Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике
статья на тему

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

Толстихина Е.И

Краснодар 2012


Не секрет, что человек не начнет ничего делать, если у него не будет на то мотива, а если речь идет о ребенке то тем более. А чтобы появился мотив, нужно зародить в ученике интерес к познанию чего-то нового, не изведанного. И, как я прочла на одном из сайтов, «мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив). Все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.» [6,3]

Случайно ли мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса? Всякий, хоть немно го знающий человеческую натуру, ответит — отнюдь нет, их роль всегда решающая. «Мотивы — главные движущие силы ди дактического процесса.  Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном, направлении, — сердцевина педагогического труда.» [3, 370]

По определению «мотив – (от латинского movere – приводить в движение, толкать), побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность» [2, 17].  Если вдуматься в смысл этих слов в переносе на педагогическую деятельность, то можно придти к выводу,  что  мотивацией управляют совместно учителя и учащиеся. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обуча емого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации).

В понятие мотивации учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их от ношением к профессиональным обязанностям.

По моему мнению основным из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.   «Интере́с — эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию.»      [7, 1]  

Устойчивый познавательный интерес, формируется через  увлеченность преподавателя, новизну учебного материала, показанием практического применения знаний в связи с жиз ненными планами и ориентациями учащихся, использование новых и нетрадиционных форм обучения; чередование форм и методов обучения и многие другие факторы.

С целью улучшения процесса обучения я провела опрос студентов в начале учебного года (154 студента) и по окончании курса (129 студентов).

В начале обучения многие оценивают свои знания на «хорошо» и «отлично», но по мере знакомства с предметом они понимают, что это не только игры и общение с друзьями, это точная наука, требующая знаний и усилий, поэтому студенты к концу обучения начинают реально оценивать свои познания.

Эта диаграмма показывает,  что многие из тех, кто хотел бы учиться на  «хорошо» и «отлично» попадают в категорию тех кто, либо «не выделяет информатику из других предметов», либо «их отношение пока не определилось», особенно это заметно на начальном этапе изучения. К концу курса заметно увеличение тех, кому изучение информатики «нравится больше других предметов»

Эта диаграмма показывает, что в ходе обучения трудные задачи решать не очень хочется, а вот категории «легкие» и «не очень трудные» пользуются популярностью, Хотя это те же студенты в большей части, которые хотят получать четверки и пятерки.

Эта диаграмма показывает, что хотя и сохранилось преобладание тех,  кто хочет на контрольной работе решать задачу «уже решенную…» или «не знают, что хотят» позволяет мне сделать вывод, что новую интересную задачу в конце учебного года захотело решить большее количество опрошенных студентов.

Проанализировав последнюю диаграмму можно придти к выводу: все показатели остались почти на одном уровне, кроме одного «интерес к новому знанию увеличился»

А значит, увеличивается мотивация к учению.

 

Вывод: В завершение своей работы хотелось бы всем педагогам пожелать всегда работать так, чтоб у студентов была устойчивая потребность в новом знании, которая будет порождать интерес, и, как следствие, устойчивый мотив к учению. А  мотивировать обучаемого можно некоторыми, не самыми хитрыми приемами: не забывайте хвалить студента, пускай даже и небольшой успех; опирайтесь на простое человеческое качество –любопытство; используйте эффект загадки; подталкивайте к поиску объяснений, создавайте ситуации поиска.


Список литературы

  1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старинова. – М.: Издательский дом Академия 2009 – 336 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.: ил. – (серия «Мастера психологии»)
  3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Кн.1: - Общие основы. Процесс обучения – 576 с.  

  1. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Федоров, Е.Д.Колесова – М.: Издательский центр «Академия»,   2008 – 208 с
  2. Л.А.Болотина Е.А.Ильина. Психология и педагогика //lib.kbsu.ru/Elib/books/21/53/
  3. Приёмы повышения мотивации учащихся на уроках информатики//  Статьи разных авторов - Каталог статей - Сайт МОУ Приупская СОШ  -WWW.prsosh.ucoz.ru/publ
  4. Интерес (чувство) //ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы обучения информатике

«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам...

Поиск новых форм и методов обучения истории в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения

Материалы выступления на педагогическом совете "Введение ФГОС второго поколения в основной школе: чему и как учиться учителю"....

Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике

В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу, все методические службы, системы повышения квалификации учителей матем...

8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».

Ссылка http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-618 на моё участие в  8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании....

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащи...

Поиск эффективных форм и методов обучения

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях....

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...