Развитие коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.
методическая разработка по теме

Андреева Светлана Николаевна

Игры и упражнения для развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovori_so_mnoy.docx14.57 КБ
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.docx13.87 КБ
Файл klassiki.docx15.28 КБ
Microsoft Office document icon v_shkolu_s_radostyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поговори со мной…

                Для успешного обучения детей в школе   большое внимание  придаётся развитию устной речи.  Многие родители задумываются над этой проблемой, но не всегда знают, как же эту речь развивать. «Мы много читаем малышу, объясняем всё на свете, учим наизусть стихи, а результата нет  - сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать, а уж пересказать и вообще не может…» Вы всё делали правильно; и объяснять, и читать, и стихи учить - это всё нужно делать. Но это ведь вы, родители, говорили, объясняли, а ребёнок молчал…

А потому я предлагаю вам обратить внимание на эти игры и упражнения.

  1. Играйте в слова. Это поможет скрасить долгий путь домой из садика или   « скучный поход по делам». К таким заданиям можно отнести:

  - какими словами,  красками можно описать время года;

- назови слово- предмет, слово-действие, слово-цвет, только весёлые слова.

- расскажи о предмете, какой он  (назови как можно больше слов прилагательных) что он может делать

(назови как можно больше слов  глаголов) и т.д.

«Если бы, да кабы». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был большим, то я бы…, потому что…

Если бы я был  Музыкой , то я бы…, потому что…

Если бы я был  Дождиком, то я бы…, потому что…

Если бы я был  Солнышком, то я бы…, потому что…

  1. Что плохого в бабе Яге? А что хорошего?  

Что плохого в болезни? А что хорошего?

Что плохого в дождике? А что хорошего?

  1. «Доскажи словечко» : взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
  2. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли с ребёнком сказку, обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  3. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать  понравившегося героя из сказки или рассказа
  4. «Найди ошибку в предложении» .

В лес растут грибы.

Шишки растут  …ёлке.

Папа повесил шишку …ёлку.

            7. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из          начала (короткого, как утро), середины,( длинного, как день),  конца, (короткого, как вечер)

       8. Разыгрывайте с ребёнком знакомую сказку  «в лицах» или, сказать проще,   устраивайте дома театральные представления. А что бы было начинать не слишком трудно,  разыграйте сказку  «Курочка Ряба» . В этой сказке ролей хватит всей семье- и маме, и папе, и малышу, и старшим детям.

Помните!  Ребёнка очень легко сбить. Ухмылка, насмешка, оттенок недоверия  с вашей стороны – ребёнок  может замкнуться и тогда вам будет очень трудно  вновь его  «разговорить».



Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие и как его развивать

Активное участие семьи ребёнка в педагогическом процессе - необходимое условие успешности развивающей работы. Семья наиболее активно влияет на социальную ситуацию развития ребёнка через систему отношений с близкими ему людьми, особенностей общения, способов и форм совместной деятельности через семейные ценности и ориентиры.

Ребёнок сможет научиться правильно произносить звуки и слова лишь в том случае, если он их слышит и различает. С нарушением речевого развития он испытывает специфические трудности при овладении фонетической системой родного языка:

-неверно произносит 10-20 звуков: не различает на слух и в произношении близкие по артикуляционным и акустическим признакам фонемы (с-ш,р-л, з-ж, сь-щ и др.);

-искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография-агафи, аквариум-акварю);

-не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кит-кот-ток, бык-бак-бык, па-ба-па).

  При овладении фонетикой родного языка важную роль играет не только развитие артикуляционного аппарата, но и фонематические процессы - специальные умственные действия по дифференциации (выделению и различению) фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух - способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой и слоговой структуры слова. Без   сформированного фонематического восприятия неизбежны затруднения в овладении письменной речью. Зачастую фонематическое недоразвитие делает очень трудным, а порой невозможным овладение грамотой, навыками чтения.

  Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, просты в использовании и очень нравятся детям, они не требуют специальных условий - в них можно играть на прогулке, в общественном транспорте и даже на кухне во время приготовления пищи. Вот некоторые из них:

- Выделение обусловленного звука среди других. Например, хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук среди других звуков. Если ребёнок справляется с этим заданием, его можно усложнить.

-Выделение обусловленного звука в словах. Скажи, слышится ли в словах этот звук и где (первый, в середине слова или последний)

-Подбор слов с обусловленным звуком (Вот домик для буквы К .    Засели в нём те предметы, в  названии которых слышится этот звук.

-Во время прогулки назови встречающиеся предметы  с названным звуком.

