Деловая игра "Приёмы критического мышления"
методическая разработка по теме

Федяева Екатерина Сергеевна

Целевая аудитория - преподаватели общеобразовательных дисциплин. Предмет экспериментальной апробации - технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Приёмы критического мышления».

Цель: освоение  приёмов технологии критического мышления.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями критического мышления;
  •  определить содержательные и структурные особенности приёмов критического мышления;

развивающие:

  • создать условия для практического применения навыков научно-исследовательской работы;
  • отрабатывать умения использования приёмов критического мышления;

воспитательная:

  • формировать  критический взгляд на обучение обучающихся.

Оборудование: раздаточный материал.

Предполагаемые результаты:

  •  ознакомление участников с дидактической системой по применению технологии критического мышления на уроке,
  •  рассмотрение условий доступности приёмов критического мышления для каждого педагога.

Ход занятия.

1. ВЫЗОВ.

Мозговая атака в группах. 

- Составьте толковник «Критическое мышление». Для этого

1) Выберите ведущего, контролирующего процесс работы, и секретаря, фиксирующего идеи (это может быть один человек). Каждый участник группы должен дать свои определения слов «критика» и «мышление». Секретарь фиксирует определения, указывая автора.  Нельзя  отвергать идеи.

  1. В течение короткого времени (2 минуты) обсудите идеи, зафиксированные на карточках, выберите лучшие (возможно, «дикие») и дайте развёрнутое определение: что такое «критическое мышление».
  2. Ведущие зачитают определения.

- Сверьте результат ваших логических умозаключений со словарными статьями.

Критика. – Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки. Не выдерживает никакой критики.

Мышление. – Высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления.

Критическое мышление – процесс познания объективной действительности путём обсуждения, разбора, оценивания.

Инсерт (чтение с пометами). 

Читается текст «Особенности технологии критического мышления».

« V » - отмечается то, что известно;

« - »  помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

« + » - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

« ? » - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

- Итак, в этом тексте вы, наверняка, обнаружили ранее известную информацию. Какую? А что понравилось и заинтересовало? Что вызвало сомнения?

Таким образом, вы самостоятельно определили предмет исследования «Приёмы критического мышления», основные задачи: 1) знакомство с технологиями использования приёмов критического мышления, 2) развенчание сомнений в эффективности их использования.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ.

Индивидуальное задание для участника игры, знакомого с технологией критического мышления.

Карточка-инструкция.

1)Дать названия приёмам, использованным на этапе вызова. Прокомментировать технологию применения.

2)Понаблюдать за работой групп. Определить способ работы.

Знакомство с теорией приёмом «зигзаг».

Карточки-инструкции для групп.

1.Выяснить, что такое кластер. Проиллюстрировать примером.

  1. Изучить технику применения синквейна. Представить шаблон, отражающий все признаки систематизатора: количество слов в строке, частиречную принадлежность слов, смысловое содержание последних двух строк.

3.Познакомиться с приёмом «Шесть шляп мышления». Составить цветовую презентацию, назвав отличительный признак каждой «шляпы» одним словом.

Генерализация.

Теоретики демонстрируют результаты поиска.

Проверь себя!

- Заполните кластер «Приёмы критического мышления».

- Составьте синквейн по тексту «Суть технологии критического мышления».

Возможный вариант синквейна.

Мышление.

Критическое, личностно-психологическое.

Обучает, развивает, воспитывает.

Автор призывает адаптировать личность.

Прогресс.

3. РЕФЛЕКСИЯ.

- Выскажите своё отношение к применению технологии критического мышления, используя один из способов «шести шляп мышления».

- Возьму на себя функции «синей шляпы». Да, технология КМ  применима не к каждому уроку и не во всяком классе в полном объёме. Но использование отдельных приёмов в рамках традиционного урока весьма эффективно. К тому же преподаватель, который всегда тратит много усилий для подготовки урока, на уроке получает результат в виде ответов обучаючихся, а не своих собственных умозаключений.

- Заканчивая занятие, проведу его структурный анализ.

Этапы занятия

Приёмы КМ

Применение

Вызов

Мозговая атака

Инсерт

Толковник

Чтение с пометами

Осмысление

Зигзаг

Кластер

Синквейн

Обучение сообща

Систематизация

Тренинг

Рефлексия

«Шесть шляп мышления»

Оценка эффективности использования технологии КМ

Сравнив эту таблицу с традиционной, предложенной в начале работы, вы заметите, что одни и те же приёмы могут видоизменяться и использоваться на разных этапах урока. Думаю, им не составит труда приспособиться и к разным предметам.

Творческих вам успехов!

Приложение 1.

Текст для чтения с пометами.

Особенности технологии критического мышления.

Общее образование не есть изучение предметов,

а   есть    развитие     личности     предметами  …

П. Ф. Каптерев

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Школа  выполняет социальный заказ: индивид на выходе должен обладать высоким уровнем адаптации в сложном окружающем мире.

