Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия
статья по теме

Виды здоровьесберегающей деятельности в ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_pecherskoy_e.v._po_zdr-18.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГАОУВПО

Московский Институт Открытого Образования

Кафедра «Здоровьесберегающего содержания образовательных технологий»

Курсовая работа

Тема: «Виды здоровьесберегающей деятельности в ОУ» - «Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия».

Выполнена

 слушателем ЗДР 18 Печерской Е.В.

ГБОУ СОШ №384.

.Москва 2012г.

                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………… 3

ГЛАВА I.

1.1. Плоскостопие……………………………………………. 6

1.2. Основные аспекты физического развития детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата ……………………………  8

ГЛАВА II.  

  1. Виды плоскостопия …………………………………… 13

  2. Проявления плоскостопия.……………………………  13

  3. Причины плоскостопия………………………………... 14

  4. Диагностика плоскостопия……………………………. 16

  5. Методы лечения плоскостопия………………………... 17

  6. Лечебная физкультура при плоскостопии…………..... 21

Литература…………………………………………………… 24

Введение

Актуальность: Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена  к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы.

 Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксообразного искривления ног и др.). упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в последующих дошкольных возрастах. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для свода стопы, и тем самым деформирует ступные мышцы ног, ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой, крепким задником.

Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна.

В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.

В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений.

Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед инструкторами ЛФК дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования: занятия по ФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: определение изменения стопы при коррекционно-профилактических занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Задача: использование комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях физической культурой для предотвращения плоскостопия при его наличии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.


ГЛАВА I.

1.1. Плоскостопие

Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей – уплощение стоп.

Кости стопы состоят из трех отделов: предплюсны, плюсны и пальцев. Кости предплюсны объединяют семь коротких губчатых костей, расположенных в два ряда. Задний ряд образуется таранной и пяточной костями, а передний - ладьевидной, медиальной, промежуточной и латеральной клиновидными костями и кубовидной костью. Таранная кость сочленяется с костями голени. Ниже таранной кости находится пяточная кость, а кпереди и книзу лежат ладьевидная, клиновидная и кубовидная кости.

Плюсневые кости состоят из коротких трубчатых костей. Основания плюсневых костей соединяются и образуют суставы с кубовидной и клиновидной костями. А с основными фалангами пальцев плюсневые кости соединяются своими головками. Кости пальцев ступни формируются из трех фаланг (основной, средней и ногтевой). Исключение составляет большой палец, который образован только двумя фалангами (основной и ногтевой).

Для человечьей стопы характерны еще и своды. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Умеренная площадь опоры сочетается с экономией биологического материала и крепостью всего устройства. Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату в совокупности с подошвенными сухожилиями своды получили рессорные свойства: смягчение ударов о землю, распределение тяжести, что и позволяет плавно приспосабливать стопу к неровностям почвы. Как известно, рессоры выдерживают нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа. Люди с такой патологией знают, как это неприятно, но вряд ли догадываются, что их стопа при этом напоминает медвежью.

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

В процессе развития прямохождения человеческая ступня получила способность пружинить. Ни одно прыгающее и быстро бегающее животное не обладает этим удивительным качеством.
 «Пружинность» необходима для того, чтобы организм не уставал и не испытывал стрессов при беге, хождении или прыжках..
Именно поэтому, здоровые стопы являются залогом комфорта движений и долголетия. У человеческой стопы две точки опоры: пятка и носок, посередине - свод-рессора. Основная тяжесть тела все же приходится на пятку, поэтому она так важна.
Плоскостопие является одним из самых распространенных заболеваний ног. Оно развивается когда мышечно-связочный механизм по каким-то причинам ослабевает.

1.2 Основные аспекты физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

При движении удары стопой о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По этому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине – тихоня, внутренняя сторона – жаден, внешняя сторона – расточителен, стерты задники каблуков – упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку – скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно.

При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю «заламыванию» обуви вовнутрь.

Ну а детская обувь просто «горит»! Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь.

Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае.

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движения в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка.

Поставить малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки.

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определение соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша наверх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви. Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр.

При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно это важно для часто болеющих, ослабленных детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком.

Подошва – это очень важно – должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой два-три сантиметра, каблучок.

