8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».
статья по теме

Садыкова Тамара Исламовна

Ссылка http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-618 на моё участие в  8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательской деятельности.

Садыкова Тамара Исламовна, преподаватель специальных дисциплин

ГОБУ СПО ВО ЛАТТ

Развитие соответствующих умений и навыков.

 Человеку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Эту склонность совершенствует правильно поставленное обучение, которое способствует  развитию соответствующих умений и навыков. Мощной инновационной образовательной технологии предшествует организация исследовательской деятельности. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.

Направлять  обучающихся к  самостоятельному определению задач профессионального и личностного развития, помочь обучающимся  раскрыться на занятиях – является основной задачей педагогов.

Образовательные стандарты нового поколения ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций, на умение современного человека применять и получать новые знания.

В связи с этим актуальное значение приобрела проблема формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности предусмотрена не только в не только через обязательное аудиторное обучение, но и в самостоятельной работе учащихся. На самостоятельную работу учащихся, по стандартам нового поколения отводится 50% от  обязательной аудиторной учебной нагрузки.

Исследовательская деятельность является объектом  и рассматривается как способ формирования  общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся по профессии  «Мастер отделочных строительных работ»,  через организацию исследовательской деятельности, является предметом исследования.

         Обобщить опыт работы по формированию общих и профессиональных компетенций по профессии  «Мастер отделочных строительных работ» и организацию исследовательской деятельности по специальным дисциплинам является основной целью.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:

  • овладеть навыком  исследовательской деятельности;
  • развить творческие способности обучающихся, инициативу.
  • развить самостоятельность в рамках  исследовательской   деятельности по заданным направлениям;
  • проанализировать результаты  участия  в исследовательской деятельности с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций.

           Личностное развитие обучающихся формируется с развитием исследовательских навыков.

Работа над исследовательскими проектами делает мышление обучающихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса.

Преподаватель  выступает как организатор формы и условия исследовательской  деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

К механизмам, способствующим развитию исследовательской деятельности можно отнести:

  • создание творческой атмосферы;
  • мотивацию интереса к исследовательской, творческой деятельности;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся;
  • сопровождение исследовательской деятельности;
  • создание условий для внедрения и распространения результатов деятельности.

Содержание современного образования определяется Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых в качестве приоритетного направления речь идет о подготовке специалиста, способного творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в затруднительных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве.

По этому основная цель профессионального образования заключается в формировании у обучающихся способности к будущей активной профессиональной деятельности.

Результатом освоения программы профессиональных модулей является овладение обучающимися  различными видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными и общими компетенциями.

          В соответствии с требованиями  ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии  «Мастер отделочных строительных работ»  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

А так же обладать  профессиональными компетенциями,  а именно:

ПК 1.2. Оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

ПК 1.3. Облицовка поверхностей гипсокартонными листами.

ПК 1.4. Выполнение ремонта оштукатуренных поверхностей.

ПК 3.1. Выполнение подготовительных работ при производстве малярных работ.

ПК 3.2. Окрашивание поверхностей различными малярными составами.

ПК 3.3. Оклеивание поверхности различными материалами.

ПК 3.4 .Выполнение ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей.

ПК 4.1. Выполнение подготовительных работ при производстве облицовочных работ.

ПК 4.2. Выполнение облицовочных работ горизонтальных и вертикальных поверхностей.

ПК 4.3. Выполнение ремонта облицованных поверхностей плитками и плитами

Решение  проблемы в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» рассмотрим через организацию исследовательской деятельности по образовательной программе профессиональных модулей.

  Практика в организации исследовательской деятельности обучающихся через реализацию образовательной программы по профессиональным модулям.

В связи с потребностями социальных партнеров, в  знаниях обучающихся   большое значение приобрела проблема  основательного изучения Современного строительства  и использования новых строительных материалов отечественного производства,  для внедрения их в производство.

В рамках освоения вариативной части программы  по профессии «Мастер отделочных строительных работ» в нашем техникуме обучающиеся на уроках по  дисциплинам и профессиональным модулям приобретают теоретические знания, опираясь на историю их профессии, новые и современные способы в строительных и отделочных работах.

Особый акцент в программе сделан на исследовательскую деятельность обучающихся, который предусматривается в самостоятельной работе. Это является очевидным признаком соответствия  современным требованиям к организации  учебного процесса.

Познавательную деятельность обучающихся развивает именно данная технология.  Она ведёт к повышению мотивации, к овладению компетенциями, которые необходимы современному мастеру в профессиональной деятельности.

