Как сберечь голос
статья на тему

Бородкина Наталья Ефимовна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sberech_golos.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СБЕРЕЧЬ ГОЛОС

 СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

М.И. Степанова,

Д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН

 

                         Рекомендации врача по сохранению голосовых связок

 

        Одна из профессиональных проблем преподавателей – как справиться с большой голосовой нагрузкой и не сорвать при этом голос. Что необходимо иметь в виду, чтобы этого не случилось, и что делать, если такая ситуация возникла?

        По мнению врачей-отоларингологов, одно из самых главных правил – нервничать как можно меньше. Разговор на повышенных тонах, если это продолжается изо дня в день, способствует возникновению сухости в гортани и,   в конце концов, может привести к атрофии слизистой оболочки горла, а это уже серьезное заболевание.

        Для профилактики осиплости тем, кто в силу своей профессии вынужден много говорить, необходимо научиться контролировать свой голос. Специалисты советуют, во-первых, разговаривать на полтора тона ниже, чем обычно, и не выходить из этих рамок.

        Во-вторых, не срываться на крик даже в критических ситуациях. Статистика говорит о том, что 80% педагогов привыкли завышать свой естественный голос, а  в моменты раздражения их голос звучит напряженно, визгливо. Не забывать, что аудитория более внимательно слушает человека, который говорит негромко, а наоборот.

        Голос – важная часть имиджа любого человека, а педагога особенно. В методике преподавания техники речи существуют упражнения по нахождению своего природного голоса и укреплению своей голосовой дисциплины.

        В-третьих, если говорить тихо изо дня в день вам пока еще трудно, делайте это хотя бы периодами. Устраивайте для своего голоса «щадящие» дни. Постоянно увеличивайте количество таких дней, постепенно такой голосовой режим станет вашей привычкой, нормой. Своим благозвучным или крикливым голосом педагог создает вокруг себя приятную или тяжелую атмосферу.

            Владение своим голосом подразумевает и верный выбор громкости, адекватный учебному помещению, конкретной аудитории и конкретной ситуации.

                                         Меры по восстановлению голоса

        Что предпринять, если голос все-таки сел? Конечно, обратиться к отоларингологу, который назначит соответствующее лечение, каждому индивидуально. Но кое-что можно сделать и самим в домашних условиях. Самой распространенной ошибкой является попытка восстановить сорванный голос с помощью горячего чая  или воды. Горячее питье в этих случаях противопоказано.

        Если вы сорвали голос, лучше воспользоваться прохладными напитками, которые содержат солевые растворы и йод. Очень эффектны ингаляции на минеральной воде. Приготовить их довольно просто. Нагрейте минеральную воду и добавьте в нее несколько капель какого-нибудь масла (облепихи, шиповника, или оливкового). Накройтесь полотенцем  и 10-15 минут глубоко вдыхайте  эти пары. После такой процедуры сразу же почувствуете облегчение. Вы будете меньше испытывать проблем с голосовыми связками, если  в вашем рационе будут присутствовать мед и прополис. Для увлажнения  слизистой оболочки гортани и укрепления голосовых связок пользу могут принести отвары  и ингаляции из цветов  липы, коры дуба, шалфея, крапивы. Единственным противопоказаниям для фитотерапии могут быть аллергические реакции на эти растения.

        Бывают ситуации, когда вашим голосовым связкам требуется экстренная помощь. Воспользуйтесь такой рекомендацией: с закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Продолжительность выполнения упражнения – 5-10 с. Чувство напряжения  в подчелюстных мышцах останется еще 2-3 минуты, а ваш голос восстановится. Можно пососать мятную пастилку или бросить в стакан с горячей воды таблетку валидола и подышать парами в течение 1 минуты.

         Чем еще можно помочь своему голосу? Это, прежде всего, витамины. Среди эффективных и наиболее доступных «Компливит», «Супрадин», «Геримакс», «Центрум». Хорошо на голосовые связки действуют витамины с аминокислотами: «Амиатон», «Авиатон»,  Не следует пренебрегать и традиционными, проверенными средствами, такими как инъекции витаминов B1, В6, В12, АТФ, алоэ. Но чтобы прибегнуть к этим средствам, посоветуйтесь сначала с врачом.

