Применение технологии деятельностного метода при проведении факультативного занятия.
методическая разработка (10 класс) на тему

 

Развитие математической одаренности детей проходит через проведение факультативных занятий, которые можно строить, опираясь на технологию деятельностного метода. В данном материале представлена разработка факультативного занятия в 10 классе по теме "Метод областей", а так же презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvasnickaya_kurbasova.doc115.5 КБ
Office presentation icon metod_oblastey1.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта проведения факультативных занятий

Мы развиваем математическую одаренность детей через факультативные занятия, которые  строим, опираясь на технологию деятельностного метода.  

   Анализ известных психолого-педагогических теорий (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:

  1. в них рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;
  2. все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;
  3. во всех теориях развивающего обучения отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;
  4. все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.

Все эти идеи были объединены и в рамках научно-эксприментальной работы Ассоциации «Школа 2000…» на базе Центра системно-деятельностной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобрнауки РФ и Департамента образования г.Москвы была разработана технология деятельностного метода (ТДМ).

В мире деятельности существует всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) её выполнения:

   Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие: 1) способностей к реализации данной нормы деятельности; 2) потребности к включению в эту деятельность.

   Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; её итогом является преобразованный продукт.

   Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.

      Схема, описывающая разработанную структуру учебной деятельности, представлена на рисунке:1

2

И

К

П

4

{

{

{

{

{

{

{

3

5

6

7

8

 1) Самоопределение к деятельности (орг. момент)      

2) Актуализация знаний и затруднение в деятельности

3) Постановка учебной задачи

4) Построение проекта выхода из затруднения

5) Первичное закрепление во внешней речи

6) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

7) Включение в систему знаний и повторение

8) Рефлексия учебной деятельности (итог).

И – исследование

К – критика

П – проект

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

 2) выделяется содержательная область («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

   Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, во-вторых, на данном этапе создаётся личностно значимое  для учащихся  затруднение в деятельности по известному алгоритму. Актуализация знаний  и тренировка мыслительных операций может проходить в различных формах: коллективной, индивидуальной, групповой.

Таким образом, учебная задача, которая предлагается учащимся на данном этапе, должна удовлетворять двум условиям:

  1. быть лично значимой  для учащихся (для этого используется индивидуальная форма деятельности);
  2. быть невыполнимой по алгоритму, дополнение или уточнение которого должно приводить к построению нового алгоритм

    Завершение этапа связано с фиксированием детьми затруднения  в деятельности по алгоритму и идентификацией причины кризиса нормы (либо её недостаточность, либо перерасход времени).

3. Постановка учебной задачи. 

На этом этапе необходимо, во-первых, определить место разрыва нормы (где возникло затруднение) и, во-вторых, определить причину разрыва (почему возникло затруднение). Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме эвристической беседы.

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми  нового знания»).

   Начало данного этапа  должно быть связано с выбором детьми метода решения учебной задачи (свойства, понятия, общего способа действия). Далее на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка учащимися гипотез.

   Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования новой нормы она фиксируется в речи и  знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

   Данный этап является этапом усвоения учащимися построенного алгоритма. В форме коммуникативного взаимодействия они решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием нового правила во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   На этом этапе предполагается самоконтроль учащимися усвоения  нового способа действий;

  1. самостоятельное решение типовых задач, требующих применения построенного алгоритма;
  2. пошаговая самопроверка учащимися результатов самостоятельной работы по эталону (образцу).

   Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей  включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. При проведении этого этапа используется индивидуальная форма деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение.

   На этом этапе предполагается включение нового знания  в прежнюю систему знаний. Целевые требования:

  1. из набора задач выделяются задачи, требующие применения построенного алгоритма;
  2. строится алгоритм решения задач, в котором новая норма используется как его часть;
  3. при необходимости выполняются задания на тренировку ранее построенных алгоритмов.

