МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности» по дисциплине: «Технология отрасли»
методическая разработка на тему

Лавренова Марина Александровна

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Агробизнес в свеклосахарной промышленности». Занятие рекомендовано для проведения на втором курсе для студентов механического отделения.

Разработка предназначена для преподавателей специальных, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – улучшение качества преподавания и усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_agrobiznes.doc104 КБ
Office presentation icon tema_uroka.ppt707 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рассмотрено                                                                                     Утверждаю

на заседании цикловой                                                                   зам.директора по

комиссии общепрофессиональных                                               учебной  работе

дисциплин  

Протокол №    от                  2013г.                                                                      Н.В. Зингер

Председатель ЦК                                                                            «    »                       2013 г.

                М.В.Евдокимова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности»

по дисциплине: «Технология отрасли»

Подготовила:                                                                        Лавренова М.А,

                                                                                                 Преподаватель спец. дисциплин

                                                                                                 ТОГБОУ  СПО «Жердевский

                                                                                                  колледж сахарной                    

                                                                                                  промышленности»

Жердевка

2013

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Агробизнес в свеклосахарной промышленности». Занятие рекомендовано для проведения на втором курсе для студентов механического отделения.

Разработка предназначена для преподавателей специальных, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – улучшение качества преподавания и усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

                                        Оглавление                                                Стр.

Введение ………………………………………………………………………4

Подготовительный этап ……………………………………………………..6

План занятия ………………………………………………………………….7

Структура занятия ……………………………………………………………8

Методика проведения занятия ………………………………………………9

Заключение …………………………………………………………………..12

Список литературы ……………………………………………………….....13

Приложение

Введение

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого урока по дисциплине: «Технология отрасли» на тему «Агробизнес в свеклосахарной промышленности».

Данный урок является комбинированным уроком по разделу «Технология сахарного производства».

Агробизнес предопределяет развитие сфер производства, переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Важность аграрного сектора для развития экономики безусловна. Являясь производителем товаров первичного потребления, агробизнес всегда имеет спрос. Важнейшими условиями конкурентоспособности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Что требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в обучение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а также проведение семинаров и занятий, целью которых является развитие познавательной активности и логического мышления студентов, раскрытие экономических знаний, воспитание лидерских качеств, предпринимательской психологии. В процессе обучения используются: мастер-классы; ситуативно-ролевое обучение и деловые игры; тренинги; проектная деятельность

Цель данного открытого урока – мотивировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения по разделу «Технология производства сахара».

Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план занятия, структуру занятия, методику проведения занятия, заключение.

В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации урока, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения урока, определяются способы достижения поставленных целей и задач.

План занятия отражает цели и задачи урока, вид и тип урока, межпредметные связи, наглядные пособия, раздаточный материал и технические средства обучения.

Структура занятия содержит подробное описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения средств и методов обучения в каждом конкретном случае, их целесообразность.

Заключение подводит итоги проведенного урока.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому уроку по дисциплине «Технология отрасли» на тему «Агробизнес в свеклосахарной промышленности» состоит из следующих этапов:

  1. Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе было подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобраны ситуационные задачи и темы для самостоятельных работ.
  2. Подбор теоретического материала к уроку. При этом преподавателем изучалась специальная и научно – популярная литература по теме, проводился поиск нужной информации в Internet, были получены консультации ведущих специалистов Жердевского сахарного завода и агрономов компании «Агротехнологии».
  3. Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий.

Были использованы Internet – ресурсы и печатная литература для подготовки красочных слайдов по каждому вопросу, затем слайды скомпонованы в единую презентацию, подготовлены видео-ролики.

  1. Подготовка раздаточного материала, ТСО. 

Условия ситуационных задач и  оценочная ведомость распечатаны на форматной бумаге; проверено наличие оборудования: персонального компьютера, проектора, экрана; подготовлены задания для студентов на компьютере.

