Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.
план-конспект на тему

Конспект образовательной деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе.

Тема: "Богатырский поход"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bogatyri._moy_3.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по духовно-нравственному,

патриотическому воспитанию детей

в подготовительной к школе речевой группе.

«Богатырский поход»

МДОУ №6 «Детский сад «Колокольчик» г. Бологое Тверской области

учитель-логопед

II квалификационной категории Балтримас Елена Ионо

2012г

Цель: формировать представления детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи: сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Закрепить названия оружия русского. Воспитывать интерес к истории России.

Оборудование: магнитофон,  аудиозапись Стас Намин «Богатырская наша сила», гр. Добры молодцы «Добры молодцы», репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», компьютер, презентация, карточки с изображением оружия (современного и древнерусского), камень с надписью, прозрачная стеклянная ваза, разноцветные камни, ширма для театра, кукольные персонажи былин, фольга для чеканки, карандаши для каждого ребёнка, фланель для каждого ребёнка, «Богатыри» из пластиковых бутылок.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»; заучивание пословиц и поговорок.

План деятельности:

  1. Беседа, прослушивание аудиописьма.
  2. Изучение карты похода. Начало похода от камня.
  3. Беседа о картине «Богатыри». Закрепление знаний о богатырях.
  4. Угадывание былин и героев по театрализованным эпизодам из былин.
  5. Пословицы и поговорки о Родине, богатырях.
  6. Нравственные качества богатырей.
  7. Закрепление названий богатырских доспехов.
  8. Чеканка «щитов» для богатырей.
  9.  Подведение итога.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Ребята, сегодня на электронной адрес детского сада пришло электронное письмо. Давайте посмотрим от кого оно?

(на компьютере появляется картина богатыри)

Логопед (Л): Да это же письмо от богатырей! Послушаем его?

Богатырь: Здравствуйте ребята, нам очень нужна ваша помощь, нас заколдовала Шамаханская царица, она забрала богатырскую силу. Чтобы вернуть силу богатырскую, нужна ваша помощь. Мы вам передаём карту, на которой начерчена схема прохождения препятствий. Колдовство царицы исчезнет, если вы пройдёте все препятствия.

 Л: Посмотрите, ребята, богатыри потеряли богатырскую силу. Если вы справитесь с препятствиями, колдовство царицы исчезнет и вернётся сила богатырская. Дети, вы хотите помочь богатырям?

Д: Да, хотим.

Л: Чтобы помочь богатырям, нужно изучить карту.

- Откуда начинается путь?

Д.: От камня.

Л: Давайте подойдём к камню. Что же написано на камне?!

Пойдёшь направо –

Деньги и слава,

Пойдёшь прямо –

богатырскую силу найдёшь,

пойдёшь налево –

друзей потеряешь.

Л:  Как вы думаете, какую дорогу мы выберем?

Д: Мы пойдём прямо.

Л: А Матвей как думает? А Таня как считает?

Л: Вы все согласны, что нужно выбрать дорогу, которая идёт прямо?

Л: Почему мы выбираем именно этот путь?

Д: Потому что именно эта дорога поможет вернуть силу богатырям.

Л: Ребята, посмотрите на карту. К какому заданию мы идём сейчас?

Д: Мы пойдём к картине «Богатыри».

Л: Правильно. Мы готовы к походу. Пошли.

(идём к первому заданию,

звучит аудиозапись:  Стас Намин «Богатырская наша сила»)

Л: Мы пришли картине «Богатыри.

    Посмотрите на картину. Кого вы видите?

Д: Мы видим богатырей.

Л: А как называется картина?

Д: Картина называется «Богатыри».

Л: Правильно. Кто такие богатыри?

Д: Богатыри – это защитники, силачи, воины.

Л: Правильно. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Д: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов.

Л: Молодцы ребята. Вот они, богатыри земли русской. Посмотрите, кто стоит в центре?

Л: А откуда вы знаете о богатырях?

Д: О богатырях мы знаем из былин, русских народных сказок.

Л: Что такое былина? От какого слова оно происходит?

Д: Быль, правда – то, что происходило на самом деле.

Л: Кто в центре картины?

Д: В центре Илья Муромец.

Л: Из каких былин вы знаете об Илье Муромце?

