Оптимицация учебного процесса на уроках биологии
статья по теме

Тепаева Марина Юрьевеа

КАк привлечь внимание школьников к изучению биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция

«Оптимизация учебного процесса на уроках биологии»

учителя биологии ГБОУ МСОШ с. Колывань

Тепаевой Марины Юрьевны.

                            ….Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется              не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.

                                                                                 К.Д Ушинский.

Мы вступили в 21 век. Каким он будет? Что потребует от школы и учеников? Какими качествами должен обладать выпускник школы 21 века? Во многом решение этих вопросов  зависит от нас учителей. Время востребует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя.  Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, по моему мнению, следующими качествами:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, умея применять на практике полученные знания;

мыслить творчески;

самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным уровнем;

грамотно работать с информацией ( уметь собирать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности)

быть коммуникабельным.

Компетентностно-ориентированное образование нацелено на выработку у ученика готовности творчески использовать все имеющиеся ресурсы для реализации поставленной цели. Способность к творчеству ценилась всегда и везде.

Развитие  компетентностей, как результата образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия очень важно на данном этапе развития образования в нашей стране. Формирование компетенций ведет не к смене содержания образования, а к изменению технологий, используемых учителем на уроках.

        В природе каждого человека заложен определенный потенциал внутренних возможностей. Моя задача, как  учителя,- раскрыть эти способности и постараться развивать их. Основой для правильного развития индивидуальности является выбор учителем  системы обучения, которая основывается на развитии сил учащегося.

        Исходя из определённых личностных качеств, необходимых выпускнику школы, я ставлю перед собой цель:

Помочь сформироваться учащемуся как личности, умеющей самостоятельно добывать и применять знания,  разрешать любые проблемы, свободно адаптироваться в обществе.

Среди огромного множества новых педагогических технологий применяю те, которые помогают в решении моей педагогической цели,  сочетаю формы и методы обучения  для   реализации задач по формированию личности. Я использую следующие технологии:

проблемное обучение

игровую деятельность

групповое самостоятельное обучение

проектное обучение

мониторинг уровня обученности.

         Содержание курса биологии позволяет ребенку в сотрудничестве с учителем познавать окружающий мир, раскрывать тайны природы, изучать закономерности развития природы, устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира.        

        Очень интересным по своему содержанию является курс биологии в 6-7 классах. Учащиеся знакомятся со строением, разнообразием и особенностями физиологических процессов у представителей разных царств живой природы.

Очень часто использую групповые технологии.  В этом возрасте у учащихся ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребята уже могут подчинять свою деятельность интересам коллектива, но в тоже время могут выражать своё мнение. При изучении некоторых тем я организую самостоятельную работу в группах. Выполняя проблемное задание  в группе, ученик расширяет поле решений, прогнозирует свои действия и осознает свои потребности. У него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, то есть развивается интеллект.

Используя игровую деятельность учащихся, я решаю очень сложные задачи – развитие  интереса к предмету, понимание  роли человека в природе, изучение признаков и свойств живых организмов.  Сам термин «игра» соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, и связывают этот процесс с положительными эмоциями. Одна и та же игра может быть:

обучающей;

коммуникативной

развлекательной

Интеллектуальные игры способствуют объединению детского коллектива. Кроме того, ребята слабо знающие предмет, очень свободно чувствуют себя, участвуют в обсуждении, предлагают свои варианты ответа.

Содержание учебника по биологии ориентировано на то, чтобы ученик сам захотел, а затем и самостоятельно освоил содержание предмета. Мне, как учителю, остаётся только организовать деятельность учащихся и при необходимости предоставлять им средства познания. Очень важно при этом чтобы ученик понимал материал, а не вызубривал его. Поэтому я постоянно использую на уроках вопросы проблемного характера и задания типа «третий лишний», которые требуют от учащихся не просто суммы определённых знаний, а умения владеть информацией, анализировать и делать выводы. Такая деятельность имеет несомненный развивающий эффект и интересна подавляющему большинству учащихся

        Начиная с 5 класса, я учу детей составлять схемы, таблицы с использованием материала учебника, дополнительной литературы и наглядных пособий. Эта работа помогает систематизировать материал и позволяет облегчить и уменьшить объём домашнего задания, так как ребятам стоит просмотреть итоги своей работы в классе, и у них формируется полная картина изучаемой темы.

   Очень сложными являются вопросы по определению расположения организмов в системе живой природы. Эту тему я постоянно повторяю при изучении новых таксономических единиц.   В форме игры ребята очень быстро запоминают основные таксономические единицы  и охотно самостоятельно придумывают задания друг для друга.  Например, предлагается найти закономерность в расположении карточек, на которых записаны систематические категории и видовые названия растений и животных. Для изучения вопросов биоразнообразия живой природы я организую  самостоятельную работу учащихся или в классе, или во время проведения экскурсий, или во внеурочное время. Ребята готовят сообщения, учатся описывать объекты живой природы по определённому плану, составляют проблемные вопросы и кроссворды. Такие задания, по моему мнению, учат работать с книгой, извлекать наиболее существенные знания и свободно ориентироваться  в большом потоке информации. При опросе я использую задания, в которых необходимо найти соответствие или необходимо из списка определений выбрать признаки, характерные для данного объекта.

        В содержании школьного биологического образования важное место занимают физиологические понятия. Из года в год они развиваются и обогащаются, рассматриваются в новых связях и отношениях, раскрывается их сущность. Легче усвоить эти вопросы позволяет эксперименты и опыты, которые учащиеся ставят во время уроков биологии.

        Результаты совместной работы с учениками сказываются и на результатах тестирования и выполнения контрольных работ.  В 7-х классах  качество знаний – 40%,  успеваемость составляет – 90%.

        Ежегодно выпускники выбирают для сдачи экзаменов  биологию   и показывают хорошие результаты. В прошлом учебном году из 21 выпускника восемь сдавали биологию. Средний балл составил- 56,37 балла ( по району 50 баллов). Годовые оценки подтвердили 5 учеников(63%). За прошедшие 3 года  % качества вырос с 25% до 63%, успеваемость - 100%

         Нынешние поколения выпускников  должны овладеть компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: пониманием различий, уважением друг друга, способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном решении вопросов. Ребята, покидая стены нашей школы, обладая ключевыми компетенциями,  легко осваиваются в новой обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности

Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование ИКТ

содержит обобщение опыта и теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий  в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...