Развивающее обучение на уроках истории
статья по теме

  "Людмила Михайловна. Моисеенко"

Выступление на круглом столе заседании школы передового опыта. в выступлении раскрываются используемые некоторые педагогические технологии. выступление является продолжением методических рекомендаций по теме "Технологии развивающего обучения" (роль игры на уроке истории).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obuchenie_na_urokah_istorii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее обучение на уроках истории

Выступление на заседании школы передового опыта «БАЭмТ»

       Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить,  обучающегося ориентироваться, в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.

       Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой.

       Здесь на помощь преподавателю истории и обществознания приходят современные общеобразовательные технологии. На некоторых из них я остановлюсь.

Метод проектного обучения 

      Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. 

       Развивающие цели проектного обучения выражаются:

-  в успешном выполнении логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения); 

 - поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия). 

      Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

      Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

    При организации урока с использованием ИКТ планирую, работу, ограничивая её временными рамками.

         Используя желание обучающихся  смотреть  не документальные, а мультипликационные фильмы. Например, сериал «История государства Российского Н. М. Карамзина». Просмотр серии по изучаемой теме всегда заканчивается обсуждением. При котором я пытаюсь ненавязчиво вызвать у своих обучающихся  интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым.

  Возникают  и  некоторые сложности, в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться. То  возникают проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем,  что кто-то из обучающихся  просто не успевает вникать в суть происходящего на экране. Так как  вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора (ведь у каждого учителя своя манера говорить, и к этой манере он уже привык,  а нужно еще что-то запомнить). Именно поэтому, на мой взгляд, ни ТВ ни компьютер никогда не заменят живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение своих обучающихся.

Но не использовать возможностей ИКТ  в современном образовании просто не реально. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества.    Именно, исходя из этого,  использую на уроках  презентации,                подготовленные самими учащимися

                          Научно-исследовательские работы с учениками.

       Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы, которые я готовлю со своими обучающимися. Желание обучающихся вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дает положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для обучающихся значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Мои ученики участвуют в НОУ «Эврика». Все рефераты защищаем с помощью презентаций.  Конкурс рефератов ежегодно проходит в нашем учебном заведении. К примеру, в конкурсе, посвященном 65 годовщине Победы над фашистской Германией, моя обучающаяся Бурцева Анна заняла  1 место.

Наверно не случайно, областные  научно технические чтения 10 лет проходят на базе нашего техникума.

        Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё,  раскрывает свое внутреннее содержание.

                                          Использование игр на уроках истории.

       Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что индивид  получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса.
       В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива обучающихся, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи. Актуальность игры в настоящее время повышается из за перенасыщенности современного подростка информацией. Но весь материал, получаемый нашими ребятами, к сожалению, практически носит пассивный характер.

   На мой взгляд, считая, что подросток и так много знает, и участвовать в учебной игре ему будет неинтересно, а также с насыщенностью урока современными информационными технологиями  учителя стали отходить от такой формы работы.

Хочу особо выделить следующий момент ИГРА – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

       Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.                     

      Подводя итог, хочу сказать, что современные обучающиеся  обладают более развитыми визуальными способностями, они демонстрируют быструю реакцию, натренированную в игровых реалиях, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Степень овладения информационными технологиями учащимися несопоставимо выше, чем учителями. И это понятно, утверждает известный психолог Александр Асмолов, «ведь учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут».
      Чем раньше  учитель научиться применять новые информационные технологии, медиа - и электронные ресурсы, а также создавать собственные информационные продукты не забывая старые апробированные методы  тем быстрее его встречи с учащимися станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам. !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах

Переход учащихся из начальной  в основную школу часто сопровожда­ется трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...

"Технологии развивающего обучения на уроках истории"

Этот материал о технологиях развивающего обучения вообще и о том как целесообразно и интересно применять их на уроках истории. Принцип построения заданий можно использовать и на других предметах....

Развивающее обучение на уроках истории древнего мира

Методические разработки уроков по истории древнего мира (5 кл.)....

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Развивающее обучение на уроках истории

Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциа...

Статья "Развивающее обучение на уроках истории и обществознания"

В статье раскрыта сущность   развивающего обучения и применение  некоторых технологий развивающего обучения, например, кейс-технологии, на уроках истории и обществознания....