Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Экономика отрасли"
методическая разработка по теме

 

 

В современных условиях  в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев ( женщин, иммигрантов, инвалидов). В настоящее время государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Поэтому очень важно дать студентам базовые знания для открытия своего бизнеса.

Цель открытого урока: приобретение теоретических знаний в области источников финансирования бизнеса и управленческого общения; формирование у  студентов представления о собственном и заемном капитале; развитие умений выделять в сравниваемых объектах различное, сходное и особенное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_otkrytyy_urok.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»

ПО ДИСЦИПЛИНАМ

«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ», «МЕНЕДЖМЕНТ»

для специальности 100109 Косметика и визажное искусство

Астрахань

 2011

Одобрена методической комиссией                                     Составлено в соответствии с государственными

преподавателей         общепрофессиональных

и специальных дисциплин спец. 080110,        

080107                                                                     требованиями к минимуму содержания и уровню        

подготовки выпускника по специальности

№ ___ от _______________2011г.

                                                         ______________________________

                                         

                                                                                                   

Председатель  ______________Земцова Л.О.      Ст методист по УМР  __________ Махонина Ю.А.

Авторы: Портнова И.А., Маслак И.В.


ДАТА 18 .11.2011

Специальность:100109 Косметика и визажное искусство

Группа: 3-17КВ

Количество студентов: 26 человек

ТЕМА: Слагаемые успеха в бизнесе

ЦЕЛИ:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний основных источников финансирования бизнеса, составляющих управленческого общения.

 Развивающая: развитие мыслительных операций, умозаключения по аналогии, умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде.

Воспитательная: формирование интереса к специальности, осознание ценности получаемых знаний на уроке для профессионального становления.

ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала;
  2. Научить определять источник финансирования бизнеса;
  3. Научить правильно определять отношения в управленческом общении.
  4. Дать возможность осознать, какую роль в управлении играют менеджер и его заместители.

МЕТОДЫ: активные методы обучения, комбинированный опрос (устный у доски и тестирование), лекция с элементами беседы.

ТИП УРОКA: урок интегрированный ( бинарный).

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция с элементами беседы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Менеджмент, Экономика отрасли, Управление персоналом, Сервисная деятельность.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:  мультимедиа оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал.


СТРУКТУРА УРОКА (45 минут).

     

  1. Организационная часть.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.

4. Подведение итогов

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.  (3 мин)
  1. Приветствие.
  2. Проверка присутствующих.
  3. Постановка целей и задач.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Слагаемые успеха в бизнесе».

Цель урока: приобретение теоретических знаний в области источников финансирования бизнеса и управленческого общения; формирование у  студентов представления о собственном и заемном капитале; развитие умений выделять в сравниваемых объектах различное, сходное и особенное.

Но для начала необходимо установить взаимосвязь с уже изученным материалом.

  1. Проверка домашнего задания. (15 мин.)

2.1. Дать определение ключевому слову «предпринимательство». Найти слова, близкие по значению.

 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – дать определение.

Далее по алгоритму ищем однокоренные слова (ПРЕДПРИНЯТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ).

Затем слова, близкие по значению (БИЗНЕС, ФИРМА, ТОРГОВЛЯ, РИСК, КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ОАО, ЗАО, ООО)

2.2. Охарактеризовать этапы организации собственного дела.

 - консультация у юриста, составление пакета учредительных документов.

- оплата государственной пошлины

-государственная регистрация

- открытие счет в банке, изготовление печати и фирменных бланков.

2.3.Охарактеризовать понятие «менеджер» и «предприниматель». Какую роль играет общение в деятельности менеджера? Раскройте взаимосвязь этих двух понятий.

Из словаря В. Даля: «Предприниматель- это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность»

Из толкового словаря Ожегова: «МЕ́НЕДЖЕР - специалист по управлению производством, работой предприятия»

2.4. Одним из качеств предпринимателя являются знание форм и средств общения. Установить соответствие между понятием и его характеристикой.

№1

1. Деловое общение -это прежде всего...            1. коммуникации

2. Субъектами общения являются...                    2. сотрудники организации

3. Задача делового общения - …                          3. продуктивное сотрудничество

№2

1.Самая эффективная форма общения — это...      1. диалог

2.Прикосновения, похлопывание — это...              2. тактильное воздействие

3.Предметом делового общения является...            3. дело

№3

1. Невербальные средства общения        1. движение тела, голос, пространство

2.Вербальные средства общения             2. слова, фразы, предложения

3.Кинетические средства общения         3. мимика, поза, жест, взгляд, походка

  1. Изучение нового материала. (15 мин.)

Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов

3.1 Источники финансирования бизнеса.

Основная цель любого предприятия, в том числе и салонный бизнес, заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции или услуг превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).

Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между "притоком" и "оттоком" денежных средств. Обычно это называется "планированием финансовых потоков".

Характеристика внутренних и внешних источников финансирования бизнеса дается с опорой на слайды  презентации. 

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Заемный капитал, заемные финансовые средства это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основным видом заемного капитала является банковский кредит.

Преподаватель подводит студентов к выводу о том, что у крупных предприятий гораздо больше возможностей для финансирования бизнеса, как из внутренних, так и из внешних источников и о необходимости государственной поддержки малого бизнеса. Обобщая результаты объяснений и беседы в аудитории, желательно, чтобы преподаватель привлек внимание учащихся к практическому значению изученного, например, для разработки предпринимательской стратегии финансирования бизнеса. Так, приступая к разработке бизнес-проекта, предприниматель должен дать ответ на следующие вопросы: какой объем средств необходим для реализации проекта? Откуда намечается получить эти денежные средства и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата (или окупаемости) вложенных средств и получения дохода (прибыли) от них? Каков будет этот доход?

3.2 Управленческое общение как  одна из составляющих успеха бизнеса.

Финансовый успех менеджера-предпринимателя строится на комбинации двух фундаментальных составляющих его работы: отношения к производству и отношения к людям. Управленческое общение это отношение между людьми в процессе управления. В структуре управленческого выделяют отношения субординации и координации.

Отношения субординации- это отношения строго служебного подчинения младших старшим.

Отношения координации, т.е. взаимосвязи, согласования, приведения в соответствие. Отношения координации предполагают согласованность действий органов управления, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности во имя достижения общих положительных результатов.

Около 80% времени менеджер проводит в контакте с людьми. Поэтому умение говорить является важной составной частью его авторитета. Менеджер высокого уровня имеет, или должен иметь, заместителя. От их взаимоотношений во многом зависит успех дела. Общение начальника со своим заместителем имеет множество особенностей. Каждый из них обязан придерживаться некоторого алгоритма поведения, некоторых правил.

Правила для менеджера.

1.Лояльность по отношению к заместителю. Менеджер должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы.

2.Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ  к информации и ценному опыту.

Правила для заместителя.

1.Самое опасное для заместителя и организации в целом- ситуация, когда в заместительстве видят шанс для проведения собственной тактики. Во время отсутствия руководителя не следует проводить собственные тактики  ни по отношению к вышестоящему руководителю, ни по отношению к подчинённым.

2.Полная лояльность по отношению к руководителю.

3.Заместитель должен докладывать о происшествиях в организации, но по отношению к другим лицам следует, в пределах закона, хранить молчание.

4.Заместитель должен быть образцом честности и благородства. Он не должен использовать полученную им информацию в целях собственной карьеры.

Менеджер  должен владеть технологией достижения расположенности подчинённых  (метод аттракции), т.е. сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска. При защите своей точки зрения менеджер не должен оказывать психологическое давление на подчинённого.  Нельзя позволять себе делать негативный обобщающий вывод : "плохой человек". Во время негативного монолога попытайтесь понять суть претензии, иногда лучше записывать. При управленческом общении  уместно обращение  к положительным качествам управляемого. Менеджеру целесообразно употреблять слово "мы" вместо раздражающего "я".

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (12 мин)

Давайте подведём итоги, обсудим то, что узнали, и то, как работали – т.е. оцениваем  вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы по усвоению нового материала.

На доске записано КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Необходимо вставить пропущенные слова.

Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как   прибыль, так и _______________.

При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

Финансовый успех предпринимателя строится на комбинации двух фундаментальных составляющих его работы: отношения к производству и ________________________.  Отношение между людьми в процессе управления включают отношения _________________ и координации.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : 1.арендованные, 2.коммерческий успех, 3. страх, 4. убытки, 5.риск, 6.собственник, 7долг, 8.организатор производства, 9.результаты, 10. отношения к людям, 11.субординации .

Прежде чем закончить урок, мы бы хотели поблагодарить вас за активную работу. Вы все плодотворно работали на уроке и заслужили хорошие оценки /объявить оценки/. Надеемся, что знания, которые вы приобрели на предыдущих занятиях и на сегодняшнем уроке, будут стимулировать вас к дальнейшим шагам по накоплению профессиональных знаний.