  1. Оформление кабинета: плакат технологической схемы сахарного завода, макет схемы сахарного завода.
  2. Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования отдельным членам группы. Рекомендовано повторить предыдущую пройденную тему: «Сырьё сахарного завода» и подготовить по ней презентации..

План занятия

Дисциплина: Технология отрасли

Тема урока: Агробизнес в свеклосахарной промышленности

Вид урока: Урок

Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

образовательные:

 - выявить уровень усвоения знаний по предыдущей теме «Сырьё сахарной промышленности»;

 - обеспечить обучающимися усвоение знаний по теме: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности»;

 - научить анализировать, выделять главное, самостоятельно работать;

воспитательные:

 - мотивировать необходимость знаний;

 - оценить работоспособность, способность к творческому мышлению, внимательность;

 -развивать познавательные способности, самостоятельность, трудолюбие, внимание, искать оригинальные подходы к решению задач;

 - развивать навыки сравнения и обобщения;

Межпредметные связи:

 - экономика отрасли, технологическое оборудование.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия и плакаты: макет схемы, фотографии оборудования аппаратов в виде слайдов и видо-роликов.

Раздаточный материал: индивидуальные карточки.

Технические средства обучения: видеопроектор.

Литература основная: Гребенюк С.М. Технологическое оборудование сахарных заводов. – М: Пищевая промышленность, 2007.

Нечаев А.П. Технологии пищевых производств. – М: Пищевая промышленность, 2005.

Литература дополнительная: Журавлёва Г.П. Вводный курс по экономической теории – М: Инфра-М, 1997.

Структура занятия

Этапы урока

Элементы урока. Изучаемые вопросы.

Методы обучения

Планируемое время

1

Организационный момент

словесный

2 мин

2

Объяснение новой темы: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности», показ слайдов

словесный

15 мин

3

Закрепление полученных знаний.

Работа с индивидуальными карточками, дискуссия.

практический

8 мин

3

Презентации самостоятельной работы студентов по ранее изученной теме

словесный

10 мин

4

Объяснение новой темы «Агробизнес в свеклосахарной промышленности. Схема производства сахара», показ слайдов, видо-ролика

словесный

40 мин

5

Закрепление полученных знаний.

Работа с индивидуальными тестами на компьютере.

Практический

8 мин

6

Подведение итогов урока.

словесный

6.1

Рефлексия

5 мин

6.2

Анализ ответов, выставление оценок

1 мин

7

Домашнее задание: Л.П. Ковальская. Технология пищевых производств, с. 87-111

словесный

1 мин

Методика проведения занятия

Особенность организации данного открытого урока в том, что уже на подготовительном этапе студенты активно участвуют в подборе материала, его компоновании, что позволяет сформировать у них ответственность за проведение урока. Немаловажным является интенсивное использование ПК, в том числе Internet – ресурсов, это формирует техническую и информационную культуру студентов, расширяет их кругозор.

Во время организационного момента преподаватель приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, учебников, раздаточного материала); также проверяет наличие необходимых ТСО и наглядных пособий.

Сообщается тема, цели, структура занятия – это делается для восприятия целостности урока студентами, дисциплинирует их.

Данный урок является комбинированным, после организационного момента следует изучение нового материала по теме: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности».

В качестве метода контроля используется работа с индивидуальными карточками «Ассоциации» и анализ из выполнения в форме дискуссии, что позволяет объективно  оценить каждого учащегося.  Этот дискуссионный метод требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний.

Затем проводится связь новой темы с ранее изученной в виде подготовки презентаций по теме: «Сырье сахарной промышленности».

Следующим этапом является объяснение второй части нового материала с использованием слайдов, видео-роликов и ТСО.

Этап закрепления полученных знаний проходит в виде индивидуальной  работы с тестами на компьютере.

Разнообразие образовательных форм деятельности повышает интерес у студентов к получаемым знаниям.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием анализа субъективного опыта и на данном уроке предлагается  известный прием «Снежинка», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Преподаватель подводит итоги урока: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, выдает домашнее задание.

Заключение

Пока урок является главной формой работы учителя и ученика, только он и остается объектом изучения, анализа, совершенствования и творческого восприятия. Через открытые уроки учитель может познакомиться с новаторскими приемами, с новыми методическими находками, с проблемами над которыми работают коллеги и, в конце концов, он может сверить свою работу с работой других учителей. И открытый урок – окно в этот огромный и меняющийся мир, мир творчества и профессионализма.

Проведение открытых уроков побуждает студентов к активной мыслительной программной работе.

Разнообразие методов обучения создает у студентов интерес к самой учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Развивается умение выступать публично, выстаивать перед лицом критики, не бояться высказывать свое мнение представляется очень ценным качеством современного специалиста.

Список литературы

  1. Гребенюк С.М. Технологическое оборудование сахарных заводов. – М: Пищевая промышленность, 2007.
  2. Журавлёва Г.П. Вводный курс по экономической теории – М: Инфра-М, 1997.
  3. Нечаев А.П. Технологии пищевых производств. – М: Пищевая промышленность, 2005.

Приложение 1

Конспект лекции

Тема урока:
«Агробизнес в свеклосахарной промышленности.
Схема производства сахара-песка».

Цель урока:

 - выявить уровень усвоения знаний по теме: «Сырьё сахарной промышленности»

 - получить общее представление об агробизнесе

 - изучить основные технологические этапы производства сахара-песка

Что такое агробизнес?

Агробизнес – сектор рыночной экономики, связанный с процесcами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов. В структурном отношении агробизнес в основном равнозначен агропромышленному комплексу.

Агробизнес – это всевозможные предприятия, связанные производством различных продуктов, волокна, поставкой различных ресурсов в сельскохозяйственное производство, переработкой, способами хранения и распределением полученных продуктов.

Цель агробизнеса: максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию.

 Такое понимание агробизнеса позволяет рассматривать его как систему координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных стадий производства, переработки и распределения продовольствия и  технического сырья.

Важнейшей составной частью агробизнеса является продовольственный комплекс (ПК), который включает в себя отрасли переработки сельскохозяйственного сырья пищевого назначения.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА АГРОБИЗНЕСА?

Бизнес фирмы обеспечивают ресурсы, необходимые для с/х

Производят с/х культуры и продукты животноводства

Превращают с/х продукцию в продукты питания

Деятельность и деловые связи

Планирование, финансирование

Организация и управление

Ценообразование и продажа

Установление стоимости и управление распределением

Рынки и частный сектор

Правительственные программы

Влияние агробизнеса на развитие страны

Агробизнес имеет колоссальное значение в развитии многих стран, ведь именно вследствие развития этого вида бизнеса, люди постоянно могут использовать плоды сельского хозяйства, выращивание зерновых культур и животноводство определяют то, насколько страна будет обеспечена жизненно необходимыми ресурсами. 

      Ведь если на минутку представить, что любая из стран может остаться, к примеру, без мяса, или другого очень важного ресурса, это, скорее всего, нанесёт сокрушительный удар по экономике страны (ведь недостающие ресурсы  придется покупать) и ее дальнейшему развитию.

 Это подтверждает, что развитие агробизнеса сложно переоценить, поэтому в него  вкладывают довольно большие ресурсы.

Проблемы агробизнеса:

Снижение количества ферм - исчезновение маленьких городов.

Цены на с.-х. продукты очень изменчивы

 Фермеры все больше зависят от закупаемых ресурсов

 Усиление вертикальных связей в производстве - система маркетинга

Ограничение правительственных ассигнований - меньше субсидий

У сельского хозяйства меньше политического влияния

Потребительские предпочтения меняются

 Понимание большого влияния сельского хозяйства на окружающую среду

Выводы:

Сейчас сельское хозяйство России становится перспективным направлением для инвестирования.

