Основные принципы обучения
статья по теме
В статье даётся характеристика дидактических принципов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_principy_obucheniya.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Цвеклинская Н. Г.
Статья
Основные принципы обучения
Процесс обучения в профессиональных учебных заведениях требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей повседневной педагогической деятельности следующих положений, правил, законов названных дидактическими принципами:
- воспитывающий характер обучения;
- высокий уровень обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- наглядность обучения;
- доступность обучения;
- обучение на производительном труде;
- активность и сознательность обучающихся;
- прочность знаний, умений и навыков.
Все эти принципы взаимосвязаны, и на их основе проводится процесс обучения учащихся.
Воспитывающий характер обучения.
На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают обучающихся знаниями. На конкретных примерах необходимо показывать обучающихся реальную жизненную картину с ее положительными и отрицательными сторонами. Во всей учебной работе преподаватели и мастера должны знакомить обучающихся с опытом и организацией труда передовых рабочих страны и базовых предприятий. Процесс вооружения обучающихся знаниями не может протекать в отрыве от их воспитания. Обучая, сообщая знания, формируя умения и навыки учащихся, педагоги в то же время их воспитывают. И наоборот, воспитывая обучающихся, преподаватели развивают и углубляют их знания.
Высокий уровень обучения.
Уровень обучения должен соответствовать современной технике производства, а также последним научным достижениям. На уроках теоретического и производственного обучения необходимо опираться на конкретные примеры, показывающие обучающимся, каких успехов достигло общество в области внедрения в производство всех отраслей народного хозяйства новейшей техники и технологии.
Систематичность и последовательность обучения.
Учебные занятия в средних учебных заведениях проводятся по государственным программам. В этих программах учебный материал расположен в определенной последовательности. Последовательность расположения учебного материала в программе отличается своей систематичностью.
Принцип систематичности и последовательности обучения не ограничивается только соответствующим построением учебной программы. Он предусматривает определенный порядок в работе преподавателей и мастеров по вооружению обучающихся знаниями. Преподаватели и мастера строят свою работу, чтобы сообщать учебный материал по частям - поурочно и на каждом уроке подавать определенный круг знаний, умений и навыков. Сообщая обучающимся новый учебный материал, преподаватели и мастера увязывают его с прошлым, уже усвоенным, и на его основе расширяют и углубляют имеющиеся знания.
Чтобы осуществить принцип систематичности в обучении и создать благоприятные условия для последовательного и постепенного усвоения учащимися учебного материала преподаватели следуют от неизвестного к известному, от простого к более сложному.
Наглядность обучения.
Наглядность обучения состоит в том, что обучающиеся приобретают знания не только за счет того, что слушают объяснения преподавателя или мастера, но и за счет того, что они видят. Наглядное обучение имеет ряд достоинств. У обучающихся создается конкретное представление об изучаемом материале, он становится более доступным и легким для понимания. Наглядность в обучении, повышает интерес к занятиям и внимание на уроке. При наглядном обучении легче запоминается и в связи с этим более прочно усваивается учебный материал. На уроках теоретического и производственного обучения, в зависимости от предмета и учебного материала, могут применяться различные виды наглядных пособий:
естественные (компьютеры, осциллографы, тестеры и т.д.), объемные (модели, макеты и т.д.), плоскостные (различные плакаты), символические (схемы принципиальные, блок-схемы и т.д.), изобразительные (рисунки, фото-, кино- изображения), графические (чертежи, диаграммы, графики).
Доступность и посильность обучения.
Принцип доступности и посильности обучения предполагает, что изучаемый на уроках теоретического и производственного обучения учебный материал по содержанию и объему является вполне доступным и посильным для контингента обучающихся. Непосильность материала приводит к тому, что интерес и внимание падают и обучающиеся безразлично относятся к занятиям, изложенный преподавателем материал учащиеся не усваивают или, в крайнем случае, заучивают его механически и неосознанно. И наоборот, посильный, понятный материал повышает интерес обучающихся к занятиям, придает им уверенность в себе. С этим вопросом тесно связан вопрос об индивидуальности при обучении.
Для отстающих необходимо давать дополнительные занятия, предварительно выяснив причину отставания. Для обучающихся, быстро усваивающих материал, также нужны дополнительные занятия. Но если в первом случае они носят экстенсивный характер, то есть отстающим учащимся предлагаются задания однотипные, рассчитанные на закрепление знаний, то во втором случае - это интенсивные задания, имеющие своей целью и расширить и углубить знания успевающих учеников. Правильный учет преподавателем особенностей каждого обучающегося будет способствовать повышению его активности в процессе обучения, а в итоге - и успеваемости.
Список использованной литературы
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Педагогические специальности. М.: АКАДЕМА, 2005.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
- Профессиональная педагогика / под ред. Батышева С.Я. – М.:, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы
Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...
Реализация основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе в контексте внедрения ФГОС
Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков.Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки н...
Внеклассная работа по английскому языку как одна из основ реализации основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе .
Мой педагогический стаж составляет 16 лет, 11 из которых я тесно работаю с младшими школьниками в рамках профильного – гимназического обучения. Позволю себе на основе одного из внеклассны...
Реализация основных принципов обучения английскому языку на начальном этапе .
Основным принципом обучения ИЯ в начальной школе является его личностно-ориентированная направленность: на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы; на развитие способно...
"Основные принципы обучения"
Целью данной работы является изучение материалов и литературный анализ основных принципов обучения. В задачи исследования входит изучение информации относительно исторических этапов формирования понят...
Реферат на тему «Цели и основные принципы обучения»
Важной педагогической закономерностью является зависимость содержания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие ч...
Основные принципы обучения народному пению
Методика вокального обучения является наиболее тонкой специфической сферой подготовки народного певца. Именно в пении обнаруживается уровень его вокально- образного мышления, слуховой ориентации, восп...