Педагогический совет "Метод проектов - учебная технология XXI века"
методическая разработка по теме

В материале содержится основной доклад и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedsovet-dek-12.zip157.4 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
 Древняя мудрость.

Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностноориентированный подход в обучении!

        Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «развивать исследовательские умения, качества», но фактически приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впавшее в кому». Исследовательский дух может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке. Между тем, основное  требования современного общества  к школе -  формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные , производственные, общественные задачи, критически мыслить, систематически пополнять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их на практике. Наша задача, не набить головы учеников различными знаниями (объем которых по различным стандартам достиг такого уровня, что ребенок просто не в силах порой запомнить такое количество никчемной для него информации), а привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности и повседневной жизни. Метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться, как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения.

Что же такое проект?

 2.  «Проект»- заимствованное из немецкого языка в петровскую эпоху от латинского «прожект» (Этимологический словарь)

Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже. Проектировать= прожектировать – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению. (В.Даль)

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д

Часть проектов  может быть взята из школьной программыи создаваться самими детьми совместно с учителем и родителями в процессе обучения, часть, основываться на явлениях окружающей действительности и социальном опыте. В нашем случае будут рассмотрены социальные проекты, созданные совместно с родителями и проекты, идеи которых родились «в пути».

При таком построении проектной деятельности учащиеся демонстрируют высочайшую активность и заинтересованность проектом, оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.

3. В определенном смысле,  учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

4. Проектная деятельность помогает решать следующие образовательные  задачи:

-Развивает интерес ребенка к обучению через самостоятельное осмысление поставленной им задачи;

-Способствует формированию навыков исследовательской деятельности;

-Через творческую деятельность способствует развитию личности ребенка;

-Способствует развитию ключевых компетенций обучающихся;

-Дает ребенку опыт обучения в системе ВУЗовских технологий (что обеспечит в дальнейшем успешность  обучающегося  в ВУЗе).

     Внедрение проектных технологий в школе  повышает качество образования, так как повышается мотивация обучающихся к учению,  пробуждается их интерес к предмету. В противовес традиционному обучению, где главным элементом является опорный конспект и учебник, а целью-получение информации,  метод проектов  следует целям опережающего развития личности. Метод не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной цели развитие личности ученика.

5. Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи.

Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа : собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.

 Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей. Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.

Третий этап – реализация проекта. Основные задачи : определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально ( индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок. Четвёртый этап – презентация проекта. Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.

Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.

И здесь я хочу привести пример проекта «Малоярославец – город ратной славы», созданного учащимися 5 класса под руководством Карташевой Т.Г. и  Соколовой Т.Г.  Презентация Кузяева В.

Идея создания проекта родилась  «в пути». Педагоги распределили обязанности: К.Т.Г. выступила как энтузиаст, эксперт и научный консультант, С.Т.Г. как руководитель и координатор процесса.

Хочу подчеркнуть, что для реализации главной идеи: возбуждения личного интереса учащихся к теме проекта, совсем не обязательно личного участия педагога в том или ином мероприятии, достаточно того, что в нем участвовали дети и интерес к теме был возбужден.

Выступление Йованович С.А. и  Уколовой А.И.

 Метод проектов – это метод развивающего обучения, который  помогает преодолеть господство «знаниевого»  подхода к обучению в пользу «деятельностного». Хорошо ли это? Новая система образования, которая формируется сегодня, идет под лозунгом «деятельностного подхода». Конечно, приращение личностных знаний  возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями. Поэтому метод опорного конспекта и учебник никто не отменял. Традиционное обучение  исчезнет только тогда, когда в школе все ученики будут мотивированы к обучению, исчезнут лодыри и двоечники.  Это- неблизкая перспектива, мечта.  Этот метод включается в планирование обучения, как сопутствующий. Традиционное содержание образования передается ученику с целью его усвоения, а проектно-исследовательная деятельность  для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества.  

6. Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.

1.Учитель сам выбирает, будет ли он  работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за  их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает изравноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора  и контролёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не  «Ты сделал неправильно!», а  «Почему ты это сделал так?»).

7.Учитель вмешивается  в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

7. Советы учителю, работающему по методу проектов.

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше,  да лучше.

5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

8. Главные условия организации работы над проектом.

  1. Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.
  2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.
  3. Стремление учащихся работать над проектом.
  4. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
  5. Доступность информации о ходе проекта.
  6. Доступная ученикам библиотека, медиатека.
  7. Рабочие уголки групп проекта.
  8. Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
  9. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

Решения педсовета

  1. Признать опыт учителей Йованович Е.А., Карташевой Т.Г., Уколовой А.И., Сергеевой Е.С. подожительным и рекомендовать к использованию в педагогическом коллективе.
  2. Осуществлять учебную деятельность с использованием метода проектов с учетом личного опыта учащихся.
  3. Продолжить обмен опытом по применению метода проектов в учебной деятельности через информационную сеть школы.

Подготовила зам. директора по УВР Соколова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Зачем нужно учиться? Ответ на этот «д...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Метод учебных проектов в современной школе рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, лично...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Для успешного осуществления процесса обучения в педагогике  разрабатываются образовательные технологии, одна из которых  это технология проектного и исследовательского обучения....

Доклад "Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века"

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Мишель де  Монтень французский философ и писательЗачем нужно учиться? Ответ на этот «детский...

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Для успешного осуществления процесса обучения в педагогической науке разрабатываются образовательные технологии, одна из которых это технология проектного и исследовательского обучения. Родившись из и...

Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Одной из современных образовательных технологий, на мой взгляд, достаточно эффективной, является проектная деятельность, которую можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.Опыт ...