к вопросу о создании здоровьесберегающей среды
статья по теме

Никитина Ирина Алексеевна

В статье кратко характеризуются компоненты системы здоровьесбережения в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О  СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        Проблема сохранения и укрепления здоровья детей не случайно привлекает в настоящее время пристальное внимание общества.  Большинство специалистов отмечают, что в течение периода школьного обучения  число детей с хроническими патологиями возрастает более чем в полтора раза. Причины такого печального явления многоплановы и неоднозначны. Это и ухудшающаяся экологическая  обстановка, и недостаточно благополучная экономическая ситуация, и особенность отечественного менталитета, сформированного десятилетиями «пионерского» воспитания, когда забота о собственном здоровье приравнивалась к слабости, а пренебрежение своим здоровьем расценивалось как признак героизма. Безусловно, кардинально изменить сложившуюся ситуацию возможно лишь при должном внимании к этой проблеме всего общества и реализации целого комплекса мер государством. Надо отметить, что  ряд нормативных документов федерального и регионального уровней поднимает вопрос о здоровье школьников. Так, в декабре 2010 года Министерством образования и науки РФ были утверждены «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», где, в частности, «формулируются требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся,  воспитанников, которые включают системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и

локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников)». Таким образом, законодательно закрепляется важная роль, которую может и должно играть образовательное учреждение в решении вопросов здоровьесбережения, учитывая, что ребенок в среднем одну треть своей жизни проводит в школе.

        Комплексная программа создания в школе здоровьесберегающей среды должна предусматривать применение следующих трех групп технологий:

·        организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

·        психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

·        учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к  ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также просветительскую деятельность среди родителей.  

Первый блок технологий направлен на создание «территории здоровья» в прямом смысле, т.е. обеспечение строгого выполнения санитарно-гигиенических норм. И хотя этот блок работы требует определенных материальных затрат и усилий администрации, не последнюю роль в оздоровлении «среды обитания» школьника играет учитель: поддержание необходимого температурного режима, обеспечение проветривания, контроль освещенности — те повседневные, но столь необходимые мероприятия, которые выполняет именно он.

 Мы считаем, что учитель - ключевая фигура в реализации всех здоровьесберегающих технологий.  Конечно, правильно составленное расписание уроков, сбалансированный учебный план, хорошая организация питания учащихся являются неотъемлемой частью здоровьесберегающей среды, но, в конечном счете, влияние школы на здоровье учащихся определяется тем, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения.

        В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии должны представлять систему эффективных педагогических техник, элементов педагогического мастерства, принципов педагогики сотрудничества, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него «культуры здоровья». В народе говорят: «Все болезни от нервов». Не может быть здоровым ученик, ежедневно находящийся в состоянии стресса на уроках, где  не создана комфортная психологическая атмосфера. Поэтому, программа создания в учреждении здоровьесберегающей среды должна, на наш взгляд, основываться на претворении в жизнь личностно-развивающего образования, в основе которого признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка, реализация широкого спектра современных педагогических технологий, способствующих свободному и полному раскрытию интеллектуальных способностей и особенностей личности ученика, максимальному удовлетворению его познавательных потребностей.

         Реализация комплексной программы создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей среды должна, в идеале, превратить это учреждение в «школу здоровья», в которой наряду со сбережением здоровья участников образовательного процесса происходит обучение их технологиям «самосбережения» здоровья.  Заботой учителя в «школе здоровья» становится не только реализация  программы конкретного предмета, но и создание комфортной среды обучения, и воспитание «культуры здоровья» у детей, и привитие им навыков здорового образа жизни.  К сожалению, далеко не все педагоги сами владеют такими технологиями, поэтому в программе создания здоровьесберегающей среды необходимо обязательно предусмотреть соответствующие занятия и тренинги с учителями. Целью таких тренингов, в частности, должно быть мотивирование учителей на активное применение технологий сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Микроисследование, проведенное в педагогическом коллективе нашего лицея, показало, что часть педагогов, особенно в среднем и старшем звене, теоретически понимая необходимость такого элемента урока, как физкультминутка, на практике не проводят её, мотивируя это дефицитом времени на уроке («Жалко времени, лучше я это время потрачу на закрепление изученного материала»). Зачастую учителя недостаточно владеют методиками здоровьесберегающих технологий, не знают о разнообразии методических приемов для разного возраста учащихся («После физкультминутки трудно вернуть детей к теме урока», «Девятиклассники уже слишком взрослые, чтобы с ними делать гимнастику для пальчиков»). Таким образом, приобретают особую актуальность вопросы формирования приоритета здоровья и повышения квалификации педагогов в области человеководческих технологий.

                Итак, одна из главных задач общего образования сегодня — обеспечить сохранение и укрепление здоровья ученика. Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.  С этой точки зрения, здоровым может быть только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.  Помочь ребенку стать таким человеком и должна школа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»

Материал для проведения педагогического совета на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей ...