Моё любимое слово…»

  ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЛАНИРУЮЩИЙ принцип  взаимодействия в системе отношений «Учителя – Ученика – Учебной книги» в развивающем образовании.

 В психодидактике этот принцип предусматривает: 1) планирование и 2) организацию

познавательной деятельности а) Ученика и б) обучающей деятельности Учителя.  

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

1.составляет традиционные календарно-тематические планы;  

2.проводит поурочное и прочее планирование, учитывающее внешний контроль, сроки обучения;

3. обучает основам планирования и организации самообразования.

1. обучается самоуправлению в

 а) учении и

б) самообразовании;

2. обучается самостоятельному планированию познавательной деятельности 

Учитель.

Посмотрим, как Учитель обучает основам планирования и организации самообразования девятиклассников по пособию по русскому языку «Пунктуация» (автор В.П.Лебедева, Н. А. Перепёлкина).

На консультационном занятии в 9 классе (сентябрь) Учитель говорит ученикам о том, что будет изучаться на уроках в 9 классе, о подготовке к экзамену – объём материала большой, а времени на уроках для необходимого повторения мало. Учитель предлагает учащимся самим дома работать над теми темами пунктуации, которые были изучены в 8 классе. При этом Учитель и Ученики совместно договариваются о том, одни и те же темы удобнее повторять всем или каждый дома индивидуально продумает порядок повторения  в зависимости от своих знаний. Но предварительно договариваются,  с каких тем желательно начать и почему (это может быть путь вслед за автором пособия или иной), в какие сроки желательно укладываться, какими учебниками  и пособиями для консультации можно пользоваться, как заполнять листы, таблицы пособия, в каком виде и когда отчитываться  (на уроке – выборочно, на консультации – общей, индивидуальной, кто может осуществлять проверку работы товарища - назначение консультантов, критерии оценивания и т. д).  Так Учитель помогает организовать работу по самообразованию, а Ученики корректируют план работы, так как, например, одним нужно меньшее время для повторения какой – то темы, другим больше и т.д.)

Так, во взаимодействии с Учителем, Ученик обучается самоуправлению в учении и самообразовании, самостоятельно планирует познавательную деятельность.

Для того, чтобы управлять собой, нужна воля, составляющими которой являются

упорство и настойчивость, а воля подростка находится в процессе формирования, учителю следует помогать ученику воспитывать и укреплять её.

Подросток начинает овладевать культурой умственного труда - в этом Учитель может помочь, проводя беседы, тренинги («Как слушать объяснения Учителя – 4 совета», « Правила домашней работы -13 правил», «Самовоспитание трудолюбия», «Как составить распорядок дня и жить по нему» -5 -6 классы; «Как развивать память: свойства памяти и способы её развития. 9 правил запоминания» - 6 -7 классы; «6 правил развития способностей» - 7 класс; «9 правил развития ума, мышления», «13 правил НОТа. Как научиться беречь время» - 7 – 8 классы; «Приёмы дисциплинирования мышления» - 9 класс и т.д.- Д.М. Гришин «Руководство самовоспитанием школьников» М., 1975).

Эти материалы можно помещать на стендах («Умеешь ли ты учиться?» - памятки «Заповеди читателя», «Как выбрать книги ля самообразования?», «Как решать задачу», « Условия успеха изучающим иностранный язык», «Советы выступающему», «Из опыта самовоспитания» и т. д.) В классном уголке тоже можно поместить материалы  для рубрики «Тем, кто работает над собой» (5 – 8 классы): «Какой у тебя характер?», «Кое – что о мимике» прочее.

Для родителей разработаны беседы «У истоков самовоспитания» и т. д, куда целесообразно включать сочинения, результаты анкет и т. д. данного класса.

Ученик.

В течение школьных лет ученики пишут планы самообразования, самовоспитания (на год, четверть, каникулы и пр.) отчёты о выполненном, сочинения и пр.  

Приведём пример самостоятельно составленного плана по самообразованию и самовоспитанию ученицы 9 класса: (См. Приложение)

 НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКИЙ принцип  взаимодействия в системе отношений «Учителя – Ученика – Учебной книги» в развивающем образовании.

В психодидактике этот принцип призван  а) раскрывать, б) воспитывать, в) социализировать потенциалы знаниевого содержания предметных областей, в том числе по вопросам  жизненных смыслов и ценностей: а) духовности, б) высокой культуры, в) здорового образа жизни.

 

УЧИТЕЛЬ  

УЧЕНИК  

1. организует педагогические влияния, актуализирующие а) социализацию, б) поиск жизненных смыслов;

2. создаёт условия и возможности для  реализации интеллектуально – нравственного и  духовного развития обучающихся;

3. предъявляет образец личной высокой культуры и нравственности.

   

   

1. обучается основам воспитания себя;

2.добивается собственных успехов в личностно-ценностной деятельности по а) социализации, имеющей нравственно – гуманистический смысл, по б) духовному становлению;   3.интериоризирует жизненные ценности и смыслы.

Учитель.

Организация Учителем педагогических влияний, активизирующих социализацию и поиск жизненных смыслов в идеале должна иметь место постоянно: на уроках и во внеурочное время. Воспитательная позиция Учителя  любого предмета находит выражение в его личном отношении ко всему изучаемому материалу: «Эстетические идеалы (каким должен быть человек?), вкусы (какова мера поступка, мысли человека?), оценка (прекрасное или безобразное?), чувства (нравится – не нравится), то есть вся структура сознания  учащихся формируется при условии, что педагог сам видит эстетическое содержание преподаваемого материала, его значение для развития ума и сердца…»- об этом очень интересно рассказывает Н.Л.Аринина в книге «Уроки прекрасного» [1] и это касается ВСЕХ школьных предметов.

 Одна очень строгая  классическая учительница математики, влюблённая в свой предмет, как – то ненавязчиво, но часто «увязывала» на уроке математику с…Лермонтовым - она почти наизусть знала «Героя нашего времени» и как – то очень интересно и естественно вводила в свои уроки афоризмы Печорина, философию жизни. Помнится, удивила тем, что поделилась своим опытом чтения классики - она читала собрания сочинений том за томом и  ученикам советовала. Ученики  же видели, как такое самообразование получает своё отражение в облике учительницы: сдержанность, высочайшая интеллигентность, тонкий юмор, уважение к любому ученику, терпимость  и т.д.

