Коммуникативные способности у детейшкольного возраста
методическая разработка по теме

Загудаева Татьяна Владимировна

Общение учеников - это обмен духовными ценностями, которые происходят в форме диалога и в процессе взаимодействия с другими учащимися. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между одноклассниками, в результате которой достигается взаимопонимание.  Задача научить доставать знания, аргументировать и если ошибся поменять взгляды - это и есть коммуникативность...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                           г.о. Дзержинский

                                                                                      Московская обл.

Коммуникативные способности        

              у детей школьного возраста.

                                                           

                                                                        МБОУ «Гимназия №4

                                                                       Воспитатель ГПД

                                                                      Загудаева Т.В.

                                  2011г.

                                                               

                                                                    «Счастлив не тот, кому много дали,

                                                              а тот, у кого ничего не отняли». Маслов

                                              1

  Общение учеников – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога и в процессе взаимодействия с другими учащимися. Одним из необходимых требований для этого является гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения. При этом важно чтобы они понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное настроение (в учебе, совместном труде, коллективной работе). Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между одноклассниками, в результате которой достигается взаимопонимание.

   Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения  и  составляет то, что называют перцепцией. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией понимаем осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Язык есть средство коммуникаций.

  Задача научить доставать знания, аргументировать и если ошибся поменять взгляды это и есть коммуникативность.

Различают вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное (речевое) общение является самым универсальным.

Посредством речи ребята воздействуют друг на друга, убеждают. Этот вид общения предполагает как восприятие, так и понимание.

Невербальное (неречевое) общение это мимика, жесты, пантомима, эмоции.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией, в результате которой достигается взаимопонимание. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбирают разные средства. В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место занимают сверстники, он предпочитает их общество. Это общение имеет ряд особенностей:

    - разнообразие коммуникативных действий. Ребенок спорит, успокаивает, обманывает, жалеет, требует. Именно со сверстниками появляются такие формы общения как притворство, фантазирование;

   -  яркая эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимические проявления;

   -  нестандартность и не регламентированность. При общении со сверстниками придумываются новые слова, позы, движения, они более раскованы. У младших школьников высокий уровень значимости игры и учебы.

 Ученые провели исследование воздействия вербального и не вербального общения на человека

Американцы–       7%- слова,      37%- интонация,      56%- внешность.

Русские–              35% - слова,     29%- интонация,      36%- внешность.

Вербальный интеллект это 1) диагностика, 2) развитие словарного запаса.

       Маргарет Мид так разграничила типы коммуникативного общения:

 постфигуративная – дети учатся у предшественников, кофигуративная – дети учат друг друга,  префигуративная – дети учат учителя.

 Дети знают больше в некоторых вопросах (работа с компьютером) и учителю иногда полезно стать учеником.

    С.Л. Братченко утверждает, что у ученика есть право на несогласие, на вопрос, если мы говорим о толерантности в общении.

 Любую ситуацию можно перевести в воспитательный момент, в общение.

Одной из воспитательных задач является такая организация жизнедеятельности школьника, при которой происходит правильное общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Для того чтобы научить детей правильно общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, недостаточно бесед и внушений. Мы используем практические занятия, ролевые игры, дискуссии, пятничные посиделки, клубную работу, экскурсии, пользуемся различными ресурсами ИКТ.

                           

                       

 Учебно-коммуникативные навыки включают в себя не только культуру общения, но и    - умение работать в группе,

                            - командные игры,

                            - умение высказывать и обосновывать свое мнение (дискуссии),  

                            - экскурсии, походы.

Стили педагогического общения:

   авторитарный, демократический, попустительский.

Типы педагогического общения

ритуальное общение – человек не важен, важна функция человека в общении;

межличностное – человек воспринимается целиком, взаимное общение;

манипуляция – должно быть уважение маленького человека.

