ПРОЕКТИРУЮ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК
статья на тему

В практике работысовременной школы интерактивная форма урок все больше и больше интересует учителей, активно обсуждается, предлагаются различные формы ее понимания. Представляю свое видение методики проектирования интерактивного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektiruyu_interaktivnyy_urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРУЮ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

Менгазиева Людмила Николаевна,

учитель математики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой учебно-воспитательного процесса. Это еще и место встречи двух личностей: личности учителя и личности ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее происходит эта встреча, тем успешнее и радостнее идет образование. И для того, чтобы эта встреча успешно состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен и результативен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (традиционным), одним словом – актуальный. Актуальный (от лат. аctualis – деятельный) -  действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам настоящего времени, основным  критерием которого является целесообразный, с учетом современных подходов выбор средств и методических приемов, методов и форм обучения. Продуктивный урок сегодня должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умение их самостоятельно добывать,  использовать в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем. Наилучших результатов при решении данных вопросов позволяет достичь интерактивный урок – урок, стимулирующий познавательный интерес, раскрепощающий личность ребенка, позволяющий проявить его творческие способности, помогающий установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают, востребован субъективный опыт учащихся и формируется их личностная позиция.

Выделяют основные характеристики интерактивного обучения:

- комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, групповая и парная работа;

- применяются исследовательские проекты, ролевые игры, используются творческие работы и т.п.;

- обсуждаемые темы неоднозначны и требуют не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению;

- требуется соблюдать регламент и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил);

- имеется возможность менять формы деятельности учащихся, переключать внимание.

В практике работы современной школы интерактивная форма урока все больше и больше интересует учителей, активно обсуждается, предлагаются разные формы ее понимания. Представляю свое видение методики проектирования интерактивного урока. Проектирование состоит из следующих этапов.

1. В начале подготовки урока ставлю перед собой вопрос: зачем в структуре изучения темы нужен этот урок? Поэтому проектирование урока начинаю с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого этапа становится определение типа урока (по основным дидактическим целям): урок изучения нового материала, закрепления знаний, урок систематизации и формирования умений и навыков; контроля и оценки знаний; комбинированный урок.

2. Далее следует постановка целей урока – второй этап проектирования. Принципиально важный момент- выделение ведущей цели, которая позволит определить всю логику будущего урока. Постановку проблемной цели стараюсь организовать через внешнюю сторону: в начале урока стараюсь намеренно опустить формулировку темы занятия, заострить внимание учеников на том, что они должны сами сформулировать ее. В содержание данного этапа включаю приемы и упражнения, цель которых – создать эмоциональный настрой класса на учебную работу (так называемая «разминка»):

«Отсроченная отгадка». В начале урока предлагаю учащимся загадку (или удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой.

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и определить, как он связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.

«Кодированное упражнение». На доске (или экране) представляю ряд примеров с окошечками, которые закрыты карточками. Надо решить пример, открыть окошечко и выбрать карточку с буквой, соответствующей правильному ответу. Из букв в итоге образуется название темы урока.

3. Определяю начальные условия, которые позволяют уточнить систему задач и при необходимости организовать на уроке вводное повторение. Данный этап можно назвать этапом актуализации знаний. Здесь помогают следующие приемы:

 «Совместный поиск», когда класс, зная тему урока, вспоминает, что им уже известно по данному вопросу. При этом погружение в тему можно провести по типу «учебной цепочки»: например, учащиеся должны составить характеристику какого-либо геометрического понятия. Цепочку может начать учитель, задавая вопрос или называя существенную деталь, а далее ученики продолжают цепочку, педагог же дополняет, уточняет их ответы, подчеркивая при этом, как уже много ученики знают по этой теме.

«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить кроссворд по ранее пройденному материалу, который заранее готовит либо сам учитель, либо ученики. Особое значение приобретают кроссворды, включающие часть понятий по новой теме, что стимулирует учащихся на самостоятельный поиск.

4. Исходя из поставленных задач, подбираю адекватный метод обучения. Он определяет характер познавательной деятельности школьников. В практике работы преимущество отдаю частично-поисковому, проблемно-игровому, интерактивному методам обучения. Интерактивные методы разделяю на три группы:

- индивидуальные методы обучения. Ученик самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, распределяет ее на обособленные блоки, продвигается при этом в удобном режиме (использование компьютерных обучающих программ). Уже с 5-го класса применяю в практике технологию подготовки к докладу. Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Провожу подготовку в несколько этапов.