Ещё одним примером предъявления образца личной высокой культуры и нравственности - уже как итог отношений – могут служить тексты двух  открыток на выпускных вечерах учительницам литературы (знаменательна разница в 20 лет) и текст

записки тоже на выпускном вечере, которая пришла тоже учительнице во время игры «в почту». Авторы слов – ученики.

В этих обращениях к Учителю (в Черноголовке одна старая учительница – пенсионерка хранит чемодан писем и открыток от своих учеников) Учениками – в лирической форме дана оценка его труда, которая полностью соотносится с 1 пунктом таблицы.

Воспитательный резерв любого Учителя – в умении увлечь тем, чем он сам богат: знаниями, эрудицией, одержимой любовью к своему предмету.

Но самые большие ресурсы нравственного воспитания учащихся – через привитие любви к книге: на всех уроках, на минутках поэзии, факультативах и т.д. (Интересно рассказывает о психологии творчества школьников к. псих. н. З.Н.Новлянская. [31]- о педагогическом процессе, совместном жизненном движении Учителя и Учеников к цели на занятии в творческой студии, времени самосознания и самовоспитания участников, становлении личности и личностного начала (дневники духовного труда самопознания,  стихи, этюды; самораскрытие, самоанализ,  самооценка, самоообъективизация, самовыражение, самопреобразование, идентификация)

Ученик.

Академик Д.С.Лихачёв вспоминал: «Вы знаете, какое у меня самое сильное впечатление от Парижа? Экскурсия дошкольников, от четырёх до пяти лет, в Национальную библиотеку и в Лувр. Это воспитание культурой принесёт большие плоды. Дети, ещё не умея читать, не умея усваивать все сложности духовных ценностей, просто дышат и проникаются соответствующей атмосферой. Им даже не наговаривают непонятных вещей - они идут, смотрят, для них эти посещения будут одними из сильнейших и ярких первых впечатлений от мира. Они увидят и запомнят его прекрасным» -   пример интериоризации жизненных ценностей и смыслов.

 Ученики – при соответствующей работе Учителя - характеризуют и оценивают свои идеалы в домашних и классных сочинениях. Например отзыв о героине поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» - он написан сразу после прослушивания фрагмента в классе.

Ещё одна тема  сочинения по классическим произведениям: «Две любви в повести «Ася» И.С.Тургенева и в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого».

После изучения «Песен..» М. Горького семиклассники писали сочинение – миниатюру «Люди – соколы, люди – ужи, люди - буревестники».

 Высказывания  учеников на эту тему - прекрасный материал для диспута. Такое прочтение играет роль коррекции отрицательных жизненных установок, расширяя и обогащая личный опыт подростков, знания – это нравственная сила. Сколько тем, героев, ситуаций, о которых думают и рассуждают подростки в течение своей школьной жизни! 

Интересна работа восьмиклассницы, написанная на школьной олимпиаде как ответ поэту (он был напечатан в городской газете).

Выразить свои мысли помогают и диспуты, отзывы на кинофильмы, книги, аннотации, сочинения – рассуждения - они рассчитаны на диалектическое развитие личности подростка, на формирование идейно – нравственных убеждений: тут важна опора на краеведческий материал, на любовь к родным пенатам.

На уроке русского языка ученики 7 класса писали сочинение «Знание делает человека сильным»,  учитель составил коллективное сочинении   из отрывков ученических работ .

 ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ принцип  в системе взаимодействия «Учителя – Ученик – Учебной книги» в развивающем образовании.

В психодидактике этот принцип предусматривает формирование таких личностных качеств, которые содействуют а) активной познавательной деятельности и б) творческой самореализации личности.

УЧИТЕЛЬ  

УЧЕНИК  

1. Создаёт условия для психологической комфортности процесса образования;

2.обеспечивает вариативность методов и форм обучения и воспитания;

3. использует активные формы обучения и социализации (личностно – ценностную и социально – значимую деятельность);

4. принимает роль партнёра во взаимодействии с обучающимся.

1. Осваивает способы формирования а) целеустремлённости, б) настойчивости, в) воли; г) совести – «голоса сердца»;

2. целенаправленно упражняется в укреплении воли и совести, способствующих уравновешиванию желаний и возможностей на основе разумной необходимости;

3. упражняет эмоции и чувства;

4. ищет свой идеал, борется за свои убеждения.

 

Учитель.

Например, условия для психологической комфортности процесса образования создаёт, на наш взгляд, учебник литературы для  5 – го  класса под ред. Б.А.Ланин [27], который, кроме обязательных традиционных целей, «содействует интеллектуально – нравственному и мировоззренческому развитию личности; формирует гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других; поддерживает стремление выразить себя в слове; обучает общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных творческих задач», используя активные формы обучения и социализации.

На стр.4  там есть статья «О рубриках учебника, или как мы с вами будем работать». Рубрики обеспечивают вариативность методов и форм  обучения и воспитания: «Встреча»- с писателями; «Повторяем пройденное»,- «чтобы дальше было легче и веселее идти», но задание предусматривает ВЫБОР вопроса; «Возьмите на заметку»; «Обсудим вместе» -коллективное размышление; «Ваша литературная энциклопедия»; «Решаем читательские задачи»; «Творческие задания» -тоже возможность выбора – для «теоретиков» и «художников», для «продвинутых» и не очень…; «Литературная мастерская»; «Выразите своё отношение к прочитанному»; «Давайте поспорим» (дискуссии); «Виртуальная кладовочка» - сайты Интернета. Авторы приглашают: «А теперь – в путь – дорогу! С весельем и отвагой!» - Учителю отводится роль партнёра во взаимодействии с учениками.

Ученик.

Прочитаем сочинение семиклассницы, в котором  показана её целеустремлённость, настойчивость, воля и социализация, а также другие творческие работы Учеников (См. Приложение).