-Определение положения заданного звука в словах (начало, середина, конец слова). Подбор слов с определённым положением звука в слове. Например,  назови слова, которые начинаются на «д».

-Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Слова на слоги можно делить, ритмично шагая или хлопая в ладоши.

-Слоговой синтез слов «Что получится, если прибавить ЛУ и ЖА».

-Звуковой синтез слов «Сидели в стручке горошины-звуки и вдруг все рассыпались. Собери их. что получилось? (МАМА, МАК).

-Различение фонем, близких по артикуляционным и акустическим качествам. Покажи, где крыша, а где крыса. Подскажи словечко: Зреет красная к(г)алина , соберёт её Г(к)алина.

Дидактические игры:

«Поймай звук». Сначала надо договориться, как будем ловить звуки. Допустим, если услышим «ш», то хлопаем в ладоши, а если услышим «ж»,  то делаем из пальцев рук жука и он начинает летать.

- «Кто больше вспомнит слов с заданным звуком». Можно     нарисовать на одном альбомном листе два дома и в них заселять картинки.

-«Цепочка слов». Играют родители с ребёнком, привлекают ещё друзей. Каждый по очереди называет слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово. Например, кошкА-Аист--Торт-Табуретка-Ананас…

-«Озорной ветерок». Жили в книжке предложения. Залетел ветерок и перепутал слова местами. Нужно восстановить нужную последовательность слов. Например, мама произнесла предложение из 4-6 слов, а потом всё перепутал ветерок. Предложение произносится с перестановкой слов. Затем ребёнок повторяет за мамой предложение в правильном варианте.

-«Незнайкины ошибки». Мама говорит предложение из 3-5 слов, в котором  нет предлогов, неправильные окончания слов, а ребёнок прослушав неправильный «Незнайкин» вариант, произносит предложения, правильно произнося все слова  и предлоги.

Дорогие родители, занимайтесь с детьми и у вас всё получится!

                         



Предварительный просмотр:

«Классики», компьютер и буквы

Сегодня трудности в обучении испытывают очень многие дети.  Жизнь мелькает перед нашими детьми яркими красками, не давая постоять, рассмотреть, увидеть, сравнить, запомнить, рассказать. И как результат - бедный словарь, невозможность общаться, несформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, ориентации во времени и пространстве), необходимых для формирования навыка чтения и письма. Перенапряжение центральной нервной системы приводит к её истощению, частым болезням и неврозам, сильная концентрация внимания может вызвать тошноту, головокружение, дезориентацию в пространстве и времени.

Вы помните, как в детстве играли в «Классики», «Из круга вышибалы», «Казаки-разбойники», «Съедобное-несъедобное»,  «Резиночка», «Я знаю пять…имён (животных, фруктов)». Эти игры 30-летней давности развивали функциональный базис навыка письма и чтения, коммуникативные навыки, воспитывали волю.

А сейчас дети играют в компьютерные игры и…развивающие под девизом «Учимся, играя» Обучение в этих играх осуществляется на непроизвольном внимании. Ведь для привлечения внимания ребёнка к предмету его подают ярким, огромным, неожиданно. Ребёнок остановит на нём своё внимание, может даже выполнить какие-то действия. Но это не значит, что он его запомнил. В компьютерных играх на экране всё выскакивает резко, неожиданно и у ребёнка вообще нет возможности рассмотреть предмет. В результате -развитие внимания непроизвольного, не способствующего развитию произвольного внимания, так необходимого для обучения.

А когда это происходит на фоне уже имеющихся неврологических проблем (в результате проблемной беременности, родовой травмы, заболевания в первые месяцы и годы жизни), то  можно себе представить , каким ребёнок придёт в школу. Такому ребёнку трудно научиться чтению и письму, он имеет очень мало шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию. А помочь родителям и ребёнку в данном случае необходимо и лучше всего это сделает логопед и дефектолог. Но и в домашних условиях родители тоже могут позаниматься с ребёнком, используя мои рекомендации.

Большое внимание следует уделять развитию взаимосвязи «глаз - рука - речь» (одновременное движение руки, глаз и говорение). Ведь во время письма мы пишем, проговаривая вслух или « про себя» то, что пишем, следим за тем, что мы  пишем, глазами.

Очень полезна игра «Эхо» ( с мячиком). Повторяя за взрослым слова , разделённые на слоги (части), ребёнок  на каждый слог подбрасывает и ловит мяч.

«Я знаю пять…» когда ребёнок стучит мячом об пол и на каждый удар говорит по слову  из стишка: «Я знаю пять имён мальчиков. Коля - раз, Петя - два, Серёжа - три, Олег - четыре, Вова - пять». « Я знаю пять названий деревьев (мебели, городов, транспорта, продуктов). Эта игра сложная, т.к. одновременно нужно выполнять точные движения, думать и говорить. Эта игра развивает не только связи «глаз-рука-речь», но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия.

