Развитие коммуникативной компетентности обучающихся
статья по теме

Суркова Галина Владимировна

На современном этапе велика потребность школьного образования в реализации компетентностного подхода в обучении. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она является особенно востребованной. Для работы по развитию отдельных видов коммуникаций (устной и письменной) мной разработаны специальные правила и критерии оценивания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся

на уроках и во внеурочной деятельности

  Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Однако сегодняшнее историческое и обществоведческое образование по-прежнему знаниецентрично, более обращено к освоению теоретического материала, нежели к практической деятельности учащихся, способствующей их социализации.

   Таким образом, на современном этапе велика потребность школьного образования в реализации компетентностного подхода в обучении. Поэтому проблему  развития ключевых компетентностей личности считаю актуальной в современных условиях.

   Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, правильно вести документацию сегодня важнейшими требованиями работодателей. Кроме того, данная компетентность всегда встроена в какую-либо деятельность, позволяя тем самым человеку разрешать различные жизненные  и профессиональные ситуации, выходящие за пределы чисто коммуникативных.

   Поэтому цель моей педагогической работы – развитие коммуникативной компетентности обучающихся. В составе данной компетентности выделяются разного рода умения и навыки, которые можно объединить в две группы, соответствующие двум формам коммуникации: устной (дискуссии, доклады, презентации) и письменной (чтение, понимание и написание различного рода текстов). Для работы по развитию отдельных форм коммуникаций мной были разработаны специальные памятки: правила подготовки выступления и презентации, ведения дискуссии и т.д., а так же разработаны критерии оценивания устной и письменной коммуникации.

   Устная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

1.Способность участвовать в обсуждении и дискуссии. 

   В процессе подготовки дискуссии учу детей поддерживать её адекватно поставленным целям и задачам, при слушании других участников учитывать их особенности, стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавая возможность включения их в процесс (см. Приложение № 1).

2.Умение готовить доклады и выступления.

   Обучающихся стараюсь научить готовить речь в соответствии с заявленной тематикой. В ходе подготовки выступления обращаю внимание на то, что необходимо использовать язык в соответствии с ситуацией, структурировать сообщение, чтобы слушателям была понятна логика изложения, использовать графические изображения для иллюстрации основной мысли (см. Приложение № 2).

3. Умение готовить и выступать с презентацией.

   Школьникам показываю, как готовить презентацию, соответствующую заданной цели. По ходу презентации учу приводить аргументы, использовать язык и стиль речи, подходящий предмету обсуждения. В процессе подготовки обращаю внимание на то, что необходимо использовать различные техники привлечения внимания слушателей. Презентация является дальнейшим развитием умения готовить выступление (см. Приложение№ 3).

   Письменная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

1.Чтение и получение информации.

   Детям рассказываю, как просматривать объемные материалы для вычленения важной информации, использовать дополнительную литературу для понимания причинно-следственных связей и т.д. (см. Приложение № 4).

2. Написание текстов различного уровня.

   Обучающихся учу выбирать и использовать форму и стиль письма, организовывать и логически упорядочивать текст (см. Приложение № 5).

  Исследовательская деятельность помогает развивать ключевые компетентности вообще и коммуникативную в частности. Школьники проявляют интерес к исследовательской деятельности в старших классах. Это вызвано многими причинами: возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных ситуаций; выражать собственную позицию по актуальным проблемам современности и др. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение. Ребёнок определяет и устанавливает свой собственный стиль и способ взаимоотношений, взаимодействий, как со сверстниками, так и с взрослыми; у него формируется система взглядов на самого себя и на отношения между людьми, на своё место среди людей, на своё будущее, взгляды на жизнь.  

   В ходе исследовательской деятельности школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивым в общении. Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе исследовательской деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя в ходе исследовательской деятельности подвергаются значительной нагрузке и проверке, так как основная задача взрослого  оказание организационной и консультативной помощи ребёнку. Окончательно выстраивается новая система взаимоотношений между учителем и ребенком.

   Коммуникативная компетентность формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность школьников; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт  одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей, актуализируются гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, анализировать и корректировать полученный результат.

   Способы отслеживания развития коммуникативной компетентности: наблюдение за обучающимися и заполнение карты наблюдений; выступление детей на различных массовых мероприятиях (конференции, чтения, конкурсы, марафоны и т.д.); тестирование по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся; рефлексия по итогам работы.