         Известно, что свободный, открытый голос благоприятно действует на  физическое здоровье, внешний вид, социальную уверенность и искусство общения. И это не случайно, ведь голос отражает эмоциональное и физическое  состояние человека. Специалисты утверждают, что «качество» голоса зависит от дыхания. Правильного вдыхания во время разговора и пения можно добиться с помощью несложных упражнений  

УПРАЖНЕНИЯ

для сохранения голоса

  1. Исходное положение – стоя. Шея и голова вытянуты и свободны. Таз слегка выдвинут вперед и подобран «хвостик». Грудь «колесом». Представьте себе, что держите под мышками  большие мячи. Сохраняйте такое положение 2-3 мин. Дышите ровно, при вдохе старайтесь увеличить объем вдыхаемого воздуха.

  1. Исходное положение – стоя:

а) сделайте наклон, стараясь достать руками пола, максимально выдыхая при этом воздух. Задержитесь в этом состоянии на несколько секунд;

б) постепенно распрямляясь, медленно делайте вдох через нос, руки в стороны параллельно полу;

в) поднимайте руки над головой, соединяя ладони вместе. Задержите дыхание;

г) медленно выдыхая воздух через рот, наклонитесь  вперед, руки свободно свисают вниз. Максимально расслабьтесь.

  1. Исходное положение – сидя (на полу, на стуле). «Сверните» тело в тугой клубок, попробуйте максимально сжаться. Задержите дыхание. Затем сделайте с усилием вдох. Задержите дыхание на 1-2 секунды. Затем выдохните и распрямитесь быстро и энергично. Низким голосом скажите: «Ух!» Повторите 6-8 раз.

  1. Исходное положение – стоя. Ноги  на ширине плеч, ладони за шеей. Наклонитесь в сторону, потянув локоть к полу. Вдохните и задержите дыхание, почувствуйте растяжение мышц туловища. Вдохните, возвращаясь в исходное положение. Повторите упражнение 10-20 раз.

  1. Исходное положение -  стоя. Ноги на ширине плеч, руки за спиной, ладони соединены. Вдохните и задержите дыхание. Наклонитесь вперед,  максимально потянувшись руками вверх, при этом делайте медленный выдох. Выпрямитесь. Повторите упражнение 10-20 раз.
  2. Произнесите серию слогов «ли, ти, ни, ки, ги». Почувствуйте, как ваш язык «выпускает звуки» из всё более дальних отсеков рта и горла. Попробуйте пропеть эти звуки тихо, затем громче. Произнесите «а-и-ай-су-ю». Повторите упражнение 8-10 раз.

  1. Упражнение на пение с закрытым ртом:

      а) напевайте «ммм». Губы сжаты, язык на донышке рта. Небо вибрирует;

      б) напевайте «ннн». Язык касается твердой передней части неба;

      в) пропойте в нос «нгнгнг». Задняя часть языка поднимается к мягкой задней части неба. Колебания отдаются в гортань и шею.

      Проделайте каждое из этих  упражнений 8-10 раз.

        

        8.  Упражнение для языка, если он устал, «еле ворочается». Чтобы снять это состояние, сначала произнесите гласные звуки, которым предшествует согласная в сочетаниях: «ло», «ла», «лау», «лэи», затем поднесите руку на расстояние 7см, повторите то же самое, касаясь руки языком при начальном «л» каждого слога. Повторите упражнение 8-10 раз.

        Из журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 10 октябрь 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сберечь здоровье наших школьников

Рекомендации и советы - как сберечь здоровье в школьном возрасте....

Как сберечь зрение ребёнка

В данной статье представлена информация родителям о сохранении здоровья школьника...

Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....

Мастер-класс "Голос воспитателя: как сберечь и раскрыть?"

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.Для воспитателя (как и для любого пед...