На этом этапе рекомендуется  сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе осуществляется  самооценка учеником своей деятельности на уроке. Каждый ученик фиксирует, что нового он узнал на уроке и успешность выполненных шагов. Учитель соотносит самооценку учеников  с целевыми требованиями и фиксирует знаково успешность деятельности ученика на уроке (оценка, замечание, похвала и т.д.). В завершение намечаются цели последующей деятельности. Формы работы – индивидуальная, групповая, коллективная.

Основная деятельность по реализации ТДМ организуется на уроках математики, а так же во внеурочное время: в организации и проведении факультативных занятий, элективных курсов, классных часов, коллективных творческих дел, родительских собраний.

Далее рассмотрим применение ТДМ на факультативном занятии в соответствии с указанной структурой. На фрагменте факультатива (2, 3, 4 этапы) мы предлагаем Вам побывать в роли учеников 10  класса.

1) При планировании организационного момента и постановке общей задачи учитель разрабатывает приём, позволяющий включить учащихся в занятие. Возможно использование одного и того же приёма в течение длительного времени. Кроме этого, на этапе самоопределения учитель озвучивает норму деятельности, выбор которой определяется учебным содержанием. 

2) Для включения в деятельность учеников на этапе актуализации знаний учитель предлагает задание. При планировании коллективной деятельности на этапе  актуализации знания учитель подготавливает вопросы, построение ответов на которые заставит обратиться к методу построения нового алгоритма.

Задание:  

1. ;            2. <0;                                      3. (х-у)(х-у2+1)0;

4. ;                     5. -1+х2+2у2-3ху+у;                         6. <0.

- Разделите неравенства на группы. По какому признаку вы смогли это сделать?

- Какие неравенства мы можем решить?

- Какой общий метод мы при этом можем использовать? (Метод интервалов. Учитель уточняет, что лучше говорить об обобщенном методе интервалов и предлагает вспомнить его алгоритм. Обращает внимание на то, что решая неравенство методом интервалов мы составляем графическую иллюстрацию в виде схемы).

- Построите графическую иллюстрацию к неравенствам 1 группы. (Работа в группах. По окончанию работы каждая группа представляет свое решение).

 - Примените данный алгоритм к составлению графической иллюстрации для неравенства

(х-у)(х-у2+1)0. (Это задание вызовет у учащихся затруднение.)

3) При выявлении причины затруднения и постановки цели деятельности учитель проектирует организацию коммуникативного обсуждения вопросов:

- Почему не можете воспользоваться данным алгоритмом? (Неравенство содержит 2 переменные).

- Какова цель занятия? (Составить алгоритм построения графической иллюстрации решений неравенств, содержащих две переменные).

- Сформулируйте тему занятия. (Построение графической иллюстрации решений неравенств, содержащих две переменные). Запишите в тетрадь. Формулировка вопросов на этом, равно как и на других этапах, зависит от особенностей класса и стиля учителя, но во всех случаях в конце этапа должны быть вербализованы признаки отличия рассматриваемой ситуации от предыдущих.

Учитель должен вывести учащихся на необходимость построения графической иллюстрации решений неравенств, содержащих две переменные.

Этап постановки проблемы завершается постановкой цели урока и конкретизацией темы и фиксированием её в тетради.

4) На этапе построение проекта выхода из затруднения  учитель проектирует, во-первых, организацию «открытия» учащимися нового знания на основании выбранного метода. Здесь предполагается организация коллективной деятельности учащихся в форме эвристической беседы.

- Можем мы действовать по аналогии с методом интервалов? (Да) (На слайде появляется построчно следующая таблица).

Метод интервалов для неравенств с одной переменной

Построение  графической иллюстрации решений неравенства с двумя переменными

  1. Привести неравенство к виду f(x;) ν 0.

  1.  Привести неравенство к виду f(x;y) ν 0.
  1. Найти область определения функции  f(x) (она же ОДЗ переменной).
  1.  Найти область определения функции  f(x;y).

  1.  Найти нули функции f(x), решив уравнение f(x)=0.

3. Найти решения уравнения f(x;y)=0

4.Изобразить на числовой прямой область определения и нули функции.

  1. Построить  в координатной плоскости графики уравнений, ограничивающих область определения функции f(x;y) и задающих решения уравнения f(x;y)=0. Они разобьют координатную плоскость на несколько областей.

5.Определить знаки функции на промежутках, входящих в область определения функции.

5.Определить знаки функции f(x,y) в каждой области.

6.Выберите промежутки, в соответствии со знаком неравенства

6.Выделить области в соответствии со знаком неравенства.

В соответствии с алгоритмом строим графическую иллюстрацию решений неравенства

(х-у)(х-у2+1)0 (доска, слайды). В ходе решения данного неравенства желательно задавать вопросы:

- На что разбивают координатную плоскость эти графики? (На части, области).

- Как найти знак функции в каждой области?

- Выделите области, соответствующие знаку неравенства.

По окончанию работы с неравенством учащимся предлагается дать название этому методу.

- Как вы считаете, какое может быть название этого метода? (Метод областей).

- Уточните тему и цель урока. (Тема занятия: Метод областей)

- Запишите в тетрадь алгоритм метода областей. (Слайд)

Алгоритм метода областей.

  1.  Привести неравенство к виду f(x;y) ν 0.
  1. Найти область определения функции  f(x;y).
  2. Решить уравнение f(x;y)=0.
  3. Построить  в координатной плоскости графики уравнений, ограничивающих область определения функции f(x;y) и задающих решения уравнения f(x;y)=0. Они разобьют координатную плоскость на несколько областей.
  4. Определить знак функции f(x;y) в каждой области.
  5. Выделить области в соответствии со знаком неравенства.

5) При планировании этапа первичного закрепления во внешней речи учитель выбирает задания, решение которых предусматривает использование построенного алгоритма, и выбирает форму организации их комментирования.

- Решить неравенство  .

 Комментированное решение . 1 ученик к доске.

6) При построении методики проведения этапа самостоятельной работы с самопроверкой в классе учитель подготавливает две – три типовые задачи (желательно, чтобы они содержали несущественные для применения новой нормы различия) и планирует форму организации их решения и самопроверки.

Задание: Решите неравенство -1+х2+2у2-3ху+у.

Работа проверяется по эталону для самопроверки.

7) На этапе включения в систему знаний и повторение предлагается задание, в котором :

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых существует хотя бы одно решение x системы

 Указание: постройте графическую иллюстрацию в системе xOa или aOx.

   8) Этап рефлексии деятельности предполагает фиксацию нового содержания, изученного на факультативном занятии и оценку собственной деятельности.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

– Что нового узнали на занятии?

– Что использовали для «открытия» нового знания?

– Проанализируйте и оцените  свою работу сегодня.

   Оценивание может быть как количественное, так и качественное.

 

 Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены условия её реализации. Построение системы педагогических условий реализации предлагаемой технологии проводилась на основе выделения требований, обеспечивающих непрерывность протекания базового процесса в элементарной системе деятельности (принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, минимакса, вариативности, творчества).

 Представленная технология и система педагогических условий, с одной стороны, обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими принципами традиционной модели школы (принципами преемственности, наглядности, доступности, научности, сознательности усвоения знаний), а с другой стороны, интегрирует не конфликтующие между собой идеи развивающего обучения ведущих отечественных педагогов и психологов.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире …

Слайд 2

Включение ученика в активную познавательную деятельность А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др. Определение видов деятельности Г. П. Щедровицкий, О.С. Анисимов, А.А. Деркач и др. Технология Деятельностного Метода Развивает традиционную дидактику Принципы: непрерывности; целостного представления о мире; деятельности; минимакса; психологической комфортности; вариативности; творчества.

Слайд 3

Мир деятельности Самоопределение («Хочу», «Могу») Нормореализация ( выполняю норму ) Нормотворчество (построение новой нормы деятельности)

Слайд 4

Структура урока 1 2 п и к 3 4 7 6 5 8 1 . Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 3. Выявление причины затруднения и постановки цели деятельности. И – исследование К – критика 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.

