Статья "Национальная идея России".
статья по теме

Попытка систематизировать современные взгляды на национальную идею России. Предлагаю свой взгляд на решение данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Национальная идея России.18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Национальная идея России.

Портнова Е. М.

Современное образование как в нашей стране, так и за рубежом находится в состоянии перелома, который напрямую связан с многочисленными проблемами глобального порядка. У нас ситуация усугубляется общей обстановкой в стране, переживающей реформы и в очередной раз переоценивающей свои собственные исторические пути.

      В настоящее время еще не разработаны основы идей воспитательной теории и практики, отвечающей требованиям времени, так как нет четкого определения национальной идеи, построенной на единстве государства, нации и культуры. Угроза потери национальной самобытности Российской цивилизации сохраняется и ныне, поэтому так важны проблемы определения системы духовных ценностей и развития национального самосознания у молодежи.

       Возрождение национального самосознания России является доминирующей тенденцией ее современного развития и тяготеет к более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в 20 веке в результате социальных катаклизмов.

       Один из проектов национальной идеи Российской Федерации был предложен Андюсевым Б. Е. в Красноярском педагогическом университете, и ,на наш взгляд, является достаточно жизнеспособным. Центральный компонент модели Российской цивилизации в контексте понимания ее в качестве национальной идеи – «традиционная духовность, полиэтническая и поликонфессиональная евразийская культура». Четыре других компонента (гражданственность, патриотизм, державность и соборность) выступают как условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития.

       В рамках данной работы мы затронем тему патриотического воспитания. Тема, конечно, не новая, но вариантов ее рассмотрения может быть бесконечно много. Проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, гражданской зрелости и реализуется  в деятельности личности на благо Отечества.

Сфера образования, в которой проходят подготовку будущие граждане Отечества, составляет неотъемлемый элемент национальной безопасности. Это касается любой страны, не только нашей. Не только школа и система образования, но и государство, общество в целом не могут быть безучастными к тому, как молодое поколение учится, на какие ценности опирается, как относится к своему Отечеству, как осознает свои гражданские обязанности! В то же время система национального образования не должна быть инструментом, при помощи которого выстраивается железный занавес между людьми и народами. Подобно тому, как любое государство, будучи неотъемлемым элементом мирового сообщества, сохраняет свое уникальное лицо, свои святыни и ценности, и образование в каждой стране должно сочетать в себе общемировой опыт, жить сообразно с мировыми тенденциями в педагогической теории и практике и в то же время не терять связей с национальной традицией обучения и воспитания детей и молодежи. Образование самым тесным образом связано с наукой и культурой, следовательно, оно в той или иной степени должно учитывать общие тенденции в этих сферах общественной жизни.

    Подобные тенденции предопределили появление особого культурологического подхода в образовании, который обеспечивает задачи консолидация общества, социальной стабильности, преодоления межэтнической напряженности и конфликтов, формирования российского самосознания и самоидентичности, способности к культурному самоопределению, всестороннему развитию способностей и компетенций, духовности и гражданской ответственности.

«Болевые точки» современного общества, к сожалению, хорошо известны и находятся на виду: ксенофобия, культурный нигилизм, расизм, неумение общаться, слушать и понимать «Другого», налаживать диалог, социальная пассивность молодежи. Проблемы современной цивилизации усугубляются пренебрежением к культурному наследию прошлого, снижением общего культурного уровня населения, размыванием традиций, утратой многих культурных смыслов, социальной дисгармонией, утверждением в обществе стрессового мировосприятия. По меткому выражению Е.В. Бондаревской, «спасти современную культуру может именно образование … но для этого оно само должно наполниться культурными смыслами».

    Увидеть и оценить мир, понять своё место в нем невозможно без обращения к истокам человеческой цивилизации, традиционным культурам. Дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать углубленно, целиком погружаются в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Мы даем возможность детям выбрать как вариант внеурочной деятельности музейное дело. Это дает возможность при внутренней мотивации  реализовать познавательную потребность, огромную любознательность, страстную увлеченность любимым делом.

Специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников.