К типам коммуникативной деятельности можно отнести:

межличностный тип самый распространенный, здесь мы принимаем информацию и посылаем (интеллектуальные игры, беседы, классные часы, дискуссии…);

при общественном типе коммуникативной деятельности используют технические, визуальные средства воздействия на аудиторию, возможности обратной связи ограничены (презентации);

личностный тип коммуникативной деятельности определяется как обмен информацией между учениками.

Аристотель определил три позиции в риторике:

1 – пафос – отдавать отчет в своих словах,

2 – этос – умение слушать (только 17% информации воспринимается),

3 – логос – убеждение, построенное по законам логики.

Коммуникация это непрерывное образование и носит оно гуманистический характер.

                                                 

                                                           2

 Для стимуляции внимания используются способы эмоциональной, интонационной поддержки внимания, и прямого вербального стимулирования.

                             

                            Упражнение «Ромашка».

5 – 6 стульев во внешнем круге – лепестки. Участники рассаживаются на стулья.

   1 задание: смотреть д/д в глаза, не отводить взгляд в течение минуты. Затем участники меняются местами.

   2 задание: участники говорят д/д «что я вижу в тебе» (одежду прическу, улыбку…). Меняются местами.

   3  задание: участники, попарно рассказывают д/д «каким ты был в детстве» и отвечают, верна ли догадка.

   4  задание: попарно отвечают «что между нами общего».

   5  задание: пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга» (в интересах, характерах, поведении, вкусах…).

                             Упражнение «Продолжи».

Все садятся в круг. Ведущий подходит к каждому и просит вытащить карточку. Участник читает вслух предложенный текст и старается без раздумывания продолжить мысль, максимально искренне. Остальные, про себя решают, насколько он искренен. Тот, кто счел, что товарищ искренен, поднимает руку. Если таких большинство, то говорящий может продвинуть стул в глубь круга. Если не признали ответ искренним, то каждый задает по вопросу. После чего ведущий просит «каждому сделать вдох, затем медленно выдох и задержать дыхание. А затем на выдохе выкрикнуть любое слово пришедшее в голову, или издать резкий звук.

   Карточки (текст)

         У меня немало недостатков, например:

         Выходя к доске, я чувствую себя…

         Мне случалось проявлять трусость. Однажды…

         Я знаю за собой хорошие черты, например…

         Я помню случай,  когда мне было невыносимо стыдно…

         Чего мне по-настоящему хочется так это…

         Однажды мне было больно и обидно, когда родители…

         Когда меня обижают, я готов…

         Я иногда сорюсь с другом, когда…

         Учеба в школе мне…

         Пустая карточка (искренне говоришь на произвольную тему).

                             Упражнение «Контакт масок»

Все участники рисуют себе маску. Она может быть странной, забавной, угрюмой, любой. Затем, все садятся в круг. Ведущий определяет, с какой маски начать. Каждый высказывает свое мнение: интересна ли маска и чем, какие особенности характера отображены в маске и наоборот скрыты. Какая маска подошла бы ему лучше. Обсуждается несколько масок, но не долго. Затем ведущий говорит: « В повседневном общении мы тоже носим маски, но не из бумаги – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас посмотрим что это такое». В центр круга кладут карточки:

         Маска безучастности,

         Маска  вежливости,

         Маска агрессивности,

         Маска послушания,

         Маска доброжелательности.

         Маска высокомерности,

         Маска неприступности,

         Маска решительности,

         Маска откровения,

         Маска простодушный чудак,

         Маска веселости…

Все выбирают себе карточки, и по очереди демонстрируют свою маску, придумывают ситуацию, в которой можно надеть эту маску, разыгрывают сценку. В заключении обсуждают «что мне дало это задание? Кому удалась «маска»? Какие переживания возникли!»

                      Анализ результатов.

Ребят разделяют на три группы.

1) обладали развитыми навыками общения;

2) развивающие навыки общения;

3) не обладающие навыками общения.

Участвовало 24 человека (до участия  4 - 14 - 6, после участия 9 - 12 - 3)

Развитие коммуникативных навыков.