Поэтому-то и появляется мода  на агробизнес.

 Все это можно объяснить: народ ест и всегда будет есть.

2 часть:  Устройство и принцип действия линии производства сахара-песка.

 Сахарная свекла подается в завод из бурачной или с кагатного поля. По гидравлическому конвейеру она поступает к све- клонасосам и поднимается на высоту до 20 м. Дальнейшее перемещение ее для осуществления различных операций технологического процесса происходит самотеком. По длине гидравлического конвейера 1 (рис. 2.2) последовательно установлены соломоботволовушки 2, камнеловушки 4 и водоотделители 5. Это технологическое оборудование предназначено для отделения легких (солома, ботва) и тяжелых (песок, камни) примесей, а также для отделения транспортерно-моечной воды. Для интенсификации процесса улавливания соломы и ботвы в углубление 3 подается воздух. Сахарная свекла после водоотделителей поступает в моечную машину б.

Моечная машина предназначена для окончательной очистки свеклы (количество прилипшей земли составляет при ручной уборке 3...5 % свеклы, а при механизированной уборке комбайнами — 8... 10 %).

Количество воды, подаваемой на мойку свеклы, зависит от степени ее загрязненности, конструкции машины и в среднем составляет 60... 100 % к массе свеклы. В сточные воды гидравлического конвейера и моечной машины попадают отломившиеся хвостики свеклы, небольшие кусочки и мелкие корнеплоды (всего 1...3 % к массе свеклы), поэтому транспортерно-моечные воды предварительно направляются в сепаратор для отделения

от них хвостиков и кусочков свеклы, которые после обработки поступают на ленточный конвейер 14.

Отмытая сахарная свекла орошается чистой водой из специальных устройств 7, поднимается элеватором 8 и поступает на конвейер 9, где электромагнит 10 отделяет металлические предметы, случайно попавшие в свеклу. Затем свеклу взвешивают на весах 11 и из бункера 12 направляют в измельчающие машины-свеклорезки 13. Стружка должна быть ровной, упругой и без мезги, пластинчатого или ромбовидного сечения, толщиной 0,5... 1,0 мм.

Свекловичная стружка из измельчающих машин с помощью ленточного конвейера 14, на котором установлены конвейерные весы, подается в диффузионную установку 15.

Сахар, растворенный в свекловичном соке корнеплода, извлекается из клеток противоточной диффузией, при которой стружка поступает в головную часть агрегата и движется к хвостовой части, отдавая сахар путем диффузии в движущуюся навстречу экстрагенту высолаживающую воду. Из конца хвостовой части агрегата выводится стружка с малой концентрацией сахара, а экстрагент, обогащенный сахаром, выводится как диффузионный сок. Из 100 кг свеклы получают приблизительно 120 кг диффузионного сока. Жом отводится из диффузионных установок конвейером 16 в цех для прессования, сушки и брикетирования.

Диффузионный сок пропускается через фильтр 17, подогревается в устройстве 28 и направляется в аппараты предварительной и основной дефекации 27, где он очищается в результате коагуляции белков и красящих веществ и осаждения ряда анионов, дающих нерастворимые соли с ионом кальция, содержащимся в известковом молоке (раствор извести). Известковое молоко вводится в сок с помощью дозирующих устройств.

Дефекованный сок подается в котел первой сатурации 26, где он дополнительно очищается путем адсорбции растворимых несахаров и особенно красящих веществ на поверхности частиц мелкого осадка СаС03, который образуется при пропускании диоксида углерода через дефекованный сок. Сок первой сатурации подается через подогреватель 25 в гравитационный отстойник 24. В отстойниках сок делится на две фракции: осветленную (80 % всего сока) и сгущенную суспензию, поступающую на вакуум-фильтры 23.

