Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность
статья на тему

Данная статья опубликована в рамках сборника материалов всероссийской научно-практичнской конференции "Воспитательная система. Вызовы современности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность

Романова Э.В.

учитель истории и обществознания МБОУ «Кадетская школа»

Чистопольского муниципального района

В условиях коренного преобразования российского общества и продолжающегося активного процесса становления новой российской государственности, которое влияет на все его сферы жизни и деятельности, формируется и новая система образования и воспитания молодёжи. Общеобразовательная школа, ставшая, пожалуй, единственным социальным институтом, реализующим комплексные образовательные функции, ориентирована на формирование у подростков патриотических чувств и активной гражданской позиции, так как именно молодёжь в ближайшем будущем повлияет на развитие общества, на преемственность культурного наследия и исторических традиций.

Приоритетным направлением воспитания во многих школах является патриотической воспитание, воспитание у школьников активной жизненной позиции, формирование у молодых людей высоких патриотических чувств, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

Одним из наиболее успешных путей решения актуальной проблемы  формирования патриотизма является пример деятельности кадетских школ. Система обучения и воспитания  в кадетских школах сконцентрирована на  формировании у обучающихся патриотических чувств, волевых черт характера. Поэтому данная тема по-прежнему представляет интерес, особенно на современном этапе.

Отличительными чертами и педагогическими особенностями военно-патриотического направления воспитательной работы кадетских школ является разнообразие и многогранность подходов, осуществляемых в ходе реализации учебного и воспитательного процесса, где последние не оторваны друг от друга, а направлены на осуществление общей цели – воспитание патриота.

Опираясь на изучение опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, стоит выделить четкую сформированную структуру основных подходов к организации системы патриотического воспитания:

  1. Ориентированность кадетской школы на систему образовательного учреждения милицейского профиля позволяет создать необходимые условия успешной реализации военно-патриотического направления воспитательной работы за счет введения единой формы, знаков отличия, герба и гимна образовательного учреждения;
  2. Включение в учебный план факультативных и элективных курсов по изучению традиций русского офицерства («История кадетского движения») и практического опыта несения военной службы («Управление подразделениями в ходе боевых действий», «Тактика охраны общественного правопорядка»);
  3. Введение дополнительных часов истории и обществознания за счет расширения учебного плана в рамках компонента образовательного учреждения;
  4. Деятельность системы дополнительного образования, представленной такими объединениями как «Музей истории милиции», «МЧС», «Огневая подготовка», направленными, в том числе, на формирование патриотического сознания в ходе исследования славных страниц прошлого.
  5. Организация летней занятости кадет в профильных сменах военно-патриотических палаточных лагерей «Десантник», где условия проживания максимально приближены к армейским. Главная цель их работы также заключается в военно-патриотическом воспитании учащихся,  ознакомлении и увлечении кадет занятиями военно-прикладными и техническими видами спорта (авиационный, автомобильный, радио и т.д.); отработке схемы армейских ситуаций; изучении возможности применения учебного оружия и военного оборудования;
  6. Системная работа по участию в конкурсах военно-патриотической направленности различных уровней. Повышение уровня активности учащихся по данному направлению также говорит об эффективности осуществления патриотического воспитания (1 место в командном зачете в республиканских открытых соревнованиях по военно-прикладным видам спорта среди школьников «Готовимся Родине служить!», большое количество призовых мест в личном зачете по различным дисциплинам)

Показателем успешности и эффективности данной системы подходов к организации патриотического воспитания является высокий уровень воспитанности учащихся в МБОУ «Кадетская школа», наличии ценностных ориентаций, обусловленных тем, что кадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетской школы в целом. Взаимоотношения между кадетами строятся на основе взаимного уважения.

С раннего возраста прививаются чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства.

Такая работа нацелена на конкретный результат, на воспитание гражданских, патриотических и нравственных качеств, необходимых для ориентации в окружающем мире.

Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, остается одной из главных задач современного воспитательно-образовательного процесса. Обучение и воспитание детей и подростков в условиях кадетских образовательных учреждений, как ни какое другое призвано осуществлять эту первоочередную задачу.

Кадетское образование играет ведущую роль в формировании нравственных основ гражданской позиции каждого учащегося через реализацию системы основных подходов к организации патриотического воспитания, основанную на интеграции учебного и воспитательного процесса.