МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…» По дисциплине: «Химия»
методическая разработка по химии на тему

Насонова Татьяна Николаевна
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендовано для проведения на втором курсе для студентов механического и технологического отделений. Разработка предназначена для преподавателей специальных, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБОУ СПО «ЖЕРДЕВСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  САХАРНОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Рассмотрено                                                                              Утверждаю

на заседании цикловой комиссии                                         зав. по воспитательной

математических и общих естественно                                 работе ________А.К. Иванова

научных дисциплин

Протокол №___ от ___2015 г.                                                 «__»_______________2015 г.

Председатель ЦК

________________ Л.В. Бредищева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…»

По дисциплине: «Химия»

        

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=67bf35b24cf2e7666c84551200365bec-103-144&n=21

                                                                                           Подготовила: Белолипецкая Т.Н.,

                                                                                  Преподаватель ТОГБОУ СПО                        

                                                                                     «Жердевский колледж сахарной                  

                                                            промышленности»

Жердевка 2015

    Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендовано для проведения на втором курсе для студентов механического и технологического отделений.

    Разработка предназначена для преподавателей специальных, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4

Подготовительный этап…………………………………………………………..5

План занятия………………………………………………………………............6

Структура занятия………………………………………………………………..7

Методика проведения занятия…………………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение………………………………………………………………………20

Введение

    Методическая разработка открытого урока «Металлы тоже воевали» связывает химию с историей. Она посвящается Победе в Великой Отечественной войне.

    В данной разработке рассказывается о тех металлах, которые использовались в различных военных целях. Разработка содержит информацию о тех учёных, которые непосредственно участвовали в создании необходимых для победы в войне оружия, механизмов, оборудования.

    Материал по данной теме способствует развитию чувства патриотизма, интереса к предмету химия, к изучению веществ.

    Методическая разработка состоит из основных разделов:

  • подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;
  • структура урока состоит в подробном распределении элементов занятия изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы;
  • методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его целей;
  • заключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги проведённого урока.

Подготовительный этап

    Процесс подготовки к открытому уроку по дисциплине «Химия» на тему «Металлы тоже воевали» состоит из следующих этапов:

  1. Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе было подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобраны темы для самостоятельных работ.
  2. Подбор теоретического материала к уроку. При этом преподавателем изучалась специальная литература по теме, проводился поиск нужной информации в Internet.
  3. Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий. Были использованы Internet – ресурсы и печатная литература для подготовки красочных слайдов по каждому вопросу, затем слайды скомпонованы в единую презентацию, подготовлены видеоролики.
  4. Подготовка раздаточного материала, ТСО. Тесты, кроссворд и оценочная ведомость распечатаны на форматной бумаге; проверено наличие оборудования: персонального компьютера, проектора, экрана; подготовлена викторина для студентов на компьютере.
  5. Оформление кабинета: компьютер с мультимедийным проектором.
  6. Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы доклады по металлам.

План занятия

ЖЕРДЕВСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)  ЗАНЯТИЯ №

Дисциплина: Химия

Группа

Дата

Тема урока: Металлы тоже воевали

1-М-А

Вид урока:   Комбинированный

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель  урока

Образовательная: Углубить представление о многообразии металлов и их значении.

Воспитательная: Воспитывать в студентах  чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.

Развивающая: Развивать познавательный интерес.

Межпредметные связи:  Химия.  История, литература

                                               

Обеспечение занятия

Наглядные пособия:  Презентация

Раздаточный материал: доклады по металлам

Технические средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором

Литература основная: 1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2005

2. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов средних профессиональных

учебных заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2009.

Дополнительная:

Структура занятия

Этапы урока

Элементы урока

Изучаемые вопросы

Методы обучения

План.

время

1

2

3

4

1

2

3

4

Организационная часть

Тема, цели урока, форма проведения. Основные роли

Ход урока:

2.1. Выступление студентов с докладами

2.2. Просмотр видео сюжетов

2.3. Викторина по металлам

2.4. Кроссворд  «Металлы – простые вещества»

Подведение итогов

Итоги подводятся по каждому  участнику,

заполняются оценочные ведомости и объявляются оценки.

Задание на дом:

Повторить темы: «Металлы и неметаллы»,

Ерохин Ю.М., стр. 90-102

словесно

Устно

словесно

словесно

2-3 мин

60- 62 мин

15 – 20 мин

5 мин

Методика проведения занятия

Цели урока:

  1. Углубить представление о многообразии металлов и их значении.
  2. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.
  3. Развивать познавательный интерес.
  4. Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.

