Программа элективного курса "Интерьер жилого дома" для учащихся 8-9 классов
методическая разработка (8 класс) по теме

Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметно-пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя «вторую природу», более комфортную для каждого конкретного человека. Это и послужило основанием для разработки предпрофильного курса «Интерьер жилого дома». Который является разделом образовательной области « Искусство» и «Дизайн».

Программа рассчитана на 17 ч, изучается в течении четверти и предусматривает традиционные комбинированные уроки, лекции, практические работы.

Заканчивается курс творческим проектом, при этом учащиеся не только создают изделие, но и демонстрируют его на заключительном занятии.

Искусство всегда воздействовало на человека через художественный образ.  Поэтому развитие образного мышления является важнейшей задачей школы. Вариант программы « Интерьер жилого дома» позволяет решить эту задачу.

Курс «Интерьер жилого дома» поможет учащимся осуществить сознательный выбор профиля обучения на третьей ступени школьного образования. Он ориентирует учащихся на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.

Содержательные компоненты курса «Интерьер жилого дома» дополняют межпредметные связи по информатике, истории, черчению, изобразительному искусству , биологии.

Изучение курса предполагает тесную взаимосвязь с информационной и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karpuhina._interer_zhilogo_doma..doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Федоровская СОШ№1».

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

8-9 КЛАССОВ.

«ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА».

                                                              Программу составила:

                                                   Карпухина Л.А.

                                                                     учитель изобразительного

                                        искусства                            

                                                                                          МОУ Федоровской СОШ№1.

г.п. Федоровский 2008 г.

Элективный курс для учащихся 8.9 классов.

«Интерьер жилого дома»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметно-пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя «вторую природу», более комфортную для каждого конкретного человека. Это и послужило основанием для разработки предпрофильного курса «Интерьер жилого дома». Который является разделом образовательной области « Искусство» и «Дизайн».

Программа рассчитана на 17 ч, изучается в течении четверти и предусматривает традиционные комбинированные уроки, лекции, практические работы. 

Заканчивается курс творческим проектом, при этом учащиеся не только создают изделие, но и демонстрируют его на заключительном занятии.

Искусство всегда воздействовало на человека через художественный образ.  Поэтому развитие образного мышления является важнейшей задачей школы. Вариант программы « Интерьер жилого дома» позволяет решить эту задачу.

Курс «Интерьер жилого дома» поможет учащимся осуществить сознательный выбор профиля обучения на третьей ступени школьного образования. Он ориентирует учащихся на художественно-эстетический и художественно-технологический профили обучения.

Содержательные компоненты курса «Интерьер жилого дома» дополняют межпредметные связи по информатике, истории, черчению, изобразительному искусству , биологии.

Изучение курса предполагает тесную взаимосвязь с информационной и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки обучающихся.

Цели курса:

-формирование у  учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к жизни личности.

- познакомить учащихся с понятием интерьера и его основными качествами с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве.

- познакомить учащихся с мультимедийными дисками и программами, расширить знания учащихся о возможностях компьютера в сфере технологий дизайна интерьера.

- способствовать формированию практических трудовых навыков.

- развивать у школьников художественный вкус и фантазию, творческую активность.

Основными задачами курса являются создания условий для формирования и развития у учащихся:

- практико-деятельностных умений в области технологий и искусства.

- творческих способностей и интереса к выполнению проектов.

- стремления проявлять свои способности и добиваться успеха.

- умение самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

- художественного вкуса и фантазии.

Предоставить возможность ученику реализовать свой интерес в области дизайна;

обеспечить учащимся возможность выполнения практических работ с целью профильного самоопределения;

Развитие познавательных и профессиональных интересов, ориентированных на выбор профиля обучения.

В процессе обучения данного курса учащиеся приобретают знания о:

- мире современных профессий в сфере обслуживания и дизайнерской деятельности;

- влиянии интерьера на психологическое состояние человека;

- стилях в интерьере и роли декоративного украшения своего жилища.

На основе усвоенных знаний формируются умения:

- планировать дизайн-проектную деятельность;

- выполнять композицию интерьера и планирование квартиры;

-  зонирование квартиры;

- выбирать цветовую гамму при оформлении квартиры;

- выполнять декоративное убранство интерьера квартиры.

Основные формы и методы работы.

    Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

-экскурсия;

-практическая работа;

-творческое задание;

-лекционное занятие;

-выставка творческих работ.

Основные методы обучения:

монологический, диалогический, алгоритмический, показательный:

-преподавания: объяснительный, информационно- сообщающий. иллюстративный;

-учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;

-воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Оценка результативности учебных занятий.

Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля-диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала..

Итоговый контроль-выставка творческих работ учащихся.    

Средства обучения: видеоаппаратура и учебные компьютерные диски.

Учебно-методическое обеспечение: методические иллюстративные таблицы, учебники по изобразительному искусству, методические разработки.

Содержание курса.

Тема 1. Дизайн-искусство организации целостной эстетической среды.

 Лекция: Теоретическое положение основ дизайна. Многообразие видов дизайна их характеристика. Краткая история дизайна. Презентация курса «Интерьер жилого дома».Понятие стиля, исторические стили в архитектуре и искусстве. Классический интерьер на практике. Эстетика модерна и создание модерна в современных условиях. Стиль «кантри». Высокотехнологичный «хай-тек». Аксиомы создания минимализма.. Стили будущего.  Понятие стилевое направление, стилизация.

Тема 2. Понятие о композиции в интерьере.

 Лекция: Композиция интерьера. Функциональная зона. Декоративное убранство. Этапы создания композиции. История развития интерьера. Характерные особенности жилища.  Отделка квартир. Три основных качества: функциональные, гигиенические, эстетические. Композиция в интерьере, композиционные приемы. Зонирование квартиры, функциональные зоны. Декоративное убранство интерьера. Отделка квартиры. Требования, предъявляемые к материалам, используемым в отделке помещений.

Практическая работа №1.

 Выполнение пространственной композиции интерьера. Планировка квартиры, ее функциональных зон.

Тема 3.Свет и цвет в дизайне и интерьере.

Лекция: Круг естественных цветов. Комбинирование по цветовому кругу. Психологическое и физическое воздействие некоторых цветов при применении. Освещение квартиры: общее, местное, комбинированное, экспозиционное, декоративное. Характеристика света. Типы освещения. Театр света и тени: нижнее и верхнее освещение в интерьере. «Живой свет»: камины и свечи. Светорежиссура. Правила и советы по световому оформлению интерьера.

Практическая работа№2.

Эскиз абажура.

Тема 4.Фитодизайн - искусство оформления пространственной среды.

Лекция: Понятие фитодизайна  как искусства создания разнообразных композиций из растительного материала, художественное и рациональное размещение их в пространстве помещения. Роль комнатных растений в жизни человека, виды комнатных растений. Способы их размещения в интерьере, законы аранжировки. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения.

Практическая работа №3.

Отбор комнатных растений для интерьера квартиры и размещение их в интерьере.

Тема 5.Составление композиций для оформления интерьера комнаты.

Лекция: Понятие об искусстве икебана. Объемные и плоскостные композиции.

Виды композиций.

Практическая работа №4.

Составление объемных композиций по принципу искусства икебана.

Тема 6. Интерьер кухни и детской комнаты.

Лекция: Приемы отделки и материалы. Декоративно-прикладное искусство в интерьере кухни. Дизайн детской комнаты. Планировка кухни, обще комнаты, спальни, детской. Двери и лестницы, окна. Макетирование. Практические советы для маленьких помещений. Построение плана помещения.

Практическая работа №5.

Выполнить план кухни и всех предметов обстановки в определенном масштабе.

Тема 7. Декоративное оформление оконных и дверных проемов.

Лекция: Шторы, гардины, портьеры, жалюзи. Характеристика тканей. Дизайн окон. Драпировка оконных и дверных проемов. Различные виды тканей, применяемых при пошиве штор.

Практическая работа №6.

Эскизы штор и ламбрекенов.

Тема 8. Творческий проект.

Практические занятия: Выбор объекта проекта. Защита творческого проекта.

Тема 9. Выставка. Организация выставки. Композиционное размещение своих моделей в интерьере.

Тематическое планирование.

Наименование тем

Количество часов

всего

лекции

практические работы

«Дизайн-искусство организации целостной эстетической среды».

2

2

_

Понятие о композиции в интерьере.

2

1

1

Свет и цвет в дизайне и  интерьере.

2

1

1

Фитодизайн - искусство оформления пространственной среды.

2

1

1

Составление композиций для оформления интерьера комнаты.

2

1

1

Интерьер кухни и детской комнаты.

2

1

1

Декоративное оформление оконных и дверных проемов.

2

1

1

Творческий проект.

2

-

2

Выставка.

1

-

1

Всего

17

8

9

Практические работы.

Практическая работа №1.

 Выполнение пространственной композиции интерьера. Планировка квартиры, ее функциональных зон.

Цель: сформировать понятие о композиции интерьера, выработать умения выполнять план квартиры, ее функциональных зон.

Оборудование: иллюстративный материал, проектор, компьютер, слайды с различными интерьерами, карандаш, бумага.

Ход работы:

  1. Определить объект планирования.
  2. Выявить все функциональные зоны.
  3. Цветовое оформление.

Практическая работа№2.

Эскиз абажура.

Цель: дать понятие учащимся о видах абажуров, способах их декора.

Оборудование: Иллюстрации с разными видами абажуров, цветная бумага, карандаш, краски, клей, ножницы.

Ход работы:

  1. Продумать дизайн абажура, его декоративное оформление и место в интерьере комнаты.
  2. Выполнить эскиз абажура в цвете.
  3. Оформить с помощью аппликации.

Практическая работа №3.

Отбор комнатных растений для интерьера квартиры и размещение их в интерьере.

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями аранжировки цветов. Материалами и оборудованием, научить приемам оформления помещений .

Оборудование: иллюстрации интерьеров оформленных растениями, обучающий диск «Все о цветах и растениях», карандаш, бумага, краски.

Ход работы:

  1. Композиционное  оформление интерьера цветами и растениями.
  2. Цветовое решение эскиза.

Практическая работа №4.

Составление объемных композиций по принципу искусства икебана.

Цель: дать понятие детям об икебане, ее видах, формах и использовании в декорировании помещений, научить учащихся готовить растительный материал для поделок и композиций из сухоцветов.

Оборудование: каталоги и определители растений нашего края, гербарии, сухоцветы, вазы, аксессуары для оформления композиций.

Ход работы:

  1. Работа с каталогами и определителями растений нашего края, знакомство с растениями при помощи гербария.
  2. Изучение имеющегося растительного материала и подготовка его к работе.
  3. Повторение способов сушки растений.
  4. Выполнение композиций из сухоцветов.

Практическая работа №5.

Выполнить план кухни и всех предметов обстановки в определенном масштабе.

Цель: научить учащихся выполнять план комнат, работать в определенном масштабе, оформлять интерьер предметами обстановки.

Оборудование: чертежные инструменты: линейка, циркуль, карандаш, бумага.

Ход работы:

  1. Повторить способы обстановки мебелью определенных комнат. Масштабы        уменьшения и увеличения.
  2. Выполнить чертеж плана кухни и всех предметов обстановки.
  3. Эскиз в цвете.

Практическая работа №6.

Эскизы штор и ламбрекенов.

Цель: дать детям определенные навыки при оформлении дверных проемов и окон, с использованием элементов драпировки.

Оборудование: иллюстрации по дизайну окон и дверных проемов, бумага, краски, карандаш.

Ход работы:

1.Повторить виды тканей, виды дизайна.

2. Выполнить эскиз штор и ламбрекенов в карандаше.

3. Выполнение эскиза в цвете.

Творческий проект

Цель: Закрепление знаний и умений, выполнение выбор варианта композиции исходя из изученных тем.

Оборудование: Различный материал по выбранной теме.

Ход работы:

  1. Подготовка эскиза композиции или дизайнерского проекта.
  2. Работа над проектом
  3. Защита проекта

Выставка.

Цель: Научить оформлять свои работы и размещать их в интерьере.

Используемая литература.

  1. Нестеренко О.И., Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994.
  2. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Ч.1- М.,2002.-
  3. И.В. Новикова, Л.В. Базулина .100 поделок  из природных материалов.-Л.,2000.
  4. Н.Н.Николаенко. Икебана.-М.,1996.
  5. Селезнев И. Ф. Дизайн.-Минск,1978.
  6. Основы художественного ремесла: В 2 ч./Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус.Ч.1.художественная роспись тканей.Вышивка.-М.,1999.
  7. Ненашева Л. Где мы отдыхаем//Крестьянка.- 2007.-№7.-с.143-145.
  8. Капанина Н.А. Цвет в современном интерьере// Домашний очаг.-2006.-№7.-с.50-56.
  9. Гальперина Г.А. Подушки, покрывала, гардины. Шторы. Красота и уют своими руками. Практическое руководство.-М., 2004.
  10. Маккомбз д. Шьем вместе.-минск.1993.
  11. Фитодизайн: в 2 ч./составитель Савельева О.П.-Волгоград.-2005.

Видеоряд.

Обучающие диски:

«Дизайн».

«Все о цветах и растениях. Ландшафтный дизайн».

«Шьем вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»

Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»    «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...

Авторская программа элективного курса " Рукоделие" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019   учебный год...

Программа элективного курса разработана для учащихся 9 класса "Мир вокруг нас"

Цель программы: познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии. Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала, фо...