Главные вкладки

    Развитие коммуникативной компетентности обучающихся
    статья по теме

    Суркова Галина Владимировна

    На современном этапе велика потребность школьного образования в реализации компетентностного подхода в обучении. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она является особенно востребованной. Для работы по развитию отдельных видов коммуникаций (устной и письменной) мной разработаны специальные правила и критерии оценивания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommunikativnaya_kompetentnost.docx22.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие коммуникативной компетентности обучающихся

    на уроках и во внеурочной деятельности

      Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Однако сегодняшнее историческое и обществоведческое образование по-прежнему знаниецентрично, более обращено к освоению теоретического материала, нежели к практической деятельности учащихся, способствующей их социализации.

       Таким образом, на современном этапе велика потребность школьного образования в реализации компетентностного подхода в обучении. Поэтому проблему  развития ключевых компетентностей личности считаю актуальной в современных условиях.

       Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, правильно вести документацию сегодня важнейшими требованиями работодателей. Кроме того, данная компетентность всегда встроена в какую-либо деятельность, позволяя тем самым человеку разрешать различные жизненные  и профессиональные ситуации, выходящие за пределы чисто коммуникативных.

       Поэтому цель моей педагогической работы – развитие коммуникативной компетентности обучающихся. В составе данной компетентности выделяются разного рода умения и навыки, которые можно объединить в две группы, соответствующие двум формам коммуникации: устной (дискуссии, доклады, презентации) и письменной (чтение, понимание и написание различного рода текстов). Для работы по развитию отдельных форм коммуникаций мной были разработаны специальные памятки: правила подготовки выступления и презентации, ведения дискуссии и т.д., а так же разработаны критерии оценивания устной и письменной коммуникации.

       Устная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

    1.Способность участвовать в обсуждении и дискуссии. 

       В процессе подготовки дискуссии учу детей поддерживать её адекватно поставленным целям и задачам, при слушании других участников учитывать их особенности, стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавая возможность включения их в процесс (см. Приложение № 1).

    2.Умение готовить доклады и выступления.

       Обучающихся стараюсь научить готовить речь в соответствии с заявленной тематикой. В ходе подготовки выступления обращаю внимание на то, что необходимо использовать язык в соответствии с ситуацией, структурировать сообщение, чтобы слушателям была понятна логика изложения, использовать графические изображения для иллюстрации основной мысли (см. Приложение № 2).

    3. Умение готовить и выступать с презентацией.

       Школьникам показываю, как готовить презентацию, соответствующую заданной цели. По ходу презентации учу приводить аргументы, использовать язык и стиль речи, подходящий предмету обсуждения. В процессе подготовки обращаю внимание на то, что необходимо использовать различные техники привлечения внимания слушателей. Презентация является дальнейшим развитием умения готовить выступление (см. Приложение№ 3).

       Письменная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

    1.Чтение и получение информации.

       Детям рассказываю, как просматривать объемные материалы для вычленения важной информации, использовать дополнительную литературу для понимания причинно-следственных связей и т.д. (см. Приложение № 4).

    2. Написание текстов различного уровня.

       Обучающихся учу выбирать и использовать форму и стиль письма, организовывать и логически упорядочивать текст (см. Приложение № 5).

      Исследовательская деятельность помогает развивать ключевые компетентности вообще и коммуникативную в частности. Школьники проявляют интерес к исследовательской деятельности в старших классах. Это вызвано многими причинами: возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных ситуаций; выражать собственную позицию по актуальным проблемам современности и др. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение. Ребёнок определяет и устанавливает свой собственный стиль и способ взаимоотношений, взаимодействий, как со сверстниками, так и с взрослыми; у него формируется система взглядов на самого себя и на отношения между людьми, на своё место среди людей, на своё будущее, взгляды на жизнь.  

       В ходе исследовательской деятельности школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивым в общении. Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе исследовательской деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя в ходе исследовательской деятельности подвергаются значительной нагрузке и проверке, так как основная задача взрослого  оказание организационной и консультативной помощи ребёнку. Окончательно выстраивается новая система взаимоотношений между учителем и ребенком.

       Коммуникативная компетентность формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность школьников; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт  одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей, актуализируются гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, анализировать и корректировать полученный результат.

       Способы отслеживания развития коммуникативной компетентности: наблюдение за обучающимися и заполнение карты наблюдений; выступление детей на различных массовых мероприятиях (конференции, чтения, конкурсы, марафоны и т.д.); тестирование по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся; рефлексия по итогам работы.

