РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по теме

Реализация компетентностного подхода посредством

технологии совместного проектирования

учебной деятельности на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Название статьи: «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Ф.И.О. педагога: Рогачёва Наталия Владимировна.

Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга».

Город: Черногорск.

Регион: Республика Хакасия.

Кто постигает новое, лелея старое,

 тот может быть учителем.

Конфуций

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в  дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения. Большое количество всевозможных компьютерных программ Microsoft: Power Point, Excel, Word вполне можно использовать в своей работе любому педагогу дошкольного учреждения   как для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей квалификации и профессионального мастерства.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения заключается в том, что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности   компьютера, мультимедиааппаратуры, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их  в учреждениях образования, ориентирующиеся в компьютерных программах.

Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются  с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

 Общение детей с компьютером начинается с логопедических коррекционных программ, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Приведём в пример  две программы: «Игры для Тигры» и  «Играем с Файликом», предназначенные для  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Все упражнения «Игр для Тигры»  построены в игровой форме и объединены в четыре тематических блока: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Второй помощник -  «Алик. Скоро в школу» развивающие игры для детей 4-7 лет издательства «Руссобит-М». Программа разработана специально для дошколят и направлена на обучение основным понятиям необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.

А так же в своей работе использую мультимидийные презентации: Артикуляционная гимнастика в картинках анимациях, тематические презентации и загадки – разработанные специалистами Абаканского д/с «Санаторный».

Презентации по лексическим темам «Электронные книги viki.rdf.ru».

Дети очень любят эти программы, так как в них присутствуют и отличные рисунки, и анимация объектов, и звуковое сопровождение действий, и игровая форма подачи учебного материала.

В основу построения используемых логопедических  программ положены следующие основные принципы:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации происходит с опорой на зрительный контроль;  

- дифференцированный подход к обучению: сложность или объём заданий можно настроить индивидуально для каждого ребёнка;  

- объективность: программы фиксируют состояние корригируемой функции в начале, процессе и конце работы;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Но  из-за того, что время работы с компьютером у дошкольников ограничено,  на занятиях часто используются элементы компьютерных технологий, в частности - мультимедийные презентации. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе - большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).

Компьютер, и это доказано, может стать помощником воспитателя, помочь в развитии ребёнка. Самая простая видеоигра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, саморегуляцию, усидчивость, настойчивость. Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки. Разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей, повышает коэффициент невербального интеллекта.

Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач у воспитателя логопедической группы. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать воспитатель, несут обучающий и развивающий характер:  ,которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в группе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ: 
-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности
 родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доклад подготовлен для выступления на краевом фестивале "Инновационный поиск 2013 г"...

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)

Автор статьи делится опытом  реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...

Инновационные подходы к организации учебной деятельности на уроках физики с применением игровых и компьютерных технологий

В работе рассматриваются возможности применения активных (в первую очередь, игровых) методов обучения, а также компьютерных технологий для моделирования и наглядной демонстрации сложных физических про...