Слайд 5

Этап 1. Самоопределение к деятельности (фронтально) Этап 2. Актуализация знаний (фронтально) и фиксация затруднения в деятельности (индивидуально) Этап 3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (фронтально) Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения (работа в группах). Этап 5. Первичное закрепление во внешней речи (фронтально, а затем в парах) Этап 6. Самостоятельная работа Этап 7. Включение в систему знаний и повторение (фронтально или в группах) Этап 8. Рефлексия деятельности (индивидуально)

Слайд 6

4. Построение проекта выхода из затруднения. 1 . Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 3. Выявление причины затруднения и постановки цели деятельности. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.

Слайд 7

Факультативное занятие в 10 классе

Слайд 8

Разделите данные неравенства на две группы: 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 9

1 группа 2 группа

Слайд 10

Алгоритм обобщенного метода интервалов Привести неравенство к виду f(x) ν 0. Найти область определения функции f(x) (она же ОДЗ переменной). Найти нули функции f(x) , решив уравнение f(x)=0. Изобразить на числовой прямой область определения и нули функции. Определить знаки функции на промежутках, входящих в область определения функции. Выбрать промежутки в соответствии со знаком неравенства.

Слайд 11

Решите неравенства 1 группы

Слайд 12

2 группа

Слайд 13

1. Привести неравенство к виду f(x) ν 0. 2. Найти область определения функции f(x) (она же ОДЗ переменной). 3.Найти нули функции f(x) , решив уравнение f(x)=0. 1.Привести неравенство к виду f(x;y) ν 0. 2.Найти область определения функции f(x;y). 3.Решить уравнение f(x;y)=0 . Метод интервалов (построение графической иллюстрации решений неравенства с одной переменной) Построение графической иллюстрации решений неравенства с двумя переменными

Слайд 14

Метод интервалов (построение графической иллюстрации решений неравенства с одной переменной) 4.Изобразить на координатной прямой область определения и нули функции. 4.Построить в координатной плоскости графики уравнений, ограничивающих область определения функции f(x;y) и задающих решения уравнения f(x;y)=0. Они разобьют координатную плоскость на несколько областей. Построение графической иллюстрации решений неравенства с двумя переменными

Слайд 15

Метод интервалов (построение графической иллюстрации решений неравенства с одной переменной) 5.Определить знаки функции на промежутках, входящих в область определения функции. 6.Выберите промежутки, в соответствии со знаком неравенства 5.Определить знак функции f(x;y) в каждой области. 6.Выделить области в соответствии со знаком неравенства. Построение графической иллюстрации решений неравенства с двумя переменными

Слайд 16

Построить графическую иллюстрацию следующего неравенства Область определения функции f(x;y) неограниченна.

Слайд 17

y x 1 -1 I II III IV V + - + - - y = x

Слайд 19

Прием, позволяющий построить графическую иллюстрацию решений неравенства с двумя переменными называется методом областей.

Слайд 20

Алгоритм метода областей Привести неравенство к виду f(x;y) ν 0. Найти область определения функции f(x;y). Решить уравнение f(x;y)=0. Построить в координатной плоскости графики уравнений, ограничивающих область определения функции f(x;y) и задающих решения уравнения f(x;y)=0. Они разобьют координатную плоскость на несколько областей. Определить знак функции f(x;y) в каждой области. Выделить области в соответствии со знаком неравенства.

Слайд 21

5 этап первичного закрепления во внешней речи

Слайд 22

6 этап: самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Слайд 23

7 этап: Включение в систему знаний и повторение. Найдите все значения параметра a , при каждом из которых существует хотя бы одно решение x системы Указание: постройте графическую иллюстрацию в системе xOa или aOx.

Слайд 24

8 этап: Рефлексия деятельности (итог факультативного занятия) – Что нового узнали на занятии? – Что использовали для «открытия» нового знания? – Проанализируйте и оцените свою работу сегодня.

Слайд 25

Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе

В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. ...

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современных условиях педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта, чтобы обеспечить качественное образование: придётся много поработать над документами и не бояться использо...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...