-Мы можем найти здесь субъектное отношение к себе и к окружающей действительности (не только к природе, а и к другому человеку, боль которого девочка почувствовала и разделила его надежду).

 КРЕАТИВНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ принцип в системе взаимодействия «Учителя – Ученика – Учебной книги» в развивающем образовании. 

В психодидактике этот принцип  1) формирует: а) творческое сознание, б) творческое мышление, в) опыт творческой самореализации, г) опыт креативного взаимодействия;

2).предусматривает: а) порождение, б) творение, в) открытие, г) оформление результатов творческой деятельности.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

1) проявляет личную креативность;

2) генерирует идеи;

3) проектирует ситуацию успеха;

4) ищет способы педагогического влияния,   необходимого для воспитания творческой   личности;

5) индивидуально подбирает механизмы,  методы, формы, средства, условия развития  креативности;

6).обеспечивает креативное взаимодействие с обучающимися.

1) осваивает креативные технологии;

2) переводит процессы самообразования, воспитания себя, социализации на творческий уровень (творческое саморазвитие обеспечивает самостоятельность в приобретении знаний, способность к самовоспитанию творческих качеств, готовность к творческой самореализации, осмысленно ищет пути взращивания в себе креативности).

Учитель.

                                                                             …Употреби высокое искусство

                                                                                  Буди и в них их дремлющие чувства.

                                                                                  И если у тебя они найдутся,

                                                                                  То и у них, конечно же, проснутся.

                                                                                                                       Л.Мартынов.

На уроках русского языка, литературы, во внеклассной работе очень помогают такие вызывающие живой интерес у учащихся задания, как составление сказки, сочинение – рассказ на основе фантастического вымысла, составление инсценировки, составление рифмованных текстов (5 класс); сочинение «страшного» рассказа, монологов и диалогов неодушевлённых предметов, рассказ от лица животного, способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов ( сценка, рассказ, статья), сочинение на основе фантастической гипотезы, этюды, очерки (6 класс); письма, дневник  и т. д (7 класс). Материал можно взять из комплекта «Уроки развития речи» под ред Г.И. Канакиной,[17] Полученные знания и умения пригодятся в школе , и в жизни.

Учитель отвечает всем требованиям, означенным в таблице: он не только критик, но и сам участник – партнёр по литературному творчеству.

Ученик.

После знакомства на уроке  в 5 классе со стихами юмористического содержания, с лимериками и пр. Учитель дал на дом задание: по желанию - поиграть со словом, попробовать сочинить стихи самим.

Ученики принесли и прочитали такие опусы.

А вот итогом творческой самореализации, начало которой мы видели в работах пятиклассников, можно считать сочинение девятиклассника: и «Мёртвые души» Гоголя  были ещё не пройдены на уроках, и «Гобсека» Бальзак нужно было прочитать самим. То есть работа полностью выполнена самостоятельно, после минимальной консультации учителя, а с учётом нынешнего стандарта ещё и по желанию, не являясь  обязательной.

Мы видим, какую огромную самостоятельную работу проделал самостоятельно ученик: прочитал сам довольно непростые произведения, проделал работу по сопоставлению, связно оформил её, отобрав нужные параллели и детали. Сочинение сохраняет стиль автора, к нему нужны небольшие правки, но в целом работа вызывает уважение, это результат процесса самообразования и самовоспитания, а также подготовка к будущей жизни.

ОЦЕНОЧНО  - РЕФЛЕКСИВНЫЙ принцип в системе взаимодействия «Учителя – Ученика – Учебной книги» в развивающем образовании.

Этот принцип в психодидактике 1) предусматривает экспертизу успешности познавательной деятельности; 2) подготовку к внешней экспертизе (ЕГЭ, зачёты, вступительные экзамены).

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

1. прогнозирует результаты учебной деятельности, внутренней экспертизой  вы-

являет успехи и пробелы в образовательной деятельности обучающихся;

2. проводит анализ успешности и содейст-

 вует их осмыслению обучающимся;

3. обучает способам самопроверки, реф-

 лексии и самоанализа.

1.учится основам осмысления результатов своей образовательной деятельности, само-

оценке;

2. учится контролировать и управлять своим самообразованием;

3. проводит самоанализ, самопроверку,

самооценку, рефлексию, саморегуляцию.

 

Учитель.

В начале 5 класса ( на 1 -2 неделе) проводим контрольную диагностически – контрольную работу по русскому языку за весь курс начальной школы ( составлена к.п.н.Кузнецовой  М.И.)- она полностью самостоятельна, по нескольким вариантам.

Результаты работы сопоставляем с реальными отметками за 4 класс, но подсчитываем их в баллах:

  1. место

15 баллов  

1 чел.   («5» по русск. яз.)

  1. место

14 б.

1 чел.   («5»-------------)

  1. место

13 б.

2 чел.   («5» и»4»)

  1. место

11 б.  

1 чел.   («4»)

  1. место

10 б.    

1 чел («»3»)

  1. место

9 б

3 чел.   («3». «3». «4»)

  1. место

8 б.  

2 чел.   («3»)

  1. место

7 б.  

2 чел.   («3»)

  1. место

6 б.  

1 чел.   ( «5»)

  1. место

2 б.  

1 чел.  («3»)

  1. место

1 б.

1 чел. («3»)

Для ребят ново то, что распределены места, хотя подчас отметки и одинаковы, что подсчитаны баллы – всё это готовит их в том числе и к ЕГЭ, где за одной отметкой скрывается разброс баллов, подчас решающий.

Вот, например, как организует самопроверку и рефлексию пятиклассников учительница географии О.В.Тощева - даёт анкету.

Трудно разграничить то, что делает Учитель и Ученики, потому что взаимодействие проявляется в самой процедуре анкетирования, когда уже есть место и рефлексии. Правда, Учитель подбирает или составляет анкету. Например, анкетирование к конце года в 7 классе  на уроке русского языка, которое многое даёт обеим сторонам, так как дети подводят итоги, а Учитель (вместе с ними) ещё и получает в результате анализа перспективу работы на следующий год.