   

   Ресурсы ИКТ

используемые в начальных классах

           диски

Мультимедийные презентации

 Web - сайты



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                           г.о. Дзержинский

                                                                                      Московская обл.

Коммуникативные способности        

              у детей школьного возраста.

                                                           

                                                                        МБОУ «Гимназия №4

                                                                       Воспитатель ГПД

                                                                      Загудаева Т.В.

                                  2011г.

                                                               

                                                                    «Счастлив не тот, кому много дали,

                                                              а тот, у кого ничего не отняли». Маслов

                                              1

  Общение учеников – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога и в процессе взаимодействия с другими учащимися. Одним из необходимых требований для этого является гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения. При этом важно чтобы они понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное настроение (в учебе, совместном труде, коллективной работе). Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между одноклассниками, в результате которой достигается взаимопонимание.

   Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения  и  составляет то, что называют перцепцией. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией понимаем осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Язык есть средство коммуникаций.

  Задача научить доставать знания, аргументировать и если ошибся поменять взгляды это и есть коммуникативность.

Различают вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное (речевое) общение является самым универсальным.

Посредством речи ребята воздействуют друг на друга, убеждают. Этот вид общения предполагает как восприятие, так и понимание.

Невербальное (неречевое) общение это мимика, жесты, пантомима, эмоции.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией, в результате которой достигается взаимопонимание. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбирают разные средства. В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место занимают сверстники, он предпочитает их общество. Это общение имеет ряд особенностей:

    - разнообразие коммуникативных действий. Ребенок спорит, успокаивает, обманывает, жалеет, требует. Именно со сверстниками появляются такие формы общения как притворство, фантазирование;

   -  яркая эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимические проявления;

   -  нестандартность и не регламентированность. При общении со сверстниками придумываются новые слова, позы, движения, они более раскованы. У младших школьников высокий уровень значимости игры и учебы.

 Ученые провели исследование воздействия вербального и не вербального общения на человека

Американцы–       7%- слова,      37%- интонация,      56%- внешность.

Русские–              35% - слова,     29%- интонация,      36%- внешность.

Вербальный интеллект это 1) диагностика, 2) развитие словарного запаса.

       Маргарет Мид так разграничила типы коммуникативного общения:

 постфигуративная – дети учатся у предшественников, кофигуративная – дети учат друг друга,  префигуративная – дети учат учителя.

 Дети знают больше в некоторых вопросах (работа с компьютером) и учителю иногда полезно стать учеником.

    С.Л. Братченко утверждает, что у ученика есть право на несогласие, на вопрос, если мы говорим о толерантности в общении.

 Любую ситуацию можно перевести в воспитательный момент, в общение.

Одной из воспитательных задач является такая организация жизнедеятельности школьника, при которой происходит правильное общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Для того чтобы научить детей правильно общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, недостаточно бесед и внушений. Мы используем практические занятия, ролевые игры, дискуссии, пятничные посиделки, клубную работу, экскурсии, пользуемся различными ресурсами ИКТ.

                           

                       

 Учебно-коммуникативные навыки включают в себя не только культуру общения, но и    - умение работать в группе,

                            - командные игры,

                            - умение высказывать и обосновывать свое мнение (дискуссии),  

                            - экскурсии, походы.

Стили педагогического общения:

   авторитарный, демократический, попустительский.

Типы педагогического общения

ритуальное общение – человек не важен, важна функция человека в общении;

межличностное – человек воспринимается целиком, взаимное общение;

манипуляция – должно быть уважение маленького человека.

К типам коммуникативной деятельности можно отнести:

межличностный тип самый распространенный, здесь мы принимаем информацию и посылаем (интеллектуальные игры, беседы, классные часы, дискуссии…);

при общественном типе коммуникативной деятельности используют технические, визуальные средства воздействия на аудиторию, возможности обратной связи ограничены (презентации);

личностный тип коммуникативной деятельности определяется как обмен информацией между учениками.