Ребенок сегодняшнего дня катастрофически утрачивает способность видеть, понимать сущность увиденного,  подмечать значительные детали, обобщать. Кстати, познавать окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этих скрытых смыслов вещей. Школьник, вступающий в жизнь, более чем кто-либо другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально-выразительных сведений. Поэтому без привлечения наглядных, образных методов обучения образовательный процесс утрачивает самое главное – перестаёт воздействовать на эмоциональную среду ребенка. А музейные уроки позволяют «вывести» ребенка за пределы школы, дополнить школьное преподавание среди живой природы, в интерьерах музейных залов. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы раскрыть суть ключевых понятий, но и озадачить детей вечными философскими вопросами, ответы на которые они будут искать все свою жизнь. В основе музея лежит принцип – музей для детей и руками детей. Задача образования видится не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещённой личности путем сопричастности к живому опыту культуры.

Школьный музей  - это сложный механизм, его жизнедеятельность целиком зависит от работы коллектива педагогов, детей и их родителей. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Поэтому главная цель, которая поставлена организаторами музея,- цель духовно-нравственного порядка – объединение таких семей в их интеллектуальных «хобби», укрепление связи семьи и школы. В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим  несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество. Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал перестанет существовать.  Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества.»

Не случайно так важно «обозревать», воспитывать душу. Не надо искусственно  придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это – Родина, Россия, её богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире язык,  судьбы и деяния великих и обычных россиян. Познать все это и сохранить возможно на базе музейной педагогики. Музей позволит развивать ум и сердце, мышление и чувство, воображение и интуицию, приобретать функциональные знания о мире. А самое главное, позволит творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.

Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности  - предоставление посетителям музея возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. Участие  детей в поисково-исследовательской работе, изучение и описание музейных экспонатов, создание экспозиций, проведение экскурсий, выполнение творческих работ способствует заполнению их досуга, овладение различными приёмами и навыками краеведческой деятельности.

Сегодня фонд музея включает в себя не только подлинные музейные предметы (в том числе довольно редкие), но и многочисленные творческие работы учащихся, например, сборники фольклорных текстов, разработки сценариев народных праздников, собирание рецептов астраханской кухни и их систематизация, история астраханских храмов в поэзии и фотографиях и т.д. Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они – часть своего народа, своей страны. Результатами работы музея являются ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами старины; проведение выставок новых поступлений; участие в профильных конкурсах (районных, городских, областных и т.д.); отчет о проведении экскурсий.

Таким образом, школьный музей становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, развивает творческие способности  детей. Таким образом, современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодежи прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, трудолюбия, гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал Человека в религиях мира

Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

Презентация к дискуссии:" Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?" Может быть использована на уроках обществознания и во внеклассной работе.

В презентации представлен материал для проведения дискуссии " Правовое государство  и гражданское общество в России:идеал или действительность?"...

Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации

В статье отражается опыт работы по формированию толерантности......

Судьба России и национальная идея

Такими уж созданы россияне, что не могут жить без вдохновляющей, зовущей вдаль Идеи. Здесь нагляден пример с СССР. Идея построения сначала социализма, а затем – коммунизма в стране, как бы то ни было,...

Идеал России – преображение души

Цели:1.Прбудить интерес учащихся к духовным ценностям.2.Формировать нравственные ценности личности ребенка.3.Приобщить учащихся к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения ...

"Россия халыклары этнодидактикасы" китабында басылып чыккан мәкалә "Гариф Ахуновның “Йолдызлар калка” повестеның идея-художество үзенчәлеге" .

Һәр язучы, әдәбият хәзинәсенә билгеле бер күләмдә үзенчә өлеш кертеп, ниндидер дәрәҗәдә укучы тарафыннан уңай яки кире яктан баһалана. Аларның күбесе әсәрләренең үзәнечелекле яклары, тормышчан материа...

Методическая разработка открытый классный час по теме: "Национальная идея России"

Методическая разработка: «Национальная идея России?»  предназначена для организации классного часа, направленного на патриотическое воспитание,  способствовать формированию общих...