Использование игр как ведущего вида деятельности при раннем обучении на уроках английского языка во 2 классе начальной школы ( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)
статья по теме

Крылосова Елена Леонидовна

 

Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Учение стало составной частью повседневной жизни и профессиональной деятельности каждого человека, а школа – главным местом овладения учебными навыками.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

                              Л.Толстой         

             Новый УМК для начальной школы под редакцией В.П.Кузовлева, Э.Ш.Перегудовой, С.А.Пастуховой, О.В.Стрельниковой и др. характеризуется несколькими особенностями, главной из которых является сама цель обучения ИЯ в начальной школе, а именно – развитие индивидуальности в диалоге культур, которое происходит за счёт того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой. Е.И.Пассов определяет иноязычную культуру как ту часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом), учебном (социальном) аспектах.

 

Цельданной работы - обобщить опыт по применению игр  при раннем обучении иностранным языкам, изучив

·        возрастные особенности младших школьников

·        противоречия  учебного процесса при раннем обучении иностранным языкам

·        ведущие виды деятельности при раннем обучении ИЯ

·        специфику организации игровых упражнений при раннем  обучении ИЯ.

·        формы использования игр на уроках английского языка во 2 классе общеобразовательной школы по новому УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.

 

Результатом данной деятельности можно будет считать

 

·        высокий уровень мотивации при изучении ИЯ (метод анкетирования) высокий % учащихся, которые к концу первого года обучения на «хорошо» и «отлично» знают звуки и буквы и не путают звуки и буквы устный игровой зачёт и письменная работа Алфавит

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Еловского муниципального района

Пермского края

Опыт эффективного использования игр в образовательной среде начальной школы (1 –ый год обучения, УМК под редакцией В.П.Кузовлева)

Использование игр

как ведущего вида деятельности при раннем обучении

на уроках английского языка во 2 классе начальной школы

( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)

Работа

Крылосовой Елены Леонидовны,

11 квалификационная  категория

2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности раннего обучения иностранному языку

          1.1.Возрастные особенности младших школьников и их учёт при раннем обучении ИЯ

          1.2. Противоречия  учебного процесса при раннем обучении иностранным языкам и их учёт при организации уроков

Глава 2. Игра как ведущий вид  деятельности при раннем обучении ИЯ

         2.1. Специфика организации игровых упражнений при раннем  обучении ИЯ.

      2.2. Опыт использования игр на уроках английского языка во 2 классе по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.        

Заключение……………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………...

Приложение 1 Тематические стихи и рифмовки

Приложение 2 Презентация «Что? Где? Когда?» (страноведение)

Приложение 3 Заключительный праздник «Добро пожаловать на наши острова»

Введение.

      Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Учение стало составной частью повседневной жизни и профессиональной деятельности каждого человека, а школа – главным местом овладения учебными навыками.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

                              Л.Толстой          

             Новый УМК для начальной школы под редакцией В.П.Кузовлева, Э.Ш.Перегудовой, С.А.Пастуховой, О.В.Стрельниковой и др. характеризуется несколькими особенностями, главной из которых является сама цель обучения ИЯ в начальной школе, а именно – развитие индивидуальности в диалоге культур, которое происходит за счёт того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой. Е.И.Пассов определяет иноязычную культуру как ту часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом), учебном (социальном) аспектах. Новый УМК вышеуказанных авторов понравился мне как педагогу – практику тем, что авторы постарались избежать недостатков традиционного подхода, когда изначально ведущим считался учебный (то есть практический) аспект, а на пути к нему терялись познание, развитие, воспитание и в результате, как ни парадоксально, становился ущербным и практический аспект. Ведь практический результат может быть достигнут только при условии:

  1. если ученик хочет его достичь, т.е. если он с первых уроков убедится в том, что иностранный язык помогает узнать много нового и интересного, что невозможно узнать с помощью родного языка;
  2. если ученик почувствует, что он способен достичь цели;
  3. если ученик знает, как достичь цели, то есть умеет учиться.

Достижение целей раннего обучения ИЯ вижу в том, чтобы разработать средства, которые, с одной стороны, помогали бы учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста, а с другой стороны – преодолеть объективные трудности организации учебного процесса при раннем обучении.

                         Изучение иностранного языка в младшем школьном  возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает: бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, и другое. Велико его стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.                Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создаёт базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится всё более очевидной.

 Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребёнка, учёт его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Цель данной работы - обобщить опыт по применению игр  при раннем обучении иностранным языкам, изучив

  1. возрастные особенности младших школьников
  2. противоречия  учебного процесса при раннем обучении иностранным языкам
  3. ведущие виды деятельности при раннем обучении ИЯ
  4. специфику организации игровых упражнений при раннем  обучении ИЯ.
  5. формы использования игр на уроках английского языка во 2 классе общеобразовательной школы по новому УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.

Результатом данной деятельности можно будет считать

  1. высокий уровень мотивации при изучении ИЯ (метод анкетирования) высокий % учащихся, которые к концу первого года обучения на «хорошо» и «отлично» знают звуки и буквы и не путают звуки и буквы устный игровой зачёт и письменная работа Алфавит

Глава 1. Учёт возрастных особенностей и противоречий учебного процесса при раннем обучении иностранным языкам

  1. Возрастные особенности младших школьников и их учёт при раннем обучении ИЯ

                Как же новый УМК по английскому языку для 2 класса под редакцией В.П.Кузовлева учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста…? Свои исследования я решила представить в виде таблицы:

Возрастные особенности младших школьников

Как они учитываются в УМК «Английский язык для 2 класса» авторов В.П.Кузовлева и др.

1.Психические процессы

  1. восприятие:

Преобладает зрительное восприятие, возрастает его целенаправленность, а также его субъективная и объективная управляемость

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры

(сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов и детских телепередач, и герои –символы, олицетворяющие тот или иной праздник, либо событие и др.)

  1. внимание:

Происходит увеличение объёма памяти.

Доминирующую роль играет непроизвольное внимание

( младшие школьники не могут управлять механизмом внимания в полной мере)

Разнообразные персонажи, информативно насыщенный сценарий (см. сценарий заключительного праздника «Добро пожаловать на наши острова»,

неожиданные повороты сюжетов, повторение сюжетных элементов в новых ситуациях.

  1. Память:

формируется способность к сознательному запоминанию, увеличивается объём памяти.

Главным видом памяти остаётся образная.

Доминирует непроизвольное запоминание.

 Сознательный, а не имитативный. Подражательный способ усвоения грамматических правил при овладении грамматической стороной речи. Отсутствие упражнений на заучивание и механическое запоминание.

Непроизвольное овладение лексическим и грамматическим материалом.

Использование эмоционально – привлекательного зрительного ряда.

Смотри презентации для изучения новых слов

  1. воображение:

Преобладает непроизвольное, образное воображение.

4. Большое количество заданий, побуждающих детей создавать: собственную книжку, придуманного друга «My friend» , волшебный остров « My Magic Land» (смотри фото проектов детей) и о себе «About myself» (смотри лучшие работы)на основе обширной панорамы культурных явлений и богатой галереи образов.

  1. мышление:

Преобладает конкретно – образное мышление.

5. Грамматические правила подаются схематически.

 Процесс обучения организован как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач.

Самостоятельное выявление языковых закономерностей на основе управляемого мыслительного процесса.

ll. Игра как ведущий вид деятельности.

В данном УМК есть простор для широкого использования самых разнообразных игр и игровых ситуаций (см. главу 2)

lll. Другие возрастные особенности.

  1. Ограниченная работоспособность;

  1. Быстрая утомляемость;

  1. Потребность в двигательной активности

В динамике урока:

быстрая смена заданий, поворотов сюжетной линии.

Чередование видов речевой деятельности,

 статичных и подвижных действий, игровых и неигровых форм обучения, режимов работы и т.д.

 

1.2.Противоречия  учебного процесса при раннем обучении иностранным языкам и их учёт при организации уроков.

Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.

                         И.С. Якиманская

    При раннем обучении иностранному языку существуют определённые трудности.  Они носят объективный характер, ибо порождены  противоречиями внутри учебного процесса. И очень важно не только выявить их и как учителю – профессионалу держать их постоянно в поле зрения, но и эффективно использовать все средства по их устранению, дабы не получить к 5 классу низкую мотивацию и отрицательное отношение к предмету. Всего выявлено 3 основных противоречия:

                                             Противоречие 1

между желанием взрослых как можно раньше приобщить детей к изучению ИЯ и отсутствием у них реальной потребности в изучении ИЯ  и ограниченной возможности использовать его в повседневной жизни.

