«Мы выбираем толерантность»
материал (9 класс) на тему

Попова Лидия Борисовна

 

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vybir_tolerantnost.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Куртамышская кадетская школа-интернат

«Мы  выбираем толерантность»

Программу разработала:

Попова Л.Б.

Куртамыш 2012 г.

Мы выбираем толерантность.

                                                                     «Я не люблю слово толерантность, но я не знаю слова лучше этого».        

                                                                                                      Махатма Ганди.

Цели:

1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;

2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

3.      учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

4.     развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход беседы

1.     Вступительное слово.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Сегодня мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу.

– Что вы понимаете под словом толерантность?

– Давайте посмотрим, какое значение дается этому слову в толковом словаре. (БЭКиМ. ИКТ)

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Давайте обратимся к истории, как и где, возник этот термин толерантность. (ИКТ)

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

«Колесо волшебных слов»

Двое учащихся работают индивидуально у доски.

По 1 человеку от команды составляют слова.

1 команда – доб, сер, дие, ро, ло, та, ми. (Доброта, милосердие)

2 – команда - от, вость, зыв, ние, да, чи, состра. (Отзывчивость, сострадание)

2. Работа в группе.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила на доске.

Правила толерантного общения:  (ИКТ)

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Остальные в командах работают по карточкам.

Учитель:   Выберите 5 качеств, которыми должен обладать такой человек.

1 команде – поддержка, миролюбие сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ответы: поддержка, миролюбие, равенство, сострадание, милосердие, доброта, великодушие, сотрудничество.

2 команда – миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Ответы: миролюбие, прощение, равенство, уважение, милосердие, диалог, сердечность, великодушие.

Проверяем работу по «колесу волшебных слов», и какие качества выбрали ребята.

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

·         Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

·         Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

·         С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

·         Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

·         Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.

2.  Ты устраиваешь истерику.
Дети считают.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

– Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо;

различные точки зрения на один и тот же вопрос;

наличие третьей стороны.

Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

– К каким результатам приводят конфликты?

Как же быть, как разрешить конфликт?

Правила управления конфликтом: (ИКТ)

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 – в школьной библиотеке: 

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 1– на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа2– в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Вовы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

         (Дети инсценируют ситуации, объясняя свое решение данного конфликта. По каждой ситуации подводится итог.)

– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

Продолжите пословицы: (ИКТ)

«Нет друга – ищи, …» а найдешь береги.

«Без беды друга…» не узнаешь.

«Друг познается…» в беде.

«Недруг поддакивает,…»а друг спорит.

«Не имей сто рублей,…»а имей сто друзей.

«Один в поле …» не воин.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора.  Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Перед вами тест «Толерантны ли вы»

Ответьте на вопросы.

1) Антон плохо одет..

● Это неважно.

□Ты подсмеиваешься над ним.

2) Цвет кожи у Вики отличается от твоего..

●Ты стремишься лучше узнать её.

□ Ты говоришь; «Все люди не твоего цвета кожи – это нули».

3) Пожилая женщина медленно идёт..

●Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

□Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

4) Ты мальчик, тебя ставят рядом с девочкой..

●Ты говоришь, что все девочки – нули.

□Ты разговариваешь с ней.

5) Ты девочка, тебя ставят рядом с мальчиком..

●Ты говоришь, что все мальчики – нули.

□Ты разговариваешь с ним.

6) Га твоих глазах на кого-то нападают..

●Ты пытаешься его защитить.

□Ты делаешь вид, что никого не замечаешь.

7) К тебе подходит ребёнок – инвалид..

●Ты будешь с ним разговаривать.

□Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

8) Артём питается не так, как ты, по причине своей религии..

●Ты говоришь, что он выглядит смешно.

□Ты попросишь, чтобы он объяснил это.

Сосчитай кружки.

- Если у тебя одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

- Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако ты добрый и со временем у тебя получится.

- У тебя менее 3 кружков: - ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

«Самый главный человек ».

Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке».

(Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)

Вывод – самый главный человек на земле это они сами.

Учитель:  Кто вы такие?

Дети: Сын, дочь, брат, сестра, житель России, внук, внучка, ученик (ца)…

Учитель:  Чем вы похожи друг на друга? (Ответы детей)

Прикоснитесь к чему-то синему на одежде, до тёмных волос, до туфелек, до чего-то тёплого, холодного, весёлого, доброго, похожего на тебя, не похожего на тебя.

Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы.

Творческая работа “Дерево толеранстности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.

Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

 А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным?

3. Подведение итогов.

 Заканчиваем наш урок толерантности.

 Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

Что такое толерантность?

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 и более человек, и эти люди отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением. Толерантным будет тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 16 ноября – День толерантности.

Кто после этого занятия стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...