В начале 8 класса проводим анализ анкеты. Лучше это сделать рассредоточено: по русскому языку, получается, ученики сами с помощью Учителя, определили план повторения материала (в том числе и индивидуального), по литературе и пр. – отдельными вкраплениями в уроки доводим до сведения класса результаты, делая соответствующие выводы, отмечая плюсы и минусы, намечая перспективу.

Регулярной может быть самопроверка перед написанием, например, словарного диктанта:

1. написать слова под диктовку; 2. разрешить открыть учебник, чтобы проверить слова по нему и исправить ошибки, проработать их, выучить дома к следующему уроку. Выборочно можно проверить, например, у слабых учеников, поставить отметку, если она положительная, похвалить, что нашёл, например, все ошибки.

Проверочные работы тоже можно проводить сначала  как обычно –  затем собрать работы, а потом разрешить открыть учебники и на отдельном листке разрешить дописать пропущенное или ошибки, которые сам ученик обнаружил.

Очень важны регулярные отчёты учащихся о прочитанном. Самое лучшее – это ведение дневников чтения и проверка их Учителем. Но не все это делают, как Учителя (признание одной учительницы о том, что ученик написал ей, что она была его любимой учительницей, но после того, как она стала задавать отчёты по чтению,  он её разлюбил. Учительница  с тех пор перестала собирать отчёты…), так и ученики. Есть выход: те, кто не сдаёт дневники чтения, прямо на уроке пишут этот, уже краткий отчёт.

Посмотрим отчёт о летнем чтении ученицы 6 класса: она называет 9 авторов, 18 названий, о трёх понравившихся больше всего произведениях рассказывает подробно.

Учитель любого предмета, принимая пятый класс, должен получить первоначальное впечатление о детях. Пример самоанализа предлагается в книге Т.А. Ладыженской  «Практическая методика русского языка». [24]

                  Ученик.

Анализ анкеты многое даст Учителю и детям. Комфортным и уважительным для пятиклассника являются примерные ответы, одновременно готовящие его к последующим анкетам (анкета об интересах и вкусах пятиклассников – на стр. 5).

При выявлении развития учеников: логического мышления, воображения, речевого развития, словаря, среднего числа слов в предложении, темпа речевых сообщений, темпа устных высказываний, объёма письменных сочинений, объёма речевой памяти полезно опираться на самопроверку учеников, а затем на самооценку и саморегуляцию под руководством Учителя (дети само подсчитывают количество слов, букв и т.д.)

Предложено рецензирование устных ответов - форма рецензии – отзыв.

Начало работы по НОТ школьника может положить классный час «Я, минута и знания».

Получив 5 класс (можно и в других классах), классный руководитель предлагает ученикам АНКЕТУ.

 Все принципы, о которых рассказано,  применяемые в системе и взаимосвязанные,  играют   огромную роль в выстраивании взаимодействия «Учителя – Ученика  - Учебной книги» в развивающем образовании. Они содействуют развитию познавательных способностей учеников, продолжая эту линию развития, начатую в начальной школе.[2]Эти принципы используют в преподавании разных предметов.[3],[4]

  Организация взаимодействия Учителя и Ученика, обеспечивающего  личностную зрелость.

1. Виды взаимодействия: субъект – объектное взаимодействие; субъект –                   субъектное взаимодействие; субъект – объект – субъектное взаимодействие.

                                                         «Воспитывать – значит возвышать ум, характер,

                                           значит, вести к вершинам. Для этого необходимы учителя,

                                           обитающие на вершинах»

                                                                                                                          А.Моруа.

Наша задача – перейти от общепринятого субъект – объектного воздействия к  субъект – субъектному и субъект – объект – субъектному взаимодействию, хотя  в подростковом возрасте ученик, как известно, «субъект деятельности», ему свойственны, по Г.А. Цукерману, субъект – объектные отношения. 

Итак, приведём пример педагогической ситуации, при которой совместная деятельность Учителя и Ученика приобретает характер субъект – субъектной деятельности.

 В 9 классе Ученица   выбирает для сдачи экзамена литературу. Она обращается к Учителю - они вместе решают, в какой форме сдавать этот экзамен. Останавливаются на проекте, Учитель предлагает подумать над выбором темы. Через некоторое время Ученица называет автора и тему - они вместе корректируют её название в соответствии с требованиями. Ученица начинает работать над проектом поэтапно, встречаясь с Учителем на консультациях. После того, как текст готов, проверен, готовится презентация: следуя советам Учителя, Ученица сама подбирает иллюстрации, музыку, сама решает в конце включить видео. Учитель подсказывает, как лучше оформить библиографию.  Готовится защита проекта - на всю работу ушло более полугода. На экзамене Учитель присутствовать не смог, его принимала комиссия, но была зачитана положительная рецензия Учителя. Защита прошла с блеском, вызвала восторг комиссии, об ученице было упомянуто в статье местной газеты. – Диск и текс были подарены Учителю на память. Тема проекта – «Основные мотивы лирики А.С.Пушкина», им могут пользоваться другие ученики школы, его демонстрируют  на уроках.  

В результате взаимодействия и на  Учителя было оказано воздействие тем материалом, в основном, оформительским, который нашла Ученица (музыка, портреты, романсы), в том числе из Интернета.

Мы видели в  действии паритетно – ролевой подход, равноправие партнёров  в образовательном процессе. Ученица сама выбирала содержание (например, стихи для анализа), цель – сдача экзамена на «5» и повышение годовой отметки; способ реализации – презентация на компьютере; самооценка сделанного и ответственность за работу – перед собой, Учителем, родителями, школой, государством, поскольку экзамен был за 9 класс.

Работа сопровождалась рефлексией Учителя и Ученицы, имела характер социально – значимой и личностно – ценностной деятельности, Ученица в процессе самовоспитания являлась для самой себя и объектом учения и воспитания.

Несомненной была положительная мотивация, шло обучение целеполаганию и самоорганизации,   в качестве воспитывающей и социализирующей составляющих имели место духовность, высокая культура, развивались инициатива и самостоятельность за счёт активных форм образовательной деятельности, шло саморазвитие в процессе работы. Произошла интериоризация жизненных ценностей, внёсшая свой вклад в духовное становление обоих партнёров. На экзамене девушке пришлось участвовать, кроме монолога, к которому она была готова, в диалоге с членами комиссии. Работа привела к «формуле успеха» - оценка Учителя в рецензии) и самооценка Ученицы совпали с отметкой комиссии школы – «5».