Фильтрованный сок первой сатурации направляется в аппараты второй сатурации 22, где из него удаляется известь в виде СаСОз.

Сок второй сатурации подается на фильтры 21. Соки сахарного производства приходится фильтровать несколько раз. В зависимости от цели фильтрования используются различные схемы процесса и фильтровальное оборудование.

Сульфитированный сок направляют на станцию фильтров 19, а затем транспортируют через подогреватели в первый корпус выпарной станции 18. Выпарные установки предназначены для последовательного сгущения очищенного сока второй сатурации до концентрации густого сиропа; при этом содержание сухих веществ в продукте увеличивается с 14... 16 % в первом корпусе до 65.. .70 % (сгущенный сироп) в последнем. Свежий пар поступает только в первый корпус, а последующие корпуса обогреваются соковым паром предыдущего корпуса. Площадь поверхности нагрева выпарной станции сахарного завода производительностью 5000 т свеклы в сутки составляет 10 ООО м2.

Полученный сироп направляется в сульфитатор 29, а затем на станцию фильтрации 30. Фильтрованный сироп подогревается в подогревателе 31, откуда поступает в вакуум-аппараты первого продукта 32. Сироп в вакуум-аппаратах уваривается до пересыщения, сахар выделяется в виде кристаллов. Продукт, полученный после уваривания, называется утфелем. Он содержит около 7,5 % воды и около 55 % выкристаллизовавшегося сахара.

Сироп уваривают в периодически действующих вакуум-аппаратах. Утфель первой кристаллизации из вакуум-аппаратов поступает в приемную утфелемешалку 33, откуда его направляют в распределительную мешалку, а затем в центрифуги 34, где под действием центробежной силы кристаллы сахара отделяются от межкристальной жидкости. Эта жидкость называется первым оттеком. Чистота первого оттека 75...78 %, что значительно ниже чистоты утфеля.

Чтобы получить из центрифуги белый сахар, его кристаллы промывают небольшим количеством горячей воды — пробеливают. При пробеливании часть сахара растворяется, поэтому из центрифуги отходит оттек более высокой чистоты — второй оттек.

Второй и первый оттеки подают в вакуум-аппарат второй (последней) кристаллизации, где получают утфель второй кристаллизации, содержащий около 50 % кристаллического сахара. Этот утфель постепенно охлаждают до температуры 40 °С при перемешивании в утфелемешалках - кристаллизаторах. При этом дополнительно выкристаллизовывается еще некоторое количество сахара. Наконец, утфель второй кристаллизации направляется в центрифуги, где от кристаллов сахара отделяется меласса, которая является отходом сахарного производства, так как получение из нее сахара путем дальнейшего сгущения и кристаллизации нерентабельно. Желтый сахар второй кристаллизации рафинируют первым оттеком, полученный утфель направляется в распределительную мешалку, а затем в центрифуги. Полученный сахар растворяется, и сок поступает в линию производства.

Белый сахар, выгружаемый из центрифуг 34, имеет температуру 70 °С и влажность 0,5 % при пробеливании паром или влажность 1,5 % при пробеливании водой. Он попадает на виброконвейер 35 и транспортируется в сушильно-охладительную установку 36.

После сушки сахар-песок поступает на весовой ленточный конвейер 37 и далее на вибросито 38. Комочки сахара отделяются, растворяются и возвращаются в продуктовый цех.

Товарный сахар-песок поступает в силосные башни 39 (склады длительного хранения).

Приложение 2

Карточки «Ассоциации»

Придумать слова и словосочетания по изученной теме на каждую букву ниже представленных слов:

А

Г

Р

О

Б

И

З

Н

Е

С

 С

А

Х

А

Р

И

С

Т

О

С

Т

Ь

Приложение 3

Карточки для рефлексии «Снежинка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Технология кондитерского производства» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме обобщающего урока на тему «Технология кондитерского производства»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…» По дисциплине: «Химия»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендова...