ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме

Статья рассказывает о том, как привлечь учеников к чтению книг посредством мотивации на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_interesa_k_chteniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Татьяна Евгеньевна,

учитель математики ГБОУ лицей № 329.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

                                                       « Бывает, что во время урока математики,

                                               когда даже воздух стынет от скуки,

                                                  в класс со двора влетает бабочка …»

А.П.Чехов.

        Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Как преподнести материал ученику? На это тоже есть определенная схема: записываем в начале урока  его тему на доске, объясняем ее, затем переходим к задачам и т.д. Главная цель и смысл таких уроков – формирование знаний, умений, навыков. Все идет как будто бы гладко, только ребята почему-то не любят таких уроков.

        Многие из тех людей, которые изучали математику только в школе, вынесли о ней самые нелестные мнения: «Математика – это жонглирование цифрами», «Математика – это оторванное от жизни занятие пустыми абстракциями» и т.д.

Но давайте посмотрим, на основании чего это представление формируется у большинства людей. Часто все внимание учащихся сосредотачивают лишь на алгоритме вычислений, не осознавая, почему нужно делать так, а не иначе. Такая автоматизация формирует лишь механический навык. Даже при незначительном изменении задания ученик затрудняется в его выполнении, а иногда даже и ошибается. Поэтому, при решении упражнений следует вырабатывать у школьников необходимость теоретических обоснований своей работы, привлекая их тем самым к тексту учебника или дополнительной литературы.

       Но мы спешим выполнять программу, у нас нет времени на «посторонние разговоры», а до знакомства, же с иными математическими достижениями нашей цивилизации, с математическими открытиями двух последних столетий дело чаще всего и подавно не доходит. И знания учащихся, к сожалению, прочнее от этого не становятся. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте, в четвертом десятке стран мира.

       Какой же должна быть математика, чтобы у учащихся остались только положительные впечатления от изучения этого предмета? Что можно сделать, чтобы ученики могли почувствовать красоту математики, понять какое место она занимает вообще в повседневной жизни? Ответ ясен. Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики. То есть конкретные математические знания должны быть использованы как база для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности.

       Мир можно познавать и с точки зрения математики и через математику. Математика – это столь же важный компонент общечеловеческой культуры, как, скажем, музыка или театр. Необходимо выработать у учащихся представление о ней, как о составляющей части мировой культуры нашей цивилизации в целом. Ведь математика стала наукой с приходом в нее доказательств. Для того чтобы выработать такое представление, надо расширять кругозор учащихся, и, разумеется, сделать это возможно через книги. Причем помимо популярной и занимательной математической литературы необходимы книги, содержащие сведения из истории математики, и предназначенные читателям школьного возраста. Так, например, для того, чтобы сформировать у учащихся более полное представление о теме, можно наиболее любознательным ребятам дать задание подготовить доклад. Кратко изложить материал ученик сможет минут за 10-15, но работа с книгой, наверняка не оставит его равнодушным. А если времени на уроке для этого недостаточно, то можно использовать другую форму работы для привлечения ребят к чтению книг: выставка рефератов на стенде в кабинете. На худой конец, оформить стенд, где будут находиться какие-либо интересные головоломки, кроссворды и т.п., которые тоже в свою очередь вынуждают взяться за книгу, потому что без дополнительной информации просто нельзя выполнить задание, разгадать кроссворд.

     Нужно постепенно приучать школьников к самостоятельному изучению математических текстов и не только занимательных, но и обучающих.

 В век телевидения и компьютеров это сделать непросто. Здесь, безусловно, потребуется большая предварительная подготовка учителя, для того, чтобы уроки были максимально насыщенными. Поэтому в процессе подготовки к уроку необходимо внимательно прочитать не только учебное пособие и методичку, но и иную литературу дополнительно для повышения интереса у учеников к уроку.

      Надо решить также, что излагать, каким образом. Какой материал изложить самому учителю, какой оставить учащимся для самостоятельного изучения, что разобрать подробно, на чем заострить внимание учеников.

      Знания учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его творческой деятельности над учебным материалом. А чтобы вызвать и развить интерес к книгам, надо детей научить работать с книгой, чтобы это было не только интересно, но и познавательно.

     Работа с учебником – это все равно, что долгое путешествие по стране Математика. И мы учителя должны объяснить самое необходимое для того, чтобы сделать это путешествие легче и интереснее. Когда путешественник отправляется в путь, что полезно знать? Конечно, многое. Например, он должен хорошо знать

дорожные знаки, чтобы определить, где нужно свернуть, где остановиться, где получить помощь. Вот и в учебнике есть всякие «дорожные указатели», и их смысл надо хорошо понимать. А еще надо ясно представлять, на какие части будет делиться наш долгий маршрут. То есть учитель подбирает такую систему вопросов и заданий, которая помогает учащимся правильно работать с текстом учебника.

      Для математического текста особенно важно медленное прочтение, желательно с карандашом в руках, поминутно задавая себе вопросы типа: «Откуда это следует? Зачем высказано это суждение?» и т.п. Такое медленное и тщательное прочтение само по себе вырабатывается только в результате длительной тренировки. Поэтому учитель должен отводить специальное время на чтение пункта учебника на уроке, а затем начинает его обсуждение с задания всему классу: перечислить данные в тексте определения новых понятий, указать на какие предложения делались ссылки при доказательстве и т.п. В заключении надо сделать анализ прочитанного.

     Можно придумать целую систему весьма нетривиальных заданий для самостоятельной работы с текстом учебника. Вот несколько примеров:

      Тема: «Окружность и круг» (5 класс)

  1. Прочитайте текст.
  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  4. Какое предложение выделено шрифтом? Почему?
  5. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Давайте попробуем.

      Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

      Можно дать задание прочитать текст и отобрать в нем главное – то, что нужно записать. Учитель может помочь, выделяя интонацией и логическим ударением нужные места в тексте.

Смысловые оттенки интонированных фраз.

Тема: «Единицы длины».

       Учитель произносит 5 раз предложение: «За основную единицу длины принят метр», делая последовательно логическое ударение на всех словах. Ученики ищут различия.

  1. «основную» - есть и другие единицы длины, но метр самая важная;
  2. «единицу» - особая роль метра, через него выражаются все длины;
  3. «длины» - это единица именно длины, для др. величин др. единицы;
  4. «принят» - относительность измерения, можно было взять др. единицу;
  5. «метр» - почему дано именно такое название, можно рассказать о  

материальном носителе – эталоне метра.

      Все это не только развивает речь, восприятие, память, воображение, но и готовит к лекционной форме обучения в старших классах. Этим и закладывается будущая гуманитарная культура. А знания, умения и навыки, безусловно, необходимы! В меру.

      Здесь уместно напомнить, что нетрадиционные по форме проведения уроки вызывают больший интерес у учащихся. Необходимо шире практиковать уроки-лекции, семинары, собеседования, практикумы, консультации, уроки-диспуты. Такие уроки помогают выработать самостоятельность мышления.

      Например, на уроке-лекции, чтобы работа была двусторонней, ученики отвечают на вопросы: « А как вы думаете? Предложите свой вариант. Приведите примеры. Приведите контрпримеры. Сформулируйте утверждение. Сформулируйте обратное утверждение. Можно ли обобщить данное заключение?» И т.п.

     Домашним заданием после урока-лекции является составление конспекта-таблицы, т.е. воспроизведение теоретического материала. Урок-лекция также может содержать экскурс в историю. Например, после урока про объемы тел, можно дать задание найти материал о том, как измеряли объем в старину. Найти, чему равен 1 баррель, 1 галлон и др. А при изучении углов и транспортира попросить найти в словаре перевод, а в энциклопедии -  историю изобретения.

      Уроки-диспуты – это своего рода «уроки открытых мыслей». Они дают возможность учащимся высказаться, послушать друг друга, позволяют насладиться атмосферой свежих идей и в то же время способствуют развитию личности, формируют абстрактное и логическое мышление, а логика рассуждений тесным образом связана с коммуникативным свойством языка. А речевая культура – это фундамент гуманитарной культуры вообще.

       Многие недостатки в математической подготовке учащихся связаны с их неграмотностью, неумением адекватно понять или выразить ту или иную информацию. Дети часто с трудом различают в речи « квадрат суммы» и « сумму квадратов» даже при наличии символической записи. В 5-м классе можно восхищаться невероятным языковым чутьем, метким и точным словотворчеством. Но чем старше дети, тем бесцветнее и скуднее их речь. Куда же все исчезает? Все богатство языка съедено знаниями, умениями и навыками.

       А мы учителя-математики не хуже учителей-словесников можем повысить гуманитарную культуру своих учеников. Так однажды можно сочинить с детьми математическую сказку о незадачливом Отрезочке, попадающем в нелепые ситуации из-за того, что он не очень твердо знает, где у Важного Параллелепипеда грани, а где ребра. Или дать теорему Пифагора в стихах:

                                  « Если дан нам треугольник,

                                     И притом с прямым углом,

                                     То квадрат гипотенузы

                                     Мы всегда легко найдем:

                                     Катеты в квадрат возводим,

                                     Сумму степеней находим –

                                     И таким простым путем

                                     К результату мы придем».

        А какая интересная легенда существует про эту теорему. Чем не повод обратиться к книгам?

       Число «пи» тоже достаточно интересный «экземпляр». Про стихи для запоминания этого числа можно составить целый реферат. Вот, например, одно из многих:  

                           « Чтобы нам не ошибаться,

                              Чтоб окружность верно счесть.

                              Надо только постараться

                              И запомнить все, как есть:

                              Три, четырнадцать, пятнадцать,

                              Девяноста два и шесть».

       И это все не на кружке, не на математическом вечере, а на самом ординарном, рядовом уроке. Кстати, о рядовых уроках…

       Для получения более точного представления об общей картине мира необходимо обобщать несколько учебных дисциплин. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности. Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.

       Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учеников зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, математика также и т.д.

        Примеры интегративных уроков:

  1. Математика и астрономия.

Темы:   - Историческая взаимосвязь матем. и астрономии.

             - Решение треугольников и расстояния до небесных тел.

             - Функция и использование ее для описания блеска звезды.

             - Определение высоты Полярной звезды с помощью циркуля и линейки.

     2.  Математика и история.

Темы:   - Происхождение числовых систем.

             - Древнеславянские товары и ценники.

             - Перевод единиц измерения из одной системы в другую.

             - Задачи на линии времени.

     3. Математика и география.

Темы:   - Действия с натуральными числами на озере Байкал.

             - Площадь самого большого острова.

             - Определение места по координатам.

             - Вычисление толщины льда и т.п.

    4. Математика и экономика.

Тема: Организация акционерного общества.

В ходе урока ученики становятся акционерами кафе. Берут кредиты, получают доходы, делают ремонт, подсчитывают расходы и т.д.

   5. Математика и музыка.

Тема: Дроби и ноты.

   6. Математика и биология.

Тема: Симметрия относительно прямой и класс насекомых.

   7. Математика и физика.

Тема:  Логарифмическая функция и ее приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики

Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой  личности....

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики

Методы работы учителя математики по формированию интереса к математике...

Формирование интереса обучающихся к урокам технологии

В представленном материале рассматривается возможность формирования познавательного интереса учеников к учебному предмету технология....

статья "Развитие познавательного интереса школьников на уроках математики"

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности известный психолог  А.Н.Леонтьев, подтверждая с...

Формирование интереса обучающихся к урокам музыки

Поиски действенной методики музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Можно разнообразить свои уроки музыкальными играми, викторинами, творческими заданиями и др....

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данный проект реализуется с обучающимися МБОУ «Бакчарская СОШ» в течении 1,5 -2 лет (с 2012 по 2014 годы).  Цели и задачи проекта актуальны и для меня, как для учителя математики, так и для...