 Психолого – педагогические принципы  становления субъектности  при взаимодействии Учителя и Ученика:

 1. идентификация;

2. интериоризация;

3 экстериоризация;

4. самореализация.

  ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

В свободной энциклопедии «Википедия» объясняется термин  «идентификация» в переводе с латинского как частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей, поддающийся субъективному контролю.

Попытка (с самого детства) стать похожим на другого человека или группу людей (на мать, отца; «на артистов»), перенять значимые черты – это идентификация.

Например, пятиклассники (без употребления термина) знакомятся с этим понятием на уроках литературы при изучении отрывка из романа «Война и мир» Л. Толстого о Пете Ростове в эпизоде, где Петя хочет быть похожим на Долохова, повторяя его жесты, слова, перенимая его тип поведения, храбрость и т.д.- Это пример сознательной идентификации, возможно, пример бессознательной идентификации – (на уроках в 9 классе) –подражательность Онегина Байрону – в манере поведения, одежде, мировоззрении –это почувствовала Татьяна при чтении книг Байрона («уж не пародия ли он?»).

Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с человеком или группой людей. Это проявляется, например, при встречах 9 мая с ветеранами войны – по тому, как слушают, смотрят дети на их лица, красивую форму, награды,  видно (по аплодисментам, подчас слезам…), что ученики перенимают нормы, ценности, образцы  поведения, гражданственность и патриотизм участников войны, слушая их воспоминания, призывы, стихи, напутствия, - всё это находит отклик, устанавливается глубокая эмоциональная связь, связь поколений, создаётся ощущение причастности к подвигу, объединённости с защитниками Родины. Кто - то перенимает черты и особенности характера (как Петя Ростов). Это пример групповой и социальной идентификации

Процесс идентификации идёт и на уроках: например, все дети проникаются любовью к Муму и Биму (И.С.Тургенева и Троепольского), поражены легендарной жизнью Матери Терезы – идентифицируются любовь к животным, сострадание, милосердие к людям, это может происходить  бессознательно и сознательно  (у Лермонтова – иллюстрация из литературы 9 класса):

 Нет. Я не Байрон, я другой…-

Пример того, как лирический герой «встаёт на чужое место», погружается, переносится в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию героя, произведения, замысла автора, а в итоге – жизни, своего места в ней.

Для учеников понятны примеры идентификации князя Андрея и Пьера Безухова с Наполеоном: если князь Андрей мечтает об этом тайно, то Пьер наяву воображает себя Наполеоном, делая выпады воображаемой шпагой… Это взрослые люди, а дети осуществляют такую идентификацию в игре, в мечтах. И надо стараться, чтобы они, как пятиклассницы, хотели стать такими, как сказочная Герда у Андерсена, хотя, бывает, некоторым больше нравится боевая Разбойница, но ведь и у неё много хорошего, просто темпераменты разные. А мальчики идентифицируют себя с «Лёнькой» из «Сына артиллериста» К.Симонова - мужество, героизм, подвиг.

Таким образом, имеет место ситуативная идентификация, например, в ролевой игре: турнир рыцарей, где нужно сказать комплимент прекрасной даме, и пятиклассник читает стихотворение М. Светлова о бережном отношении к любимой, которую он посадит на облако, чтобы оградить от зла, а «завтра всю землю отдаст», и можно надеяться, что в будущем он укрепит такое трепетное отношение к женщине.

Но встречается и устойчивое отождествление себя с другим человеком. Бывает, что, выбрав идеал в детстве, ребёнок стремится быть похожим на него долгие годы, а может быть, и всю жизнь (поэтесса о матери: « Я задумаюсь, мама,   повторить ли когда – нибудь мне твою высоту?»). В советское время примеров для подражания было много: герои – молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Павел Корчагин и др.

В процессе самовоспитания у подростка появляется потребность в образце, в эталоне –в том , на что надо равняться (в поведении, чертах характера, в стиле и пр.). Найти идеал и следовать ему, психологически слиться с ним. Задача Учителя – помочь в поисках положительного идеала, пока его место не занял отрицательный, например, безвкусица

при написании стихов – в стиле, в языке – при разговоре.

  Поэтому важна ориентация на примеры благородства, патриотизма, добра и другие вечные ценности, являющие основой социализации и воспитания. В процессе обучения у подростка должна сложиться система личностных ценностей (этических, эстетических т пр.) – ценности человека и ценности знания.

З.Н.Новлянская  [31] приводит пример стихов  ученицы, влюблённой в лирику А.Блока и гордящейся тем, что она ему удачно и узнаваемо подражает в своих стихах:

 Сбегает лестница полого.

          Ступени белые чисты.

 Но рядом с ней идёт дорога

 Через колючие кусты ( и т.д.)

Преодолением подражательности, вторичности стали стихи, где зазвучал её собственный голос:

 В семье тополиной – дрожь, испуг,

 Белы они, как новобрачные.

 Когда с тополей

 Струится

  Пух,-

  Пространство

  Синей и прозрачнее (и т.д.)

 

 Интериоризация.

Традиционно Интериоризация – это « движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее) [43].

Впервые термин использовали французские социологи (Дюркгейм и др.), в психологию его ввели Ж.Пиаже и др.,  и Л.С.Выготский.  Последний считал, что всякая функция человеческой психики  после внешней, социальной формы общения между людьми (как в трудовой, например, деятельности) становится компонентом психики человека в результате интериоризации.

П.Я.Гальперин положил понятие интериоризации как процесс в основу планомерно – поэтапного формирования.

Субъектное становление предусматривает способность к интериоризации жизненных ценностей, к духовному становлению, воспитанию себя.

Важно для Ученика интериоризировать следующие культурные ценности:

 -нравственные;

 -духовные;

 -гражданские;

 -эстетические;

 -экологические;

 -социальные;

 -коммуникативные,

в результате чего происходит формирование внутренних структур психики, духовное становление и воспитание Ученика.