ХОД УРОКА

Учитель. Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране.

    70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

    9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 70 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 45-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…

Задохнулись канонады, в мире – тишина.
На большой Земле однажды кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть…

    Советские ученые внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.

Учитель. 

    Семён Исаакович Вольфкович химик-технолог. Создатель технологических способов производства фосфатов аммония и концентрированных удобрений на основе фосфора. В первые дни войны ему была поручена организация производства  химических продуктов, в составе которых содержится фосфор. В  стеклянные бутылки заливали фосфорно-серные составы, которые служили зажигательными противотанковыми «бомбами».

    Академик Николай Дмитриевич Зелинский, выдающийся химик, изобрел противогаз, действующий по принципу адсорбции. Это произошло в 1915 г. Использование угольного противогаза целиком освобождало вдыхаемый воздух от ядовитых примесей.

    Иван Людвигович Кнунянц профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. В 1943 г. была присуждена премия за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ, основоположник химии фторорганических соединений.

    Александр Евгеньевич Ферсман академик. Первооткрыватель и исследователь апатитов, создатель промышленности редких элементов. Во время войны выполнял работы по маскировочным краскам.

    Николай Николаевич Мельников с самого начала войны перед учёными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолётов.

    Николай Николаевич Семёнов. Вклад академика Семёнова в обеспечении победы в войне определялся разработанной им теорией цепных реакций. Эта теория давала возможность ускорять реакции до образования взрывной лавины, замедлять реакции и останавливать на любой промежуточной стадии. Новые достижения использовались во время войны в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов.

    Александр Ерминингельдович Арбузов выдающийся учёный основоположник одного из новейших направлений в химии – фосфорорганических соединений. В марте 1943 г. советский физик-оптик С.И. Вавилов  писал Арбузову: « Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г. 3,6 - диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…». Позднее Арбузов узнал, что этот препарат применялся для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далёком расстоянии.

Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией.

1 ученик. Железо

    В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной  элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.

    “В бою железо дороже золота” - гласит татарская пословица. И русские говорили: “При рати железо дороже золота. Железом и золото добуду”. Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит, характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо. Оно действительно верно и безотказно служило Марсу.

    Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

2 ученик. Свинец, № 82. 

    С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. Свинец – тяжелый металл. Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. Свинцовыми метательными снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец, идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби – не более 1% мышьяка. Без  инициирующих взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

3 ученик. Никель, № 28. 

    На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался, поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении «Три лица Януса» о роли никеля в Отечественной войне. «На подводной лодке «Валькирия» исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады».

    Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой войны.

    Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.

    Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает её сверхпрочной. Недостаток никеля в стали пивёл к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и «тигры», и «пантеры», одетые в неё, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок.

    Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34. Осенью 1941 г., когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три качества этой машины — мощность огня, скорость, прочность брони — должны были так сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10 сек. вместо обычных 35 сек. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

    Производство Т-34 было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряжённого труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал Конев. Он писал: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым. Как мы были благодарны за него нашим  уральским рабочим и инженерам!».

4 ученик. Алюминий, № 13. 

    Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.

    В годы войны был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолёте, приходилось видеть бесконечные ряды заклёпок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклёпок на истребителе военного времени доходило до 100-200 тысяч штук, а на бомбардировщике - даже до миллиона…

Учитель: В декабре 1944 года на окраине небольшого польского городка органами советской контрразведки была задержана подозрительная женщина, которая "теряла" у колонны машин с боеприпасами "автоматические ручки". При проверке было установлено, что это диверсионное зажигательное средство со сложным воспламенителем, с корпусом из сплава, имеющего в основе алюминий.

5 ученик. Медь, №29. 

    В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди  и олова  – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди с цинком. Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек, ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия солёной воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

    Металлы: олово, цинк и медь - образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам. В Трептов–парке в г. Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашистской Германии, отлиты 5 огромных  бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.

6 ученик. Серебро, № 47. 

    Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

 Магний, № 12. 

    Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб.

Вольфрам, № 74. 

    Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.

7 ученик. Тантал, № 73. 

    Специалисты по военной технике считают, что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей. Тантал – важнейший стратегический металл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций.

Лантан, № 57. 

    Во время Второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах. Сплав лантана, церия и железа  даёт так называемый «кремень», который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом).

Ванадий, № 23. 

    Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая  сталь ещё прочнее. Поэтому её стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

8 ученик. Германий, № 32. 

    Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств германия превращать тепловую энергию в электрическую).

Кобальт, № 27. 

    Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

Стронций, № 38. 

    Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп, который вызывает тяжелое заболевание организма.

Молибден, № 42. 

    Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твёрдость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, тверда, гибка, из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.

9 ученик. Олово, № 50. 

    Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку, и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова  – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

Учитель. Было сказано, что олово называют металлом “консервной банки”. Половина добываемого во всём мире олова расходуется на получение белой жести, применяемой главным образом для изготовления консервных банок.

10 ученик. Литий, № 3. 

    В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

 Калий, № 19. 

    В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто “селитра”, то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельченных: серы, селитры и угля.

Учитель. Немцы разрушили в СССР почти 32000 промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40000 больниц, 84000 школ, техникумов и ВУЗов, 43000 библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70000 сел и деревень…

Враг сеял смерть…

В разрывах даль…

Страна пожарами объята…

В сердцах и ярость, и печаль…

Но гас огонь и гнулась сталь

О волю русского солдата.

    На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.

    Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 году он достиг 92% от уровня 1940 года.

    Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший фронтовик З.И. Барсуков:

Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков–друзей, -
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.

    Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.

    В конце урока предлагается викторина “Металлы” (Приложение 1), кроссворд «Металлы – простые вещества» (Приложение 2) и тест по химии (Приложение 3).

Заключение

    Победа советского народа немыслима без разработок учёных-химиков. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике, обороне.

    Труды советских учёных никогда не будут забыты.

Список литературы

  1. http://area7.ru/metodic-material.php?5685
  2. http://flatik.ru/uchenie-himiki-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Викторина по теме "Металлы"

1.Какой металл называют металлом фейерверков, потех и салютов? (Стронций)
2. Как используется магний в военном деле? (Зажигательные бомбы)
3. Какой металл называют «автомобильным» металлом? (Ванадий)
4. Какой металл может "болеть чумой"? (Олово)

5. Какой металл называют воплощением надежд и тревог? (Железо)
6. Какой металл и почему называют "крылатым"? (Алюминий)
7. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони? (Никель)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кроссворд по химии

Металлы - простые вещества

кроссворд по химии металлы 8 класс

1. Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.

2. Металл, который при низких температурах способен изменять свою аллотропную модификацию, превращаясь в серый мелкокристаллический порошок.

3. Элементарные частицы, придающие металлам свойство электропроводности.

4. Один из наиболее твердых металлов.

5. Самый неэлектропроводный и тугоплавкий металл.

6. Самый пластичный металл

7. Самый легкий металл.

8. Металл, из которого отливают колокола, благодаря его способности хорошо звенеть.

9. Металл, который при обычных условиях является жидкостью.

10. Наиболее блестящий и электропроводный металл.

11. Металл, имеющий наибольшую плотность.

Ответ

кроссворд по химии металлы скачать 8 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест по химии

1

Жидкий металл?

 

2

Как называются вещества, состоящие из атомов одного вида?

 

3

Цвет фенолфталеина в щелочах?

 

4

Газ, поддерживающий горение?

 

5

Как называется наименьшая частица вещества, обуславливающая его свойства?

 

 

6

Объем одного моль газа?

 

7

Газ, который используется для резки и сварки металлов?

 

8

Наименьшая неделимая частица элементов?

 

9

Самый распространенный элемент на Земле?

 

10

Как называются соли серной кислоты?

 

11

Кто открыл периодический закон?

 

12

Какого газа больше всего в составе атмосферы Земли?

 

13

Какая из кислот солонее серная или угольная?

 

 

14

Состав молекулы воды (формула воды)?

 

15

Какую валентность имеет кислород?

 

16

Формула азотной кислоты?

 

17

Самый легкий газ?

 

18

Как называется число, которое пишется впереди перед формулами?

 

19

Укажите бескислородную кислоту: серная, соляная, азотная.

 

20

Вещества, изменяющие скорость химических реакций?

 

21

Сколько агрегатных состояний у воды?

 

22

Единица измерения количества вещества?

 

23

При какой температуре кипит чистая вода?

 

24

Газ, необходимый для дыхания?

 

25

Формула кислорода?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса

поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать  резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...

Методическая разработка открытого урока. Тема: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»

Методическая разработка содержит план урока теоретического обучения по теме: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток» и ход урока....

Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла

Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла...

Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»

Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...

Методическая разработка открытого урока. Тема: Виртуальная экскурсия по городу Владимир.

Методическая разработка открытого урока.Тема: Виртуальная экскурсия по городу Владимир.Разработана учителем по истории Лисовой Н. С, для учащихся 8, 9 классов "Специальной (коррекционной) общеоб...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...