Аристотель определил три позиции в риторике:

1 – пафос – отдавать отчет в своих словах,

2 – этос – умение слушать (только 17% информации воспринимается),

3 – логос – убеждение, построенное по законам логики.

Коммуникация это непрерывное образование и носит оно гуманистический характер.

                                                 

                                                           2

 Для стимуляции внимания используются способы эмоциональной, интонационной поддержки внимания, и прямого вербального стимулирования.

                             

                            Упражнение «Ромашка».

5 – 6 стульев во внешнем круге – лепестки. Участники рассаживаются на стулья.

   1 задание: смотреть д/д в глаза, не отводить взгляд в течение минуты. Затем участники меняются местами.

   2 задание: участники говорят д/д «что я вижу в тебе» (одежду прическу, улыбку…). Меняются местами.

   3  задание: участники, попарно рассказывают д/д «каким ты был в детстве» и отвечают, верна ли догадка.

   4  задание: попарно отвечают «что между нами общего».

   5  задание: пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга» (в интересах, характерах, поведении, вкусах…).

                             Упражнение «Продолжи».

Все садятся в круг. Ведущий подходит к каждому и просит вытащить карточку. Участник читает вслух предложенный текст и старается без раздумывания продолжить мысль, максимально искренне. Остальные, про себя решают, насколько он искренен. Тот, кто счел, что товарищ искренен, поднимает руку. Если таких большинство, то говорящий может продвинуть стул в глубь круга. Если не признали ответ искренним, то каждый задает по вопросу. После чего ведущий просит «каждому сделать вдох, затем медленно выдох и задержать дыхание. А затем на выдохе выкрикнуть любое слово пришедшее в голову, или издать резкий звук.

   Карточки (текст)

         У меня немало недостатков, например:

         Выходя к доске, я чувствую себя…

         Мне случалось проявлять трусость. Однажды…

         Я знаю за собой хорошие черты, например…

         Я помню случай,  когда мне было невыносимо стыдно…

         Чего мне по-настоящему хочется так это…

         Однажды мне было больно и обидно, когда родители…

         Когда меня обижают, я готов…

         Я иногда сорюсь с другом, когда…

         Учеба в школе мне…

         Пустая карточка (искренне говоришь на произвольную тему).

                             Упражнение «Контакт масок»

Все участники рисуют себе маску. Она может быть странной, забавной, угрюмой, любой. Затем, все садятся в круг. Ведущий определяет, с какой маски начать. Каждый высказывает свое мнение: интересна ли маска и чем, какие особенности характера отображены в маске и наоборот скрыты. Какая маска подошла бы ему лучше. Обсуждается несколько масок, но не долго. Затем ведущий говорит: « В повседневном общении мы тоже носим маски, но не из бумаги – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас посмотрим что это такое». В центр круга кладут карточки:

         Маска безучастности,

         Маска  вежливости,

         Маска агрессивности,

         Маска послушания,

         Маска доброжелательности.

         Маска высокомерности,

         Маска неприступности,

         Маска решительности,

         Маска откровения,

         Маска простодушный чудак,

         Маска веселости…

Все выбирают себе карточки, и по очереди демонстрируют свою маску, придумывают ситуацию, в которой можно надеть эту маску, разыгрывают сценку. В заключении обсуждают «что мне дало это задание? Кому удалась «маска»? Какие переживания возникли!»

                      Анализ результатов.

Ребят разделяют на три группы.

1) обладали развитыми навыками общения;

2) развивающие навыки общения;

3) не обладающие навыками общения.

Участвовало 24 человека (до участия  4 - 14 - 6, после участия 9 - 12 - 3)

Развитие коммуникативных навыков.

   

   Ресурсы ИКТ

используемые в начальных классах

           диски

Мультимедийные презентации

 Web - сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста

материал содержит презентацию с описанием опыта работе по  теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....

Развитие коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.

Игры и упражнения для развития речи детей...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.Вот почему основная з...

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательн...