Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."
статья по теме

Подрезова Ирина Ивановна

Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями "гуманность", "деятельное сострадание"; говорить об ограничении насилия в силовом конфликте, т.е. затрагивать принципы, лежащие в основе норм международного гуманитарного права. УМК "Вокруг тебя - Мир..." предусматривает различные виды работ по развитию и совершенствованию устной и письменной речи: ассоциативная работа, диалог с текстом, письмо-отклик на волнующую тему, игровое моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_na_urokah_po_uchebno.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Подрезова И.И., МБОУ СОШ № 36 г. Томска

Виды интеграции на занятиях по учебно-методическому комплексу

«Вокруг тебя – Мир…»

        Интеграция предметов в современной школе – новое направление, способствующее развитию творческого потенциала личности. Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

        С 2000 года в МОУ СОШ  № 36 ведутся занятия по учебно-методическому комплексу «Вокруг тебя – Мир…». УМК «Вокруг тебя – Мир…» является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он даёт возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями международного гуманитарного права.  

Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…» помогает, наряду с другими предметами гуманитарного цикла, повысить внимание к личности ученика, к его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству.

Интегративные подходы к содержанию образования способствуют формированию у учащихся целостной картины мира и создают представление о школьных предметах как определённой системе. Художественное отражение действительности может совершаться не только в словесных образах (художественная литература), но и в зрительных (изобразительное искусство), в звуковых (музыка). Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволяет сформировать умение последовательного и грамотного построения речи, развить художественное мышление учащихся.

На интегрированном уроке создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного мышления и активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся. Привлекаются художественные образы разных видов искусства (литературы, изобразительного искусства, музыки), создающие эмоциональный настрой, условия для комфортного обучения. Необходимо развивать у учащихся собственные художественные способности и потребность реализовать их в собственном художественном творчестве. Реализация этих потребностей должна осуществляться в системе, поэтапно включающей школьника во всё более активный диалог литературы и права с другими видами искусства.[1]

Рассмотрим более подробно каждый из видов интеграции. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Например, на уроках в 5-ом классе необходимо развивать в школьниках эмоциональную отзывчивость, способность откликнуться на произведение искусства собственной творческой деятельностью. Какие виды работ можно использовать для развития этих способностей?

Текст литературного произведения каждым учеником воспринимается индивидуально, но в целом можно увидеть две тенденции: восприятие слуховое и зрительное. Для того чтобы обучение проходило эффективно, нужно включать разные сферы восприятия. Рисунок – это тоже «текст», который создаёт ребёнок, его личное восприятие мира в образах. Например, на уроке по сказке-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок» для раскрытия идеи произведения и лучшего понимания темы использовались различные художественные средства: музыка (звук) – «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»; литература (слово) – сочинение-миниатюра «Имя неизвестного цветка»; изобразительное искусство (цвет) – рисунок «Моё представление неизвестного цветка».    На уроке также звучали этические и правовые понятия: уважение, сострадание, достоинство. Таким образом, был создан целостный образ неизвестного цветка, мужественного, стойкого, трудолюбивого, любящего жизнь.

Всегда интересна ребятам этой возрастной группы такая форма работы, как комикс. Комикс – серия картинок с краткими текстами, образующая сюжетное повествование. Мы работали над комиксом при изучении следующих тем: «Жизнь Анри Дюнана», «Женевские конвенции», «О правилах» (сказка Татьяны Александровой «Светофорчик»). В рисунках, размещённых в рамках, должны быть отражены наиболее важные моменты произведения. На картинках располагаются слова автора, соответствующие смыслу изображённого фрагмента.

Работая над сказкой Оскара Уайльда «Мальчик – звезда», учащиеся пробовали свои силы в создании более сложного вида работы – диафильма. Диафильм – серия картинок (фотографий) на киноплёнке с объясняющим и дополняющим их печатным текстом. Текст может быть внизу или сбоку.

Диафильм строится из кадров. Разбираем на занятии схему описания кадра (вводятся новые термины: задний план, передний план, художественная деталь). Как показать в диафильме душевные изменения героя? Каждому ученику предлагается индивидуальное задание: нарисовать кадр диафильма к определённому эпизоду. В результате выстраивается целая серия кадров, где можно увидеть, как духовно меняется мальчик-звезда.

Работа с ассоциациями поможет визуально представить новое понятие, раскрыть его смысл. Во время работы над сказкой «Общее счастье» ученикам было предложено интересное задание: представить своё понимание счастья, используя рисунки, фотографии, картинки из журналов, т.е составить коллаж. Коллаж – приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании материалов на какую-либо основу. В подобных работах наиболее ярко проявляется творческая индивидуальность каждого ребёнка.

На уроках в 6–ом классе было важно  показать историческую эпоху, так как многие произведения основаны именно на этом. Например, раздел «Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?» рассказывает о правилах, ограничивающих насилие, складывавшихся на протяжении веков в различных странах. Англия, Франция, Германия, Россия – можно побывать в этих странах с помощью заочного путешествия; на слайдах, репродукциях, фотографиях рассмотреть особенности костюмов, вооружения того времени.

          Игровое моделирование позволяет разыграть, смоделировать, прожить определённую ситуацию, в которой актуализируется определённый опыт ребёнка. Созданные по индивидуальным эскизам ребят костюмы, оружие помогут ярче представить время.

Таким образом, инсценирование эпизодов, создание комиксов, составление кадров диафильмов позволяет примерить на себя разные роли: сценариста, режиссёра, художника, актёра и максимально полно раскрыть своё творческое «я».

