Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся
статья (9 класс) по теме

 Андрей Андрианович Канев

 

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.

В контролирующей части устанавливается обратная часть в системе учитель- ученик, позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_znaniy_i_umenniy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

«Конструирование современного урока»

Контроль знаний и умений.

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.

В контролирующей части устанавливается обратная часть в системе учитель- ученик, позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений.

Типы контроля:

  1. Внешний контроль учителя за деятельностью учащихся- приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию  взаимоконтроля и самоконтроля.
  2. Взаимоконтроль - формирует более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели к своей.
  3. Самоконтроль - формирует осознание правильности своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

Приемы самоконтроля:

  1. Сверка  с образцом  (ответом);
  2. Повторное решение задачи;
  3. Решение обратной задачи;
  4. Проверка полученных результатов по условию задачи;
  5. Решение задач различными способами;
  6. Моделирование;
  7. Примерная оценка искомых результатов;
  8. Проверка на частном случае;
  9. Испытание получаемых результатов по косвенным параметра.

Методы контроля:

  1. Устный: опрос, игровые контролирующие задания, тестовый опрос, устные контрольные работы.  
  2. Письменный: диктанты,  самостоятельные и контрольные работы, тесты, зачеты и т. д.
  3. Лабораторный: решение практических задач, проверка умения пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Формы контроля:

  1. Индивидуальный;
  2. Групповой;
  3. Фронтальный.

Критерии оценки устного ответа уч-ся:

Ответ оценивается отличной отметкой, если ученик:

  1. Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. Изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
  3. Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  4. Показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается  хорошей отметкой, если он удовлетворяет требованиям на отличную отметку, но при этом имеет один из недостатков:

  1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие предметное содержание ответа;
  2. Допущены один- два недочета при освещение основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  3. Допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Ответ оценивается  удовлетворительно отметкой, если:

  1. Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. При знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Ответ оценивается  неудовлетворительной отметкой, если:

  1. Не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. Обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Критерии оценки  письменного ответа уч-ся (тесты):

( Рекомендуется использовать как промежуточный контроль с учетом индивидуальных особенностей учащихся)

Виды тестов:

  1. На установление истинности (ложности) утверждения;
  2. С выбором верного ответа из нескольких заданных;
  3. На заполнении пропусков в истинном предложении;
  4. С перекрестным выбором на установление соответствия между заданными элементами множеств;
  5. На установление правильной последовательности элементов заданного множества.

Оценочная таблица теста:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Балл

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

5

Варианты систем оценок :

Количество баллов

Слабый уч-ся

Менее 12

12- 17

18-22

23-25

Сильный учащийся

Менее 15

15- 19

20-23

24-25

Отметка

2

3

4

5

Объем выполненной работы в %

Слабый уч-ся

Менее 50%

50% -70%

70% - 90%

90 % - 100%

Сильный учащийся

До 60%

60 %-80%

80% - 95%

95 % -100%

Отметка

2

3

4

5

Рекомендуемая литература:

Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается.-М.: Педагогика,1989.

Шепетов А.С. методические рекомендации по разработке инструментария массового машинно-ориентированного обследования состояния обученности учащихся. НИИ РСФСР.-М.,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Курсовая работа по теме: «Тесты контроля знаний и умений учащихся по избранным разделам школьной программы математики»

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения...

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

Формы и методы оценки знаний и умений учащихся при изучении темы "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ"

Методические материалы по теме "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.АТОМ" - 11 класс...

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии:Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу;Примерные нормы оценок выполнения учащимися графиче...

нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...