О методике А.И.Виницкого
статья на тему

Иванова Юлия Александровна

Методическое сообщение о методике выдающегося гитариста-исполнителя и педагога Александра Иосифовича Виницкого "Классическая гитара в джазе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_metodike_vinickogo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«О методике А.И.Виницкого».

Доклад преп. МОУ ДОД «Сосново – Борская ДШИ» Ивановой Ю.А.  

2011-2012 уч. Год.

Прочитан на заседании народного отдела 20.03.2012 года.

  

       В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо-звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

       Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала  характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

     Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мультистилевым инструментом.

    В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом  репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

    Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».

    В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А. Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.      

  Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было издано и переиздано большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

       Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как академических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большинстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

       Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

           Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. В связи с этим уместно высказывание самого Александра Виницкого, гитариста, композитора и педагога, по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные  классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском областном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, более эстрадную, но на классической гитаре».

  ВИНИЦКИЙ Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в собственной студии, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер - классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

     В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучит так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки.


   Примерный тематический план авторского семинара Виницкого А.И.
«Классическая гитара в джазе» отражает последовательность применения методики в работе с учащимися :

   1. Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом. Для современных джазовых гитаристов очень характерно использование так называемого «шагающего» баса при игре аккомпанемента, что создает иллюзию игры двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль. Использование аккомпанемента с шагающим  басом в сочетании с мелодией, является довольно сложным приемом для гитаристов, и А. Виницкий предлагает серию упражнений и этюдов, позволяющих последовательно нарабатывать навык.  Приведем несколько примеров.

    Этюд № 1 написан в технике аккомпанемента с «шагающим» басом; нижний голос имитирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.

    Этюд № 2 имеет очень интересное строение, начинается этюд 4-ех тактовой басовой линией, далее к рифовой фигуре баса добавляются аккомпанирующие интервалы и созвучия, исполняющиеся остро и стаккатированно в свойственной свинговой манере. Этюд№1 и №2 предназначены для отработки независимых движений большого пальца правой руки от указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки (которые должны остро играть аккорды, но не влиять на ровное звукоизвлечение большого пальца).

   2. Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на мой вопрос по поводу развития ритма: «Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова, но главным образом в европейском подходе к ритму. Латинская Америка и, конечно Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность, свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом.  Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

     Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности. Приведем некоторые из них:

      Этюд №5 написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

     Экзерсис №1, предназначен для развития характерной свинговой пульсации. Фактура экзерсиса очень проста, что позволяет концентрировать внимание на ритмической стороне упражнения.

    Этюд №3 написан в характерной синкопированной латиноамериканской манере, может служить отличным упражнением на развитие чувства ритма.

    Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восьмых (в виде триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанементе.

   Этюд в форме самбы «Желтый верблюд» является продолжением серии этюдов на развитие латиноамериканских ритмов.

3. Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза. Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.                                                                                                                                                

  Для изучения блюзов Александр Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также этюды в форме блюза. Этюд №7(блюз) в ми-мажоре пример сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В Этюде №7 отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).        

    Этюд №6 из «ДЕТСКОГО ДЖАЗОВОГО АЛЬБОМА» демонстрирует пример удачной дидактической композиции направленной на ознакомление детей с элементами блюза. Этюд технически не сложен, и может использоваться в начальных классах ДМШ.

   Босса - нова. Бразильская музыкальная культура. Африканские истоки ритма.                   Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Аккомпанемент в стиле босса - нова. Особенности гармонии бразильской босановы. Аранжировка мелодий (в качестве примеров используются аранжировки А. Виницкого известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, а также его сочинений в стиле босса нова и самба).

    Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.

   Прелюдия №4 из цикла «Джазовые прелюдии» пример отличной аранжировки босса - новы для соло гитары. В прелюдии автор демонстрирует превосходное понимание фактурных особенностей босса - новы (полиметрическое сочетание мелодического голоса с аккомпанементом). Прелюдия предназначена для изучения характерной   ритмики босановы.

ЭТЮД №5 из «Детского джазового альбома» отличная дидактическая пьеса для детского возраста. Технически простая, эта босса содержит довольно сложную фактуру (бас + мелодия + аккомпанемент).

 «Детский джазовый альбом» - интересные программные пьесы. Например, миниатюра «Маленький ковбой», написанная в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри.

    Не сложная по фактуре пьеса под названием «Босса нова» пример удачной композиции для детей. Пьеса технически доступна уже на начальном периоде обучения (1-2 классы), и содержит основные элементы стиля босса - нова (синкопированная ритмика и ладогармонические особенности бразильской музыки).

   Весьма интересен тот факт, что пьесы из «Детского джазового альбома №1» имеют яркую образность, а, как известно дети лучше воспринимают музыку, если она несет им конкретный программный образ. (Пьесы под названием этюд, сонатина , аллегро и т. д. часто вызывают затруднения у детей, им нужен конкретный образ, который они могут представить.)

     Все эти миниатюры за своей видимой простотой помогают закреплять изученный в первой части материал ( пульсация джазовых восьмых(триольный пунктир), синкопированная ритмика мелодической линии).

        Большой популярностью пользуется «Детская джазовая сюита «Карусель». Отдельные части из этой сюиты можно часто услышать на экзаменах и концертах в ДМШ. Пьесы написаны с большой композиторской изобретательностью, каждая часть сюиты написана в определенном джазовом стиле:

     Композиция «Случилось что-то необычное в волшебном лесу» написана в стиле ЛАТИНО (ровная линия баса и синкопированная ритмике мелодии).

  Следующая пьеса уже содержит свинговую ритмику и элементы блюза:

    Пьеса «Любопытный» знакомит исполнителя с «шагающим басом», характерным приемом при игре аккомпанемента в джазовой музыке.

      К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.  


Таким образом, авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре» занимает очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и за рубежом. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогическом репертуаре для классической гитары играют произведения А. Виницкого для детей и юношества. Они, несомненно, помогают педагогам ДМШ и ДШИ, а также способны последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.

Цели урока:1.      Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2.      Учить использовать схемы при работе над задачей.3....

Соотношение методики Н. Аха и методики Л. Выготского-Н. Аха в исследовании генезиса понятий

Эссе об исследовательских методиках классиков психологии по исследованию понятийного мышления...

Методики на развитие воображения. Методики на владение своим голосом.

Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...