В 5 (6 классах)  в учебнике литературы есть рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро». Он очень интересный, прекрасно написан, соответствует возрасту подростков, понятен, доступен. Но его надо прочесть самому, а он длинный, а потом письменно ответить на вопросы. Вопросы могут быть разными: о трудностях, которые сумел преодолеть мальчик, о том, как это ему удалось, что помогло, какой у него характер, как он его закалял, кто и что воспитывало Васютку, кто помогал ему, чем и как, какие уроки жизнь успела преподать мальчику, можно ли у него чему – либо поучиться, как бы ты действовал на его месте, как раскрывает писатель тему природы, какие самые зарисовки её ты бы отметил и т д.

Работы детей очень интересные, это уже, можно сказать, статьи на нравственную тему.

И, конечно, нравственные ценности, отражённые в том числе и в других произведениях, переходят – к кому в большем, к кому в меньшем объёме – к ученикам (те же, кому понравился Васютка, идентифицируют себя с ним).  

Юным романтикам так же хочется быть Грэем – мальчикам, Ассолью – девочкам. Поэтому  мы читаем «Алые паруса» Грина, а потом видим по отзывам детей, что они заворожены красотой, мечтательностью героини, смелостью и честностью героя, им хочется жить среди таких чистых, красивых и верных людей. А ещё они усваивают формулу того, что «чудеса надо делать своими руками». И они облачаются в костюмы мушкетёров и идут в 1 класс, чтобы прочитать хором стихи М. Светлова «Есть мушкетёры, есть мушкетёры, есть мушкетёры, есть!!!»- и малыши тоже заражаются жаждой подвига, дружбы и чести.

3. Экстериоризация.

В переводе с латинского слово означает «наружный, внешний» -«процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся путём интериоризации внешней социальной деятельности человека.» (Л.А. Радзиховский), об этом процессе писали Л.С.Выготский, А.Н . Леонтьев, П.Я.Гальперин и т.д.

         По мнению В.Е.Лёвкина, экстериоризация  противоположна  интериоризации и в то же

время: « Интериоризация – экстериоризация – постоянное взаимодействие, осуществляемое на протяжении всей жизни человека, который интериоризирует и экстериоризирует свой внутренний мир… Экстериоризируя себя в мир, человек осуществляет самореализацию имеющихся у него потенций».

П.П. Горностай называет три уровня развития личности: созревание, формирование (интериоризация внешних влияний), самореализация (экстериоризация и т.д.), приводя схему диалектики ступеней развития личности:

Ступени развития

Процессы развития

Механизмы развития

Формы активности

Индивид

Личность

Социализация

Интериоризация

Научение

Личность

Индивидуальность

Индивидуализация

Экстериоризация

Творчество

  Это касается и школьной жизни ребёнка тоже. Эти двуединые процессы идут параллельно, ученик экстериоризирует свой опыт через деятельность, например, Надя Рушева в своих рисунках, вызывающих восхищение и удивление, экстериоризировала свои состояния, опредметив их в формах  искусства, в результатах труда.  Это феномен переноса  как форма интерио – экстериоризации, составляющая основу развития, обучения, творчества и интуиции, здесь подстерегает ошибка шаблона.

4.Самореализация.

                                                                  Благословенны трудности – ими растём.

                                                                                                                   Н.Рерих.

Самореализация, по А.Х. Маслоу,  - высшее желание человека реализовать свой талант  и способности, реализация собственного потенциала. Впервые термин был приведён в «Словаре…» в 1902 году.

Самореализация – прогрессивная идея в личностно – ориентированном образовании. В

разделе 2, ст. 14 Закона РФ  «Об образовании» поставлена цель о «необходимости обеспечения самоопределения личности, создания условий для самореализации».

Учёные рассматривают самореализацию как ведущее направление  в теории о единстве профессионального и личного развития (Л.М. Митина), А.В.Хуторской – в эвристическом обучении, О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др. – как механизм развития и саморазвития личности.

В последнее время  отмечается, что самореализация начала играть определяющую роль в развитии личности в России  в связи с обострившейся конкурентоспособностью на рынке труда. Единой концепции самореализации не существует, её трудно измерить, так как она высоко субъективна, а  наблюдать возможно лишь её результаты, которые отражаются в психике субъекта.

На самореализацию оказывают влияние 2 группы факторов (Р.А. Зобов, В.А. Келосьев):

1) зависящие от субъекта (ценностные ориентации, готовность к самореализации, гибкость мышления, воля и др.);

2).не зависящие от субъекта (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние средств массовой информации, экологической среды).

По И.П.Смирнову, решающий фактор, влияющий на самореализацию, - сформированные внешней средой личные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

 А также основное условие самореализации (Катаев) – наличие у субъекта развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, перспектива личностного и профессионального роста.

Мы опираемся на  исследование  С. И. Кудинова, который  представил модель самореализации личности, в ней базовыми условиями самореализации выступают:

-психоэкологические,

-психологические (познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния);

-психофизиологические (особенность нервной системы и свойства темперамента);

-педагогические и социальные факторы.

  Формы самореализации:

Внешняя

Внутренняя

   Выражается в различных сферах жизнедеятельности:

профессиональная направленность, творчество, спорт, искусство, учёба, общественная деятельность.

 

  Самосовершенствование в:

физических,

интеллектуальных,

эстетических,

нравственних и

духовных

аспектах.

Добавим, что это осуществляется в формальном, неформальном и информальном

образовании.

  Виды  проявления самореализации личности:

1. деятельностная;

2. социальная (например, социальные проекты в МАНе (Малая Академия Наук);

3. личностная, способствующая духовному росту, обеспечивает развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д. образование в единстве и взаимосвязи:

 ценностно – смысловых,

 мотивационно – потребностных,

 инструмента самореализация – системно -  психологических,

 эмоционально – волевых,

 рефлексивно – оценочных характеристик.

