Основные принципы обучения
статья по теме

В статье даётся характеристика дидактических принципов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_principy_obucheniya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Цвеклинская Н. Г.

Статья

Основные принципы обучения

Процесс обучения в профессиональных учебных заведениях требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей повседневной педагогической деятельности следующих положений, правил, законов названных дидактическими принципами:

- воспитывающий характер обучения;

- высокий уровень обучения;

- систематичность и последовательность обучения;

- наглядность обучения;

- доступность обучения;

- обучение на производительном труде;

- активность и сознательность обучающихся;

- прочность знаний, умений и навыков.

Все эти принципы взаимосвязаны, и на их основе проводится процесс обучения учащихся.

Воспитывающий характер обучения.

На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают обучающихся знаниями. На конкретных примерах необходимо показывать обучающихся реальную жизненную картину с ее положительными и отрицательными сторонами. Во всей учебной работе преподаватели и мастера должны знакомить обучающихся с опытом и организацией труда передовых рабочих страны и базовых предприятий. Процесс вооружения обучающихся знаниями не может протекать в отрыве от их воспитания. Обучая, сообщая знания, формируя умения и навыки учащихся, педагоги в то же время их воспитывают. И наоборот, воспитывая обучающихся, преподаватели развивают и углубляют их знания.

Высокий уровень обучения.

Уровень обучения должен соответствовать современной технике производства, а также последним научным достижениям. На уроках теоретического и производственного обучения необходимо опираться на конкретные примеры, показывающие обучающимся, каких успехов достигло общество в области внедрения в производство всех отраслей народного хозяйства новейшей техники и технологии.

Систематичность и последовательность обучения.

Учебные занятия в средних учебных заведениях проводятся по государственным программам. В этих программах учебный материал расположен в определенной последовательности. Последовательность расположения учебного материала в программе отличается своей систематичностью.

Принцип систематичности и последовательности обучения не ограничивается только соответствующим построением учебной программы. Он предусматривает определенный порядок в работе преподавателей и мастеров по вооружению обучающихся знаниями. Преподаватели и мастера строят свою работу, чтобы сообщать учебный материал по частям - поурочно и на каждом уроке подавать определенный круг знаний, умений и навыков. Сообщая обучающимся новый учебный материал, преподаватели и мастера увязывают его с прошлым, уже усвоенным, и на его основе расширяют и углубляют имеющиеся знания.

Чтобы осуществить принцип систематичности в обучении и создать благоприятные условия для последовательного и постепенного усвоения учащимися учебного материала преподаватели следуют от неизвестного к известному, от простого к более сложному.

Наглядность обучения.

Наглядность обучения состоит в том, что обучающиеся приобретают знания не только за счет того, что слушают объяснения преподавателя или мастера, но и за счет того, что они видят. Наглядное обучение имеет ряд достоинств. У обучающихся создается конкретное представление об изучаемом материале, он становится более доступным и легким для понимания. Наглядность в обучении, повышает интерес к занятиям и внимание на уроке. При наглядном обучении легче запоминается и в связи с этим более прочно усваивается учебный материал. На уроках теоретического и производственного обучения, в зависимости от предмета и учебного материала, могут применяться различные виды наглядных пособий:

естественные (компьютеры, осциллографы, тестеры и т.д.), объемные (модели, макеты и т.д.), плоскостные (различные плакаты), символические (схемы принципиальные, блок-схемы и т.д.), изобразительные (рисунки, фото-, кино- изображения), графические (чертежи, диаграммы, графики).

Доступность и посильность обучения.

Принцип доступности и посильности обучения предполагает, что изучаемый на уроках теоретического и производственного обучения учебный материал по содержанию и объему является вполне доступным и посильным для контингента обучающихся. Непосильность материала приводит к тому, что интерес и внимание падают и обучающиеся безразлично относятся к занятиям, изложенный преподавателем материал учащиеся не усваивают или, в крайнем случае, заучивают его механически и неосознанно. И наоборот, посильный, понятный материал повышает интерес обучающихся к занятиям, придает им уверенность в себе. С этим вопросом тесно связан вопрос об индивидуальности при обучении.

Для отстающих необходимо давать дополнительные занятия, предварительно выяснив причину отставания. Для обучающихся, быстро усваивающих материал, также нужны дополнительные занятия. Но если в первом случае они носят экстенсивный характер, то есть отстающим учащимся предлагаются задания однотипные, рассчитанные на закрепление знаний, то во втором случае - это интенсивные задания, имеющие своей целью и расширить и углубить знания успевающих учеников. Правильный учет преподавателем особенностей каждого обучающегося будет способствовать повышению его активности в процессе обучения, а в итоге - и успеваемости.

Список использованной литературы

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Педагогические специальности. М.: АКАДЕМА, 2005.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  4. Профессиональная педагогика / под ред. Батышева С.Я. – М.:, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Реализация основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе в контексте внедрения ФГОС

Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков.Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки н...

Внеклассная работа по английскому языку как одна из основ реализации основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе .

 Мой педагогический стаж составляет 16 лет, 11 из которых я тесно работаю с младшими школьниками в рамках профильного – гимназического обучения. Позволю себе на основе одного из внеклассны...

Реализация основных принципов обучения английскому языку на начальном этапе .

Основным принципом обучения ИЯ в начальной школе является его личностно-ориентированная направленность: на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;  на развитие способно...

"Основные принципы обучения"

Целью данной работы является изучение материалов и литературный анализ основных принципов обучения. В задачи исследования входит изучение информации относительно исторических этапов формирования понят...

Реферат на тему «Цели и основные принципы обучения»

Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие ч...

Основные принципы обучения народному пению

Методика вокального обучения является наиболее тонкой специфической сферой подготовки народного певца. Именно в пении обнаруживается уровень его вокально- образного мышления, слуховой ориентации, восп...