Элективные курсы и проверка результативности их изучения
элективный курс по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Подборка материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_rezultativnosti_elektivnyh_kursov.doc211.5 КБ
Office presentation icon kursy_po_vyboru.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Подборка материалов. Паначёва И.Е.

Элективные курсы и проверка результативности их изучения

               

   В последние   несколько лет наблюдаются активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Учёными - дидактиками, учителями, психологами - разработаны педагогические технологии, которые направлены на достижение данной цели.  Большинство из них стремится приблизить процесс обучения к личности учащихся. Действительно, дифференциация обучения - важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса. Нет необходимости говорить о нужности и важности данных разработок.

  Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение

каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности и познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

       

  Основные направления модернизации общего образования:

  1. обновление содержания образования и совершенствование механизмов

    контроля  качества образования;

  1. введение внешней оценки знаний учащихся (ЕГЭ, ГИА);
  1. принятие государственных стандартов общего образования;
  2. введение профильного обучения на старшей ступени  общеобразовательной школы.

   Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

 Цель элективных курсов в системе профильного образования:

     Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к   осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности.

  Методы и формы обучения ЭК:

  1. методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие

познавательную  активность учащихся, тренинги, лабораторный эксперимент,             реферативные и экспериментальные исследования, проектно-исследовательская              деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

  1. интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог,  метод               проблемных задач, деловые игры);
  2.  самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации,

включая   Интернет-ресурсы.

   Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  индивидуальные, групповые, коллективные.

  Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями,           семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов  и др.)

   

 Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся,  критерии оценки.

Контрольная работа, итоговая конференция, зачет, отчет об исследовании, итоговое тестирование, зачетный практикум, защита творческих проектов, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т.д.), отчет о выполненной практической работе, выполнение исследовательской работы, портфолио как набор образовательных достижений учащихся.

 

Один из вопросов, который возникает при организации и проведении элективных курсов, каким образом подводить результативность преподавания элективных курсов. У каждого ученика в зачетной книжке должна быть отметка о прохождении курсов по выбору («Зачёт», «Прослушал», качественная оценка творческих работ учащихся по теме курсов).

 

Формы отчёта учащихся:

  1. Творческая работа (доклад, сообщение, реферат, альманах, историческая

   справка и т.д.).

  1. Самоотчёт учащегося.
  2. Письменный анализ учащегося своей конкретной деятельности и её

   результатов.

  1. Резюме.
  2. Автобиография.
  3. Жизненные планы.
  4. Исследовательская работа.
  5. Характеристики отношения учащегося к людям, событиям, разным  

  видам деятельности.

 Например:

Исследовательская работа                                       Как выбрать тему исследования?

Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А это значит - найти проблему.

Как выявлять проблемы

Древнегреческое слово «ргошета» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение видеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же проблемы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют…

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

  1.  Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь(например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
  5. Что изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
  6. Есть ли что-то такое, чем я горжусь?                    

Тему исследования надо записать…

               

Какими могут быть исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и

экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений и фактов, материалов,

содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Цель исследования

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведёт себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.

Запишем цель исследования….

 Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:

  1. Как ведёт себя ворона по отношению к своим собратьям?
  2. Каково её поведение по отношению к людям?
  3. Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника)?
  4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года? 

Запишем задачи своего исследования…

Гипотеза исследования.

Гипотеза - это предложение, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом догадка. Слово «гипотеза» от древнегреческого   - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если..., то...».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез -предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Доступные методы исследования:

  1.  подумать самостоятельно;
  2. прочитать книги о том, что вы исследуете;
  3. познакомиться с кино- и телефильмами;
  4.  найти информацию в сети Интернет;
  5.  спросить у других людей;
  6.  понаблюдать;
  7.  провести эксперимент.

Подумать самостоятельно

Можно задать себе вопросы:

  1. Что я знаю об этом?
  2.   Какие суждения могу высказать по этому поводу?
  3.   Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое! Начать можно со справочников и энциклопедий. Если энциклопедии недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления. Запишите всё, что вы узнали из книг.

Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Запишите всё, что вы узнали нового из фильмов.

Найти информацию в сети Интернет

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всём, что вас может заинтересовать.

Запишите всё, что вам помог узнать компьютер.