Средством для устранения противоречия 1 является формирование положительного отношения к предмету и разных видов мотивации:              1)познавательной мотивации

  1. за счёт отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся,
  2. за счёт организации обучения на основе диалога культур,
  3. благодаря  полиаспектному характеру упражнений,
  4. овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры из страны изучаемого языка;

2) ситуативной коммуникативной мотивации, чему способствуют:

  1. сценарии уроков с увлекательным сюжетом (см. сценарий заключительного праздника «Добро пожаловать на наши острова»),  с предусматривающим интерактивное взаимодействие учеников с учителем, одноклассниками, зарубежными сверстниками, персонажами художественных произведений, сказок, мультфильмов, героями интернет – сайтов и т. д.
  2. Особая организация упражнений, при которой разведены позиции учителя и учеников.
  3. Отсутствие упражнений, в которых для достижений сиюминутного результата детям приходится многократно и немотивированно повторять звуки, слова и фразы на иностранном языке.

Противоречие 2:

между ожиданиями и надеждами детей на быстрое и лёгкое овладение ИЯ и трудностями и продолжительностью этого процесса.

Для устранения противоречия 2 необходимо

  1. Формирование мотивации успеха, что достигается за счёт

- тщательно отобранного и дозированного коммуникативно – ценного для данного возраста речевого материала;

- небольшого объёма речевого материала, который  доводится до более высокого уровня владения (посмотри объём новых слов в одном из детских словариков во 2 классе за учебный год) ,

-  высокого темпа продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждения, что они не способны усвоить предъявляемый материал,

-  организации большой повторяемости материала в новых ситуациях общения;

- интересных заключительных мероприятий в каждой четверти (за исключением первой), в которых дети имеют возможность продемонстрировать перед взрослыми свои успехи в овладении ИЯ.

Противоречие 3 –

 между коллективной (групповой) формой обучения и индивидуальным характером процесса овладения ИЯ. В данном возрасте ещё острее проявляется неодинаковый уровень развития задатков и общей готовности к овладению ИЯ из – за задержки у некоторых учеников развития основных психических функций и процессов, определяющих успешность овладения ИЯ.

                       Для устранения данного противоречия в УМК предусмотрены

  1. учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся: индивидных, субъектных и личностных свойств.
  2.  Комплесный подход к овладению речевым материалом, позволяющий компенсировать недостаточно хорошее развитие психических функций за счёт более развитых;
  3.  наличие в сценариях уроков  учителя альтернативных режимов выполнения заданий в зависимости от способностей учащихся.

Глава 2. Игра как ведущий вид  деятельности при раннем обучении иностранному языку.

Игра не должна исчезнуть из жизни

             человека, имея своё продолжение

              в школьном обучении и труде.

Л.С.Выготский

2.1. Специфика организации игровых упражнений при раннем  обучении ИЯ.

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.  В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.  В игре младшие школьники черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную деятельность без психологических сдвигов и перегрузок. Играя, младший школьник получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания, ради поддержания совместной игры.

Особое внимание я уделяю использованию дидактических игр в младшем школьном возрасте, так как они являются и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Все игры, которые используются мной в дидактических целях, делятся на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым обрекаются в игровую форму. Например, учащиеся, разделившись на команды, соревнуются в скорости  и качестве выполнения какого – либо задания (по говорению, письму, знанию лексики (игры «Что пропало?», «Съедобное, несъедобное»), страноведческих знаниях и др.). Они выполняют обычные учебные действия, но делают это в игре. В другом случае дидактический материал я ввожу как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру – драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою роль, я вношу дидактический материал: некоторые знания по самым разным другим школьным предметам (учащиеся играют свои роли и упражняются в счёте, или узнают расположение частей света и местоположение англоязычных стран). Так, для работы над произношением я удачно использую игру – путешествие на самолёте, на поезде, на автобусе по разным странам. При этом учащимся нравится имитировать стук колёс, гул самолёта, рёв мотора.

Основным игровым материалом для развития произносительных навыков служат у меня рифмовки, считалки, детские стишки аутентичного характера. А, чтобы разнообразить уроки, я предлагаю учащимся передать содержание стихов, песен в рисунках, комиксах и т.д., что в свою очередь развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Для снятия напряжения, для привлечения внимания, для отдыха от напряжённой интеллектуальной работы на каком – то этапе урока я обязательно  использую подвижные игровые физкультминутки с песнями, считалками и др.