 Выписав  Буквы, для наилучшего освоения дети делают их           сами в трёхмерном, осязаемом изображении: из пальчиков или из счётных палочек, лепят из пластилина, печатные буквы собирают из деревянного конструктора, а письменные из элементов, вырезанных из картона. Все буквы обговариваются, сравниваются с образами. Например, у - ужик, о- обруч, у буквы п - пара ног, а у т-три ноги. Например, ребёнок путал буквы т и д  и никак не запоминал образы Д - дом, Т - молоток, тук-тук стучит . Можно предложить написать большие толстые буквы на листе бумаги, а потом , допустим, на букве Д сделать дырки, а буквы Т дырок нет.    Перед тем, как прописывать буквы в тетради, дети прописывают её на листочке с закрытыми глазами, чтобы запомнить кинетический образ буквы. Считать слоги детям помогают «Весёлые пальчики» : они кричат слово, как болельщики на стадионе, машут кулаком  и на каждый слог отгибают палец. Проверка : нет гласного, нет слога. Затем ставят ударение, «ударяя»» в воздухе по слову кулаком вперёд, как боксёры.

Чувствовать разделительный Ъ и Ь можно научиться тоже с помощью руки.  Рука перед грудью , на слоги «ле, ли, ля», рука  движется плавно справа налево, а произносим «лье, лья, льи» , рука «спотыкается», резко вниз. Значит, в слове пишем «разделюшечку», Ь или Ъ.

Обогащению  словаря  дома в период летних каникул способствует работа со словарными словами (раз в два дня).  Выписав словарное слово из словаря, нужно разделить его на слоги, поставить ударение. Затем нужно подобрать и записать пять родственных слов, придумать и записать предложение с любым из них, подчеркнуть главные члены предложения.

 Такие мини - занятия помогают детям с минимальной мозговой дисфункцией, с синдромом дефицита внимания, астено - невротическим синдромом не забыть за лето буквы, не утратить навык подбирать родственные слова, развивать связное высказывание.

Заучивать словарные слова можно, играя с ребёнком в мяч. Например, взрослый бросает мяч ребёнку и говорит: «Улица - 3». Ребёнок,  возвращая мяч, называет третий звук в этом слове.

  Вся работа, описанная выше, очень поможет родителям и их детям первоклассникам, будущим первоклассникам во время школьных каникул да и после.  Так, играя, вспоминаются полученные знания, развивается моторика, происходит закрепление навыков звукового и слогового анализа слов, вспоминается написание словарных слов, обогащается словарный запас.  

      Дорогие родители, вы  начните  заниматься с детьми, а полученным результатом будут счастливые и гордые глаза вашего ребёнка от выполнения таких лёгких, но нужных заданий.



Предварительный просмотр:

В школу с радостью

              Чтобы ребёнок хотел и мог бы с удовольствием учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как:

  1. эмоционально-положительное отношение к познанию,
  2. готовность к выбору содержания и вида деятельности,
  3. стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач,
  4. проявление инициативности, любознательности
  5. развитие правильной речи

              У каждого ребёнка существует естественная тяга к восприятию новой информации, иными словами, к обучению. И пресловутое детское любопытство тоже основано на  стремлении  познавать новое.

              Вопросы, которые начинает задавать ребёнок двух-трёх  лет взрослому, это и есть первый «выход» познавательной активности. И родители могут превратить первоначальный эпизодический интерес в устойчивое стремление ребёнка больше знать.

              Дошкольника шести-семи лет уже занимает всё на свете. В круг его интересов входят трудовая деятельность людей, явления природы, искусство (изобразительная деятельность, театр, кино, искусство). У него не только возникают  вопросы в связи с  конкретными предметами, которые он видит, но и появляется интерес к истории их происхождения, технологии изготовления.

              Очень полезно отгадывать с детьми загадки. Процесс отгадывания вызывает у ребёнка радость, однако, что бы процесс отгадывания  имел  развивающий  эффект,  нужно научить детей  выделять указанные  в загадке признаки неизведанного объекта  и сопоставлять их между собой. Например, очень хороши загадки, которые обращают внимание детей на хорошо знакомые предметы, животных.

            Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт …  кошка

            Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык…зайка

            Апельсины и бананы очень любят…обезьяны

            Встаёт на заре, поёт во дворе, на голове гребешок,

                                                              Кто же это…петушок

             Злая, как волчица, жжётся, как горчица, что это за диво?

