Коммуникативная компетентность как основа воспитательной работы в школе
статья по теме

Могильницкая Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Оглавление

Введение        

1 Основная часть        

1.1 Коммуникативная компетентность педагога        

1.2 Коммуникативная компетентность учащихся        

2 Практическая часть        

2.1 Организация воспитательных воздействий по формированию коммуникативной компетентности        

2.2 Изучение формирования коммуникативной компетентности на уровне среднего и профессионального образования        

Заключение        

Литература        


Введение

Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами. Назовем лишь некоторые из них, это -  методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и др. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

В ряду ключевых образовательных компетентностей[1] важное социально-определяющее место занимает коммуникативная компетентность, уровень формирования которой во многом определяет успешность, с которой ребенок найдет свое место в мире, будет принят и понят обществом, сам примет и поймет окружающий социум. Владение коммуникативными навыками необходимо для профессионального самоопределения, уверенного поведения в различных ситуативных ролях, выстраивания межличностных отношений. Профессия, семья, друзья, общественное признание, личные интересы – во  многом определяются уровнем сформированности коммуникативных качеств личности.

Исходя из актуальности заявленной проблемы, цель данной работы – рассмотреть коммуникативную компетентность как основу воспитательной работы в школе.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть коммуникативную компетентность как составляющую профессионализма учителя и личностное качество учащихся;

- определить значение коммуникативной компетентности для воспитательного процесса;

- на основании  полученных материалов сделать выводы.


1 Основная часть

1.1 Коммуникативная компетентность педагога

Профессиональный педагог является единственным человеком, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Таким образом, в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.  А так как, только творческий учитель может воспитать творческого человека, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения  самого педагога, его саморазвитию, а также  развитию его профессионального и творческого потенциалов.  

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его.

В педагогической работе значимость общения многогранна. Что хорошо ощущает педагог. Взаимодействие с детьми в ходе обучения, организация учащихся на выполнение коллективных дел, формирование  взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение. Общение выступает как система со многими функциями: информационно-коммуникативной, регуляционно- коммуникативной, аффективно-коммуникативной. В процессе общения все эти функции должны реализоваться целостно, комплексно, иначе эффективность общения будет незначительна.

Следует подчеркнуть, что общение педагога с учащимися воспитательно значимо и реализуется через ряд этапов[2]:

- Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности детьми (прогностический этап).

- Организация непосредственного общения с классом, аудиторией момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).

- Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

- Анализ осуществленной системы общения на предстоящую деятельность.

Основываясь на этом можно сказать, что в социально-психологическом плане управление поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и учащихся осуществляется через верно организованную систему общения. Инициатива в общении дает возможность педагогу решать ряд стратегических и тактических учебно-воспитательных и социально-психологических задач: обеспечивается  руководящая роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Педагогически целесообразное направление общения, которое  формирует соответствующие настроения, чувства детей, создает  возможность создания нужного социально-психологического климата, обеспечивающего эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Профессионально-педагогическая организация общения предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, которая предполагает:

- умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;

- правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности  ее важнейшее звено – речевое воздействие;

- быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям учащихся;

- постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.

Возможно ли развитие коммуникативной компетентности педагогов? Изучение опыта работы в этой области, анализ профессиональных периодических изданий позволяет дать утвердительный ответ[3].

При решении данного вопроса в педагогическом коллективе должна быть проведена психологическая диагностика учителей, а уже на ее основе подготовлена работа, в процессе которой могут быть созданы ситуации, связанные с постановкой педагогических проблем и осознанием необходимости их решения и др.

Этому будут способствовать психологические тренинги, работа проблемных и творческих групп, проведение исследований по нерешенным педагогическим проблемам, проведение организационно-деятельностных и других деловых игр, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения.

Из множества разработанных  и нашедших  практическое применение  в педагогической практике психоразвивающих методов получили такие, которые связаны с личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия,  которые направлены на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

1.2 Коммуникативная компетентность учащихся

Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом – одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В построении воспитательной системы школы мы исходим из представления о том, что учащиеся являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения.

Педагогический коллектив обеспечивает целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных ступенях образования, единство учебной и воспитательной деятельности, многообразие и возможность выбора для учащихся конкретных видов развивающей деятельности внутри воспитательной системы при обеспечении ее конечной результативности.