Многочисленные исследования показывают, а моя практика в школе подтверждает, что наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребёнка являются режиссёрская и образно – ролевые игры, сюжетно – ролевые игры, ведь ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Так как игра является ведущей деятельностью в младших классах, то её я активно использую в учебном процессе, например, при обучении школьников грамматическим навыкам, которое на данном этапе строится на индуктивной основе (то есть любое грамматическое явление легко усваивается в речевом образце, фразе, контексте).

Для того чтобы упражнение было пригодно для раннего обучения, нужно изменить схему его организации и соблюсти 3 этапа :

        В качестве примера возьму урок 27 (2 класс) «Merry Christmas and happy New Year!» пункт 5.

        1-й этап упражнение начинается с экспозиции (плана учителя), с помощью которой ученики вводятся в ситуацию общения и осознают  свою ситуативную позицию.

Ученикам должно быть понятно, почему встретились представители разных культур (в данном случае персонажи русских сказок и Злая ведьма (the Wicked  Witch) как олицетворение зла в культуре англоязычных стран), какие у них взаимоотношения, какая проблема и какая помощь им требуется от учащихся на изучаемом языке. Например я говорю, что русским героям надо помочь найти и назвать по-английски как можно больше сходств и различий в праздновании Рождества и Нового года в Англии и России.

 Этап введения в речевую ситуацию очень важен, так как из-за отсутствия реальной жизненной потребности именно он призван обеспечить коммуникативную мотивацию будущего высказывания ребёнка, помочь принять предлагаемую роль и включиться в игру.

        2-й этап ученики осознают коммуникативную задачу: 

Я  предлагаю помочь героям найти и назвать на английском языке сходства и различия в праздновании Рождества и Нового года в Англии и России (если 1 этап проходит удачно, то у учащихся действительно возникло желание овладеть речевым материалом для того, чтобы помочь героям, а не просто выучить новые слова, и они работают увлечённо).

        3-й этап – ученики овладевают речевыми средствами: 

выполняя данное задание, ребята ещё раз, во фразах, осознают значение ЛЕ и используют их в своих высказываниях, в предложениях, которые я помогаю им начать.

2.2. Опыт использования игр на уроках английского языка во 2 классе начальной школы по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.

Хлеба и зрелищ – требовали древние Римляне.

 Игр и учения – требуют нынешние дети.

П. Ф. Каптерев

                    Ни один возраст не заканчивается с наступлением следующего возраста – подчёркивают современные исследователи дошкольного и школьного детства, и я с ними полностью согласна. Из новообразований каждого возрастного периода непреходящее – в своём значении для формирования человека, личности – сохраняется, остаётся (конечно, в изменённом виде, под влиянием доминанты следующего возрастного периода, следующего этапа становления и развития ребёнка).

                   Для нас, учителей как младшего звена, так и среднего и старшего, важно всегда помнить, что только в непосредственном эмоциональном общении черпается важное для всех дальнейших периодов жизни желание общаться, взаимодействовать, а также весёлость и юмор; что предметное школьное детство даёт начало нашей жестикуляции, мимике, пантомиме; что игра будит воображение, фантазию, требует определённых волевых усилий, внимания (ведь особенно в ролевой игре «нужно делать это, и нельзя делать этого»).

                   Ещё раз остановлюсь на значении дидактической игры, которая, соответствуя названию, подготавливает к овладению  основной формой жизнедеятельности следующего возрастного периода – к учебной деятельности в среднем звене школы.