                                                                    Это же…крапива

Есть загадки, при решении которых  нужно подключить смекалку, наблюдательность и интуицию. Такие загадки учат ребёнка мыслить нестандартно, развивают чувство юмора, в них всегда есть лукавство, подвох, многозначность.

       

             От чего плавает утка?       От берега

             За чем язык во рту?           За зубами

             Хвост, лапы, уши, как у кошки, но это не кошка . Кто это?       Кот

             Какой рукой лучше размешивать чай?       Лучше размешивать ложкой

              Если пять  кошек ловят пять мышек за пять минут,  сколько надо одной кошке,                                                                                   что бы поймать одну мышку?                      Пять минут

              Некоторые необычные загадки имеет смысл предлагать детям, которые уже знают буквы и могут на слух выделить в словах отдельные звуки. Они подведут ребёнка к важной мысли: каждая буква должна стоять  на своём месте, а замена одной буквы на другую не только меняет смысл слова, но и превращает всю фразу в бессмыслицу. После чтения такой загадки сначала можно посмеяться над комичностью ситуации, а потом найти «заблудившуюся»  букву и расставить всё по своим местам.

                              Жучка будку не доела: неохота, надоело.

                              Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.

                              На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

                              Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

                              Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

                              Закричал охотник:» Ой! Двери гонятся за мной!»

                              Сели в ложку и айда по реке туда-сюда!

              Не менее интересно и полезно для дошкольника сочинять собственные загадки. Родители могут сами научить этому ребёнка , например спросить во время прогулки: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает. Кто это?».  Конечно, воробей. Подобные описательные загадки по силам сочинять даже детям трёхлетнего возраста. Правда, ребёнку не сразу удаётся правильно сформулировать вопрос – он вносит отгадку в текст загадки: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки». Взрослый должен объяснить: важно выделить характерную особенность того животного, о котором составляется загадка, но не называть его. Например, если сказать: « Большой зверь, живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных жителей. А если добавить, что этот зверь любит лакомиться мёдом, то станет ясно, что речь идёт о медведе.

Играя в такую сочинительную игру на прогулке, дети и взрослые могут по очереди загадывать друг другу загадки о встреченных предметах. «Едет, гудит, людей везёт. Что это?»

              Недопустимо смеяться и критиковать загадки ребёнка, какими бы глупыми и нелепыми они не казались. В любом случае это огромная работа ума, поиск нужных слов, искренность и непосредственность. За такую работу нужно обязательно хвалить. Примитивность детских загадок идёт чаще всего от недостатка жизненного опыта, от скудости знаний о себе и окружающем мире. Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадок вместе с ребёнком, тем большее количество информации он усваивает.

              Ещё одним важным условием развития познавательной активности ребёнка  является чтение книг. Художественные произведения оказываются посредниками в эмоциональном общении ребёнка со взрослыми, выступают носителями опыта человечества. Можно привести много примеров традиций семейного чтения, во время которого родители и дети много думали, переживали, сострадали. Кризис детского чтения , о котором так много говорится в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Каким же образом повлиять на возникновение такого интереса? Очень примечателен приём, который использовал советский педагог Ш. Амонашвили, что бы вызвать у своего сына интерес к чтению. Он писал ему письма от имени Карлсона с просьбой почитать на ночь сказку, которую он, Карлсон, послушает. Можно предложить ребёнку нарисовать запомнившегося героя произведения или понравившийся сюжет. Это не только развивает любовь к чтению, но и творческую фантазию.

              Ещё одно из условий развития познавательной активности ребёнка  применяемость знаний в реальной жизни (кстати, это продолжает действовать на протяжении всех школьных лет) Когда ребёнок чувствует, что получаемые знания не лежат мёртвым грузом, а находят применение в бытовых ситуациях, это вновь и вновь нацеливает его на приобретение новых знаний. Например,  вы пришли в магазин. Предложите ему посчитать, сколько он получит сдачи, если конфета, которую он просит купить, стоит шесть рублей, а вы ему даёте десять рублей. Спросите, как называется эта конфета, и какие буквы в этом названии он знает.

              Таким образом, ребёнок научится правильно считать, начнёт осваивать азы чтения, научится совершать некоторые самостоятельные действия. Это и есть основа подготовки к школе: не просто заучивать буквы и цифры, а уметь ориентироваться в ситуации, учиться думать. Тогда обучение в школе будет действительно обучением с радостью.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста на материале английского языка

Выпускная квалификационная работа посвящена решению проблем связанных с преодолением языкового барьера детей дошкольного возраста при обучении английскому языку. Данная работа состоит из введения, т...

Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста

материал содержит презентацию с описанием опыта работе по  теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....