Активные методы обучения
статья по теме

Краткая история АМО,  классификация , описание некоторых методов и авторские АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.rar18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Современному  педагогу необходимо не только знать, но и владеть новыми педагогическими технологиями, эффективно применять их в своей педагогической деятельности.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.   Идеи активизации  процесса обучения  высказывались  педагогами на протяжении  долгого   развития   педагогики   ещё  до   выделения её в отдельную  самостоятельную науку . К  основоположниками  идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика.  Сторонники первого взгляда  основывали свои методы на пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только  учитель. Сторонники второго взгляда видели ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Современная педогогика придерживается второй позиции, а  именно активного процесса обучения. Активность личности в обучении является  основным  ведущим фак тором  достижения целей обучения и общего развития личности. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае мой информации, не  увеличение числа контрольных  работ, а создание дидактических и психологических ус ловий осмысленности учения, включения в него  обучаемого не только на уровне интеллектуальной, но  социально-личностной активности. Педагогика выделяет три уровня активности:

  1. Активность воспроизведения - это стремлени е  ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овла деть способами применения по аналогии.
  2. Активность  толкования  - это стремлением  ученика  постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо собами применения полученных знаний  в новых «неучебных»  условиях.
  3. Творческая активность - это устремленность ученика к теоретическому   постижению знаний, самостоятельный поиск решения проблем,  активное  выражение  познаватель ных интересов. 

Итак что же мы понимаем под активными методами обучения?  Под активном обуче нием  понимают использование  целой системы методов, кото рая направлена главным образом не на изложение преподавате лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения, далее АМО, строятся на практической направленности, игре и творчестве в процессе обучения,  взаимодействия,  различных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний   обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и  самоанализе.

Для более эффективного и результативного обучения следует использовать те методы, которые можно применять на определённых этапах урока. В этой связи можно также проклассифицировать АМО:

  1. Методы начала урока, такие как «Галерея портретов» или«Поздоровайся локтями» (дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.);
  2. Методы   предъявления учебного матириала, «Кластер» или «Мозговой штурм»-(на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них);
  3. Методы организации самостоятельной работы, напр. «Автобусная остановка»;
  4. Методы рефлексии и завершения урока, «Комплименты» или « Итоговый круг» (Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)). .

Помимо  применения активных методов   для учебной и воспитательной работы, учитель может использовать  эти технологии для  подготовки и проведения  разнообразных школьных мероприятий, таких как родительские собрания, различные совещания.  Можно сказать они станут  более  продуктивнее, насыщеннее, будут занимать меньше времени и  давать большую результативность.

Несколько методов из личного опыта.

1.

Предмет, на котором использован метод

Английский язык

2.

Класс, в котором использован метод

2

3.

Этап образовательного мероприятия (урока)

Закрепление материала, самостоятельная работа,основной

4.

Название метода

«Алфавит»

5.

Цели использования метода

Закрепление понятий звук-буква, развитие навыков чтения

6.

Количество участников

Весь класс

7.

Технология проведения

Класс ,т.е. языковая группа делится на 2-3 подгруппы (можно и больше) по3-4 человека. Раздаются буквы англ. алфавита . Задания могут быть разными:

  1. написать звуки, которые передают эти буквы;
  2. составить слоги (закрытый/открытый);
  3. составить односложные уже изученные слова

и т.д.

Каждая группа получает лист формата А4 и записывает туда продукт своей деятельности.

8.

Продолжительность проведения

10-15 минут

9.

Предварительная подготовка (если требуется)

Заготовка карточек с буквами

10.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

  1. карточки с буквами
  2.  маркеры ( зависит от количества подгрупп)
  3.  листы формата А4 ( зависит от количества подгрупп)

11.

Примечание  

Чем меньше подгрупп, тем больше карточек с буквами получает группа. Для подгруппы по слабее задание надо давать по легче

12.

Автор метода  

Ляндрес Н. С.

1.

Предмет, на котором использован метод

Немецкий язык

2.

Класс, в котором использован метод

5 класс

3.

Этап образовательного мероприятия (урока)

Закрепление лексики по теме «Wohnung.Möbel»/ «Квартира.Мебель»

4.

Название метода

«Судоку»

5.

Цели использования метода

Закрепление лексики по теме, снятие барьеров в общении, развитие навыков совместнойдеятельности. Развитие навыков логического мышления.

6.

Количество участников

Весь класс

7.

Технология проведения

Учащиеся делятся на несколько команд по 2-3 человека в команде. Для этого можно использовать считалку: детям раздаются карточки. Принцип игры заключается в том, чтобы дети заполнили пропуски недостающими  предметами мебели, которые можно просто нарисовать в пустых клетках и подписать. Можно раздать детям фишки с рисунками предметов мебели, которыми они закроют пустые клетки. Но нужно располагать их так, чтобы  они на всех 4 карточках не повторялись ни по горизонтали, ни повертикали. Выигрывает тот, кто первый закроет все пропуски.

8.

Продолжительность проведения

5-10 мин

9.

Предварительная подготовка (если требуется)

Заготовки карточек, тематических картинок.

10.

Необходимые материалы  

Цветные карандаши, ручки

11.

Примечание  

4 карточки по 6 клеток, в которых три клетки заполнены картинками с изображением предметов мебели , а 3 пустых. Клеткки карточки должны быть немаленькими, где-то 4см*3см

12.

Автор метода    

Ляндрес Надежда Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...