                     Мой опыт и мои наблюдения показывают, что для младшего школьника, чей дошкольный опыт сохраняет игровые отношения со взрослыми и сверстниками, должны быть сохранены так называемые кентаврические – игровые по форме и учебные по содержанию - формы деятельности. К ним я отнесла

  1. Использование стихов, песенок, рифмовок
  2. Уроки в форме известных телевизионных передач
  3. Ролевые игры  ( материал учебника разбит на 2 содержательных блока: в основу 1 блока (1 и 2 четверти) положено путешествие в Нью – Йорк, куда второклассники отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в красочном Параде в честь Дня благодарения. В основу 2 блока (3 и 4 чтв.)  положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри «Питер Пэн»)
  4. Уроки – праздники  (« Рождество и Новый Год» (конец 2 четверти), «День Матери» ( перед 8 мартом), «Праздник английского алфавита» (конец 1 чтв. или начало 2 чтв.), «Добро пожаловать на наши острова» (конец 1 года обучения))
  5. Уроки – проекты (создание  собственной книжки о придуманном друге «My friend», его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т.д. во втором полугодии, а также придумывают свой волшебный  остров « My Magic Land», населяют его сказочными героями или реальными персонажами и учатся рассказывать об их жизни и приключениях на этом острове; а также написание книжки о себе «About myself»)
  6. Игровые резервные уроки
  7. Дидактические игры

письмо

- в рабочей тетради отведён раздел «Words for Frederick», в которой ученики записывают понравившиеся им слова (таким образом в игровой форме они учатся вести свои первые тематические англо – русские словарики) = в рабочей тетради отведён раздел «All about me», на странички которого ученики заносят сведения о себе, своей семье, своих увлечениях и т.д., а в конце учебного года провожу конкурс на лучший альбом (учитывается красочность оформления, аккуратность написания букв – каллиграфия, объём заполнения – даже если ребёнок по болезни или по любой другой причине пропустил занятие, у него есть игровой стимул попытаться сделать задание самостоятельно или обратиться за помощью к помощнику учителя в классе, которого как лучшего знатока определяет учитель на каждом  уроке; либо к самому учителю)

Звуки

- игры с разрезным звуковым алфавитом («звуковой диктант с отдельными звуками, со словами, с предложениями»,

  1. Использование мультимедийных уроков

При составлении презентационных материалов к уроку я стараюсь придерживаться следующих рекомендаций (эти же критерии учитываютя и при отправлении любой цифровой методической разработки учителя на какой – либо фестиваль или конкурс)

1.Оригинальность (отличительные особенности) предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов.

2. Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.

3. Качество методического сопровождения (подробные методические рекомендации для учителей, а также детально описанный сценарий мультимедийного урока.

4. Ориентация образовательного процесса на новые результаты обучения (компетенции, общеучебные умения, обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира, межпредметные связи и т.д.)

5. Формирование новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и др.), имеющихся в разработке.

6. Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению

7.Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся

8. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся

9. Возможность использования элементов разработки в разных моделях урока

10. Качество обратной связи в ходе образовательного процесса

  1. Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых)
  2. Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи
  1. Качество мультимедийного сопровождения
  1. Соответствие представленной разработки поставленным учебным целям и задачам.
  2. Работоспособность элементов разработки
  3. Цветовая гамма
  4. Обоснованность дизайна
  5. Качество навигации
  1. Оценка качества цифровых источников
  1. Оценка визуального ряда представленных материалов.
  2. Целесообразность использования динамических таблиц, рисунков, анимаций.
  1. Воспитательное значение разработки
  1. Разнообразие форм и методов мотивации учащихся
  2. Соответствие представленной разработки поставленным воспитательным целям и задачам.

Заключение

                                             Потенциальные возможности игры в её влиянии на ребёнка как дошкольного, так и школьного возраста дают основания для её преемственного продолжения в школьной жизни ребёнка. В соответствии с периодизацией детства из ведущей деятельности дошкольника она превращается у школьника в ведомую, а «учение зарождается в игре и постепенно берёт на себя роль ведущей деятельности» (Н.Ф.Талызина Педагогическая психология // Москва – 1998)

Результатами своей деятельности считаю

  1. Высокий уровень мотивации при изучении ИЯ (метод анкетирования) смотри анкету

Данные анкетирования.

  1. Всего в анкетировании приняли участие учащиеся 3А, 3Б, 4Б, 4В классов, всего 68 человек.
  2. 82 % опрошенных, отвечая на вопрос «Что тебе нравится в уроках английского языка»,  выбрали абсолютно все предложенные варианты, что указывает на довольно высокий уровень мотивации. А в процентном выражении получилась следующая картина:

- узнавать новое о культуре другой страны – 92%

- узнавать про литературных и сказочных героев других стран, про традиции и обычаи- 97%

- играть и через игру учить английский язык- 98%

- тем, что язык интересный, красивый- 26%

- нравится учитель, он помогает мне изучать язык – 83 %

Как видно, лидируют в процентном отношении действия, связанные с интересными для данного возраста игровыми моментами как содержания урока, так и его организации.

  1. Отвечая на вопрос «чем тебе больше всего нравится заниматься на уроках английского языка?» ребятами были выбраны абсолютно все предложенные варианты, что также указывает на довольно высокий уровень мотивации. Но на 1 место по числу выбранных вариантов выходят пункты 6,11,4,5,2 . Это указывает на то, что на 1 место выходят те виды деятельности, где в большей степени присутствует игровые моменты и приёмы.

  1. нравится аудирование, когда мы слушаем диск и надо что – нибудь постараться понять- 23 %
  2. нравится разучивать песни с движениями и петь - 61%
  3. нравится Бабушка Грамматика со своей помощницей Гусеницей- 48%
  4. нравится выполнять разные грамматические упражнения с подсказками Бабушки Грамматики -82 %
  5. нравится заполнять «Альбом о себе» - 63 %
  6. нравится соревноваться в группах и зарабатывать баллы -93 %
  7. нравится заучивать стишки, рифмовки, считалки -32%
  8. нравится записывать слова в словарик – 59 %
  9. нравится читать по – английски – 47%
  10. нравится писать в рабочей тетради - 16 %
  11. нравятся уроки в виде  праздников  с призами -87%.

  1. К концу первого года обучения благодаря эффективному использованию игры как ведущего вида деятельности у меня получился высокий % учащихся, которые на «хорошо» и «отлично» знают звуки и буквы и не путают звуки и буквы устный по результатам игрового зачёта и письменная работа Алфавит

  1. Как видно из таблицы % учащихся по нашим критериям довольно высокий.

Формы проверки

2007 -2008 уч.г.

«5»     «4»    «3»     «2»

Зачёт по звукам (устный)

73%   19%   8%        -

Зачёт «Звуки и буквы» устный

51%   38%   11%     -

Письменный тест «Алфавит»

59%   27%   16%      -

  1. А вот  результаты анкетирования (самооценка учащихся). Выполняя задание «Оцени себя»

- на 1 место вышла оценочная реплика Я хорошо помню сказку про Господина Язычка (Мистера Танге) и могу её рассказать – 96 % опрошенных

на 2 месте - Я хорошо знаю все буквы английского алфавита и могу их все написать («мамы» и « дочки») – 92% опрошенных

далее по убыванию

Я хорошо знаю все буквы английского алфавита и не путаю их со звуками - 70%

Я хорошо знаю все буквы английского алфавита и могу их проговорить и пропеть- 68%

Я хорошо знаю все буквы английского алфавита -61%

Опять же видно, что на первых местах у детей выбраны те фразы. Которые напоминают им об игровых приёмах введения и закрепления нового материала (это и Господин Язычок (Мистер Танге), и английские буквы «мамы» и « дочки»).

Литература

1. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников //«Учебная литература» - 2004 - C.4-27.

2. Занковский урок. Какой он? // ж –л «Начальная школа»- № 24, 2004

3. Интернет сайт «Августовский педсовет». http://pedsovet.org/

4.Интернет сайт Издательский Дом «Первое сентября».    http://www.1september.ru/

 5. Интернет сайт «Учитель.РУ». http://new.teacher.fio.ru/

 6. Интернет сайт «Сетевые объединения методистов»

(СОМ )http://som.fio.ru/

7. Н.А.Тарасова. Игра как способ освоения иностранного языка // ж –л «ИЯШ» - № 6, 2007

 8. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // // «Москва», 1996

 9. Эльконин Д.Б. Психология игры // «Москва», 1978

10. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет) // «Учебное пособие» - 3-е изд. // «Москва.УРАО», 1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Рабочая программа по английскому языку за курс начальной школы автора Кузовлева В.П.

Эта программа является самой необходимой вещью при обучении младших школьников английскому языку. Она должна стать настоящей настольной книгой для каждого учителя английского языка, работающего в нача...

Особенности формирования коммуникативных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы

В работе представлены формы работы (игровые технологии, речевое творчесто, интегрированные уроки, проектная деятельность,...) для формирования коммуникативных технологии с учетом особенностей учащихся...

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...

Нескучные уроки английского языка для учащихся начальной школы

Методы и приемы ведения уроков английского языка в начальной школе...