       Главное, в процессе обучения ребёнок формирует своё мировоззрение, устанавливает новые способы взаимодействия с миром взрослых и совершенствует межличностное общение со сверстниками. Молодые люди входят в жизнь с практическими умениями и навыками,  рационально-критическим осмыслением действительности, что, несомненно, влияет на их успешность во взрослой жизни.

    Приложение № 1

    Правила ведения дискуссии

    - не допускать выпадов против личности;

    - высказываться четко, кратко и по теме обсуждения;

    - дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения;

    - внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно;

    - не допускать излишнюю эмоциональность;

    - не повторяться, выдвигать новые идеи и информацию;

    - анализировать разные точки зрения.

    Критерии оценивания дискуссии

    - точность аргументов и контраргументов;

    - четкость выражения мыслей;

    - логичность;

    - умение выделить главное;

    - определение сути проблемы

    - яркость выступления и образность речи;

    - грамотность изложения;

    - аргументированность и убедительность выводов.

    Приложение № 2

    Правила подготовки устного выступления

    - необычное начало выступления;

    - обращение с вопросами к аудитории в ходе выступления;

    - актуализация собственного опыта слушателей;

    - обращение к слушателям по имени;

    - провокация (необычное заявление, действие или вопрос);

    - включение слушателей в практическую деятельность (например, в игровую);

    - изменение тональности голоса;

    - использование средств визуализации (схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).

    Критерии оценивания докладов и выступлений

    - обоснование основных положений работы;

    - свободное владение материалом;

    - умение отвечать на вопросы;

    - яркость выступления и образность речи;

    - оригинальность изложения;

    - культура цитирования;

    - иллюстративность и наглядность изложения;

    - аргументированность и убедительность выводов.

    Приложение № 3

    Правила подготовки презентации

    - необходимо соблюдать единый стиль оформления;

    - вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

    - для фона следует выбирать более холодные тона;

    - для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета;

    - следует использовать возможности компьютерной анимации;

    - информацию представлять кратко и содержательно;

    - текст на слайде предпочтительно располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

    - нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

    - для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

    - необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

    - не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

    - для обеспечения разнообразия следует использовать разные типы слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

    Критерии оценивания презентации

    - наличие единого стиля оформления;

    - логическая последовательность;

    - использование дополнительных эффектов: звук, графика, анимация,  смена слайдов;

    - обоснованность вставки графиков, диаграмм, схем, таблиц;

    - краткость и содержательность;

    - наличие выводов и библиографии.

    - грамотност

    Приложение № 4

    Правила работы с понятиями

    - выделять понятия из письменного текста или устной речи;

    - определять понятия;

    - классифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

    - находить общее и отличное в разных определениях термина;

    - сравнивать различные понятия;

    - подбирать к одному понятию одноуровневые термины;

    - составлять небольшие тексты с использование рассматриваемого понятия, рассказать о той или иной проблеме с использование понятия.

    Анализ документов

    - общие сведения (автор, название, выходные данные);

    - вид документа;

    - социально-экономическая, политическая или историческая обстановка;

    - адресат;

    - цели и задачи документа;

    - факты;

    - основные понятия;

    - затронутые проблемы;

    - основные идеи (выводы, главные мысли);

    - вопросы к документу или автору;

    - система ценностей (или идеология), отраженная в документе;

    - стилистические особенности;

    - уровень эмоциональности;

    - возможные сравнения с другими документами;

    - основные части документа;

    - социально-экономическое, политическое или историческое значение.

    Приложение № 5

    Правила подготовки письменных работ

     - определение проблемы и гипотезы работы;

    - формулировка темы, объекта и предмета;

    - поиск и извлечение необходимой информации в источниках разного типа;  

    - постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации;

    - отбор методов работы;

    - сбор материала по теме с использованием выбранных методик;

    - первичный анализ и интерпретация информации;

    - формулировка результатов работы в виде конкретных выводов;

    - аргументация собственных суждений;

    - анализ полученного результата;

    - оформление и определение перспективы дальнейшей работы.

    Критерии оценивания письменных работ

    - соответствие содержания тематике и целям работы;

    - полнота и глубина раскрытия темы;

    - самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

    - достоверность и целесообразность включения исторических фактов, литературных и архивных источников;

    - соблюдение общих требований к исследовательским работам (наличие гипотезы, системы доказательств, аргументов, примеров, выводы, перспективы разработки темы, практическая значимость);

    - новизна, оригинальность и актуальность работы;

    - яркость и обоснованность изложения;

    - аргументированность и убедительность выводов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

    Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

    «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

    «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

    Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

    Цель работы: раскрыть основные направления  развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....

    статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

    Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....

    Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках математики

    Создание условий для развития у обучающихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной с целью повышения речевой культуры, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основ...

    Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

    Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

    Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"

    Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...