Первый этап. Карта сообщений.

На этом этапе дети готовят короткие сообщения, не более 4-5 минут. Тема такого сообщения выбирается учеником самостоятельно: это может быть рассказ об одном интересном факте, фрагмент из биографии учёного и т.п. Главное условие – тема сообщения должна касаться изучаемого материала.

Главная цель первого этапа – научить составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения и план основного текста. Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно стандартной фразой типа: «Я закончил доклад и готов ответить на ваши вопросы».

Второй этап. Отработка регламента.

Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель строго следит за регламентом. Если было оговорено, что сообщение займёт 4 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал (плюс минус 20 секунд). Цель этапа – научить детей «чувствовать время».

Третий этап. Доклад.

Оптимальное время доклада – 5-7 минут. Если тема не вмещается в это время, то предлагаю доклад дробить, и тогда его готовят два ученика.

Четвёртый этап.  Доклад с затруднением.

Этот этап не обязательный, но интересный. Суть его в том, что ученик проходит усложнённый тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения, когда докладчик неожиданно сбился с мысли, оговорился. Отрабатываются стандартные фразы типа: «Извините, я продолжу» или «Простите, я оговорился».

Иногда можно специально закладывать такие сбои при подготовке.

Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов или какая-нибудь фраза, пословица, которую он должен вставить в своё сообщение.

Затруднение 2. Докладчика во время его речи сбивают вопросами. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать на это и связно продолжить свою речь.

Пятый этап. Оценка выступления.

Мы с ребятами продумали план оценки мини-сообщения, который помогает быстро оценить выступление товарища.

  1. Выдержан ли регламент выступления?
  2. Новизна сообщения (узнали ли для себя что-то новое?)
  3. Доступность изложения материала (всё ли было понятно?)
  4. Речь докладчика (чёткость, связность)
  5. Манера поведения докладчика.

Работа по данной технологии приучает учащихся к учебно-исследовательской деятельности. При этом она требует некоторых затрат сил и времени. Но зато это потом полностью окупается. Учащиеся проявляют интерес к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Свои работы представляют на традиционной школьной научно-практической конференции «День науки и творчества», на городских, региональных НПК. Растёт уровень представления работ: реферативные и проектные работы имеют компьютерную поддержку, создаются мультимедийные презентации, наглядные пособия и модели к отдельным темам курса геометрии.

- групповые методы обучения. Использую в работе формы совместного творчества учащихся: «мозговой штурм», технологию групповой работы, технологию коллективного взаимного обучения, интеллектуальные командные игры, групповую исследовательскую работу.

- фронтальные активные методы обучения. Они направлены на работу со всем классом,  требуют синхронизации действий учителя и ученика для достижения конкретной учебной цели. Здесь удачно можно включить учащихся  в учебную дискуссию, провести игру-тренинг по изучаемому материалу (с целью закрепить изучаемый материал), фронтальный блиц-опрос, опрос по цепочке,  графический диктант и т.п.

5. Отбираю подходящую организационную форму урока. Для того чтобы в активную творческую работу включить максимальное количество учащихся, использую в практике работы активные формы проведения уроков (приведу темы некоторых из них):

- урок-соревнование по теме «Действия с натуральными числами», 5 класс;

- урок-путешествие по теме «Координатная плоскость: знакомая и новая», 6 класс;

-   урок-улей по теме «Многочлены», 7 класс;

- урок-восхождение на пик Знаний по теме «Решение квадратных уравнений», 8 класс;

- урок-викторина по теме «По следам Пифагора», 8 класс;

- урок решения ключевых задач по планиметрии, 9 класс;

- урок-смотр знаний по теме «Функции и их графики», 11 класс и др.

 Такие уроки позволяют непосредственно общаться учащимся друг с другом в процессе решения учебных задач, позволяют ощутить успех от достижения результатов. Они несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей, сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученных призовых баллов, и, наконец, просто получают удовольствие.