Спросить у других людей

Людей, с которыми надо побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К  специалистам отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. В школе их найти очень трудно. Но им можно позвонить или написать письмо.

Специалистам может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, что не входит в обычные школьные программы.

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и бабушка, и дедушка.

К неспециалистам относятся все остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то важное о том, что вы изучаете. Запишите информацию, полученную от других людей.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать, способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный человек, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и всё это использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений:

Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского и переводится на русский как «проба», «опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости; как быстро способен обучиться ваш котёнок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай, какие фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов

Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причём все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому учёные говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать. Для этого потребуется:

  1.  Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
  2.  Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
  3.  Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
  4.  Ранжировать основные идеи исследования;
  5.  Предложить сравнения и метафоры;
  6.  Выработать суждения и умозаключения;
  7.  Сделать выводы по результатам исследования
  8. Указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
  9. Подготовить текст выступления;
  10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
  11. Подготовиться к ответам на вопросы.

 Как это сделать?

Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу,   обязательно  подумайте,   как можно  кратко  выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям?

Существуют приёмы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходственных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Характеристика предполагает лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявит сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению.

Различение даёт возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придаёт вашему мышлению строгость и точность. Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвлённой.

Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. В тексте своего доклада о проведённом исследовании необходимо отметить все найденные вами парадоксы.

Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов. Указать   возможные   пути   дальнейшего   изучения  рассматриваемого явления или объекта

Для   настоящего   творца  завершение   одной  работы  не   означает  просто   окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше составить по такой схеме:

  1. Почему избрана эта тема;
  2.  Какой была цель исследования;
  3.  Какие ставились задачи;
  4.   Какие гипотезы проверялись;
  5.  Какие использовались методы и средства исследования;
  6.  Каким был план исследования;
  7.  Какие результаты были получены;
  8.  Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении

Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия.  Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.

Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответу на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов -свободное владение материалом вашего исследования.

От чего зависит успех

1.        Не  ограничивайте  собственных  исследований,   дайте  себе  волю   понять
        реальность, которая вас окружает

2.        Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.

3.        Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4.        Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

5.        Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6.        Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах

Наиболее   распространены  текстовые  работы   (доклад,   стендовый   доклад,   реферат, литературный   обзор,   рецензия).   Кроме   того   исследовательскую   работу   можно представить   в   форме   компьютерной   презентации   или   видеофильма   с   текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1м2. Материалы,  предназначенные для  стендового доклада,  могут быть  предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду с помощью булавок. В верхней части стенда крепится полоска 840*100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

  1.   Наглядность.
  2. При беглом просмотре стенда у зрителей должно возникнуть представление о
  3. тематике и характере выполненной работы.
  4.  Соотношение   иллюстративного   и  текстового  материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
  5.   Оптимальность.
  6. Количество  информации  должно  позволять  полностью  изучить  стенд за  1-2 минуты
  7.  Популярность.
  8. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

  1. Цели и задачи работы.
  2.  Описание сделанного в процессе исследования
  1. Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности
  1.  Основные результаты и выводы
  2.  Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе                                                               Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или в иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор - того, что это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются различные направления исследований, которые ведут различные учёные.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

  1. Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи
  2.  Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с
  3. точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

  1.  Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
  2.   Краткие данные о методике исследования;
  3.  Анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  4.   Выводы  и  предложения  по   проведению  исследовательской  деятельности  в

дальнейшем;

  1.   Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчёт

Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно -исследовательской или опытно - экспериментальной работы. Назначение научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

Структура научного отчёта

  1.  Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
  2.   Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая

значимость.

  Характеристика применявшихся методов исследования.

  1.   Описание результатов исследования.
  2.  Заключение, подводящее итоги исследования.
  3.  Выводы и  предложения по  проведению  исследовательской  деятельности  в

дальнейшем.

Реферат.

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. - докладывать, сообщать) представляет собой:

  1. Краткое   устное   сообщение   или   письменное   изложение   научной   работы, содержания прочитанной книги и т.
  2.   Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других

источниках.

      Тема реферата и её выбор.

1.В зависимости от профиля изучения курса в качестве темы    

реферата могут быть выбраны:

-теоретические вопросы, выходящие за рамки школьной программы (темы должны соответствовать проблемам современной науки и техники);

-вопросы истории предмета, посвящённые деятельности учёных или роли каких-либо исследований и открытий в развитии науки;

-фундаментальные научно-исследовательские задачи, требующие выдвижения гипотезы и постановки эксперимента;

-возможны и другие направления реферативного экзамена.

2. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения.

3.В названии реферата следует  определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими.

4. Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности , а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

   

 Требования к написанию реферата.

1. Должна соблюдаться определённая форма (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы).    

2. Выбранная тема должна содержать определённую проблему и быть адекватной школьному уровню по объёму и степени научности.

3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов (оптимальный объем реферата 20-25 страниц).

4. При написании реферата следует использовать не менее 10 литературных источников.

5. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

    Требования к оформлению титульного листа.

        В правом верхнем углу указывается название учебного заведения,

в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И. учащегося, Ф.И.О. руководителя, внизу – название населённого пункта и год написания.

     Оглавление.

    Оглавление следует за титульным листом. Школьный реферат должен включать четыре основные части: введение, основная часть, заключение и список литературы.

     Требования к введению

     Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг неё возникают.

      В этой части необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение.

Во введении школьник должен сформулировать цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели.

      Например, целью может быть показ разных точек зрения на определённую проблему, а задачами – исследование одного из аспектов проблемы. Обычно задача ставится на один параграф реферата.

Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается материал, взятый из того или иного источника, анализируются его сильные и слабые стороны.

       Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы , в котором указывается взятый из того или иного источника мате-

риал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения

обычно составляет 3-4 страницы.

    Требования к основной части реферата.

      Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы.

     Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. В этой части необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдать логику изложения. Средний объем основной части реферата 12-14 страниц.

    Требования к заключению.

 Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введение целей и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекать

из   основной части. Объем заключения – 2-3 страницы.

  Требования к списку изученной литературы.

Источники должны быть указаны в алфавитной последовательности

(по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Необходимо учитывать следующие ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работе учащегося Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной темы и оформлении текста При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности ^должна носить массовый характер - не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдаётся на рецензию учителю - предметнику , руководившему работой.

4. Структура реферата

Первоначально учащийся готовит развёрнутый план реферата, в котором определяется

его структура и основное содержание по разделам:

  1. Введение
  2. Основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т. д.
  1. Заключение
  2. Список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом)
  3. Приложения (в случае необходимости)

          5..Процедура защиты реферата

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

1 .Содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структу ру работы, актуальность, и т. д.)

2.Оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику...)

3.Представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориен тируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т. п.)

Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть, заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются задачи.

Объект исследования - это процесс, явление и т. п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель и т. п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, так и специальные методы.

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причём результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведён анализ..., выявлено..., определено..., установлено...».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано...(обосновано..., разработано...)».

Формы представления исследовательских работ

Доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, статья, реферат, проект.

Требования к участникам и особенности исследования. Требования к ученику

1. Готовность к исследовательской деятельности( наличие определённых знаний и умений, неудовлетворённость имеющимися знаниями).

2. Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы.

Требования к учителю

1. Готовность к исследовательской деятельности

2. Основная функция в ходе исследования - координатор и партнёр своих учеников. Особенности исследования

5.   Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер.

6.   Выходит за рамки школьного курса.

7.   По тематике находится на стыке различных областей знаний.

8.   Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому её

необходимо выбрать самому ученику. Варианты представления результатов исследования

4.   Защита результатов исследования на экзамене.

5.   Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.

6.   Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, районных, региональных, всероссийских, международных).

Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются чёткость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают её более привлекательной для читателя.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделённое от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о её расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по математике. Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество ученика, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова год). Выбор размера шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указывать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

После заключения принято помещать список используемой литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются её авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

Общие правила оформления исследовательской работы

Объём ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада - от! до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности. К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

1.  размер шрифта 12-14,  Times New Roman, обычный;

2.   интервал между строк - 1,5-2;

3.   размер полей: левого - 30мм, правого - 10мм, верхнего - 20мм, нижнего - 20мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40мм).

При правильно выбранных параметрах на странице на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трём интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Альманах (папка, стенгазета).

Содержание:

а)   наиболее значимые фрагменты изученного материала;

б) учебная и дополнительная литература, использованная учителем и освоенная учащимися в том или ином виде и объёме;

в) вызвавшие наибольший интерес учащихся задания или упражнения, образцы их выполнения;

г) самостоятельные творческие работы учащихся в рамках пройденного курса;

д) иные инициативные предложения и идеи, отражающие специфику работы в данном курсе.