      Технология развития критического мышления уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного социального взаимодействия: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

      Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

     Развитие у учащихся критического мышления способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

  В технологии развития критического мышления  выделяются три стадии:

1) вызов;

2) осмысление новой информации;

3) рефлексия.

Существуют конкретные приёмы для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления.

Этапы урока

Приёмы КМ

Вызов

Кластер

Индивидуальная (парная или групповая) мозговая атака

Осмысление

Инсерт

Зигзаг

Чтение с остановками

Перекрёстная дискуссия

Рефлексия

Кластер

Эссе

Синквейн

 Процесс самостоятельной деятельности на уроке увлекателен и эффективен. Его можно организовать как индивидуальную, парную или групповую работу. При этом  в ситуации коллективной мыследеятельности личностное проявление намного успешнее. Учащийся не только находит ответ на поставленный вопрос, но соотносит его с другими решениями, сравнивает и имеет возможность выбрать наиболее удачный или компромиссный. В группе учащиеся овладевают нормами общественных отношений.

Приложение 2.

Инструкция выполнения индивидуального задания.

Мозговая атака (мозговой штурм) – приём для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике.

Применение:

  1. Отбор группы для генерации идей (7-9 человек).
  2. Выбор ведущего, контролирующего процесс работы, и секретаря, фиксирующего идеи.
  3. Введение правила, запрещающего критику любой идеи.
  4. В течение короткого времени (10 минут) генерация идей в малых группах и их фиксация на карточках (создание «банка идей»). Группа сама ищет лучшую (возможно, «дикую») идею, распределяя все имеющиеся в 3 корзины: 1) всегда пригодные, 2) не всегда пригодные, 3) оригинальные.
  5. Чтение идей по очереди для большой аудитории.
  6. Классификация решений по категориям информации.

Инсерт – прием маркировки текста (чтение с пометками). Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

« V » - отмечается то, что известно;

« - »  помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

« + » - помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

« ? » - ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Использование чтения с пометками (инсерт) позволяет научить внимательному чтению; индивидуализирует и дифференцирует дальнейшую самостоятельную работу учащегося на основании тех пометок, которые делает читающий.

Зигзаг – обучение сообща.

Цель: изучение и систематизация большого по объёму материала.

Применение.

Предварительно разбивается текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на пять смысловых отрезков, то в рабочих группах должно быть пять человек.

Стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова, так как задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом.

На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдаются тексты различного содержания. Учащиеся работают с текстом, либо выделяя главное, либо составляя опорный конспект, либо используя одну из графических форм (кластер, таблицу). По окончанию работы учащиеся переходят в свои рабочие группы.

На стадии размышления в рабочих группах оказываются специалисты по каждой из предложенных тем. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы.

Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Приложение 3.

Тексты для экспертных групп.

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями.

Применение.

В центре листа пишется слово – широкое понятие (тема, проблема, имя и т.д.), далее вокруг этого слова записываются слова или фразы, или предложения, которые  являются первичными ассоциациями на данную запись – узкие понятия.

Пример.                          

                                                                 

                                                                                     

                                                                                     

 Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Цель: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Строгие правила составления синквейна таковы:

1.

(первая строка – тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2.

(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными);

3.

(третья строка – описание действия в рамках темы ТРЕМЯ словами-глаголами);

4.

(четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5.

(пятая строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы).

Пример составления синквейна по стихотворению А.А.Фета «Печальная берёза».

А.А.Фет.

Печальная берёза               (стоит)

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

 *Денница – утренняя заря.

Вариант синквейна.

Берёза.

Печальная, траурная.

Стоит, разубрана, радует.

Автор любит красу ветвей.

Восхищение.

                                                                                                                                                     «Шесть шляп мышления» - групповая дискуссия.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.

Применение: «Шесть шляп» – шесть разных способов мышления. Предлагается организовать шесть групп. Каждая из шести групп выбирает «шляпу» определённого цвета и анализирует ситуацию, проблему в соответствии со способом мышления, характерным для цвета выбранной шляпы.

Белая шляпа – белый цвет беспристрастен и объективен. Мышление в белой шляпе побуждает к установлению чёткого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Красная шляпа – символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Человек в красной шляпе отдаёт себя во власть эмоций, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».

Чёрная шляпа – чёрный цвет мрачный, зловещий, недобрый. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм. Мышление в чёрной шляпе не имеет отношения к решению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Жёлтая шляпа – солнечный жизнеутверждающий цвет. Жёлтая шляпа полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление. Образ мыслей человека в жёлтой шляпе – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.

Зелёная шляпа – символизирует творчество и расцвет новых идей. Что примечательно в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в её основе? Куда она нас приведёт? Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа – связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Задача синей шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему её человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой группы. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Приложение 4.

Кластер.

Синквейн.

1.

2.

3.

4.

5.