Подбор обуви дело крайне ответственное. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, что бы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. Родители должны помнить, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп ребенка. Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.

Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы.

Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.

По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребенка кажутся тяжелыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, кажутся плоскими. Если вашему малышу еще нет трех лет, то опасения излишни. Дело в том, что у ребенка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедится простым способом: поставить ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края. Свободно входящий палец убедит в том, что костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.

Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой с мылом. Затем тщательно вытирать их досуха, особенно межпальцевые промежутки.

Ногти обязательно следует обрезать не реже одного раза в две недели, лучше сделать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не скругляя их по бокам. Нельзя обрезать их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.

Иногда можно устраивать ребенку «морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налить «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки, и позвольте ребенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку.

ГЛАВА II.

2.1 Виды плоскостопия.

По происхождению выделяют следующие виды плоскостопия:

  1. Врожденное плоскостопие. Чаще всего возникает из-за врожденной недостаточности соединительной ткани. До 5-6 летнего возраста установить плоскостопие довольно сложно.
  1. Травматическое плоскостопие. Формируется в следствии перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.
  2. Рахитическое плоскостопие. Обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.
  3. Статическое плоскостопие. Одно из самых чатсо встречаемых видов заболевания. Возникает в следствии слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

 В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе, беге и прыжках.

Если своды стопы уплощены - сотрясения при ходьбе компенсируют позвоночник и суставы ног. Они не предназначены для этой функции, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Поэтому при плоскостопии часто встречаются
 сколиоз и артрозы, как результат нарушения опорной системы

Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых можно лишь приостановить развитие болезни.

2.2 Проявления плоскостопия

  1. Быстрая утомляемость при ходьбе
  2. Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня
  3. Отёчность в области лодыжки
  4. При статическом плоскостопии появляются болевые участки: в подошве - центр стопы и внутренний край пятки; в тыле стопы - центральная часть; под лодыжкой; в мышцах голени; в коленном и тазобедренном суставах; в бедре; в области поясницы (компенсаторно)
  5. При статическом поперечном плоскостопии характерным является сочетание распластанности переднего отдела стопы с отклонением 1-го пальца кнаружи, при этом в основании 1-го пальца образуется слизистая сумка, резко болезненная при ощупывании и ношении обуви.

.

2.3 Причины плоскостопия.

Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.

Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.

Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.

В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными.

Вальгусная деформация ног.

О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами.

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.

Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на состоянии ног излишний вес ребенка. Однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие.

2.4 Диагностика плоскостопия.

  1. Плантография — получение отпечатков с подошвенной поверхности стопы
  2. Подометрия (метод Фридлянда) — определение процентного отношения высоты стопы к её длине
  3. Рентгенография выполняется в двух проекциях в положении стоя с нагрузкой. Определяют угол (в норме 125—130°) и высоту (в норме 39 мм) продольного свода стопы.

2.5 Методы лечения плоскостопия.

Плоскостопие встречается у 60 % людей.

При обнаружении плоскостопия необходимо обратиться к ортопеду.
Основной принцип лечения плоскостопия составляет специальная лечебная гимнастика. Как правило, ее надо выполнять ежедневно.

В плоскостопии выделяют 3 степени по объему поражения стопы. В зависимости от степени плоскостопия врач назначает лечение.

Первую степень плоскостопия самую «неприхотливую» лечат следующими способами:

  1. массаж
  2. ортопедические стельки, обувь
  3. физиотерапевтические процедуры
  4. специальная лечебная гимнастика

Рекомендуются также ежедневные теплые ванны (температура воды 35-36 С) до колен, массаж мышц стопы и головы.
В ряде случаев применяют специальные стельки -супинаторы, которые приподнимают предельный свод стопы. Прогноз во многом зависит от стадии развития, запущенные случай могут потребовать длительного лечения, ношения специальной ортопедической обуви и даже оперативного вмешательства.

Принцип лечения плоскостопия
второй степени аналогичен. Однако лечение намного интенсивнее, чем в первом случае.

