Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии на тему

Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности

(Из опыта исследовательской работы учителя биологии/экологии

МОУ «СОШ п. Возрождение» Мурашковой Г. А.

(категория- высшая)

Информация об опыте.

  1. Наименование опыта.

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии / экологии и во внеурочной деятельности.

  1. Сведения об авторе опыта.

Мурашкова Г.А. работаю в МОУ «СОШ п. Возрождение» с 1994 года, пед. Стаж 18 лет

Занимаемая должность – учитель биологии/экологии.

Преподаю биологи в 5-11 классах и экологию в 5-9 классах.

Являюсь руководителем экологического клуба «Росинка» и МО естественно – научного цикла МОУ 2СОШ п. Возрождение»

  1. Условия возникновения становления опыта.

Работу над данной темой я начала в 2005 году в качестве учителя биологии/экологии МОУ «СОШ п. Возрождение» В классах обучаются ребята с различными способностями, поэтому моя задача как учителя помочь  каждому ученику самостоятельно развивать и совершенствовать свои индивидуальные качества, обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и научить использовать полученные знания в повседневной жизни

  1. Актуальность опыта

Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Цель современной школы –подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен научиться получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение поставленной цели в современной школе может быть достигнуто с помощью  разнообразных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

Биология является учебным предметом, который знакомит школьников с уникальным явлением – жизнью во всех её проявлениях. Формирует понимание природных предпосылок физического и духовно –нравственного здоровья человека.

Этим и обусловлен выбор темы моего опыта.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Создание условий успешной, сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приёмов, направленных на формирование  способности учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и применению   полученных знаний в повседневной жизни. Это достигается путём оптимизации воспитательного процесса через использование современных образовательных технологий.

  1. Теоретическая база опыта

Цели образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

  1. Принцип  сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения в познавательной деятельности.
  2. Принцип  активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  3. Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  4. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи
  5. Принцип повторения предусматривает вырабатывание динамических стереотипов в результате многократных повторений.
  6. Принцип доступности и индивидуализации опирается на индивидуальные особенности обучения и воспитания, педагог планирует и прогнозирует всестороннее развитие ребёнка
  7. Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
  8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей формирует двигательные способности и функциональные возможности ребёнка
  9. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения
  10. Принцип активного обучения заключается в повседневном использовании активных форм и методов обучения(обучение в парах, групповая работа, исследовательская и проектная деятельность…)
  11. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
  12. Принцип связи теории с практикой предполагает приучать учащихся применять свои знания на практике. Используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место практического применения.

В целях оптимизации учебно – воспитательного процесса в своей работе я применяю следующие средства:

              - двигательной активности(физминутки, эмоциональные разрядки и минутки

                  покоя)

               - гигиенические средства(проветривание и влажная уборка кабинета

               - привлечение краеведческого материала

               - учебное сотрудничество

               - игра как средство оптимизации учебно – воспитательного процесса

Технология опыта

               Чтобы достичь результатов работы, возникла необходимость поиска          

               эффективного применения образовательных технологий. В практике своей

               работы я использую элементы новых педагогических технологий: проблемного

               обучения разноуровневого обучения информационно –коммуникативные…

               На уроках и во внеурочной деятельности ребята стараются высказывать свои

               мысли, делиться опытом. Стараются сотрудничать друг с другом и со мной.

Самостоятельная деятельность учащихся.

                Среди основных тенденций современного образования важную роль играет

                Развитие самостоятельной деятельности учащихся. Для организации активной  

                самостоятельной работы учащихся на уроках я использую разнообразные

                индивидуальные дидактические средства: информационные тексты, карточки,

                инструкции для проведения лабораторных работ, контрольные вопросы.

Проблемное обучение

              В свое работе я использую групповую работу. Каждой  группе предлагается одна

              своя проблема. Учащиеся получают текст. Работают  над проблемой. Затем    

              организуется общее обсуждение и ребята делают выводы по данной проблеме.

              При работе с  группой снимается проблема у детей с низким уровнем знаний.

              У учащихся появляется уверенность в своих силах, чувство собственного

              достоинства, что сказывается на общем положительном отношении к учёбе.

              Практика показала, что использование проблемного обучения позволяет создать

              условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает

              необходимость необдуманного неосмысленного запоминания учебного материала

              Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а самое главное

              сохраняется интерес к изучаемому предмету. В целях упрощения домашнего

              задания предлагаю варианты по выбору.

Интеграция образования на основе межпредметных связей

             При подготовке к урокам и внеклассных мероприятий я стараюсь подбирать

             материал, который бы не оставлял учащихся равнодушными. Способствовал

             их интеллектуальному развитию создавал, положительный эмоциональный

             настрой.(видеофильмы, стихи, загадки…)

            особое внимание уделяю краеведческому, экологическому материалу и материалу  

         по сохранению здоровья.  Это не только расширяет кругозор школьников, но и  

         способствует их эстетическому воспитанию, даёт возможность понять красоту

         природы, а осознание её беззащитности порождает в детских сердцах добрые чувства

         ко всему живому и активную жизненную позицию – сохранить эту красоту.

Здоровьесбережение

        Немаловажное значение для здоровьесбережения учащихся играют уроки –

        экскурсии, подвижные игры, работа на пришкольном участке… для учителя

        в учебно – воспитательном процессе важно не только дать ребёнку определённые

        знания, но и научить его методам и приёмам самообразования, умению пользоваться  

        полученной информацией в повседневной жизни

Информационно – коммуникативные технологии

       На уроках и во внеклассной работе использую информационно – коммуникативные        

       технологии. Которые расширяют возможности активизации деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность

       Особое место в моей работе занимает внеклассная деятельность по биологии и

       экологии. Внеклассные мероприятия повышают познавательный интерес к

       предметам, формируют у учащихся экологическую культуру и навыки по  

       здоровому образу жизни.(тематические вечера, конференции, круглые столы, устные

       журналы, проекты, экологические акции…)

       В школе функционирует экологический клуб «Росинка»

Результативность опыта

      - положительная динамика качества знаний учащихся по годам обучения;

      - победы школьников в предметных олимпиадах и научно –практических  

        Конференциях;

     - высокие результаты участия в творческих конкурсах и смотрах различного уровня;

     - поступление выпускников в ВУЗы и СУЗы;

     - выбор учащимися предмета биология в качестве итогового экзамена;

     - доброжелательный психологический климат на уроках;

В результате мониторинга обученности классов, в которых я работаю на протяжении нескольких лет выявлена позитивная динамика учебных достижений. Отмечен рост уровня обученности и воспитанности в исследуемых классах. А так же применение в моей работе различных образовательных технологий позволило добиться повышения качества учебно – воспитательного процесса. Что несомненно сказалось на уровне детей.

     

Таблица1

Позитивная динамика учебных достижений по биологии

Учебный год

Количество обучающихся детей

класс

Успеваемость по предмету (в%)

Количество% обучающихся успевающихся на «4» и «5»

2006-2007

20

6

100

75

2007-2008

20

7

100

77

2008-2009

20

8

100

79

2009-2010

20

9

100

80

2010-2011

17

10

100

80

2011-2012

17

11

100

85

Таблица 2

Победители и призёры предметных олимпиад по биологии/экологии

Ф.И.О.

Год

Класс

предмет

место

уровень

1

2

Санжапова

Чапланов

Афанасьева

2007-2008

7

Биология

Экология

Экология

2

3

3

Школьный

      Школьный

3

Санжапова

Чапланов

Афанасьева

2008-2009

8

Биология

Экология

Экология

3

2

3

Школьный

      Школьный

4

Ахмедова

Тулякова

2009-2010

9

Экология

Экология

2

3

Школьный

      Школьный

5

Ахмедова

2010-2011

10

Экология

3

Муниципальный

6

Базаров

Козлова

2011-2012

6

8

Биология

Экология

1

3

Муниципальный

Муниципальный

Таблица 3

Победители, призёры, лауреаты творческих конкурсов

Ф.И.О.

класс

год

конкурс

Уровень конкурса

место

1

Члены клуба «Росинка»

2007-2008

Неделя защиты животных

Живой мир леса

Региональный

Региональный

2

Чапланов

9

2008-2009

120 лет Вавилову

Региональный

3

Члены клуба «Росинка

2008-2009

Неделя защиты животных

Региональный

4

Санжапова

Афанасьева

9

8

2009-2010

Научно – практическая конференция

Муниципальный

Муниципальный

1

2

5

Скрябина

Ахмедова

Строкина

Коваль

Ахмедова

Шкарин

Собецкая

8

10

6

8

10

10

10

2010-2011

Научно – практическая конференция

Викторина

Викторина

Интеллект- экспресс

Научно – практическая конференция

Научно – практическая конференция

Муниципальный

Муниципальный

Муниципальный

Муниципальный

Всероссийский

Муниципальный

Муниципальный

1

2

2

3

Лауреат

1

2

6

Шкарин

Ахмедова

Нурекенова

2011-2012

Научно – практическая конференция

Научно – практическая конференция

Научно – практическая конференция

Региональный

Муниципальный

Муниципальный

1

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете на тему  "Микроклимат на уроке". Изучаются и рассматриваются важнейшие аспекты поведения учителя и ученика на уроках....

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных  мин...