      Представление работ может быть как групповым, так и индивидуальным.

Презентация энциклопедической справки, посвященной (на выбор):

 -выдающемуся или известному деятелю, связанному с изучаемым курсом;

-важному событию, достижению, объекту, изученному в курсе.

    При этом исходным положением должно быть понимание того, что энциклопедия – научное справочное  издание, содержащее свод знаний по всем или отдельным отраслям знаний.

   При подготовке справки ученик должен показать:

   -знакомство с необходимой научной или научно-популярной    информацией;

    -умение пользоваться справочной литературой, научными,  популярными

     изданиями для отбора необходимого для справки  материала;

    -умение связно излагать материал;

    -умение собирать необходимый иллюстративный материал и   использовать

     его в сочетании с текстом.

   Объём: от 2 до 5 страниц. Примерный перечень тем для справки предлагает руководитель элективного курса.

Доклад.

     Доклад представляет собой запись устного сообщения в жанре научного стиля

  по какой- либо теме, связанной с содержанием изученного курса.

     Доклад, как правило, представляет объект в целом, не ограничиваясь отдельными аспектами проблемы.

     Доклад может быть дополнен различными средствами наглядности: таблицами, схемами, чертежами, моделями или демонстрационными опытами.

    Требования к докладу:

Тема доклада сообщается учащемуся заранее.

Перечень тем готовит руководитель элективного курса, с учётом проблем, изученных в данном полугодии.

Доклад готовится с помощью научно-популярной и справочной литературы, список которой прилагается к докладу.

Объем доклада – до 10 страниц.

Дополнительным баллом оценивается использование средств наглядности при оформлении           доклада.

Допускается чтение доклада, рассказ с опорой на письменный текст.

Защита творческих проектов.

   Они могут быть индивидуальными или групповыми (в зависимости от объема выполненных работ).

 Проекты могут быть выполнены в рамках одного или нескольких  предметов, при этом предварительное рецензирование проектных работ не требуется.    

 Оценивание работ учащихся осуществляется по следующим критериям:

  1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность

проекта и значимость выполненной работы.

  1. Объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
  2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
  3. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументация материального воплощения.
  4. Качество записи.  Оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация, качество эскизов, схем, рисунков.
  5. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, объем тезауруса.              

         Под проектной технологией понимают способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, решением поставленных задач.

         Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая выполняется одним учащимся или группой под руководством учителя. Совместное решение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам.

          Система обучения учащихся проектной деятельности остаётся «открытой», в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.

          Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению учебных предметов путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация- это ключ к успешному изучению любого школьного предмета.

         Проект-это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим  оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.

      В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида  и как члена проектной группы. Самое важное то, что  ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

         

                  Учебные  проекты.        

  1. Под проектной технологией понимают способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения той или иной проблемы.
  2. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
  3. Главный признак проекта – проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
  4. Применение проектной технологии повышает интерес учащихся к изучению предмета путем развития мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
  5. Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу , где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
  6. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый.
  7. Группа выбирает одно задание, но при выполнении происходит распределение ролей.
  8. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
  9. Каждый ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний.
  10. Проблема должна быть предъявлена не просто как информация, нужно чтобы она возникла как реалия жизни.

                 

                                   Общие положения.

          Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также подготовкой учащихся для решения творческих заданий. От учителя в данном случае требуются немалые усилия, чтобы поддержать школьника, не допустить его разочарования в своих собственных силах, отказа от задуманного проекта по «неумению».

          «Метод проектов» (от греч.- «путь исследования»)- это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Под учебным проектом понимается задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате, которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

           Творческий проект может быть по содержанию монопредметным (выполняться на материале конкретной дисциплины), полипредметным (интегрируются разделы нескольких дисциплин). Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала по всем разделам курса и текущим, когда проектная деятельность охвачена в рамках одного , либо нескольких разделов. В зависимости от организационной формы выполнения проекта он может быть индивидуальным и групповым.

         У учащихся при выполнении проекта возникают сложности объективного характера, и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей обучения, следовательно, процесс проектировочной деятельности необходимо смоделировать таким образом, чтобы учащиеся могли:

  1. самостоятельно намечать конечные и промежуточные цели проектировочной деятельности;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный вариант при наличии альтернативы;
  3. аргументировать свой выбор;
  4. сравнивать полученный результат с прогнозируемым;
  5. корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
  6. объективно оценить процесс (деятельность) и результат проектирования.

                Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося, которая позволяет раскрыть полнее как потенциал учителя, так и учащегося.  Вполне понятно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя, которая различна на отдельных этапах проектирования. Меняется и роль учеников в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность учащихся в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная ситуация позволяет сформировать адекватную самооценку.

                  Основные принципы проектной работы.

  1. Вариативность.

 Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

  1. Решение проблем.

 Процесс изучения любого предмета осуществляется более эффективно, когда мы используем проблемные ситуации. Проблемы заставляют детей думать, а  думая, они учатся.    

  1. Учение с увлечением.

  Учащиеся много усваивают, если им интересно. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

  1. Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

  1. Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная технология может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» может включать такие задания: сделать подписи на иностранном языке под фотографиями членов семьи; нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках, написать рассказ о жизни родителей, бабушек и дедушек; сравнить свое детство с детством родителей; рассказать, как в семье распределены обязанности по дому; и т.п.

 

                  Этапы работы методом проектов.

1 –й – погружение в проект;

2 –й – организация деятельности;

3 –й – осуществление деятельности;

4 –й – презентация результатов (защита проекта).

1этап.

Учитель на первом этапе:

Формулирует: а) проблему проекта; б) сюжетную ситуацию; в) цель и задачи

  Учащиеся на первом этапе:

Осуществляют: а) личностное присвоение проблемы; б) вживание в ситуацию; в) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

          2этап.

Учитель на втором этапе:

Организует деятельность- предлагает: а) организовать группы; б) распределить амплуа в группах; в) спланировать деятельность по решению задач проекта; г)возможные формы презентации результатов.

Учащиеся на втором этапе:

Осуществляют: а) разбивку на группы; б) распределение ролей; в) планирование работы; г) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

    3 этап.

Учитель на третьем этапе не участвует, но:

а) консультирует учащихся по необходимости; б) ненавязчиво контролирует; в) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; г) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Учащиеся на третьем этапе работают активно и самостоятельно:

 а) каждый в своем амплуа и сообща; б) консультируются по необходимости; в) «добывают» недостающие знания ;г) подготавливают презентацию результатов.

4  этап.

Учитель на четвертом этапе принимает отчет:

а) обобщает и резюмирует полученные результаты; б) подводит итоги обучения; в) оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др. г) акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.

Учащиеся на четвертом этапе демонстрируют:

а) понимание проблемы, цели и задачи; б) умение планировать и осуществлять работу; в) найденный способ решения проблемы; г) рефлексию деятельности и результата; д) дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Руководство проектировочной деятельностью учащихся.

         Без постановки перед учащимися проблемных задач, проекты теряют свою функцию развития творческих способностей учащихся. В связи с этим перед учителем ставится ряд новых задач:

  1. определение содержания проектных заданий;
  2. подготовка учащихся к их выполнению;
  3. рациональная  организация работы по реализации проектов.

Для успешного решения этих задач необходима обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определённой системы интеллектуальных и практических умений при выполнении ими творческих проектов, которые включают в себя:

  1. выбор цели (что и почему надо сделать);
  2. знакомство с методами и приёмами решения проблемы;
  3. выбор рациональных способов;
  4. непосредственное решение проблемы и оформление проекта.

       Объекты проектирования должны быть представлены в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Учащиеся должны иметь возможность в выборе темы проекта, организационной формы его выполнения (индивидуальная или в составе группы), степени сложности проектировочной деятельности.

         При выполнении групповых проектов (не более 3 человек в группе), учителю необходимо оптимизировать число учащихся таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он физически не сможет осуществить качественный контроль и руководить проектировочной деятельностью. По завершении проектной работы рецензия со стороны учителя не требуются.

        Итак, четкость организации проектирования определяется конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных.

               Возможные проблемы.

1.Организация.

  Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников  информации и т.д. Поэтому необходимо:

  1. Тщательно готовиться к выполнению задания. Убедиться в том, что каждый ученик понимает, какое конкретное задание ему предстоит выполнить еще до начала работы над проектом.
  2. Не спешить. Подробно объяснять, что и как нужно делать.
  3. Терпимо относиться к шуму. Учащимся потребуется иногда вставать. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
  4. Внимательно наблюдать за тем, что делают ребята. Если они не поняли своё задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.