Здесь характер заболевания более серьезный. Происходят значительные изменения в костной системе и мышечном тонусе стопы.
Третья степень плоскостопия характеризуется явно выраженной деформацией костного скелета и падением тонуса мышечной ткани стопы
Принцип лечения тот же, но акцент обычно делают на специальные ортопедические изделия:
- cтельки- супинаторы
- силиконовые полустельки- супинаторы
- вкладыш между пальцами
- фиксатор
- корректирующий бандаж
- и т.д.

Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.

Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.

Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.

Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания.

Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.

Ортопедические стельки вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в мягких тапочках или разношенных туфлях бесполезны. Так как стелька занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине стопы.

Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще – каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну -  для улицы, другую – для дома.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.

Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить  дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два  - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один – с теплой (40-450), другой – с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении к специалистам (особенно платным) – массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так же объема массажа, сеанс занимает от десяти минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в  год. Однако, если ребенок пожаловался на боль и усталость ног после длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижают интенсивность воздействия.

2.6  Лечебная физкультура при плоскостопии

Если ортопед или хирург поставили вашему ребенку диагноз "плоскостопие", обязательно обратитесь за советом к врачу по лечебной физкультуре. Своевременная разработка соответствующего комплекса упражнений и тщательное и регулярное их выполнение помогут облегчить или же даже избавиться от этого заболевания.

Мы предлагаем приблизительный комплекс упражнений, которые можно использовать в домашних условиях для профилактики и лечения плоскостопия, а также уменьшения усталости ног.

Кстати, этот комплекс подойдет для всей вашей семьи. Ведь снять усталость с ног, которые за целый день беготни отекли и "гудят", будет полезным и для взрослых.

Исходное положение для первых четырех упражнений одинаковое: становимся прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

  1. Колени сводим вместе, носки стоп тоже поворачиваем друг к другу, пятки разводим наружу, руки ставим на пояс. Поднимаемся на носочки, потом опускаемся. Упражнение повторяем 5-6 раз.
  2. Приседаем с одновременным поднятием рук вперед - выдох, возвращаемся в исходное положение вдох. Упражнение выполняем несколько раз.
  3. Руки ставим на пояс. Наклоняем туловище вперед вниз, достаем руками ноги - выдох, возвращаемся в исходное положение - вдох. Наклоны повторяем несколько раз.
  4. Гимнастическую палку удерживаем за спиной на уровне локтевых изгибов. Стопы перекатываем с пяток на носки. Упражнение повторяем 5-6 раз.
  5. Исходное положение: садимся прямо, на край стула. Перекатываем стопой предметы округлой формы (мяч, гимнастическую палку). Упражнение повторяем 5-6 раз каждой ногой.
  6. Исходное положение: ложимся прямо, на спину, руки вдоль туловища. Выполняем сгибание и разгибание носков ног.
  7. Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Поднимаем прямые ноги, потом сгибаем их в коленях и поджимаем к животу, фиксируем в таком положении с помощью рук на несколько секунд. Стопы при выполнении этого упражнения согнуты под углом 90 градусов относительно ног. Упражнение повторяем 3-4 раза.
  8. Исходное положение: становимся прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Согнутыми пальцами ног захватываем носовой платочек, карандаш или любые другие мелкие предметы. Упражнение выполняем 3-4 раза.
  9. Исходное положение: становимся прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки ставим на пояс, выполняем ходьбу на месте, поочередно ставя стопы параллельно, повернув носки друг к другу, опираясь только на внешние края стоп.

Литература:

  1. Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 г.
  2. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
  3. Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина. 1974 г.
  4. Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.
  5. Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г.
  6. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». – М.: ФиС, 1981 г.
  7. «Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991 г.
  8. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.
  9. Легафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». – Л.: ФиС, 1938 г.
  10.  «Лечебная физкультура при заболевания в десятком возрасте». / По д ред.  С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975 г.
  11. Маркс В.О. «Ортопедическая диагностика». – Минск: Наука и механика, 1978 г.
  12. Матвеев С.В. Херодинов Б.И. «Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». – СПб.: Сотис. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидн...

"Современные подходы к профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников средствами физической культуры".

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений станов...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия  у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Комплексы упражнений.

Плоскостопие.Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия....

Мастер – класс « Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».

Для предупреждения такого заболевания, как плоскостопие, нужно использовать упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы. Их можно применять на занятиях по физической культу...