Один из видов искусства – киноискусство. В качестве иллюстраций к некоторым литературным фрагментам  используются кадры из фильмов (работа с фрагментами фильмов «Чучело», «Уроки французского»). Киноискусство – это искусство синтетическое, т.е. воспринимаемое одновременно зрением и слухом. Сравниваются текстовые фрагменты и кинофрагменты. Обращается внимание на то, насколько ярко удалось режиссёру раскрыть характер героя, что привнесено нового.

В 7-ом классе разговор идёт о последствиях вооружённого конфликта для мирных людей, о тех разрушениях (и моральных, и физических), которые несёт война. Поэтому здесь привлекаются документальные свидетельства: 

  1. фотографии, плакаты (в качестве творческого задания плакаты могут быть созданы детьми);
  2. документальные, художественные фильмы с документальными вставками (фильмы «Ленинград», «Освобождение»). Ученикам предлагается задание: сопоставить кинофрагменты с изображением блокадного Ленинграда с эпизодами из рассказа В.Конецкого «Тамара», стихотворения А.Ахматовой «Памяти Вали».

Обращение к мировым шедеврам помогает увидеть «вечные» темы, проблемы на протяжении долгого времени:

  1. картины В.Верещагина «Апофеоз войны», П.Пикассо «Герника», С.Дали «Мадонна порта Льигат»» показывают трагедию и боль войны, уязвимость детей. Подобная тема рассматривается в произведениях А.Ахматовой, В.Катаева, Б.Екимова, М.Шолохова;
  1. музыка Д.Д.Шостаковича («Седьмая симфония») созвучна размышлениям  Виктора Конецкого («Кто смотрит на облака»),  Светланы Алексиевич («Последние свидетели»).

Важным предметом наблюдения учащихся является цветопись. Цветовой анализ текста позволяет понять механизм рождения образа, увидеть, как из языкового многообразия писатель выбирает опорные слова. Например, из рассказа В.Конецкого «Кто смотрит на облака» были выписаны следующие  словосочетания: «фиолетовое небо», «фиолетовые морозы», «синий мороз», «синее лицо», «снежная пыль», «заиндевелые деревья», «тьма», «чёрная очередь», «огоньки коптилок», «горит печь», «жёлтая арка почтамта» и т.д. Ребята доказали, что фиолетовый, синий, чёрный цвет связан с мотивом смерти, холода, оцепенения; жёлтый, красный – тепла, жизни, движения. Преобладающий в начале рассказа синий цвет в финале сменяется жёлтым, оранжевым: жизнь побеждает смерть.

 Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики. Художник изображает не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица. Работая над  рассказом Бориса Екимова «Ночь исцеления», учащиеся составляют вначале словесный портрет бабы Дуни, а затем пробуют изобразить его на бумаге. В рассказе  Михаила Шолохова «Судьба человека» особое внимание уделяется портрету Ванюшки, ранимости, незащищённости ребёнка. Таким образом, на занятиях УМК «Вокруг тебя – Мир…» развивается умение комплексно анализировать художественный образ в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик.

         У художников, писателей часто именно пейзаж становится важным средством выражения человеческих эмоций, психологического состояния. Например, в рассказе Михаила Пришвина «Голубая стрекоза» красота и гармония природы контрастируют с ужасом войны; а в рассказе Евгения Носова «Белый гусь» природные катаклизмы (гроза) сопоставляются с войной и её последствиями.

        В 8-ом классе рассматривается тема защиты культурных ценностей в настоящем и будущем, тема истинной красоты. Сохранение культурного наследия каждой страны имеет большое значение не только для граждан этой страны, но и всего мира. Международное гуманитарное право предоставляет защиту культурным ценностям в условиях вооружённого конфликта.

Учащимся предлагаются исследовательские работы с использованием информационных технологий («Деревянная архитектура: Кижи», «История создания картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и т.д.), в которых они могут не только словесно, но и визуально представить необходимую информацию.

 Итоговая работа представляется в виде  проекта (создание сборника творческих работ). Ролевая игра позволит максимально проявить себя в качестве редактора, художника, корреспондента (оформление титульного листа, использование различных шрифтов, умение расположить материал на странице, подобрать нужную иллюстрацию).

Участие в областном социальном проекте «Окна твоего города» - это размышление учащихся о будущем (не только абстрактном) родного города, решение экологических, социальных проблем.  

Таким образом, интеграция способствует развитию творческой деятельности учащихся, результатом которой могут быть собственные рисунки, комиксы, диафильмы, исследовательские работы, что является отражением личностного восприятия мира, развития творческого воображения, художественно-образного мышления.

Литература

  1. Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности // Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно-методической конференции: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2007. С.273-281.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

Учебно-методическое пособие "Сборник тестов к урокам русского языка, которые включают компонент интеграции с предметами школьного курса"

Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одно целое разные дисциплины школьного курса, способствует не только развитию мировоззрения учащихся, но и росту творческого потенциала учителя....

Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие

В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использо...

Учебно методический материал коррекционного курса "Сенсорная интеграция".

Центральной идеей коррекции, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (это особенно касается двигательной, вестибулярной, проприоцепт...

Критерии оценивания знаний обучающихся 8-9 классов на уроках биологии (учебно-методическое пособие) .

Важной составляющей учебного процесса являетсяконтроль результатов учебной деятельности учащихся,позволяющий определить не только уровень сформирован-ности их знаний, умений и навыков, но и конкретную...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

«Моделирование и конструирование на уроках технологии». Учебно-методический комплекс

Курс «Моделирование и конструирование на уроках технологии» способствует воспитанию эстетической культуры учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности восприним...