 2. Мониторинг.

 Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но, с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим.

 3. Личностные проблемы.

  Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, таким, как отсутствие мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем учебные умения.

 4. Трудности в создании успешно действующих групп.

 Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит  творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора информации, иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Насколько это, возможно, позволяйте самим ученикам разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя.

        Результативность использования методов проектов.

          При использовании метода проектов выделяются два результата.

          Первый (скрытый)- это педагогический эффект от включения школьников в процессе «добывания знаний» и их использование в логике вещей, формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение сделать выбор и перейти к осмыслению последствия данного выбора, так и результатов собственной деятельности.

         Второй (видимый) – сам выполненный проект, причём оценивается не объём освоенной информации (что изучено), а её применение в деятельности для достижения поставленной цели.

        Рейтинговая оценка выполнения проекта учащимся.

  1.Оценивание проекта:

         а) фамилия, имя;

         б) актуальность, новизна предлагаемых решений;

         в) объём разработок;

         г) практическое воплощение идеи;

         д) уровень самостоятельности.

   2. Предварительная защита:

         а) качество оформления пояснительной записки;

         б) качество доклада;

         в) проявление компетенции по предмету;

        г) полнота ответов на поставленные вопросы.

    3. Самооценка.

     4. Рейтинговое оценивание.

       Подобная анкета заполняется в ходе предварительной (итоговой) защиты педагогом, одноклассниками и самим учащимся. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции. Критериальная оценка может меняться в зависимости от общего уровня подготовленности класса. Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру организации проектной деятельности. Оценка при такой организации работы может не выставляться. Итог – театрализованная защита проекта (10 мин.), в котором находят отражение цели, задачи и новые результаты, полученные в процессе выполнения проекта.

                              Заключение.

   Личность каждого ученика самоценна и у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, следовательно, способствовать творческому отношению учащихся к проектной деятельности могут следующие рекомендации:

  1. Устранить внутреннее препятствие творческим проявлениям – помочь ученикам обрести уверенность во взаимоотношениях в процессе деятельности, устранить боязнь ошибок.
  2. Уделять внимание работе подсознания -  наше подсознание незаметно работает над проблемой, важно зафиксировать во время её.
  3. Воздержаться от подсказок, только отвечать на возникшие у учащихся вопросы.
  4. Предоставить учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска возникновения новых ассоциаций и связей.
  5. Использовать умственную разминку в обстановке совместного группового поиска.
  6. Поддержать живость воображения в учебной обстановке проявления фантазии, свободного воображения.
  7. Создавать обстановку внутренней свободы, нацеливать учеников на критический пересмотр идей.

                         Литература.

1.Программа «Обновление гуманитарного образования в России» М: Интерпрайс 1994.

2.Зуева Ф.А.  Проект в образовательной области «Технология». Челябинск. Педагогический  вестник ЧИПКРО, 1998.

3.Самородский П. Основы разработки творческих проектов. Брянск, 1995.

 4.Подготовка к оформлению курсовых, дипломных и реферативных работ. Минск. Харвест,  1999.

 5.Зуева Ф.А. Проектные технологии в образовательном процессе. Челябинск, 2001.

 6.Статьи в журнале «Иностранные языки в школе» :

 Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. №4 1999.

 Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. №1 2000.

 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. №3, №2 2000.

Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка. №4 2000.

 Тамбовкина Т.Ю Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного   языка с использованием метода проектов. №5 2000.

   Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка. №1 2002.

Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике. №1 2002.

Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. №5 2003.

 Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного    

 возраста. №5 2003.

7.Приложение к газете «Первое сентября» Бабакина Т., Солопова А. Учебные проекты.      

  «Математика» №35 2003.

  Никто не утверждает, что творческая работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний по предмету. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Элективный курс по теории чисел с пакетом презентаций и комплексом программ для проверки

Актуальность обусловлена отсутствием систематизированной системы обучения  по разделу «теория чисел» и необходимостью структуризации данных в виде создания элективного курса с применением IT сред...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Проверка знаний при проведении элективного курса

Выступление на районном конкурсе "Учитель учителю", на котором рассказала о том, как проверяю знания обучающихся при проведении элективного курса....

Программа элективного курса " Нестандартные задачи" , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.

Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно  взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...