  1. Домашнее задание. 

В качестве домашнего задания предлагаем вам:

  1. а) подумать, какой вид бизнеса Вы могли бы открыть после окончания колледжа;  

б) просчитать:  сколько  вам нужно денежных средств для открытия бизнеса и из каких источников Вы их можете получить;

в) составить организационную структуру салона.

2. Проанализировать по анкете свои возможности в предпринимательской деятельности (приложения).

Урок окончен. До свидания.

Приложение

Тест №1 « Потребность в общении»

Ответ на каждый вопрос оформите  в виде знака  «+» или  «-«, после чего подсчитать общую сумму положительных ответов.

  1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различных праздниках.
  2. Я могу отказаться от своих желаний, если они противоречат желаниям моих товарищей.
  3. Мне нравится участвовать в коллективных играх.
  4. Я предпочитаю дружеские отношения, а не деловые.
  5. Я легко устанавливаю контакты с незнакомыми людьми.
  6.  Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня улучшается настроение.
  7. Чтобы быть довольным собой, я должен кому – то в чём – то помочь.
  8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди друзей.
  9. Я больше люблю проводить время с друзьями, чем с книгами.
  10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня не раздражает.
  11. Мне трудно выступать перед большим количеством людей.
  12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе,  сколько о близком мне человеке.
  13. Неприятности у друзей вызывают у меня страдания.
  14. Мне приятно помочь другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.
  15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не  прав.
  16. Мне больше нравятся рассказы о путешествиях, чем рассказы о войне.
  17. Я с удовольствием выполняю общественную работу в школе.
  18. Мне трудно переносить одиночества.
  19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
  20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
  21. Я предпочитаю иметь мало друзей, но зато близких.
  22. Я люблю бывать среди друзей.
  23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
  24. Мне нравится  рассказы о бескорыстной дружбе.

Интерпретация результатов

Если число положительных ответов от 17 до 24, то это означает высокую потребность в общении, стремление к контактам с людьми,  способность к искреннему самораскрытию в общении.

Результат от 8 до 16 означает средний уровень потребности в общении, наблюдается сдержанность в эмоциональных проявлениях; больше привлекает деловой стиль общения, нежели доверительный.

От 1-7 – низкий уровень потребности в общении, неразговорчив, склонен к одиночеству.

Тест №2 « Склонность к руководству».

Ответ на каждый вопрос оформите  в виде знака «+» или « -« , после чего подсчитать общую сумму положительных ответов.

  1. Можете ли Вы командовать людьми?
  2. Любите ли Вы быть в центре внимания?
  3. Склонны ли Вы обсуждать свои планы, прежде чем принять решение?
  4. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
  5. Любите ли Вы произносить речи?
  6. Проявляете ли Вы инициативу и самостоятельность при осуществлении своих планов?
  7. Вас огорчает то, что Вы не пользуетесь авторитетом в коллективе?
  8. Любите ли Вы работу, требующую контактов с людьми?
  9. Считаете ли, что Вы обладаете организаторскими способностями?
  10. Верно ли, что Вы опаздываете на деловые встречи?
  11. Вы можете настоять на своем?
  12. Верно, что при решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  13. Вас привлекает руководящая работа?
  14. Вам нравиться организовывать со своими товарищами различные развлечения?
  15. Выполняете ли Вы свои обещания?
  16. Раздражает ли Вас то, что не удается закончить начатое дело?
  17. Верно ли, что организаторские умения важнее профессиональных данных?
  18. Легко ли Вы принимаете решения?
  19. Настойчивы ли Вы в достижении цели?
  20. Для Вас имеют значение хорошие взаимоотношения в коллективе?

Интерпретация результатов

От 15 до 20 – высокая потребность в руководстве, сочетание личных интересов с интересами коллектива.

От 9 до 14- средний уровень потребности в руководстве, склонность к реализации личных интересов, материальному обеспечению и карьере.

От 1 до 8 – низкая потребность в руководстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока по английскому языку тема:"Деньги" для специальности "экономика и бухгалтерский учёт" по отраслям

Вид урока:Комбинированный    Методы обучения:Словесный, наглядный, практический, исследовательский. Форма проведения урока:классно-урочная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Пре...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Технология кондитерского производства» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме обобщающего урока на тему «Технология кондитерского производства»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Агробизнес в свеклосахарной промы...