Д:  На заставе богатырской. Илья Муромец и Калин-царь.

Л: Верно. Что вы знаете об Илье Муромце?

Д: (Рассказы детей.)

Л: А кто справа от Ильи Муромца?

Д: Справа Алёша Попович.

Л: В каких былинах встречается Алёша Попович?

Д: Алёша Попович и Тугарин Змеевич.

Л: Что вы знаете о Алёше Поповиче?

Д: (Рассказы детей.)

Л: Кто дополнит?

Л: Молодцы! Кто слева от Ильи Муромца?

Д: Слева Добрыня Никитич.

Л: Из каких былин вы знаете о Добрыне Никитиче?

Д: Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

Л: Что вы можете рассказать о Добрыне Никитиче?

Д: (Рассказы детей.)

Л: Молодцы, ребята!

Л: Посмотрите на картину, небо над богатырями пасмурное. Как вы думаете почему художник нарисовал пасмурное небо, что оно означает?

Д: Художник хотел показать тревогу, опасность, грозящую богатырям.

Л: Молодцы, ребята. Обратите внимание на то, как одеты богатыри. Как называется эта часть одежды?

Д: Эта часть одежды называется кольчуга.

Л: Зачем она богатырю?

Д: Чтобы воина не ранили ни копьём, ни мечом, ни стрелой.

Л: Вам нравится эта картина?

Д: Да. Нравится.

Л: А чем вам нравится картина?

Л: Мы вспомнили  былинных героев, богатырей. Вы знаете стихотворение о богатырях. Расскажите его.

Д:                                А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Л: Мы вспомнили о богатырях. Давайте посмотрим, прибавилась ли сила богатырская.

(В презентации на компьютере прибавляется «богатырская сила»

(прибавляется цвет)

Л: Ребята, посмотрите на карту, куда мы пойдём дальше?

Д: К крепости.

Л: Правильно! Идём к следующему заданию.

(идём к следующему заданию,

звучит аудиозапись:  Стас Намин «Богатырская наша сила»)

Л: Вы увидите отрывки из былин. Вспомните, как называется былина? и как зовут главных героев этих былин?

(взрослые показывают кукольный спектакль, отрывки из былин)

(см. Приложение 1)

Л: А как вы думаете, правильно ли поступил Добрыня Никитич, что не послушал наказа своей матери? А вы слушаете своих родителей?

Л: Молодцы, ребята, вы вспомнили главных героев и названия былин.

   Какое задание дальше, посмотрим по карте.

Д: Поляна.

Л: Да, ребята, мы идём к реке.

(идём к следующему заданию,

звучит аудиозапись:  Стас Намин «Богатырская наша сила»)

Л: Рядом с поляной протекает речка, речка не простая.

Перейти через мост можно, только если назовёте пословицы и поговорки о Родине, о силе богатырской. Каждый назовёт пословицу и перейдёт через мост.

(Приложение 2. Пословицы и поговорки о родине)

Л: Молодцы, ребята, вы вспомнили пословицы и поговорки о Родине, о мужестве, силе и отваге. А чему учат нас эти пословицы?

Д: Любви к Родине, любви к родителям.  

Л:    Посмотрите, ребята, выросла ли богатырская сила?

Д: Да, сила растёт!

Л: Но пора идти к следующему заданию. Какое задание дальше, посмотрим по карте.

Д: Разноцветные камни.

Л: Да, ребята, мы идём к разноцветным камням.

(идём к следующему заданию,

звучит аудиозапись:  Стас Намин «Богатырская наша сила»)

Л: Мы пришли к следующему заданию. Перед вами ваза. Подумайте, какими чертами характера должен обладать богатырь? Каждый из вас назовёт качество богатыря и бросит цветной камушек. Вспоминайте качества богатырей.

● вежливость,

● доброта,

● сила,

● Любовь к Родине,

● Любовь к родителям,

● любовь природе,

● дружба,

● добрые поступки,

● смелость,

● храбрость,

● сочувствие,

● забота о ближнем,

● смекалка.

● находчивость,

           ●  мудрость.

           

Л: Мы наполнили вазу. Она  получилась яркая красивая. Так же и душа богатыря должна быть  богатой. Прибавилась и сила богатырская?

Какое задание следующее?

Д: Оружейная палата.

Л: Идём дальше!

(идём к следующему заданию,

звучит аудиозапись:  Стас Намин «Богатырская наша сила»)

Л: Мы подошли к оружейной палате. Ребята, вспомните как называлось оружие, которым сражались богатыри. Назовите богатырское оружие.

(На столе лежат перевёрнутые карточки с изображением оружия богатырей и современного оружия. Дети называют только оружие богатырей.)

Л: А теперь перевернём карточки, назовём богатырское оружие и поместим на доску.

Д: Меч, колчан со стрелами, лук, булава, палица, щит, копьё.

Л: А почему вы не поместили на доску остальное оружие?

Д: Потому что это оружие современное.

Л: А для чего нужно было оружие богатырям?

Д: Оружие нужно, чтобы защищать Родину.

Л: Верно, ребята.

    А теперь послушайте меня внимательно. Вы обратили внимание на то, что одежда и оружие богатырей украшены различными узорами?! Узоры наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Символ солнца на щите или мече был призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание.

Осталось выполнить последнее задание. Вы с родителями сделали  богатырей. Как вы думаете, чего нет у богатырей?

Д: У богатырей нет щитов.

Л: Правильно. Мы украсим щиты богатырей узорами с помощью чеканки. Выберите форму щита для своего богатыря. Возьмите по одной заготовке для  щита. Садитесь на стулья.

     Положите под заготовки кусочек фланели. Придумайте узор и что он будет означать. Карандашами нарисуйте узор, раскрасьте его аккуратно, не надавливая. Переверните и увидите рисунок, который получился.

(Дети выполняют чеканку.)

Л: Молодцы, все справились, поставьте щиты рядом с богатырями. Посмотрите какие разные получились богатыри.

Расскажите, что обозначают украшения на щитах у ваших богатырей?

Д: (Рассказы детей).

Л: Ребята, вы выполнили все задания. Посмотрите вся сила богатырей вернулась. Вы победили колдовство Шамаханской царицы!

- В чём заключается сила богатырская?

Д: В силе, отваге, …

Л: А вы хотите стать такими же как богатыри?
Д: Да.

Л: А почему?

Д: Они помогали людям.

-  Какое задание вам больше всего понравилось?

-  Какое задание было самым сложным?

- Завтра мы продолжим знакомство с былинами и познакомимся с новыми персонажами.

- Мы хорошо потрудились! Пойдём в группу.

ПРИЛОЖЕНИЕ I.

К.                                 Отрывок №1.

Скачет Богатырь во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом — всё не догнать.

      (Закричал ему Богатырь)

      — Эй, прохожий молодец, подожди меня!

(Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.)

      – Здравствуй, прохожий человек. Что это у тебя за ноша в этой сумочке?

       Слез Богатырь с коня.

      — А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

      – Ха-ха-ха.

      А сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать — не шелохнётся, пробовал пальцем поднять-не поднимается...

Взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло...

      Бросил Богатырь сумочку, на землю упал,— по горам-долам гул пошёл.

      — Фуууууух. Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

      — Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

      (Опустил богатырь голову)

      — Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

К.                                 Отрывок 2.

Говорила Богатырю родная матушка, Афимья Александровна:

 –  Дитя моё, на надобно тебе купаться в Почай-реке. Почай-река сердитая, сердитая она, свирепая. И не надобно тебе ездить на дальнюю гору Сорочинскую, да ходить там в норы-пещеры змеиные.

    Ходил Богатырь по чисту полю, возле Почай-реки, устал, под жарким солнцем приумаялся. Захотелось добру молодцу искупаться. Защёл он в реку, заплыл далеко от берега. Плавает и совсем забыл, что матушка наказывала.

     В ту пору беда накатилася: налетел Змеинище-Горынище о трёх головах, крыльями солнце затмил. Увидел в реке безоружного, кинулся вниз.

  –   Ты теперь, Богатырь, у меня в руках. Захочу – тебя огнём спалю, захочу – в плен возьму, унесу тебя в горы Сорочинские.

     А Богатырь проворен, увернулся от хоботов змеиных да вглубь нырнул, а вынырнул у самого берега. Выскочил га жёлтый песок, а Змей по пятам летит.

     Но не испугался Змеи Богатырь, схватил свой колпак, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у неё хоботы ядовитые. Взял нож булатный. Испугалася, завыла Змея лютая:

  –  Не бей, не губи меня, Богатырь! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь.

О.А.                           Отрывок №1.

Скачет Богатырь во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом — всё не догнать!

      (Закричал ему Богатырь)

      — Эй, прохожий молодец, подожди меня!

(Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.)

      – Здравствуй, прохожий человек. Что это у тебя за ноша в этой сумочке?

       Слез Богатырь с коня.

      — А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

      – Ха-ха-ха.

      А сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать — не шелохнётся, пробовал пальцем поднять-не поднимается...

Взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло...

      Бросил Богатырь сумочку, на землю упал,— по горам-долам гул пошёл.

      — Фуууууух. Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

      — Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

      (Опустил богатырь голову)

      — Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?

О.А.                             Отрывок 2.

Говорила Богатырю родная матушка, Афимья Александровна:

 –  Дитя моё, на надобно тебе купаться в Почай-реке. Почай-река сердитая, сердитая она, свирепая. И не надобно тебе ездить на дальнюю гору Сорочинскую, да ходить там в норы-пещеры змеиные.

    Ходил Богатырь по чисту полю, возле Почай-реки, устал, под жарким солнцем приумаялся. Захотелось добру молодцу искупаться. Защёл он в реку, заплыл далеко от берега. Плавает и совсем забыл, что матушка наказывала.

     В ту пору беда накатилася: налетел Змеинище-Горынище о трёх головах, крыльями солнце затмил. Увидел в реке безоружного, кинулся вниз.

  –   Ты теперь, Богатырь, у меня в руках. Захочу – тебя огнём спалю, захочу – в плен возьму, унесу тебя в горы Сорочинские.

     А Богатырь проворен, увернулся от хоботов змеиных да вглубь нырнул, а вынырнул у самого берега. Выскочил га жёлтый песок, а Змей по пятам летит.

     Но не испугался Змеи Богатырь, схватил свой колпак, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у неё хоботы ядовитые. Взял нож булатный. Испугалася, завыла Змея лютая:

  –  Не бей, не губи меня, Богатырь! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь.

ПРИЛОЖЕНИЕ II.

Любовь к Родине сильнее смерти.

 ***

 Одна у человека мать, одна в него и Родина.

***

 Родимая сторона – мать, чужая- мачеха.

 ***

 Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

 ***

 Где кто родится, там и пригодится.

 ***

 С родной земли - умри, не сходи!

***

 Своя сторонушка и собаке мила. И собака свою сторону знает.

 ***

 За морем теплее, а на родине светлее.

 ***

 Родина - мать, умей за неё постоять

 ***

 На чужой земле и весна не красна.

 ***

 Жить - Родине служить!

 ***

 Человек без Родины, что соловей без песни.

***

 На родной сторонке, что на мягкой соломке.

 ***

 Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

***

 На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

***

 Береги землю родимую, как мать любимую.

 ***

 Своя сторона не бывает холодна.

 ***

 Пока под чужой крышей не побываешь, свою, что течёт, не узнаешь.

 ***

 На родной стороне и камешек знаком.

 ***

 В каком народе живёшь, того и обычая держись.

***

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

 ***

 Чужая-то сторонушка не мёдом полита, а слезами улита.

 ***

 Чужбина – калина, родина- малина.

 ***

 За Москву-мать не страшно и умирать.

 ***

 Хвали заморье, а сиди дома.

 ***

 Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.

***

 Где сосна взросла, там она и красна.

 ***

 Зачем далеко, и здесь хорошо.

***

 Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку отчизна вселенный круг.

***

 На чужой сторонушке солнышко не греет.

Друзья познаются в беде.

Один за всех, все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Не тот герой, кто награду ждёт – а тот герой, кто за народ идёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию с использование кинезиологических упражнений

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию с использование кинезиологических упражнений в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отста...

Сценарий образовательного события Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» Тема: «Доктрина безопасности»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...


 

Комментарии

Друк Татьяна Анатольевна

Леночка,патриотизма, у нас так мало, хорошо, что мы начинаем хоть закладывать в детстве, только была-бы поддержка от родителей! Занятие хорошое молодец!