6. Следующий этап - содержательное наполнение урока. Для этого формирую тексты: что сама расскажу ученикам, что предложу для самостоятельного изучения, какие задачи поставлю на разных этапах деятельности учащихся для коллективной, групповой, индивидуальной работы. Тщательно продумываю этап проверки успешности усвоения учебного материала (этап контроля), рефлексию урока. Предлагая домашнее задание, стараюсь предоставить ученику «поле свободы»:

- предлагаю на выбор задания различной качественной направленности: теоретические или практические, разноуровневые;

- выбор форм отчётности: письменный или устный отчёт, творческий отчёт;

- выбор режима учебной работы: интенсивный режим (работа выполняется в короткий срок) или долгосрочный;

- предлагаю задания на определение самим учеником зоны своего ближайшего развития (т.е. ученик сам определяет, какие задания он полностью выполняет самостоятельно, а какие – при помощи учителя).

        В классе есть ученики, которым уделяю особое внимание. Это, как правило, продвинутые дети. Предлагаю им особое задание. Выполняется оно в специальной тетради и включает в себя творческие, нестандартные задачи повышенной сложности по теме, которая изучается на данный момент. Особое задание так просто получить нельзя – его можно только заслужить. Такое задание даётся на определённый срок (в зависимости от уровня сложности и объёма). Каждому «особисту» предлагается инструкция по выполнению особого задания:

- Выбор категории сложности осуществляй самостоятельно.

- Задание аккуратно оформляй в тетради и сдавай к строго оговорённому сроку.

- В конце выполненной работы  заполни анкету: РЛ (укажи номера заданий, которые ты решил легко); ТР (укажи номера заданий, которые трудно было решать или ты решал их с подсказкой).

- При заполнении анкеты попробуй быть справедливым по отношению к самому себе.

- Задание проверяется учителем в течение недели. Оценки ниже «4» выставляются в журнал только по твоему желанию.

(данный приём заимствован у А.А. Гина)

        7.Теперь необходимо выяснить, какое материально-техническое обеспечение наиболее эффективно для проведения урока. Может быть, необходимо использовать компьютерную поддержку темы посредством мультимедийной презентации или ограничиться достаточно простыми и доступными (вплоть до самостоятельного изготовления) учебно-наглядными материалами: таблицами, моделями, дидактическими карточками. На этом завершается этап, связанный с отбором средств обучения.

        8. И нельзя забывать о так называемом имидже урока. Продумываю, какова должна быть учебная атмосфера: стоит ли внести изменения в интерьер кабинета – переставить мебель, какова должна быть эстетика оформления доски, нужно ли музыкальное оформление, эпиграф к уроку, сигнальные значки, эмблемы, жетоны и др.

        9. И, наконец, результат проектирования урока – тот сформировавшийся план-конспект урока, в котором отражено все его содержательное наполнение. Желательно в план-конспект включить его аналитическую часть, которая представляет собой самоанализ урока.

        Представленный вариант проектирования урока не единственный. Как практик, понимаю, что подготовка интерактивного урока требует достаточных усилий и времени. Меняю свою позицию как учителя: совершенствую учебно-познавательную деятельность, делаю ее творческой и занимательной, вовлекая в этот процесс самих учеников, которые практически переходят из «объектов» в «субъекты». На интерактивном уроке уже большая половина учебной деятельности отходит к ученикам, а учитель при этом не освобождается от своей основной функции – учить. Но он начинает учить по-новому. А урок – остается.

Литература

  1. Гин, А.А..Приемы педагогичской техники: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
  2. Гузеев, В.В.. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
  3. Кучеряева, Л.А.. Проектирование и диагностика современного урока. – М.: Сентябрь, 2010. – 224 с.
  4. Лакоцелина, Т.П., Алимова, Е.Е., Оганезова, Л.М.. Современный урок. Часть 4, Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2007. – 240 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Интерактивность урока или интерактивные возможности Power Point на уроках информатики

Использование надстройки Microsoft Office PowerPoint 2007 Mouse Mischief и  Макроса Drag and Drop....

Использование ЦОР на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока

Особую роль в повышении  качества образования на современном этапе должно сыграть внедрение ИКТ И ЦОР в практику  учителя......

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

Конспект интерактивного урока "Урок мужества".

Урк - экскурсия к мемориалу "Могила неизвестного солдата", создан для учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....