   Главное, в процессе обучения ребёнок формирует своё мировоззрение, устанавливает новые способы взаимодействия с миром взрослых и совершенствует межличностное общение со сверстниками. Молодые люди входят в жизнь с практическими умениями и навыками,  рационально-критическим осмыслением действительности, что, несомненно, влияет на их успешность во взрослой жизни.

Приложение № 1

Правила ведения дискуссии

- не допускать выпадов против личности;

- высказываться четко, кратко и по теме обсуждения;

- дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения;

- внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно;

- не допускать излишнюю эмоциональность;

- не повторяться, выдвигать новые идеи и информацию;

- анализировать разные точки зрения.

Критерии оценивания дискуссии

- точность аргументов и контраргументов;

- четкость выражения мыслей;

- логичность;

- умение выделить главное;

- определение сути проблемы

- яркость выступления и образность речи;

- грамотность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.

Приложение № 2

Правила подготовки устного выступления

- необычное начало выступления;

- обращение с вопросами к аудитории в ходе выступления;

- актуализация собственного опыта слушателей;

- обращение к слушателям по имени;

- провокация (необычное заявление, действие или вопрос);

- включение слушателей в практическую деятельность (например, в игровую);

- изменение тональности голоса;

- использование средств визуализации (схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).

Критерии оценивания докладов и выступлений

- обоснование основных положений работы;

- свободное владение материалом;

- умение отвечать на вопросы;

- яркость выступления и образность речи;

- оригинальность изложения;

- культура цитирования;

- иллюстративность и наглядность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.

Приложение № 3

Правила подготовки презентации

- необходимо соблюдать единый стиль оформления;

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

- для фона следует выбирать более холодные тона;

- для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета;

- следует использовать возможности компьютерной анимации;

- информацию представлять кратко и содержательно;

- текст на слайде предпочтительно располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

- нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

- необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

- для обеспечения разнообразия следует использовать разные типы слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Критерии оценивания презентации

- наличие единого стиля оформления;

- логическая последовательность;

- использование дополнительных эффектов: звук, графика, анимация,  смена слайдов;

- обоснованность вставки графиков, диаграмм, схем, таблиц;

- краткость и содержательность;

- наличие выводов и библиографии.

- грамотност

Приложение № 4

Правила работы с понятиями

- выделять понятия из письменного текста или устной речи;

- определять понятия;

- классифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

- находить общее и отличное в разных определениях термина;

- сравнивать различные понятия;

- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;

- составлять небольшие тексты с использование рассматриваемого понятия, рассказать о той или иной проблеме с использование понятия.

Анализ документов

- общие сведения (автор, название, выходные данные);

- вид документа;

- социально-экономическая, политическая или историческая обстановка;

- адресат;

- цели и задачи документа;

- факты;

- основные понятия;

- затронутые проблемы;

- основные идеи (выводы, главные мысли);

- вопросы к документу или автору;

- система ценностей (или идеология), отраженная в документе;

- стилистические особенности;

- уровень эмоциональности;

- возможные сравнения с другими документами;

- основные части документа;

- социально-экономическое, политическое или историческое значение.

Приложение № 5

Правила подготовки письменных работ

 - определение проблемы и гипотезы работы;

- формулировка темы, объекта и предмета;

- поиск и извлечение необходимой информации в источниках разного типа;  

- постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации;

- отбор методов работы;

- сбор материала по теме с использованием выбранных методик;

- первичный анализ и интерпретация информации;

- формулировка результатов работы в виде конкретных выводов;

- аргументация собственных суждений;

- анализ полученного результата;

- оформление и определение перспективы дальнейшей работы.

Критерии оценивания письменных работ

- соответствие содержания тематике и целям работы;

- полнота и глубина раскрытия темы;

- самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

- достоверность и целесообразность включения исторических фактов, литературных и архивных источников;

- соблюдение общих требований к исследовательским работам (наличие гипотезы, системы доказательств, аргументов, примеров, выводы, перспективы разработки темы, практическая значимость);

- новизна, оригинальность и актуальность работы;

- яркость и обоснованность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

Цель работы: раскрыть основные направления  развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....

статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках математики

Создание условий для развития у обучающихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной с целью повышения речевой культуры, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основ...

Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...

Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"

Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...