Исследовательские работы  разрабатываются обучающимися самостоятельно, все они связаны с освоением общих и профессиональных компетенций. Деятельность преподавателя заключается в мотивировании  и организации исследовательской деятельности  и консультировании обучающихся.

Вместе с обучающимися:

  • определяем цель, задачи, объекты и предметы исследования.
  • выдвигаем гипотезы, например: верно ли утверждение, что происхождение первого кирпича в России приходится на  XVI век?
  • определяем методы и способы исследований.
  •  для исследований применяем методы  поиска, беседы, анкетирование, интервьюирование,  опросы.

Данный вид деятельности позволяет обучающимся  расширить свои знания по дисциплинам и профессиональным модулям, развить навыки организации собственной деятельности, выбрать методы и способы выполнения профессиональных задач, сформировать способность оценить эффективность и качество их выполнения.

Примерами исследовательской деятельности при реализации программы могут служить исследовательские проекты обучающихся.

Очень часто выбор тем исследовательских работ продиктован обыкновенными бытовыми ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются ежедневно. Так, например, что  горячую воду не используют  для удаления наледи, которая образуется  на поверхности. Почему? Поиск ответа на этот вопрос лег в основу исследовательской работы на тему «Влияние температуры воды на скорость образования льда». 

Результатом выполнения индивидуальных исследовательских работ является развитие личностных, персональных компетенций за счет самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения работы – от рождения замысла до итоговой рефлексии. В процессе выполнения исследовательской работы у обучающихся развивается умение самостоятельно планировать деятельность, время, ресурсы, индивидуально принимать

решения, самостоятельно делать выбор.

         Результатом выполнения групповых (коллективных) исследовательских работ является развитие социальных компетенций - формирование навыков сотрудничества, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и включенности на определенном этапе групповой работы в зависимости от своих личных возможностей. Все это способствует развитию важных умений взаимодействовать с разными партнерами, вести диалог, находить компромисс. Что является важным фактором в формировании общих и профессиональных компетенциях.  

Результаты исследовательской работы во многом зависят от мотивации обучающихся к пополнению знаний и умений, их желания после окончания образовательного учреждения занять достойное место в жизни, реализовать свои способности в будущей профессиональной деятельности, а так же готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.
         Организация исследовательской работы обучающихся нацелена на получение качественного конечного продукта – высококвалифицированного специалиста. В процессе такой работы формируется системное мышление, информационная и коммуникативная культура, творческая активность, ответственность, потребность в обновлении знаний. Поэтому можно с полной уверенностью говорить о необходимости организации и проведении исследовательской работы, об ее актуальности и практической значимости.
         Таким образом, процесс развития общих и профессиональных  компетенций мы представляем как живую, насыщенную деятельность, основанную на активности всех участников учебно-воспитательного процесса, со всеми их особенностями, содержательным и личностным смыслом целей, отношением к способам достижения целей, палитрой индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, ценностных ориентиров. И это всё достигается через исследовательскую деятельность в самостоятельной работе обучающихся.

Заключение

Обобщая и анализируя опыт своей работы по формированию общих и профессиональных компетенций по профессии «Мастер отделочных строительных работ», через организацию исследовательской деятельности обучающихся хочу отметить следующие преимущества:

  • обучающиеся, используя исследовательскую деятельность, продуктивно занимают себя в свободное время;
  • обучающиеся,  приобретают  навыки исследовательской деятельности;
  • обучающиеся проявляют творческие способности, инициативу и самостоятельность в рамках исследовательской деятельности;
  • формируются общие и профессиональные компетенции.

Развитие творческих способностей обучающихся, участие в исследовательской деятельности по дисциплинам и профессиональным модулям позволило углубить знания по профессии «Мастер отделочных строительных работ», тем самым  повысить профессиональный уровень обучающихся.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности кардинально меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации педагог превращается в мотиватора, организатора исследовательской деятельности, консультанта по решению проблемы.

Можно сделать вывод, что  организация исследовательской деятельности способствует эффективному формированию общих  и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...

Поиск новых форм и методов обучения истории в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения

Материалы выступления на педагогическом совете "Введение ФГОС второго поколения в основной школе: чему и как учиться учителю"....

Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике

В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу, все методические службы, системы повышения квалификации учителей матем...

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащи...

Поиск эффективных форм и методов обучения

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях....

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...