Общее образование, освоение культурных ценностей, формирование социальной компетентности, гражданственности и ответственности составляют базу содержания воспитания.

Известно, что в дошкольном возрасте начальные речевые умения направлены на формирование элементов коммуникативной компетентности, которая дает ребенку возможность в элементарных формах устанавливать общение, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер), выполнять роль собеседника.

Тем самым усваиваются отдельные первичные необходимые понятия коммуникативной культуры, дети обучаются пользоваться приемами речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, поздравление, приглашение, разговор по телефону и т.д.).

В начальной школе через речевое общение, познавательную деятельность у учащихся формируются сообразные возрасту речевые умения, накапливается социальный опыт, дети учатся «вживаться» в коммуникативную ситуацию, по возможности управлять ею, использовать элементы коммуникативной культуры (восприятие словесно-драматических жанров искусства, народной культуры).

У школьников среднего звена развиваются представления более высокого уровня о коммуникативной компетентности: их обучают ориентироваться на партнера, по возможности управлять ситуацией (особенно с педагогами, родителями, друзьями, родственниками), активно использовать элементы коммуникативной культуры (речевые обороты, интонация, невербальные средства общения: мимика, жесты и др.).

Однако, содержание общеобразовательных и профессиональных специальных дисциплин в средних и высших учебных заведениях предполагает овладение знаниями из различных научных областей и подготовку к конкретным видам деятельности в очень узких рамках, то есть обеспечивает сугубо узкопрофильную подготовку.

Между тем, формирование коммуникативной компетенции является основой профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях педагогического и социально-экономического профиля, например: педколледж (отделение «дошкольное воспитание», начальная школа), педуниверситет (факультет педагогики и психологии), индустриальный университет (факультеты экономический и технологический)[4].


2 Практическая часть

2.1 Организация воспитательных воздействий по формированию коммуникативной компетентности

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.

Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во взаимодействии. Завуч организует работу по формированию ключевых компетентностей и обеспечению школьной адаптации.

Развитие коммуникативной компетентности школьника должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий (например, "Уроки общения").

Этапы работы в рамках данной системы: 1) диагностический; 2) коррекционно-развивающий; 3) контрольный. Диагностический этап осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений определяет уровень и особенности сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку). Полученная информация используется для индивидуально-типологического подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.

Основной метод для специально организованных занятий ("Уроков общения") по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение (далее – АСПО)[5]. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.

Существенные преимущества АСПО по сравнению с традиционными (не активными) формами состоят в следующем.

Во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения.

Во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы АСПО, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости.

Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или условий получения нужного результата. К ним относятся, прежде всего, умение педагога (учителя или педагога-психолога), ведущего занятия, применять метод АСПО, правильное определение времени (места в учебно-воспитательном процессе) для урока, оптимальное число обучаемых.

Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных особенностей детей (7–12 чел.). В процессе АСПО каждому ребенку должна быть предоставлена возможность что-либо сделать, сказать и быть услышанным и понятым. Обычно класс делится на две-три подгруппы с переменным составом. Однако некоторые занятия рассчитаны на работу с целым классом.

Проведение занятий (два-четыре раза в месяц в зависимости от конкретных условий) возможно в 1-м, 2-м или 3-м классах с начала учебного года. Целесообразнее начинать в 1-м классе (с продолжением во 2-м классе), потому что в таком случае лучше обеспечивается благоприятная социально-психологическая адаптация в школе. За основу предлагаем взять примерное целеполагающее планирование "Уроков общения" (приложение), которое в зависимости от индивидуальных личностных и коммуникативных особенностей детей и условий в школе можно корректировать. Приведенное далее планирование базируется на следующем:

•        нравственные ценности, чувства и связанные с ними нравственные качества личности как компоненты коммуникативной компетентности должны быть предметом воспитания у детей дошкольного возраста;

•        в начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие.

В ценностно-смысловом компоненте идет развитие позитивного отношения ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательного отношения к другим людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.

В поведенческом компоненте ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений.

2.2 Изучение формирования коммуникативной компетентности на уровне среднего и профессионального образования

Анализ анкет обучаемых (испытуемых) на всех уровнях получения среднего и профессионального образования показал[6], что понятия «коммуникативная компетенция», «компетентность» они где-то слышали, читали, но точного определения никто дать не смог, хотя некоторые поверхностные суждения у студентов имеются. Интересно то, что в процентном отношении определенные позиции студентов и учащихся совпадают (например: «это умение общаться», «устанавливать контакты»), имеются представления об отдельных структурных элементах коммуникативной компетентности. В основном, респонденты отмечали следующие особенности коммуникативной компетентности: умение устанавливать социальное партнерство, речевая (языковая) культура, вербальное и невербальное общение. Этот уровень информированности студентов объясняется тем, что в отдельных учебных дисциплинах («Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Педагогическое общение», «Социология», «Психология») в профессиональных учебных заведениях данные понятия раскрываются, а в педагогических колледжах, университетах даже даются некоторые методики формирования общения (практическая, педагогическая психология, основы педагогического общения).

У студентов технических и гуманитарных вузов, как выявил эксперимент, представления о коммуникативной компетентности самые скромные.

Отмечено отсутствие хотя бы приблизительного определения коммуникативной компетенции у будущих юристов, ИТР и педагогов: их ответы расплывчаты, смутны, понимание сути коммуникативной компетентности едва улавливаются в контексте высказываний-рассуждений.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что эффективными способами формирования коммуникативной компетентности надо считать интерактивные формы преподавания.

В этой связи на этапе формирующего эксперимента нами включалась система интерактивных методов преподавания специальных дисциплин: «Психология и педагогика», «Этика делового общения», «Управление персоналом», «Этика бизнеса»; «Педагогический менеджмент», «Основы педагогического общения» и «Педагогические методики обучения речи и языку».

Исходя из анализа результатов проведенной работы, мы выстроили модель формирования коммуникативной компетентности на всех ступенях системы образования, где каждое звено этой системы решает проблемы развития общей и профессиональной культуры, а также развитие необходимых коммуникативных умений.

Эти умения необходимы и школьнику, и специалисту любого профиля, как средства социального и профессионального взаимодействия, взаимопонимания и согласованности действий в процессе трудовой деятельности и всей жизни в целом.


Заключение

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения педагогического мастерства и успешной профессиональной деятельности будущего педагога. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек.

Воспитательная функция, реализуемая в учебно-воспитательном процессе школы, говорит о том, что содержание и методики работы творческого объединения, внеурочной деятельности оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, на формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности и коллективизма.

Таим образом общение, и как основа общения – коммуникативная компетентность – являются основной составляющей процесса воспитания в школе.

В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идеи педагогики «сотрудничества», «диалога», «соуправления» с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессионально-педагогическому общению.


Литература

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. – 2007. - №7.
  2. Гапеенкова С.М. Коммуникативная направленность учителя, реализующего принципы Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 45-48.
  3. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании. // Классный руководитель. – 2003. - №5.
  4. Никонова О.В. Проблемы коммуникативной подготовки будущих учителей: В кн. Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития // Материалы 2-ой научно-практической конференции – Брянск: Издательство БГУ, 2003.
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально – психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989.
  6. Прозорова Е.В. Коммуникативная компетентность учителя. – М., 1998.
  7. Реан, А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащегося // Вопр. психологии. — 1983. — № 5. — С .58–61.
  8. Рогов Е.И. Психология общения. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336с.: ил.
  9. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования// Вестник ТГПУ. - 2006. - Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА. – с.126-127
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования  //Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М., 2002.


[1] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования  //Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М., 2002.

[2] Реан, А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащегося // Вопр. психологии. — 1983. — № 5. — С .58–61.

[3] Рогов Е.И. Психология общения. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336с.: ил.

[4] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования// Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА. – с.126-127

[5] Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. – 2007. - №7.

[6] Никонова О.В. Проблемы коммуникативной подготовки будущих учителей: В кн. Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития // Материалы 2-ой научно-практической конференции – Брянск: Издательство БГУ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинг как основа построения воспитательной работы в школе".

Цель: выявление способности учреждения образования содействовать развитию личности ребенка....

Презентация на тему "Основы воспитательной работы в адаптивной школе и её результат"

В презентации изложены основные моменты воспитательной работы в адаптивной школе...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...