Акт самореализации  С.И.Кудинов видит в овладении Учеником – начиная с подросткового возраста - каким – то навыком, суммы знаний, когда он сам понимает, что он умеет, знает, то есть долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество - как социальная или личностная компетентность (потенциальные возможности переходят в актуальные). При этом необходима саморегуляция, наличие понятийного уровня мышления, механизмов торможения и тенденции к саморазвитию. На место мечты и фантазий приходит составление реалистических планов и попыток из реализации через многошаговые стратегии и самореализацию.

При самореализации должна  осуществляться реализация возможностей, творческих, потенциальных, и возможностей развития; при этом происходит взаимодействие Ученика со  своим внутренним миром и внешним образовательным пространством и осуществляется переход потенциальных возможностей в успех. При этом задействованными становятся 3 сферы:

 познавательно – логическая,

 мотивационно – ценностная,

 практико – действенная.

Во взаимодействии «Учитель – самореализующаяся личность Ученика» роль первого –  осуществлять индивидуально – вариативный подход, быть советчиком, консультантом при реализации интеллектуальных, мотивационно – ценностных, практико – действенных потенциалов Ученика,  такое взаимодействие – средство самореализации Ученика, который является субъектом своей жизнедеятельности.

 Критериальные показатели саморазвития:

   продуктивность,

   востребованность,

   успешность-личностный рост.

Среди условий самореализации :

   потенциальные факты,

   действия;

   самодействия,

   внешние стимулы.

  Результатом прогресса при самодвижении Ученика принято считать «резервы подвижности потенциала», значимым является сам продукт самореализации и удовлетворение результатом.

Самореализация рассматривается:

 1. как процесс;

 2.как динамическое взаимодействие;

 3. как компонент жизнедеятельности.

Ученик сознательно ставит перед собой цели и совместно с Учителем (или сам) вырабатывает стратегии их достижения.  

Переход потенциальных возможностей в актуальные (П.П. Горностай) происходит благодаря социализации и интериоризации.

Элементы самореализации имеют место у одарённых детей ( при их склонности к творческому труду – Н.С. Лейтес), которые рано начинают интенсивно и избирательно заниматься каким – либо видом деятельности, что является условием развития их способностей.  

Примеров самореализации  приведено было уже много, но приведём пример творческой самореализации, когда девятиклассник попробовал себя в качестве…драматурга: дописал комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедова.  Назовём этот опус скромно стилистическим этюдом. 

Основной результат 2-й ступени, в которой закладывается фундамент знаний,  мы планируем к её окончанию учащимися, - это продолжение, закрепление и углубление того, что являлось основным результатом  образования в начальной школе.

Это формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования уже в старшей школе, при выходе из неё и в других структурах; воспитание умения учащихся способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

У учащихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в старшей школе (и за её пределами) и к самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества  в разных видах деятельности.

Особое внимание следует уделить читательской компетенции, закрепляя, расширяя и  полученные в начальной школе знания. К 9 – му  классу выпускники должны: обнаруживать большое понимание возможностей речи и связи языковых средств с эффективностью устной и письменной речи; тренировать речевой аппарат, слуховую и  зрительную память; проявлять индивидуальные предпочтения при отборе лексических и  грамматических средств; развивать технику и навыки слушания и конспектирования устной и письменной речи; проявлять индивидуальный стиль и манеру письма; читать и анализировать прочитанное.  К моменту окончания 9 класса у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные навыки. Результатом достижений подростка к моменту окончания им  9 класса можно считать личностно – ценностный компонент - освоение ценностных ориентаций, следующих ценностей культуры: нравственной, духовной, гражданской, интеллектуальной, эстетической, экологической, социальной,   коммуникативной, предпрофессиональной, а также приобретение опыта рефлексии, самооценки, самовоспитания, самопознания, самореализации.

Образование во 2 ступени является  базой, фундаментом всего последующего обучения в старшей школе или в иных учебных заведениях, выбранных для продолжения образования выпускником 9 класса.

Для достижения этих требований следует учитывать, по предложению Д.И.Фельдштейна, в его докладе[42].

1) новое знаниевое пространство-давление хаотичного потока информации; 2) обстановку изменившихся отношений взрослых и детей, детей между собой; 3). установить связи, взаимозависимости социального созревания детей, определив темп, ритм процесса, условия его успешного осуществления

. Вице – президент ставит ряд задач, которые требуют выполнения:1).детально раскрыть особенности социокультурной среды развития Детства (от социально – культурной ситуации российского социума- до различных отдельных макро и микросред); 2) на базе общих закономерностей раскрыть уровни и компоненты Детства, углублённо изучить проблемы перехода от одного возраста к другому, содержание и механизмы этих переходов; 3) главная задача - установление  и рассмотрение «кривой развития», происхождение процессов социализации, индивидуализации и идентификации; 4) проследить за реальными изменениями, произошедшими с современными детьми - проверить соответствие имеющихся возрастных параметров (изменение и сохранение), определить соотношение устойчивых характеристик возрастов с современными особенностями; 5) раскрыть особенности восприятия, памяти, мышления, рассмотреть сензитивные периоды; :6) проблема  определения  зоны  ближайшего  развития, возможностей ускорения этого развития; 7) установить ориентиры личностного развития (подростка), раскрыть закономерности когнитивного, социального, духовного развития детей, их переживаний, стремлений, сомнений; 8) выявить средства и механизмы условий условий формирования ценностной базы (подростков), их нравственных установок и ориентаций, введение в мир большой  духовной культуры, формирующей уважение Человека…, разработка  психолого – педагогических основ воспитания личностных особенностей; 9).определить возможности психолого – педагогического воздействия Взрослого мира на Детство; 10).задача выявления особенностей процесса усвоения детьми знаний, раскрытия возможностей оптимизации его умственной  и речевой деятельности; установить соотношение  между знаниями из учебных дисциплин и    информацией независимой; задача противостояния негативным информационным влияниям и использования их положительных моментов; 11) изучение проблемы одарённости детей; 12) отношение ребёнка к людям;13) исследование эмоциональной сферы детей.

Мы в нашей работе  старались учесть  эти задачи. Но полное  их решение – впереди, всё это будет углубляться в 10 -11 классах, потому что и старший школьный возраст имеет свои трудности, что и отражено в стихах старшеклассника, бывшего подростка:

 В нас столько всякого наносного,

 В нас столько всякого ненужного,

 В нас столько всякого наружного,

 В нас столько всякого нарочного,

 В нас столько всякого хорошего…  

А люди ходят и не верят нам…

                                         Они большие и сухие,

                                         Они гуляют как по берегу,

                                          Вокруг бушующей стихии.

                                          В нас всё неведомо и утренне,

                                          И всё уносит и приносит…

                                          Весной бывают реки мутными,

                                          Чтоб стать прозрачными под осень

                                        Литература.         

          1.Аринина Н.Л. «Уроки прекрасного». М.,1983.

2.Барбер М., Муршад М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения

 в        школах». Вопросы образования, 2008. - № 3.  

 3.Бардин К.Б. «Как научить детей учиться». – М.,1987.

 4.Блага К., Шебек М., «Я – твой ученик, ты – мой ученик».

 5.Буянов М.И. «Ребёнку нужна родительская любовь». М., 1984.

6.«Возрастная и педагогическая психология». Под ред. А.В.Петровского,1978.

7.«В мире литературы» Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11

(12)        классы.   А.Г.Кутузов и др.М., 2002.

 7.Волков А. и др. «Российское образование -2002. Модель образования

 для     экономики, построенной на знаниях». М., 2008.  

 8.Воронкевич А.С. Как писать  сочинение. М. 1993.

9.Гончаров В. «Факторы взаимодействия с учениками на уроке». Педагогичес-

кая техника. 2007. № 1.

10.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии».

11.Добрович А.Д. «Беседы о половом воспитании». М.,1984.

12.Доклад Общественной палаты Российской федерации. Вопросы образования.

2007.- № 4.

13.Дейс С. «Построение эффективного урока через сочетание

различных     организационных форм. Педагогическая техника. 2007. - № 1.

14.Журавлёва Л.В. «Международный опыт разработки образовательных стандартов».

15.Школьные технологии. 2007.-№ 3.

16.Иванов Д. «Возможность, выбор, индивидуальность». Газета «1сентября»,

2002, № 36.

17.Канакина Г.И. «Уроки развития речи» М.2000.

18.Карпов В.А., Ясвин В.А. «Развитие школьных образовательных систем»,

М., 2003.

19.Ковалёва Г. «Результаты международных исследований». Школьные технологии

2008. № 3.

20.Коломинский Я.Л. «Человек: психология». М.,1986.

21.Кондаков А.М. Инструктивно – методические материалы «Планируемые результаты

освоения основных образовательных программ   начального образования по

 отдельным учебным предметам». М., 2008.

22.Кондратьев С.В. «Учитель – ученик». М., 1984.

23.Крылова Н.Б. «Контексты как совокупность условий образования».

Школьные технологии.2007. № 1.

24.Ладыженская  Т.А. «Практическая методика русского языка». М.1992.

25.Лебедева В.П., Перепёлкина Н.А.,  Рывкина Л.А.   «Психодидактика в

теории и практике развивающего образования. 1 часть. Черноголовка. 2008.

26.Лебедева В.П. Методология взаимодействия в системе новых отношений»

 ИНИМ РАО. 2009.

         27.Литература . 5 класс. Под ред.  Б.А.Ланина. – М.2007.

28.Лобок А. «Профессиональная экспертиза: как преодолеть миражи». М., 2008.

29.Лернер П.С. «Ресурсы продуктивного образования как альтернатива

 традиционному образованию». Школьные технологии. 2007. – №1.

30.Нетопина С.А. «В семье школьник». Знание.М., 1986.

31.Новлянская З.Н. «Стихи – продолженье моё и начало..»

32.Остапенко А. «Монистическая концепция  многомерного В.Ф.Моргуна».

Школьные техника. 2007. № 3.

33.Ольшанский Д.В. «Я сам!» М., 1986.

34.Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание характера». М.1987.

35.Панов В.И. «Одарённость как проблема современного образования».

Самара. 2007.

36.Пособие по самообразованию ЦКФЛ РАО. Приложение.

Проектирование образовательных систем. (Практика). М., 1999.

37.Программа разработок «Подростковая школа развивающего обучения». Эль-

конин Д.Б. и др.2002.

38.Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. - М,

1997.

39.Психогигиена детей и подростков. Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1985.

40.Собкин В.С. »Арт-досье поколения…». Газета «1 сентября»,  2002. № 36.

41.Тубельский А.Н. «Об изменении содержания образования». Школьные

технологии. 2007. № 3.

42.Фельдштейн Д.И. Доклад. «Сущностные особенности современного

 детства и задачи теоретико – методического обеспечения процесса образования».     М.2008.

43.Кузнецова М.И., Литвиненко С.В., Любимова Г.В. «Развитие познавательных способностей и предпосылок к учебной деятельности в предшкольный период. Часть 1.»-М.,

2008.

44.Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Любимова Г.В. «Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе. Часть 1.-М.,2008.

45.  Лукьянова З.В., Орлов В.А. и др. «Методология развивающего образования естественно – математических областей знания. Часть 1.-М., 2008.

                                   


[1] Психодидактика в теории и практике развивающего образования. Часть 1. Лебедева В.П., Перепёлкина Н.А., Рывкина Л.А. -М., 2008 г.

[2] Развитие познавательных способностей и предпосылок к учебной деятельности в предшкольный период.Часть 1, Кузнецова М.И., Литвиненко С.В., Самохина С.Л.- М.,2008г.

[3] Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе. Часть 1. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Любимова Г.В. – М.,2008

[4] Методология развивающего образования естественно-математических областей знания. Часть 1. Лукьянова З.В., Орлов В.А. и др.-М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

"Методы и приёмы организации ситуации успеха в учреждении ДО"

Условия создания ситуации успеха. Действия педагога по созданию ситуации успеха в ДО....

Методы и приёмы организации ситуации успеха

В данной методической разработке представлены технологические операции по созданию ситуации успеха...

Мастер-класс: «Приемы конструктивного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик»

Данный материал будет полезен для педагогов, психологов, социальных педагогов....

Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся

Данная тема всегда актуальна, так как многие учащиеся школ имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым учителем стои...